Эмоциональные качества личности

В процессе жизнедеятельности на основе внешних условий и генети­ческих предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональ­ные качества – эмоциональные особенности и свойства личности.

К эмоциональным особенностямличности относятся его эмоциональ­ная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реак­ций и их внешняя выраженность – экспрессивность. Эти свойства в зна­чительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности инди­вида.

Однако в процессе социализации его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные про­явления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоцио­нальную устойчивость, толерантность – способность к перенесению трудностей.

Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоцио­нальная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчиво­стью, у других – эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоцио­нальным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональ­ная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии – асинтонности (эмоциональной бесчувственности).

Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимиче­ские проявления свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и дина­мических особенностях психической деятельности.

Эмоциональные качества определяют психический облик индивида – образуют эмоциональный тип личности.Различают натуры эмоциональ­ные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

Люди эмоционального типа легко возбудимы, эмоционально впечатли­тельны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.

Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это чувствительно-пассивные типы. Они могут грешить, проливая слезы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами. Они живут в мире эмоций, не связанных с поведенческой активностью.

Страстные натуры эмоционально стремительны, высокодейственны, упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными или незначительными и даже вредными.

Эмоционально-фригидные типы –люди холодного рассудка. Их эмо­циональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.

Эмоциональность личности связана с ее нравственным, духовным по­тенциалом. В наслаждении и страданиях человека проявляется вся его личностная структура. Однако и владение эмоциями – одно из досто­инств человека.

Владеть своими эмоциями–не значит быть бесчувственным, это озна­чает управление эмоциональными реакциями. Неприятности стойко пе­реносятся теми, кто не допускает при этом внешних проявлений. Не очень храбрый человек, вставший в гордую позу и с воинственным ви­дом принявший вызов противника, – уже победитель своей робости.

Смелый человек не лишен чувства страха – он одарен властью над страхом. Владение своими чувствами – не подавление, а включение их в сложную систему эмоционально-волевой регуляции, придание им целе­сообразной направленности.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию эмоции.

2. Структура эмоционального явления.

3. Функции эмоций.

4. Физиологическая основа эмоций.

5. Принципы классификации эмоций.

6. Понятие об аффекте, его особенности.

7. В чем отличие физиологического и патологического аффектов?

8. Характеристика эмоциональных состояний - чувства, настроение.

9. Охарактеризуйте фундаментальные эмоции.

10. Понятие о стрессе, дистрессе и эустрессе.

11. Фрустрация, психологические защиты.

12. Копинг-стратегии и их виды.

13. Эмоциональные качества личности.

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов

51. Сильное и стойкое эмоциональное состояние, захватывающее человека и владеющее им, называется

а) настроением

б) чувством

в) аффектом

г) страстью

д) инстинктом

52. Эмоциональное состояние, характеризующееся длительностью и окрашивающее все поведение человека, называется

а) аффектом

б) чувством

в) страстью

г) волей

д) настроением

53. Сильное эмоциональное состояние, характеризующееся бурным протеканием, нарушающее волевой контроль и изменяющее состояние сознания, называется

а) инстинктом

б) аффектом

в) страстью

г) настроением

д) чувством

54. Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, сопровождающееся дезорганизацией сознания и деятельности, называется

а) стрессом

б) аффектом

в) стыдом

г) удивлением

д) фрустрацией

55. К видам эмоциональных процессов, классифицируемым по интенсивности и продолжительности переживания, относят

а) аффект

б) удивление

в) стресс

г) настроение

д) чувства

56. К особенностям настроения относятся

а) слабая интенсивность

б) кратковременность

в) ясность, отчетливость переживания

г) отсутствие влияния на мысли и действия

д) ситуационный характер

Глава 5

Деятельность.

Потребностно-мотивационная сфера

Эмоциональные качества личности - student2.ru Деятельность человека – сложное явление. Различные стороны ее изучаются различными науками: биологией, социологией, философией, историей и др. Психология изучает психическую сторону человеческой деятельности. Под деятельностью в психологии понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Речь идет не просто об активности человека, а о такой активности, которая направлена на достижение цели, сформулированной и осознанной самим человеком как важной лично для него. Психологическая наука придает большое значение изучению самой деятельности, но и ее влияния на развитие человека с момента его рождения и на протяжении всей его жизни. Развитие человека происходит в процессе его активного взаимодействия с окружающим миром – с людьми природой культурой. Это взаимодействие оказывается возможным благодаря человеческой деятельности. Деятельность позволяет человеку проявить активное отношение к действительности. Именно деятельность устанавливает реальную связь между человеком и миром, его окружающим. Через деятельность человек может воздействовать на природу, вещи, других людей и самого себя. В деятельности развиваются ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, формируются знания, возникают новые интересы, эмоциональные, волевые, умственные и нравственные свойства человека. Именно в деятельности, в различных ее видах развиваются общие и специальные способности, таланты человека. Без упорной целенаправленной деятельности в определенной области нельзя развить никакую способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками. Не случайно великий отечественный химик Д.И. Менделеев утверждал, что «…нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Структуру деятельности можно представить виде такой условной схемы:

Эмоциональные качества личности - student2.ru ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Эмоциональные качества личности - student2.ru Эмоциональные качества личности - student2.ru Эмоциональные качества личности - student2.ru

Эмоциональные качества личности - student2.ru Эмоциональные качества личности - student2.ru Эмоциональные качества личности - student2.ru

ЦЕЛИ ДЕЙСТВИЯ НАВЫКИ

Эмоциональные качества личности - student2.ru Эмоциональные качества личности - student2.ru МОТИВЫ ДВИЖЕНИЯ УМЕНИЯ

ПОТРЕБНОСТИ ЗНАНИЯ

Жизненный путь человека тесно переплетен с его деятельностью. Именно в активном взаимодействии с миром природы и миром людей приобретается жизненный опыт, формируется социальная позиция человека, его личностные и профессиональный качества. Какой бы деятельностью не занимался человек – научной, лечебной, педагогической, спортивной, организационной, общественно полезной, художественной, - он является деятелем, созидателем, творцом. Деятельность - это целенаправленная активность, при которой человек добивается сознательно поставленной цели. Деятельность включает в себя как внешнюю, так и внутреннюю активность. Внешняя активность выражается в определенных движениях и действиях. Внутренняя психологическая активность проявляется в активности мышления, восприятия, чувств, воли, воображения, отношения, интереса. Внешняя и внутренняя деятельность между собой взаимосвязаны. Психические явления начинаются с деятельности внешней (практической), а затем переходят во внутреннюю, или психическую. Связь практической и психической деятельности осуществляется посредством двух процессов:

· Интериоризация – переход из внешней во внутреннюю деятельность

· Экстериоризация – переход внутренней во внешнюю деятельность (объективизация деятельности).

Условия освоения деятельности

Любая деятельность может быть освоена на любом уровне:

1. Знания – опыт, накопленный человеком и закрепленный в слове. Могут быть теоретические и практические.

2. Навыки – это освоенные до степени автоматизма способы употребления определенных средств деятельности, – внешних орудий или органов собственного тела как проводников актив­ности. По признаку автоматизированности к навыкам могут быть отнесены шаблонно воспроизводимые операции в трудовой, учебной, бытовой, спортивной, художественной деятельности. Но автома­тизации подвергается при этом не вся деятельность, а лишь отдельные ее элементы, некоторые способы употребления средств деятельности. Так, автоматизируется соблюдение орфографиче­ских правил, способы написания и соединения букв в слове, но сам процесс письма остается целенаправленным, преднамерен­ным действием. Закономерности навыков:

· Интерференция – сформированный навык в одном действии тормозит формирование другого навыка (переучивание).

· Перенос – навык освоенный в одном действии становится благоприятным фактором для формирования навыка в другом действии (усвоение иностранных языков).

3. Умение – сочетание и навыка и практики, мастерство, высокий уровень профессионализма. К умениям относится освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия. В отличие от навыков, каждый из которых образован серией автоматически следующих друг за другом «команд», обусловленных знаниями человека, умения проявляются в осознанном использовании человеком определенных «команд». В результате этих «команд» нередко извлекаются весьма сложные навыки, комбинация которых ведет к достижению цели.

Структура и внутренней и внешней деятельности одинакова:

1. Операционально-технический компонент (действия, операции).

2. Потребностно-мотивационный компонент (личностный). Связан с потребностями и мотивами личности. Деятельность всегда направлена на достижение цели и всегда мотивирована (ради чего).

Действие – элемент деятельности, определяемой простейшей целью, и направленный на достижение этой цели. Человеческая деятельность проявляется в форме действия или цепи действий. Например, трудовая дея­тельность существует в трудовых действиях, учебная де­ятельность – в учебных действиях и т. д. Деятельность и действие представляют собой не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, мо­жет переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая, таким образом, свою относительную самостоятельность.

Действие может быть как внешним, выполняемым с помощью внешнего двигательного аппарата, так и внутренним, выполняемым в уме.

Внешние предметные действия направлены на из­менение состояния или свойств предметов внешнего ми­ра.

Внутренние умственные действия – это действия, выполняе­мые во внутреннем плане сознания. Умственные действия обязательно включают и моторно-двигательные компо­ненты. Умственные действия подразделяются на перцеп­тивные (формируют целостный образ восприятия пред­метов и явлений), мнемические (обеспечивают запоминание, хранение и воспроизведение информации), мыслительные (обеспечивают решение задач), имажитивные (благодаря им возможно воображение в процессе творчества).

Действия классифицируются:

· Непроизвольные действия –неосознанные, не подчиненные общей цели реакции, например, на шум за окном, поведенческие реакции в ситуации аффекта, импульсивные действия. Импульсивные (инстинктивные) действия характерны для новорожденных детей, простые импульсивные действия присущи и взрослым – мгновенная реакция на полученное воздействие (отдергивание руки от проводника с электрическим током).

· Произвольные действиянаправлены на достижение поставленной цели и предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее осуществление.

· Волевые действияпредставляют такую разновидность произвольных действий, которые требуют преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели.

1. Сложное волевое действие включает в себя целый ряд более простых. Основой усложнения действий является то, что не каждая цель может быть достигнута сразу.

2. Простое волевое действие контролируется вниманием, но не требует специального осмысления. В ряде случаев простое действие может образоваться из сложного путем частых повторений.

· Сознательное действие с непредвиденным результатом – характеризуется положительным мотивом и целью, но неожиданно негативным результатом.

· Нечаянное действие(поступок) – действие, совершенное без соответствующего мотива и без соответствующей цели.

· Умышленное действие– мотив, цель и средства для достижения цели носят отрицательный характер, это продуманное и тщательно планируемое действие.

· Импульсивное действие – совершается по первому побуждению, когда человек недостаточно серьезно обдумал возможные последствия.

· Внушенное действие– не имеет мотива, цель его возникает под влиянием других людей, а не на основе собственных потребностей, интересов, чувств.

· Бесполезное действие– действие, совершаемое просто так, возникающее само по себе. Такое действие называется шалостью: дети бьют пустые бутылки.

· Автоматизированное действие направлено к сознательно поставленной цели, в отличие от волевого оно не требует пристального контроля сознания и активного внимания. Сознание осуществляет суммарную функцию самонаблюдения, самоконтроля. При неправильных действиях тут же включается сознание и ошибка исправляется. В процессе обучения все выполняется под пристальным контролем сознания, а затем действия становятся привычными и носят автоматизированный характер.

Операции – способы выполнения действия и характеризуют техническую сторону выполнения действий. Совершить действие, т. е. достичь одну и ту же цель можно несколькими способами (совершить разные операции). Операции характеризуют техническую сторо­ну выполнения действия, то, что называют «техникой», ловкостью, сноровкой, относят почти исключительно к уровню операций. Характер используемых операций зависит от ус­ловий, в которых совершается действие. Если действие подчинено цели, то операция – условиям, в которых эта цель дана. При этом под «условиями» подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние свойства самого действующего субъекта. Операции бывают двух видов:

1. Возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания. Эти операции практиче­ски не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных условиях.

2. Возникают из действий путем их автоматиза­ции. Эти операции находятся на границе сознания и могут стать ак­туально сознаваемыми: осознаваемость (неосознаваемость) операций означает подвижность границы между операциями и действиями.

Деятельность человека представляет собой в структурном и функциональном отношении сложно организованную систему. Главным источником активности человека являются его потребности. Под потребностью понимают такое внутреннее состояние человека, при котором он испытывает надобность, нужду в том, что необходимо для поддержания организма, для развития личности и для жизни в обществе. Потребность заставляет человека активно действовать. Например, потребность в пище заставляет человека достать ее и съесть. Потребность в общении побуждает взаимодействовать с другими людьми, эстетическая потребность – слушать музыку и т.д. Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает к поиску предмета ее удовлетворения, к совершению определенной деятельности. Потребности играют роль внутренних регуляторов поведения и деятельности человека. Они заставляют людей действовать, ставить перед собой цели и стремится к их достижению. Потребность оказывает влияние на чувства, мышление и волю человека. Удовлетворение потребностей вызывает приятное чувство, неудовлетворенная потребность вызывает неприятное чувство. По этому поводу видный отечественный психолог Д.Н. Узнадзе (1940) писал: “В случае, когда удовлетворение потребности затрудняется, когда потребность непосредственно не реализуется, она проявляется в сознании субъекта в виде специфического содержания. Со стороны субъекта оно переживается в виде чувства не­удовлетво­ренности, содержащем в себе моменты возбуждения и напряжения, а с объектив­ной стороны – в виде определенных предметных содержаний, побуждающих к дейст­вию”.

Потребности человека формируются в процессе воспитания и самовоспитания, т. е. приобщения к миру человеческой культуры. Потребности могут быть осознанными, и тогда они проявляются в форме мотивов поведения, а могут и выступать в форме влечений или малоосознанных по­буждений, когда человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние напряженности и беспокойства.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осо­знаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено дей­ствие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потреб­ность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (са­мого субъекта), то это и будет цель.

Цель является основным объектом внимания, который занимает определен­ный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачиваю­щийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевоз­можных эмоциональных переживаний. Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Осознание челове­ком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как пер­спектива личности.

Объективная сторона потребности – это нехватка чего-либо, состояние напряженности. Субъективная – по­явление соответствующих ей образов, слов и пр., а так­же предвосхищение ожидаемого удовольствия, наслаждения (в этом случае говорят о наличии «жела­ния») или предвосхищение грядущего страдания от не­возможности удовлетворить актуальную потребность (это ожидание вызывает страх).

Классификация потребностей

В истории психологии были попытки свести все потребности человека к одной – первичной и основной. Так в психоаналитических работах Фрейда и Адлера это соответственно «либидо» и «танатос»).

В то же время в классификации потребностей Мюррея насчитываются более 140 потребностей человека.

Польский философ Ю. Петер утверждал, что в ходе истории наиболее часто у людей вызывали соперничество следу­ющие причины: средства к существованию, свобода, сек­суальный партнер, вера (убеждения, идеалы).

Потребности различают по происхождению (ес­тественные и культурные) и по предмету (материальные и духовные). Отечественный психолог А. Н. Леонтьев разделяет потребности на низшие (органические или биологические) и высшие: ма­териальные и духовные (познавательные, эстетические, в общении, труде).

Российский социолог проф. И.В. Бестужев-Лада рассматривает несколько оснований для классификации потребностей:

· генетическое (потребности: природные, природно-приоб­ретенные, социогенные);

· по сферам жизнедеятельности общества (по­требности: ма­териальные, духовные, социальные, поли­тические);

· по объекту удовлетворения (потребности: институцио­нальные, личностные);

· по субъекту удовлетворения (потребности: ­ групповые, общечеловече­ские, индивидуальные);

· по сферам жизнедеятельности личности (по­требности: фи­зиологические, интеллектуальные, психо­логические);

· по циклам (потребности: суточные, годовые).

Среди потребностей индивида проф. Бестужев-Лада выделяет и такие:

1) самосохранения (питание, одежда, жилище, здоровье, секс);

2) самосоциализации (принятый высший стандарт питания, одежды, жилища, сексуальной жизни, моды, комфорта, физической привлекательности, принадлежно­сти к определенной группе привычного образа жизни);

3) самоутверждения (коммуникация, социальные гарантии, статус, обеспечение, эффективность социаль­ных институтов, дружба, любовь);

4) саморазвития (научно-техническое, обще­ственно-политическое, художественно-эстетическое);

5) самовыражения (творчество, активность, дея­тельность);

Польский психолог К. Обуховский рассматривает следующие потребности человека:

· биологические (обеспечивают физиологическое функционирование организма);

· личностные (обеспечивают правильное разви­тие личности и полную ее реализацию в зрелой жизни): познавательные, эмоционального контакта, смысла жиз­ни;

· индивидуальные (отражают личностные особенности отдельного человека, его личный опыт, отражают зависимость человека от определенных условий): привычные (динамические стереотипы), наркоманические, болезненные, концептуальные (идеологический строй мысли).

Иерархия потребностей

Потребности человека развиваются: расширяются, специализируются и гуманизируются. На развитие потребностей влияют характер производства, господствующий в данном обществе, способы удовлетворения потребностей, индивидуальный опыт.

Эмоциональные качества личности - student2.ru Существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Это показал А. Маслоу в своей иерархической теории потребностей (рис. 1).

Рис. 1. Иерархия потребностей по А.Маслоу.

По мнению А. Маслоу, врожденное стремление к развитию, присущие каждому человеку, приводит к тому, что он старается применить и реализовать свои унаследованные потенциальные возможности. Этот путь открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей. Основополагающая мотивация может проявиться полностью только у тех, кто достиг определенного уровня самоуважения.

Развитие потребностей идет в следующей последовательности: физиологические, в безопасности (физио­логической и психологической), в привязанностях; (любви, привязанности к группе), в уважении (одобре­нии, благодарности, признании, компетентности), когни­тивные и эстетические (в порядке, справедливости, красоте, симметрии), в самореализации.

Выбор когнитивной деятельности может быть адекватно осуществляться только тогда, когда организм в оптимальной степени активирован и его элементарные потребности удовлетворены. Смертельно голодный человек не старается «чем-то заняться», и еще меньше он стремится заняться такой деятельностью, в которой он смог бы проявить свою компетентность. Он думает только о том, чтобы найти какую-то, не важно какую, пищу, – он ее проглотит невзирая ни на что. Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Теория Маслоу обращает особое внимание на то, что высшие потребности не могут проявиться, если более примитивные не были удовлетворены.

Побудительные причины действий человека связаны с удовлетворением определенных потребностей, называют мотивом. Мотив (фр. motif – побуждение)это то, что нас побуждает деятельность человека, ради чего она совершается, это: 1) совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяю­щих ее направленность; 2) предмет, ради которого дея­тельность осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков лично­сти.

Мотив выполняет направляющую функцию, фун­кцию смыслообразования (придает деятельности лично­стный смысл), функцию контролирования (через механизм «эмоциональной коррекции» поведения – эмо­ции оценивают личностный смысл происходящих собы­тий).

Мотивы всегда, так или иначе, связаны с процес­сами познания: восприятием, мышлением, памятью и речью. Мотивы это потенциально осознаваемые (т. е. способные стать осознанными) стимулы поведения.

Мотив возникает при реализации потребности в ходе поисковой активности, когда объект активности превращается в «предмет потребностей». Следовательно, развитие мотивов происходит через изменение и расши­рение круга деятельности.

Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека.

Прояснению связи теоретического аспекта анализа мотивации с другими аспектами, в частности, психодиагностическим и прогностическим, может способствовать обращение к другому аспекту анализа мотивов – типологическому. К настоящему времени описано столько мотивационных типологий, что наряду с типологией мотивов можно представить определенную типологию типов мотивационных структур, среди которых можно выделить:

· Мотивы – интересы,

· Мотивы – направленности личности,

· Мотивы – функциональные тенденции.

Они отличаются следующими характерными признаками:

Во-первых, степенью глубины – поверхностности тех субъективных содержаний, которые составляют объективный смысл мотива. Так, предмет такой мотивации как гурманство, составляют пищевые структуры; они достаточно четко определяемы и лежат на поверхности феноменального поля субъекта. В противоположность, например, стремлению к счастью, которое представляет собой глубоко лежащее и разноречивое образование, доходчиво не описанное в науке.

Во-вторых – широтой объективной действительности, на которую распространяется их действие. Одни мотивы не выходят за рамки более или менее очерченной сферы, например, социальной, товарной, мира идей или определенного круга предметов и действий. Другие мотивы не знают границ, даже в пределах всего мироздания.

В-третьих, устойчивостью – ситуативностью возникновения и реализации мотива. Устойчивость в большей степени зависит от характеристик субъекта, динамических параметров его мотивации, порождаемых потребностью; ситуативность определяется преимущественно параметрами деятельности, валентностью ее объектов для субъекта.

В-четвертых, характером действительности, в которой помещается побудительный фактор. В принципе, их можно разделить на три группы, опираясь на характер преимущественного побуждающего момента:

1. Побуждающий фактор заключен в определенной сфере объективной действительности, конкретно говоря – в объекте.

2. Побуждающий фактор – желаемое субъективное состояние.

3. Побуждающее начало – определенная форма активности, тип предпочитаемого поведения.

По уровню содержания и направленности мотивы деятельности личности делятся на:

· Низшие мотивы – инфантильно-гедонические, при которых деятельность личности определяется стремлением получить удовольствие, в основном в сфере физиологических потребностей; эгоистически-утилитарные, при которых побуждения к деятельности связаны со стремлением извлечь личную выгоду, часто в ущерб деятельности окружающих.

· Высшие мотивы – подлинно альтруистические, при которых личность стремиться принести как можно больше пользы обществу, не думая при этом о личной выгоде. От подлинно альтруистических мотивов поведения следует отличать псевдоальтруистические, когда стремление принести пользу окружающим связано с желанием получить ответную выгоду.

Когда мотив недостаточно осознается, человек испытывает влечение, которое всегда носит смутный характер, выражает недостаточно отчетливо осознанную потребность человека. Желанием называется ясное осознание потребности, при этом осознаются не только объекты желания, но и пути их достижения.

У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных или даже противоречивых мотивов деятельности, вступающих в конкуренцию между собой – борьба мотивов – включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за или против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать.

Мотивы следует отличать от мотивировок. Моти­вировка – это рациональное объяснение субъектом при­чин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной (значимой) группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. С помощью мотивировки личность иногда оправ­дывает свои действия и поступки, приводя их в соответ­ствие с нормативно задаваемыми обществом способами поведения в данных ситуациях и своими личностными нормами. Мотивировка может иногда сознательно исполь­зоваться субъектом для маскировки действительных мо­тивов своего поведения.

Понятие «мотивация» используется в психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, интересы и пр.), и как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую актив­ность на определенном уровне.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологиче­ские свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятель­ства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Мотивация представляет собой процесс непрерывного выбо­ра и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оцени­вать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированностъ. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.

Иерархизированность мотивов связана с тем, что одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – сла6ее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Теории мотивации

В соответствии с разделением потребностей на естественные и культурные, различают также первичные виды мотивации, или биологические побуждения, и мо­тивацию, имеющую лишь отдаленное отношение к выжи­ванию.

1) Теория биологических побуждений

Голод, жажда, потребность в кислороде и др. – первичные потребности, удовлетворение которых жиз­ненно важно для всех живых существ. Любое нарушение, например, в балансе воды автоматически приводит к по­явлению соответствующей потребности. Возникшее вслед за потребностью побуждение вызывает серию координи­рованных действий, направленных на восстановление равновесия. Чем дольше баланс нарушен, тем сильнее активизируется организм. Равновесие восстанавливается после удовлетворения потребности. Вслед за этим исче­зают и вызванные этой потребностью побуждения и ак­тивация.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Гомеостатическое поведение – это поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызывающей ее потребности.

2) Теории оптимальной активации

Иногда организм стремится ослабить уровень ак­тивации, вызванной появлением какой-либо потребности, но в то же время стремится усилить активацию, когда она слишком слаба.

3) Когнитивные теории мотивации

Считается, что человек постоянно активен, чем-то занят и, в большинстве случаев, решает сам, что будет делать. Чтобы сделать выбор, он прибегает к про­цессу мышления.

Р. Боллес рассматривает мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм чаще всего выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическом или эмоциональному состоянию, воспоминанию или пришедшей на ум мысли. Наши поступки могут мотивироваться внутренне и лучших результатов скорее добиваются те, кто осозна­ет, что сам организовал и регулирует свою работу. Внешнее поощрение скорее уменьшает внутреннюю мотивацию.

Согласно теории атрибуции чело­век, анализируя мотивы своих поступков, объясняет их либо влиянием внешних обстоятельств, либо своими лич­ными особенностями, в частности внутренней мотива­цией.

Мотивированное поведение

Как характеристика личности

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем стано­вятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его лич­ности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избе­гания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других лич­ностных черт. Например, установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных

Наши рекомендации