Психологическая характеристика воображения

Воображение – процесс преобразования представления, отражающего реальную действительность и порождение на этой основе новых образов, являющихся продуктами творческой деятельности. Воображение является основой, так называемого образного мышления человека, равно как и творческого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредст­венно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Воображение может, далее, предвосхищая бу­дущее, создать образ, картину того, чего вообще не было.

Воображение помогает человеку не только преобразовы­вать действительность. С его помощью человек способен ярко, метафорически выразить свою мысль, воспроизвести эмоцио­нальное состояние или строй мыслей другого человека, прими­рить непримиримые, на первый взгляд, явления или точки зре­ния. Воображение – это созидательный процесс, и в нем прини­мают участие многие психические процессы, особенно мышле­ние, память и восприятие.

Воображение является особой формой психической дея­тельности и занимает как бы промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Традиционно его рас­сматривают как самостоятельный психический процесс. Одни психологи склонны отождествлять воображение с мышлением, другие – представлениями памяти. В последнее время обозна­чился даже такой подход: воображение – это комбинация не только образного, но и абстрактного содержания. Возможно, что не стоит резко менять устоявшиеся взгляды на воображение, поскольку утверждение, что воображение поглощается мышле­нием или представлениями, а также мнение о формировании воображения на абстрактном материале пока остаются недока­занными.

Подобно мышлению, воображение – это аналитико-синте­тическая деятельность, которая осуществляется под направ­ляющим влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств и переживаний, которые владеют человеком в данный момент.

Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуа­ции, когда требуется быстрый поиск решения, опережающий конкретные практические действия по ее разрешению (опере­жающее отражение), что также характерно и для мышления. Однако в отличие от мышления, где опережающее отражение действительности происходит путем оперирования понятиями, в воображении происходит в конкретно-образной форме – в виде ярких представлений. Таким образом, в проблемных ситуациях существует две системы образов (воображение) и организован­ная система понятий (мышление).

Возможность выбора и реконструкции образов (представ­лений) или возможность новой комбинации понятий обеспечи­вают человеку пластичность приспособления к жизненным си­туациям. В зависимости от обстоятельств, которыми характери­зуется проблемная ситуация, одна и та же задача может ре­шаться как с помощью воображения, так и с помощью мышле­ния. Особенно велика роль воображения в ситуациях неопреде­ленности, когда нет той нужной полноты знаний, которые необ­ходимы мышлению.

Образы воображения создаются различными спосо­бами:

· Создание образа о какой-либо части предмета, его свойстве или отдельном признаке. Основу этого процесса со­ставляет анализ в форме мысленного выделения части или свой­ства объекта, их отвлечения от целого с определенной познава­тельной или практической задачей (например, гоголевский «Нос»);

· Агглютинация – «склеивание», синтез различных свойств и частей предметов, несоединяемых в повседневной жизни (сказочные русалка, кентавр и т.д.). Это очень распро­страненный способ преобразования действительности. Он нахо­дит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве. Так, Л. Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие – у ее сестры Тани, только в резуль­тате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться та­кой на редкость целостный образ Наташи;

· Гиперболизация – увеличение вели­чины предмета или его отдельных частей, а также увеличения количества некоторых частей объекта, наделения объекта значительно большим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта (ска­зочные великаны, богатыри, многорукие богини). Таким образом, отклонение от действительности, фантастические большие размеры служат для того, чтобы рельефнее выявить и ярче осветить определенное явление, свойство или сторону дей­ствительности;

· Миниатюризация (преуменьшение) –способ создания образа воображения путем преуменьшения целостных образов объектов из отдельных свойств и психологических качеств. Иногда имеет мест сочетание миниатюризации и гиперболизации, когда в создании образа одновременно применяются и приемы увеличения и приемы уменьшения;

· Акцентирование – подчеркивание каких-либо отдель­ных признаков. Оно достигается часто посредством сдвига, из­менения пропорций. Этим приемом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она ме­тит; но она утрирует те или иные его черты, иначе она не была бы карикатурой. Акцентирование в художественном творчестве, в рекламе, в имиджелогии достигается путем многократного повторения каких-либо устойчивых выразительных признаков, чем достигается индивидуализация образа, его незабываемость;

· Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко. Схематизациязаключается в исключении каких-то свойств или качеств, присущих определенному предмету, лицу. Говоря о достоинствах схематизации, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что художник достигает должной выразительности объекта, если избавит его от лишних, второстепенных деталей, мешающих восприятию того характерного, что свойственно изображаемому объекту (типичный герой в типичных обстоятельствах). Хо­роший пример схематизации – создание художником орнамента, эле­мен­ты которого взяты из растительного мира;

· Реконструкция объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе. Этим приемом активно пользуются археологи, специалисты по чрезвычайным ситуациям и т.п., его используют при восстановлении исторических лиц по сохранившимся останкам (работы М.М. Герасимова по созданию портретов Ивана Грозного, Тамерлана и др.);

· Типизация – выделение существенного, повторяюще­гося в однородных явлениях с воплощением его в одиночном образе. Образ воображения обычно является наглядным образ­ным носителем какого-то более или менее осознанного замысла. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической);

· Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет);

· Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел (Алиса в зазеркалье).

· Аналогия– это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

· Противопоставление – наделение предмета признаками, свойствами, противоположными известным. "Сделай наоборот". Например, сделать неподвижное подвижным. Как в сказке "По щучьему велению" – печка едет, ведра ходят.

Функции воображения

1. Формирование внутреннего плана дейст­вий. Так, врач хирург вначале представляет мысленно весь план подготовки и проведения операции, «проигрывает» воз­можные варианты действий, в том числе воображает и практи­ческие действия в операционном поле. Лишь после происходит переход к конкретным манипуляциям;

2. Планирование и программирование дея­тельности. Любая деятельность выполняется на основе страте­гических и текущих планов, подборе способов их реализации, оценке правильности полученных результатов. Эта функция от­ветственная не только за текущую деятельность, но и за высшие уровни, – например, составление жизненных планов, выбор и оценка стилей поведения и т.д.

3. Произвольная регуляция познаватель­ных процессов (восприятия, внимания, памяти).

4. Регулирование эмоциональных состоя­ний. При помощи воображения человек способен в той или иной мере удовлетворить многие потребности. При невозможности их реализации возникают состояния напряженности, страха, тревоги, эмоционального возбуждения. В этих случаях вообра­жение замещает предмет потребности, временно снижает отри­цательные эмоции. Однако если потребность не удовлетворя­ется слишком долго, воз можно возникновение патологических состояний, когда идеальный образ заменяет реальный мир;

5. Представление действительности в образах для решения задач. В этом случае воображение выступает как составная часть мышления. Зачастую перевод знаково-симво­лических условий задачи в образный план уменьшает время ре­шения и позволяет получить результат сразу в целостном виде;

6. Управление психофизиологическими и соматическими состояниями. Как это не покажется странным, но воображение – это самый «нематериальный» процесс – тесно связан с рабо­той многих соматических систем организма. Так, с помощью тренированного воображения можно менять ритм дыхания, час­тоту пульса, артериальное давление, температуру тела и другие показатели. Под влиянием воображения у человека может про­явиться невиданная физическая сила, возникнуть нарушения или полная потеря речи, моментально исчезнуть хроническое заболевание и т.д.

Наши рекомендации