Межполушарная асимметрия мышления
Спецификой «правополушарного» мышления многие авторы считают готовность к целостному и одномоментному восприятию мира со всеми его составными элементами.
С «левополушарным» мышлением связывается, напротив, способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит соответственно аналитический, а не синтетический характер. Благодаря правому полушарию как бы сам по себе складывается целостный образ мира, а левое постепенно и кропотливо собирает модель мира из отдельных, но тщательно изученных деталей. Мозг, разумеется, функционирует как единое целое, интегрируя оба типа мышления как взаимодополняющие компоненты.
Психологи констатируют доминирование лево- или правополушарного мышления в зависимости от различных условий, что и определяет психологические особенности субъекта. Американские исследователи показали, что структуры мозга, ответственные за функции речи, располагаются в мозге мужчин более асимметрично, чем в мозге женщин. Эти результаты существенно дополняют известные сведения о языковых структурах мозга, изучение которых началось еще в середине XVIII века. Шейвиц и его коллеги установили, что при решении языковых задач у мужчин активизируются участки лишь в одном полушарии, а у женщин – в обоих.
Психологическая характеристика Речи
У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Но во всех случаяхсигналы запускают врожденные поведенческие реакции и связаны с конкретной ситуацией, на которую животные реагируют механически. Такого рода сигналы есть и у человека, например, крики боли или непроизвольное восклицание, предупреждения об опасности. Человеческая речь отличается от средств общения других животных тем, что позволяет передать представление о том, чего в наличной ситуации нет. Использование языковых средств вербальной коммуникации относится к важнейшим видовым свойствам человека и является специфической чертой человеческого общества.
Речь – процесс передачи информации, пользующийся средствами языка. Речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли посредством языка. Язык – система условных знаков (кодов), с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенный смысл и значение. Овладевая в процессе онтогенеза языком, человек овладевает процессом вербального общения. В речи выражается психология отдельно взятого человека, а в языке отражается психология целого народа, говорящего на данном языке. В процессе общения человек использует лишь часть языкового богатства. Речь является формой выражения мышления.
Что касается физиологических механизмов речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга. Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, воспринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые сигналы, с другой – произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.
Один из таких центров (слуховой центр Вернике) обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение. При поражении его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется, Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объединяющая работу этих центров деятельность коры в целом.
Функции речи
1. Общение – главная функция речи. Это средство передачи знаний, опыта, мыслей, мнений, эмоциональных состояний, отношения к себе самому и окружающему, а также побуждение к действию и (или) взаимодействию (инициация к действию, активности, поведению). Внешнее речевое поведение направлено на установление и поддержание контактов с другими людьми. С помощью речи можно более или менее передать эмоциональный характер информации.
2. Сигнификативная функция – обозначение предметов, явлений, качества, свойства, связей и т.п., что отличает речь от информационных звуков животных. Последние выражают состояние животного: голод, страх, довольство, опасность, боль и т.п.
3. Обобщение – слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Средство образования, развития и выражения мыслей, отражение существенных свойств, качеств, явлений, абстрагирование от их конкретных признаков
Классификация речи
I. Вешняя речь – служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак – доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.
1. Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер. Собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи – уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.
2. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи – ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности – достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.
Письменная речь – предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменяют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Письменная речь, как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.
II. Внутренняя речь– это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Внутренняя речь – словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других. В связи с переходами внутренней и внешней речи выделяют:
1. Экспрессивную речь – начинается с замысла, а затем проходит стадию внутренней речи, потом переходит в стадию развернутого внешнего высказывания – устного или письменного.
2. Импрессивную речь – начинается с восприятия сообщения через слух или зрения, затем проходит стадию декодирования и завершается формированием во внутренней речи схемы сообщения и его понимания.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику мышлению как познавательному процессу.
2. Физиологическая основа мышления.
3. Основные мыслительные операции.
4. Характеристика параметров мышления.
5. Фазы мыслительного процесса.
6. Принципы классификации видов мышления.
7. Особенности творческого мышления.
8. Индивидуальные различия в мышлении.
9. Что вы знаете о межполушарной ассиметрии?
10. Покажите взаимосвязь процессов мышления и речи.
11. Расскажите о функциях речи.
12. Классификация речи.
Тестовые задания
Выберите один или несколько правильных ответов
34. К мыслительным операциям относятся
а) суждения
б) анализа
в) абстрагирования
г) синтеза
д) обобщения
35. Умозаключение относится к
а) мыслительным операциям
б) формам мышления
в) факторам, влияющим на мышление
г) видам мышления
д) механизмам мышления
36. Выделение общего и различного между объектами
а) сравнение
б) обобщение
в) анализ
г) синтез
д) абстракция
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37. Вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами
а) наглядно-образное мышление
б) наглядно-действенное мышление
в) теоретическое мышление
г) абстрактно-логическое мышление
д) действенное
38. Теоретическое и практическое мышление различают
а) по типу решаемых задач
б) по характеру обобщений
в) по активности субъекта
г) по ведущему анализатору
д) по способу решаемых задач
39. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов выражается такое качество мышления, как
а) широта
б) глубина
в) самостоятельность
г) гибкость
д) темп
40. Умение изменять намеченный ранее путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения, признается как такое качество мышления
а) гибкость
б) самостоятельность
в) широта
г) глубина
д) оригинальность
41. Установите соответствие между разновидностью речи и ее характеристикой
А). Диалогическая речь Б). Монологическая речь В). Внутренняя речь Г). Письменная речь | 1. Предполагает отсутствие обратной связи с собеседником, не имеет дополнительных средств воздействия на воспринимающего 2. Речевой процесс, недоступный восприятию других людей 3. Изложение системы мыслей, знаний одним лицом 4. Беседа двух или нескольких лиц |