Межполушарная асимметрия мышления

Спецификой «правополушарного» мышления многие ав­торы считают готовность к целостному и одномоментному вос­приятию мира со всеми его составными элементами.

С «левополушарным» мышлением связывается, напротив, способность к последовательному, ступенчатому познанию, ко­торое носит соответственно аналитический, а не синтетический характер. Благодаря правому полушарию как бы сам по себе складывается целостный образ мира, а левое постепенно и кро­потливо собирает модель мира из отдельных, но тщательно изу­ченных деталей. Мозг, разумеется, функционирует как единое целое, интегрируя оба типа мышления как взаимодополняющие компоненты.

Психологи констатируют доминирование лево- или пра­вополушарного мышления в зависимости от различных условий, что и определяет психологические особенности субъекта. Аме­риканские исследователи показали, что структуры мозга, ответ­ственные за функции речи, располагаются в мозге мужчин более асимметрично, чем в мозге женщин. Эти результаты сущест­венно дополняют известные сведения о языковых структурах мозга, изучение которых началось еще в середине XVIII века. Шейвиц и его коллеги установили, что при решении языковых задач у мужчин активизируются участки лишь в одном полуша­рии, а у женщин – в обоих.

Психологическая характеристика Речи

У большинства животных существуют сигналы, с помо­щью которых они общаются. Но во всех случаяхсигналы запус­кают врожденные поведенческие реакции и связаны с конкрет­ной ситуацией, на которую животные реагируют механически. Такого рода сигналы есть и у человека, например, крики боли или непроизвольное восклицание, предупреждения об опасно­сти. Человеческая речь отличается от средств общения других животных тем, что позволяет передать представление о том, чего в наличной ситуации нет. Использование язы­ковых средств вербальной коммуникации относится к важней­шим видовым свойствам человека и является специфической чертой человече­ского общества.

Речь – процесс передачи информации, пользующийся средствами языка. Речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли посредством языка. Язык – система условных знаков (кодов), с помощью которых переда­ется сочетание звуков, имеющих для людей определенный смысл и значение. Овладевая в процессе онтогенеза языком, че­ловек овладевает процессом вербального общения. В речи вы­ражается психология отдельно взятого человека, а в языке отра­жается психология целого народа, говорящего на данном языке. В процессе об­щения человек использует лишь часть языкового богатства. Речь является формой выражения мышления.

Что касается физиологических механизмов речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга. Когда мы говорим друг с другом, то, с одной стороны, вос­принимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) ре­чевые сигналы, с другой – произносим звуки языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.

Один из таких центров (слуховой центр Вернике) обеспечи­вает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его ра­боты человек теряет способность различать, узнавать слова, хо­тя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивает­ся способность и к осмысленной речи. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только спо­собность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение. При пораже­нии его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у не­го сохраняется, Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объеди­няющая работу этих центров деятельность коры в целом.

Функции речи

1. Общение – главная функция речи. Это средство пере­дачи знаний, опыта, мыслей, мнений, эмоциональных состоя­ний, отношения к себе самому и окружающему, а также побуж­дение к действию и (или) взаимодействию (инициация к действию, актив­ности, поведению). Внешнее речевое поведение направ­лено на установление и поддержание контактов с другими людьми. С помощью речи можно более или менее передать эмо­циональный характер информации.

2. Сигнификативная функция – обозначе­ние предметов, явлений, качества, свойства, связей и т.п., что отличает речь от информационных звуков жи­вотных. Последние выражают со­стояние животного: го­лод, страх, довольство, опасность, боль и т.п.

3. Обобщение – слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда явля­ется носителем их существенных признаков. Средство об­разо­вания, развития и выражения мыслей, отражение су­щественных свойств, качеств, явлений, абстрагирование от их конкретных признаков

Классификация речи

I. Вешняя речь – служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак – доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

1. Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или несколь­ких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обыч­ном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь под­держанная. Направленность такой беседы и ее результаты в зна­чительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить опреде­ленный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер. Собеседники на­ходятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полу­слова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к со­беседникам при диалогической речи – уметь выслушивать выска­зывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

2. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологиче­ская речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лек­ции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи – ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности – до­стигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Письменная речь – предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на восприни­мающего, кроме самих слов, их порядка и организующих пред­ложение знаков препинания. Письменная речь обращена к от­сутствующему читателю, который не видит и не слышит пишу­щего, прочтет написанное только через некоторое время. Отсутствие непосредственного контакта между пи­шущим и читающим создает определенные трудности в построе­нии письменной речи. Пишущий лишен возможности использо­вать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменя­ют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее вырази­тельна, чем устная. Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Письменная речь, как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвы­чайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поко­лению.

II. Внутренняя речь– это внутренний беззвучный речевой про­цесс. Она недоступна восприятию других людей и, следователь­но, не может быть средством общения. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Внутренняя речь – сло­весная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словес­ных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают за­труднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней ре­чи, понятной для других. В связи с переходами внутренней и внешней речи выделяют:

1. Экспрессивную речь – начинается с замысла, а за­тем проходит стадию внутренней речи, потом переходит в ста­дию развернутого внешнего высказывания – устного или пись­менного.

2. Импрессивную речь – начинается с восприятия со­общения через слух или зрения, затем проходит стадию декоди­рования и завершается формированием во внутренней речи схемы сообщения и его понимания.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику мышлению как познавательному процессу.

2. Физиологическая основа мышления.

3. Основные мыслительные операции.

4. Характеристика параметров мышления.

5. Фазы мыслительного процесса.

6. Принципы классификации видов мышления.

7. Особенности творческого мышления.

8. Индивидуальные различия в мышлении.

9. Что вы знаете о межполушарной ассиметрии?

10. Покажите взаимосвязь процессов мышления и речи.

11. Расскажите о функциях речи.

12. Классификация речи.

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов

34. К мыслительным операциям относятся

а) суждения

б) анализа

в) абстрагирования

г) синтеза

д) обобщения

35. Умозаключение относится к

а) мыслительным операциям

б) формам мышления

в) факторам, влияющим на мышление

г) видам мышления

д) механизмам мышления

36. Выделение общего и различного между объектами

а) сравнение

б) обобщение

в) анализ

г) синтез

д) абстракция

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37. Вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами

а) наглядно-образное мышление

б) наглядно-действенное мышление

в) теоретическое мышление

г) абстрактно-логическое мышление

д) действенное

38. Теоретическое и практическое мышление различают

а) по типу решаемых задач

б) по характеру обобщений

в) по активности субъекта

г) по ведущему анализатору

д) по способу решаемых задач

39. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов выражает­ся такое качество мышления, как

а) широта

б) глубина

в) самостоятельность

г) гибкость

д) темп

40. Умение изменять намеченный ранее путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяют­ся в ходе ее решения, призна­ется как такое качество мышления

а) гибкость

б) самостоятельность

в) широта

г) глубина

д) оригинальность

41. Установите соответствие между разновидностью речи и ее характеристикой

А). Диалогическая речь Б). Монологическая речь В). Внутренняя речь Г). Письменная речь 1. Предполагает отсутствие обратной связи с собеседником, не имеет дополнительных средств воздействия на восприни­мающего 2. Речевой про­цесс, недоступный восприятию других людей 3. Изложение системы мыслей, знаний одним лицом 4. Беседа двух или несколь­ких лиц

Наши рекомендации