Индивидуальные различия в восприятии
Можно выделить определенные типы индивидуальных различий, характерные для целой группы людей.
1.Синтетический тип – характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности воспринятого. Люди такого типа реже обращают внимание на детали и подробности, больше улавливают смысл целого, и для того, чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой дается им с трудом.
2.Аналитический тип – характеризуется склонностью к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда не замечается.
3.Описательный тип – лица этого типа ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления.
4.Объяснительный тип –лица этого типа не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они стремятся объяснить увиденное или услышанное. Часто сочетается с синтетическим типом.
5.Объективный тип – характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.
6.Субъективный тип –восприятие этих лиц подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышено пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию восприятие.
2. Сходства и отличия восприятия и ощущения.
3. Характеристика основных свойств восприятия.
4. Принципы классификации восприятия.
5. Виды восприятия в зависимости от вида анализаторов.
6. Особенности преднамеренного восприятия.
7. Восприятие пространства, виды.
8. Характеристика восприятия времени.
9. Особенности восприятия движения.
10. Индивидуальные различия восприятия.
Тестовые задания
Выберите один или несколько правильных ответов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15. Психический познавательный процесс, в результате которого происходит отражение целостного образа или предмета, называется
а) ощущение
б) восприятие
в) мышление
г) воображение
д) память
16. Предметность восприятия характеризуется
а) постоянством
б) стереотипностью
в) опытом
г) объективированностью
д) реальностью
17. Зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей
а) перцепция
б) апперцепция
в) эмоциональная память
г) социальная перцепция
д) рефлексия
18. В результате восприятия образуются свойства образа
а) предметности
б) категориальности
в) целостности
г) уникальности
д) константности
19. Установите соответствие между свойствами восприятия и их характеристиками
А). Целостность Б). Предметность В). Установка Г). Апперцепция Д). Категориальность | 1. Объект воспринимается как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело 2. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека 3. Особенность восприятия обобщать, относить воспринимаемый объект к определенному классу 4. Объект воспринимается как целый, даже если некоторые части представлены неполным набором элементов 5. Образ восприятия может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной задачи |
Психологическая характеристика
внимания
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности. Внимание характеризуют так же, как процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, при одновременном игнорировании другой. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени: присматривается ли человек к борозде, оставляемой плугом, вглядывается ли в чертеж детали на листе ватманской бумаги, прислушивается ли к музыке, доносящейся издалека. Здесь оно включено в процесс восприятия. Внимание может проявляться также в процессах памяти, мышления, воображения. Человек может обращать внимание и на свои движения, выполняя то или иное действие. Можно внимательно продумывать ход решения задачи, напряженно вспоминать что-то. Наличие внимания в психической деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной. Не являясь самостоятельным психическим процессом, внимание выступает как активная сторона всей психической деятельности человека. Главной функцией внимания является контроль над содержанием действия, психического образа и т.д. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части, последняя и представлена вниманием.
Физиология внимания
Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано с силой вызванного ими нервного возбуждения. В свою очередь, сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раздражения. Более сильное возбуждение подавляет возникающее одновременно ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении.
Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция).
Согласно принципу доминанты, выдвинутому А.А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.
Следует отметить, что основой возникновения господствующего очага возбуждения является не только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными нервными связями.
Таким образом, внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур. Весьма сложная структура физиологических механизмов внимания и противоречивые взгляды на его природу привели к появлению целого ряда психологических теорий внимания.
Свойства внимания
1. Направленность – выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности, а также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени.
2. Устойчивость проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания зависит от содержательности, трудности выполняемой деятельности, от осознания ее значения для удовлетворения общественных и личных потребностей человека. Внимание является устойчивым до тех пор, пока выполняемая работа активизирует психическую деятельность человека, дает пищу для мышления, фантазии, чувствам. Существенную роль играет здесь чувство долга, дисциплинированность. Как только эта активная деятельность прекращается, как только данный объект утрачивает значение, внимание отвлекается, переходя на другие объекты. Это свойство также зависит и от состояния высшей нервной деятельности. Именно поэтому данное свойство может входить в структуры некоторых характерологических особенностей (в частности, эпилептоидной и паранойяльной акцентуаций характера).
3. Концентрация проявляется в различиях, которые имеются в степени сосредоточенности внимания на одних объектах и его отвлечения от других. Концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре.
4. Объем – количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Чем шире объем внимания, тем больше предметов воспринимается в отдельный момент времени. Объем внимания практически зависит от знакомства с материалом, от заинтересованности, а в особенности от наличия или отсутствия связи между одновременно воспринимаемыми объектами. Численная характеристика среднего объема внимания людей в среднем – 5-7 единиц информации. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке. Следует отметить, что понятие объема внимания очень близко к понятию объема восприятия, а широко применяемые в литературе понятия поля ясного внимания и поля неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия.
5. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество.
6. Отвлекаемостьвнимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог внимательно и успешно учиться, следует устранять из его жизни, отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду и др.
7. Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.