Основные методы психологических

Исследований

Психология, как и любая другая наука, имеет свои ме­тоды. Методы научных исследований – это приемы и средства, с помо­щью которых получают сведения, необходимые для выне­сения практических рекомендаций и построения научных тео­рий. Разви­тие любой науки зависит от того, насколько исполь­зуемые ею мето­ды совершенны, насколько они надежны и ва­лидны. Все это спра­ведливо и по от­ношению к психологии.

«Метод – это путь познания, это способ, посредством кото­рого познается предмет науки», – писал С.Л. Рубинштейн. Специ­фика человека как объек­та исследования предъявляет оп­ределен­ные требования к методам психологии и накладывает на них ряд ограничений.

Во-первых, человек как объект исследования способен ста­вить перед собой новые цели, отличные от тех, которые предпи­сы­вают­ся ему экспериментальной процедурой, порождать «свое ви­дение экспериментальной ситуации» и действовать адекватно ему, а не внешним требованиям. Такие «неконтролируемые фак­торы» не поз­воляют унифицировать процедуру эксперимента, а их значимость возрастает при усложнении исследовательских задач. Испытуемый может стараться понравиться эксперимента­тору или, наоборот, на­меренно делать все наперекор ему; может ориентиро­ваться в своем поведении на то, как, по его мнению, «правильно» вести себя во вре­мя психологического опыта (фе­номен «социаль­ной желательнос­ти»), а может и вовсе начать со своей стороны изу­чать самого иссле­дователя. В целом это об­стоятельство можно оп­ределить как актив­ность испытуемого в ходе исследования.

Во-вторых, человек обладает практически неисчерпаемым по­тенциалом самосозидания. В любой момент своей жизни че­ловек способен измениться (т.е. изменить себя), стать другим. Он может сам целенаправленно не только развивать свои позна­вательные и регулятивные психические функции (память, твор­ческое мышле­ние, управление течением эмоциональных состоя­ний и т.п.), но и со­вершенствоваться как личность (повысить уверен­ность в своих спо­собностях, перестроить иерархию моти­вов, выра­ботать определен­ную черту характера).

На определенном этапе своего развития психология пре­вра­щается в конструктивную науку, использующую свои дос­тижения не только для объяснения, но и для созидания новой психологиче­ской реальности.

В-третьих, важной особенностью является преимущест­венно реконструктивный характер психологических исследова­ний. Пси­хику (впрочем, как и явления многих других наук, на­при­мер физи­ческие поля, Вселенную, гены и т.д.) нельзя наблю­дать непосред­ственно. Отсюда, критическую значимость приоб­ретает создание адекватных косвенных процедур исследования, на осно­вании кото­рых возможно построение реконструкций, не наблю­даемых прямо явлений (примером служит проективный вариант организации ис­следования).

Современная психология располагает широким арсеналом мето­дов, которые продуктивно учитывают специфику психики (особен­но человеческой) как предмета исследования. По крите­рию непо­средственности – опосредованности проникновения в психику субъекта методы можно разделить на прямой (интрос­пекция) и кос­венный. Интроспекция как особый способ позна­ния человеком сво­его сознания через «непосредственное» вос­приятие психических явлений, в течение долгого периода яв­лявшаяся гос­подствующим методом в психологии, исчезла из ее оборота. Дей­стви­тельно, если бы закономерности психического были прямо и непо­средственно открыты сознанию исследова­теля, потерялся бы смысл психологии как таковой. Таким обра­зом, в настоящее время все методы психологии имеют косвен­ный, реконструктивный характер.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и много­образны, настоль­ко трудны для научного познания, что на протяже­нии всего развития психологи­ческой науки ее успехи непосредст­венно зависели от степени совершенства при­меняе­мых методов исследования.

Методы психологии различаются по аспекту динамики. Все ме­тоды могут быть распределены по шкале, границами кото­рой с од­ной стороны будут «поперечно-срезовые» методы, а с дру­гой – лонгитюдные методы. В практике психологиче­ского ис­следования ча­сто ряд «поперечных срезов» соотносится между собой так, чтобы в результате получился «продольный срез», от­ражающий динами­ку развития процесса. Ярким приме­ром такого подхода является ис­следование развития памяти А.Н. Леонтьевым, когда на основе «срезового» описания осо­бенностей функцио­нирования памяти у детей, подростков и взрослых выводилась общая картина становления памяти как высшей психической функции.

По степени генерализации результатов исследования ме­тоды психологии можно разделить на методы широкой и узкой репрезен­тативности. Крайней формой узко репрезентативного метода яв­ляется популярный в настоящее время метод case study (исследова­ние одного случая), а в качестве примера широко ре­пре­зентативного метода можно привести анкетирование вы­борки испы­туемых, пред­ставляющей структуру общества в це­лом.

Способ «репрезентативности» субъекта в процессе ис­следования позволяет выделить интерактивные методы, где осуществляется взаимодействие с испытуемым «здесь и сейчас» (например, клини­ческая беседа, психоаналитическая сессия, глу­бинное интервью и т.д.) и методы, где материалом анализа стано­вятся артефакты пси­хической жизни субъекта (метод ана­лиза про­дуктов деятельности, биографический метод, метод ис­торической реконструкции, рису­ночные тесты, метод моделиро­вания).

По степени формализованности процедуры исследования и, следовательно, предсказуемости результатов можно говорить об алгоритмизованных формальных методах (например, метод тес­тов-опросников, метод сбережения Г. Эббингауза) и нефор­маль­ных методах, предполагающих вариативность взаимодейст­вия ис­пытуемого и исследователя. В неформальных методах развитие экспериментальной процедуры зависит от конкретных действий или высказываний испытуемого, варианты которых практически безграничны (психотехнические методы, метод включенного на­блюдения).

По способу обработки полученных данных выделяют ме­тоды ко­личественного анализа, включающие различные вари­анты статис­тической обработки массивов данных, и методы качест­венного анализа.

Наконец, наиболее популярным критерием для классифи­ка­ции методов в психологии является критерий интервентно­сти (от лат. interventio – вмешательство). По этому признаку методы психоло­гии разделяют на наблюдение и эксперимент. Наблюдение характе­ризуется как максимально неинтервентный метод психологи­ческого познания, в то время как в ходе эксперимента осуществля­ется актив­ное вмешательство в течение психической жизни ис­пытуемого. Эксперимент всегда носит характер своеобразной про­вокации, так как ставит своей целью в контролируемых условиях вызвать опре­деленную реакцию испытуемого.

1. Наблюдение– это целенаправленная и преднамерен­ная фиксация проявлений поведения и суждений. Чрезвычайно важ­ными для научного наблюдения являются требования объек­тив­ности (возможность повторения и контроля) и однозначности ко­дов информации. Иначе случается, что психоаналитик сообща­ет о том, что наблюдает «оральную фиксацию», индивидуальный психолог – «комплекс вины и самонаказание», социальный пси­холог – «скованность в общении», в то время как бесстрастная ви­деопленка фиксирует всего лишь тот факт, что человек выкурива­ет несколько сигарет подряд. Наблюдение подразделяют на от­крытое (когда испытуемый знает, что за ним наблюдают) и скрытое (когда испытуемый не знает, что за ним наблюдают); включенное (исследователь осуществляет деятельность вместе с испытуемым) и стороннее; естественное и лабораторное; пе­рио­дическое и одиночное.

В литературе традиционно обсуждают метод самонаблю­дения как особый тип наблюдения, отличный от интроспекции и заклю­чающийся в своеобразной позиции исследователя: наблю­дать за собой, как за другим. Самонаблюдение, т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Следует отметить, что данный метод помимо преимуществ обладает целым рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюде­нии очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происхо­дящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно вы­разить некоторые оттенки наших переживаний.

Тем не менее, метод самонаблюдения очень важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других лю­дей, психолог стремится понять его психоло­гическое содержа­ние. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу своих переживаний. Поэтому, для того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оценивать свое состоя­ние и свои переживания. Самонаблюдение часто применяется в условиях экспери­мента. В этом случае оно приобретает наиболее точный харак­тер и его принято называть эксперимен­тальным самонаблюде­нием. Характерной чертой его является то, что опрос чело­века проводится при точно учитываемых условиях опыта, в те мо­менты, которые наиболее интересуют исследователя. В данном случае метод самонаблюдения очень часто используется совме­стно с методом опроса.

2. Опрос представляет собой метод, основанный на полу­чении необходимой ин­формации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вари­антов проведения оп­роса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо ве­сти наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позво­ляет глубже, чем письмен­ный, проникнуть в психологию человека, поскольку во­просы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследо­вания в зависимости от особенностей поведения и реак­ций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности от­ветов очень часто зависит от поведения и личностных особен­ностей самого иссле­дователя.

Письменный опрос позволяет охватить большее количе­ство людей за сравни­тельно небольшое время. Наиболее рас­пространенная форма данного опроса – анкета. Но ее недостат­ком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуе­мых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.

Свободный опрос –разновидность письменного или уст­ного опроса, при кото­ром перечень задаваемых вопросов зара­нее не определяется. При опросе данного типа достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет по­лучить разнообразную информацию об испытуемом. В то же самое время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном испытуе­мом может быть сопоставлена с информацией о другом чело­веке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.

3. Эксперимент– научный метод, предполагающий актив­ное вме­шательство исследователя в деятельность испытуемого с целью со­здания условий, в которых выявляется влияние независи­мых пере­менных на зависимую. Эксперимент может быть есте­ственным, полевым или лабораторным; констатирующим (вы­являющим уже сложившиеся структуры) или формирующим (предполагающим целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирова­ния у него определенных качеств). Частным слу­чаем эксперимента является тест – стандартизованное психоло­гическое испытание, в результате которого делается попытка оце­нить тот или иной психо­логический процесс или особенности лич­ности. Существенной ха­рактеристикой метода тестов является на­личие «норм», с которыми производится сличение полученных по­казателей. Например, в зна­менитом тесте IQ (коэффициент ин­теллектуальности) оценка в 100 баллов соответствует средним интеллектуальным способнос­тям, а значительное превышение или снижение тестовых результа­тов свидетельствует, соответственно, об одаренности или дефекте умственного развития. Тесты могут быть индивидуальными и груп­повыми; вербальными и действен­ными. Выделяется особый тип проективных тестов. В проек­тивных тестах испытуемым предъявляется неопределенный сти­мульный материал и по тому, каким образом испытуемые структу­рируют его, де­лается вывод о неосознаваемых психологических факторах.

Моделирование также является своеобразным эксперимен­таль­ным методом в психологии. Модель представляет собой ове­ществ­ленное психологическое понятие (например, модели вни­мания в когнитивной психологии). При этом в модели абстрагиру­ются теоретически значимые параметры реальности и игнорируют­ся другие. Компонент моделирования является необходимой частью любого современного исследования. Однако, если в некоторых на­правлениях модель является и источником постановки исследова­тельской задачи, и результатом исследования (когнитивная психо­логия), то в других она скорее направляет научный поиск и вы­полняет функцию установления отношений между понятиями, от­ражающими части психологической реальности (например, мо­дель личности в теории 3. Фрейда, состоящую из трех инстанций: «Я», «Оно» и «Сверх-Я»).

Надо отметить, что наблюдение и эксперимент нераз­рывны в ре­альной научной практике. Наблюдение инициирует эксперимент и предшествует ему. В то же время наблюдение включено в качестве составной части в процедуру эксперимента. Так, например, в экспе­рименте Т. Дембо, посвященному изуче­нию состояния гнева, испы­туемому специально создают ситуа­цию напряженной потребнос­ти – требуется найти решение за­дачи, которую просто невозможно решить (достать предмет, на­ходящийся на значительном удалении от испытуемого, который стоит в пределах начерченного мелом кру­га) и наблюдают, как че­ловек будет себя вести.

Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психи­ческих явлений. Например, беседа –вариант опроса. От опроса метод беседы от­личается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа прово­дится в непринужденной об­становке, а содержание вопросов изменяется в зави­симости от си­туации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психиче­ских явлений осуществляет­ся при комплексном применении раз­личных методов.

4. Проективные методы исследования. Проективный метод направлен на исследование личности.

Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения.

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение психологии как науки.

2. Предмет психологии. Классифика­ция психических явлений.

3. Фундаментальные отрасли современной психологии.

4. Прикладные отрасли современной психологии.

5. Взаимосвязь психологии и других современ­ных наук.

6. Взгляды Аристотеля на природу души.

7. Расскажите об экспериментальной психологии как направле­нии периода развития психологии.

8. Основные положения бихевиоризма.

9. Роль глубинной психологии как направлении пе­риода развития психологии.

10. Деятельностный подход в психологии.

11. Основные принципы и тезисы когнитивной психологии как направления периода развития психологии.

12. Современная тенденция развития психологии как науки.

13. Роль и место методов самонаблюдения и на­блюдения в современной психологии.

14. Метод опроса и основные его виды в современ­ной психологии.

15. Особенности проективных методов исследования.

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов.

1. К когнитивным процессам относят

а) механизмы интрапсихической защиты

б) эмоциональные процессы

в) память

г) состояния сознания

д) волевые процессы

2. В.Вундт рассматривал психологию как науку о

а) поведении

б) деятельности

в) сознании

г) душе

д) бессознательном

3. Представителем глубинной психологии является

а) И.П.Павлов

б) Л.С.Выготский

в) З.Фрейд

г) А.Маслоу

д) Б.Скиннер

4. К основным методам психологического исследования относятся

а) эксперимент

б) опрос

в) консультирование

г) наблюдение

д) проективные методы

5. Установите соответствия между представителями и направлениями

А). С.Л. Рубинштейн Б). С. Гроф В). А. Маслоу Г). В.Франкл Д). Дж. Уотсон   1. Трансперсональная психология 2. Логотерапия 3. Бихевиоризм 4. Деятельностный подход 5. Гуманистическая психология    

5.

6.

7.

8.

4.

5.

6.

7.

Глава 2

Психика. Сознание

Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде. Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего.

У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего – в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего – в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная – качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой психики от животной – именно в сознательной целенаправленности психических проявлений. Сознание – ее сущностная характеристика. Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и головным мозгом внешних объектов в форме психики делается возможным выполнение действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым – выживание организма, его активность поисковая и надситуативная. Итак, определяющие признаки:

1) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;

2) их ориентация в этой среде;

3) удовлетворение потребности в контактах с нею. А эти контакты по принципу обратной связи контролируют правильность отражения.

Благодаря обратной связи результат действия сопоставляется с образом, появление коего опережает этот результат, предваряя его, как своеобразная модель действительности. Так, психика выступает единой цикличной системой, имеющей историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонентов системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их "обратное" влияние на образ.

Активность психики проявляется:

1. при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;

2. в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;

3. при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.

Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее объективном критерии.

Наши рекомендации