Области применения психологии

Поскольку психология имеет статус не только академиче­ской науки, но и включает сферу практического применения приобретенных знаний, профессиональные психологи: 1) про­водят научные исследования в области психологии; 2) препо­дают психологию; 3) непосредственно оказывают пси­хологиче­скую помощь, т.е. занимаются пробле­мами отдельных людей в случаях их эмоциональных и социаль­ных кризисов.

Психолог-консультант обычно помогает людям, не нуж­дающимся в психотерапии. К нему обращаются с проблемами, касающимися отношений между людьми, чаще всего супруже­ских или семейных.

Психологи-консультанты участвуют в работе различных центров по предупреждению самоубийств и различного рода организаций по борьбе с наркоманией или преступлениями про­тив личности, жертвами которых чаще всего оказываются жен­щины и дети.

Психологи-консультанты оказывают психологическую поддержку учащимся, у которых возникают трудности, связан­ные с процессом адаптации. Они также разрабатывают про­граммы, направленные на повышение эффективности учебного процесса.

Деятельность психолога на производстве направлена на повышение производитель­ности труда и чувства сопричастно­сти к делу предприятия у ра­бочих и служащих.

История психологии

Психология – это и очень старая, и совсем молодая наука. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех пор, когда человек впервые начал задумываться о тайнах окру­жающего его мира и познавать их.

Основными этапами развития психологии являются сле­дующие:

I этап– психология как наука о душе (V век до н.э. – начало XVII века н.э.). Развивалась внутри философской науки, как ее составная часть. Ранние представления о психологии свя­заны с трудами древнегреческих философов и основаны на практиче­ском познании человека, также на религиозных и ми­фических представлениях о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в ста­новлении предмета психологии. Наличие души признавалось всеми.

Выделяют 3 основных подхода, наиболее важных с точки зрения развития психологической мысли.

Первый подход или направление материалистическое: «Душа – тончайшая материя». Наиболее яркие представители этого направления Гераклит, Демокрит, Анаксагор.

Гераклит представлял космос в виде «вечно живого огня, а душу - в образе его искорки». Все сущее подвержено вечному изменению. Гераклит ввел понятие «Логос», которое обозна­чало, закон, согласно которому «все течет», все явления перехо­дят друг в друга. Впоследствии этот закон преобразовался в идею закономерного развития всего сущего.

По мнению Демокрита душа – материальное ве­щество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явление душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причи­нами. Душа получает ощущение от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или ато­мами, непосредственно «истекающими» от предметов. Огром­ная заслуга Демокрита заключается в открытии им принципа причинности, которому подчиняется и душа. Он считал, что нет беспричинных явлений – все они результат столкновения непре­рывно движущихся атомов. Впоследствии этот принцип полу­чил название детерминизм.

Анаксагор считал природу состоящей из множества мель­чайших частиц. Он искал начало, благодаря которому из беспо­рядочного скопления и движения этих частиц возникают цело­стные вещи. Он признавал таким началом «тончайшую вещь» - разум. От того насколько он представлен в различных телах за­висит их совершенство.

Таким образом, три принципа, утвержденные Гераклитом, Демокритом, Анаксагором определяли будущий способ науч­ного осмысления мира: закономерного развития, причинности и организации (системности).

Второе направление – идеалистическое: «Душа – боже­ственный разум». Представителями этого направления являются Сократ и Платон. Сократ - основатель сократического метода, считал себя человеком, способным вызвать у других стремление к истине путем особой техники диалога. Его по праву считают пионером психотерапии. В центре интересов Сократа выступала умственная деятельность, ее продукты и ценности. Результатом этого стал другой взгляд на существование души, которое нельзя было объяснить с помощью физических законов. Эти взгляды нашли свое отражение в трудах Платона.

Платон считал, что существует заоблачное царство идей, являющихся первопричинами по отношению к тленному те­лесному миру. Все чувственно воспринимаемое – это лишь за­темненные идеи, их несовершенные копии. Душа начало незри­мое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, прехо­дящее, тленное. Душа вселяется в тело при рождении и покидает при умирании. Душа и тело находятся в сложных взаимоотно­шениях друг с другом. По своему божест­венному происхожде­нию душа призвана управлять телом, на­правлять жизнь чело­века. Тело своими желаниями и страстями берет душу в свои оковы. Войны и ссоры происходят из-за по­требностей тела. В дальнейшем Платон выделял в душе разум­ную часть, высшие и низшие мотивы. Разум призванный согла­совывать эти два мотива испытывает большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений. Таким образом, в исследование души вводились такие аспекты как конфликт мотивов и роль разума в его преодолении.

Учение Сократа и Платона актуально и для современной психологии. Многое из того, что сейчас обнаруживается, вполне перекликается с этическими следствиями учения о душе вы­дающихся античных философов. Это мир человеческих ценно­стей, человеческих идеалов, это мир духовной человеческой культуры.

Третье направление – дуализм.Представителем этого направления является Аристотель. В представлении Аристотеля телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа выступает не как самостоятельная сущность, а как форма орга­низации живого тела.

Аристотель отрицал взгляд на душу, как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать ее в отрыве от материи (живых тел). Душа человека – это сущность живого тела, осуществление его бытия. Главная ее функция – реализа­ция биологического существования организма. Душа с его точки зрения, не является телом и не может существовать без тела. Душа организма – его функция, работа, однако первично тело. «Если бы глаз был живым существом, то душой было бы зре­ние».

Несмотря на то, что многие древнегреческие философы рассуждали о душе, «отцом психологии» считается Аристотель, написавший первое в истории крупное произведение, специ­ально посвященное философским размышлениям о душе – трактат «О душе».

Аристотель был и философ, и исследователь природы. Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических фактов и привело к преобразованию главных объяснительных принципов в психологии: организации, разви­тия и причинности.

II этап – психология как наука о сознании (XVII век – середина XIX века). Начинается новая эпоха в развитии психо­логического знания. В связи с развитием естественных наук, с помощью их опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. В 1879 году Вильгельм Вундт основал первую в мире эксперимен­тальную психологиче­скую лабораторию в Лейпцигском универ­ситете. С этого мо­мента принято вести отсчет истории психоло­гии как самостоя­тельной науки. Таким образом, понятие души было исключено. Понятие «душа» превратилось в «ра­зум», а позднее – в понятие «сознание». В XVIII веке психоло­гия развивается как наука о сознании. Способность думать, чув­ствовать, желать назвали сознанием.

Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я су­ществую» легла в основу постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное созна­ние. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состояла в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого посту­лата и стала развиваться психология.

Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких пара­дигм исследования, объединенных общим предметом и согла­сием во взгляде на психологию как науку о «непосредственном опыте» (В. Вундт). Такое понимание психологии предполагало метод интроспекции в качестве основного ее исследователь­ского приема. Первую версия психологии сознания можно оп­ределить как структурную психологию сознания. Основными ее авторами являются В. Вундт и Э.Б. Титченер.

Основной задачей психологии по В. Вундту, является раз­ло­жение непосредственного опыта сознания на элементы, выде­ле­ние связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Он начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, т.е. сочетая теоретическое знание с реальной действительностью. Предполагалось, что психическими элемен­тами сознания служат ощущения, образы, чувства. В лаборато­рии В. Вундта проводились исследования восприятия цвета, про­стых звуковых раздражителей (с помощью метронома). Особое место занимали исследования времени реакции. В. Вундт пола­гал, что, измеряя время реакции, можно экспериментально про­де­монстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли. Вундт считал, что сложные психические функции изучать с помощью методов физиологической психологии невозможно. Однако уже спустя не­сколько лет методология В. Вундта была распространена на ис­сле­дования явлений памяти (Г. Эббингауз. «О памяти», 1885).

Ученик В. Вундта Э.Б. Титченер разработал метод анали­тиче­ской интроспекции, усилив тем самым ориентацию его версии психологии сознания на разложение сложных состояний созна­ния на простейшие элементы. Главным в его методе была по­пытка избежать «ошибок стимула», т.е. смешения психиче­ских процессов восприятия объекта и влияния самого объекта.

Одновременно со структурной психологией Вундта разви­валась теория актов сознания Франца Брентано. Главным предметом психологии Ф. Брентано считал не содержание и струк­туру сознания, как В. Вундт, а активность сознания. Ф. Брентано также пытался найти единицы психики, но обнару­живал их в элементарных психических актах.

Американский ученый философ и психолог В. Джеймс пред­ложил изучать функции сознания и его роль в выживании чело­века. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к раз­личным ситуациям, либо, повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация.

Кроме названных учений, предпринимались попытки соз­дать физиологическую психологию, используя физиологические методики при изучении ощущений. Однако точность физиоло­гических методик была несопоставима с субъективно-психоло­гическими показаниями и разноречива в их толковании. А без сопоставления с непосредственными данными сознания физио­логические показатели лишались психологического значения.

Ученые 19 века начали рассматривать элементарные пси­хофизиологические процессы (ощущения, движения) как есте­ственные процессы, подлежащие исследованию точными науч­ными методами, а высшие явления психической жизни (созна­ние, мышление) продолжали считать проявлениями духовного мира, изучать которые можно только путем их субъективного описания. Таким образом, психология фактически разделилась на естественно-научную, или физиологическую, и описатель­ную, или субъективную.

Указанные выше моменты привели психологию как науку к кризису.

III этап – психология как наука о поведении (середина XIX – начало XX века). Дальнейшее развитие психологии свя­зано с появлением критических взглядов на психологию «чис­того сознания». Особой критике подвергался интроспективный метод исследования, как субъективный. В это время в США за­родилось новое направление в развитии психологии – бихевио­ризм. Его формирование стало возможным благодаря исследо­ваниям наших отечественных ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Иван Михайлович Сеченов по праву считается осново­положником отечественной на­учной психологии. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологи­ческие процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и рефлексов: они берут начало во внешнем воз­действии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчи­ваются ответной деятельностью – движением, поступ­ком, ре­чью. Таким образом, И.М. Сеченов доказал экспериментально, что психика – свойство мозга.

В дальнейшем исследования И.М. Сеченова были про­должены Иваном Петровичем Павловым, который разделил рефлексы на условные и безусловные. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Именно учение И.П. Павлова об условных реф­лексах послужило основой для развития поведенческого на­правления (Дж. Уотсон, А.Бандура, А.Эллис)

Бихевиористы считали, что наука может изучать только те явления, которые можно внешне наблюдать и с которыми можно экспериментировать. Таким явлением становится пове­дение. С этой точки зрения психическая деятельность человека осуще­ствляется по типу стимул-реакция, минуя сознание, поэтому бихевиоризм не мог объяснить различные реакции на один и тот же стимул у разных людей.

Важное место в истории отечественной психологии при­надлежит Георгию Ивановичу Челпанову (1862-1936). Его за­слуга состоит в создании в России психологического института в 1912 году. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развил Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927).

IV этап – психология как наука, изучающая объектив­ные закономерности, проявления и механизмы психики.

Основные направления современной психоло­гии

Глубинная психология

Эта психология выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась исследовать незави­симую от созна­ния часть психики. Классическая глубин­ная психология вклю­чает психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психоло­гию Альфреда Адлера и анали­тическую психологию Карла Гус­тава Юнга.

Именно в учении З. Фрейда феномен бессознательного стал основным предметом психологического исследования.

Фрейд создал динамическую концепцию психики чело­века, на формирование которой большое влияние оказала физи­ческая картина мира, господствовавшая на рубеже XIX –XX вв. Пред­полагалось, что главную роль в психической жизни чело­века играют не ощущения или формы восприятия, а мотивы, кото­рые, преломляясь в аффектах, определяют психологический строй жизни личности. Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно» (сфера неосознаваемых влечений человека, которые представляют собой сочетание двух базовых психических «энергий»: экспансивных и разрушитель­ных), «Я» (сознательная область, существующая по принципу реальности) и «Сверх-Я» (ориентировано на общество, содер­жащее моральные запреты, нормы социальной жизни, религиоз­ные установки).

К.Г. Юнг расширил саму модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознатель­ном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Юнг выделил два вида психологической направленности лично­сти: интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах. Психологические типы были введены Юнгом на основе сочетания психологической направленности человека и преоб­ладающей у него психической функции, например интровертив­ный мыслительный тип или экстравертивный интуитивный тип.

Центральным для концепции А. Адлера стало понятие «компенсации». По его мнению, именно стремление к сверхком­пенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам. Адлер придерживался мне­ния, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной при­вязанности. Таким образом, человек старается достичь первен­ства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вво­дит понятие «стиль жизни» - уникальный способ, которым ин­дивид преодолевает свой комплекс неполноценности и дости­гает общности с людьми.

Основные тезисы глубинной психологии:

1) Ведущую роль в человеческом поведении, в его душев­ной жизни играет бессознательное. Содержание бессознатель­ного составляют врож­денные инстинкты. По Фрейду таких ин­стинкта два: сексуальный («эрос» или либидо) и агрессия, стремление к разрушению («танатос»). По Адлеру, ос­новной человеческий инстинкт – стремление к превос­ходству, совер­шенству, преодолению неполноценности. Юнг же полагал, что энергия бессознательного может иметь разные формы проявле­ния в разные периоды человеческого развития. Кроме этого в содержание бессознательного вхо­дят желания, аффекты, вытес­ненные из сознания по причине их неприемлемости или нежела­тельности (куль­турной неприемлемости или травматичности для субъек­та).

2) Влечения бессознательного находятся в проти­воречии с нормами культуры. Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы – это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование лю­дей.

3) Психическое и социальное развитие человека идет че­рез установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе раз­вития «Я» человека вы­нуждено постоянно искать компро­мисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.

4) Этот баланс, компромисс устанавливается по­средством защитных механизмов психики. Защитным ме­ханизмом называ­ется специфическое изменение содержания сознания, возни­кающее в ситуации внутрен­него конфликта.

Бихевиоризм

Слово происходит от английского behavior – поведение. Это направление психологии возникло в начале прошлого века в США; основателем его считается Джон Уотсон. Задачу психо­логии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Своим тео­ретиком бихевиористы считают также И. П. Павлова. Важной заслугой бихевиоризма является внедрение объективных мето­дов регистрации и анализа внешне наблюдаемых действий че­ловека, процессов, событий; открытие закономерностей науче­ния, образования навыков, реакций поведения.

Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: сти­мул – реакция. Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме и психике между стимулом и реакцией, не рассмат­ривался. Этот постулат был поставлен под сомнение необихе­виористами. Первым из них был американец Эдвард Толмен, согласно которому формула поведения должна включать три составляющие: стимул – промежуточные переменные – реакция. Среднее звено – это недоступные прямому наблюдению психи­ческие моменты: ожидания, установки, знания. Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Халлу и его школе. Он ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено – по­требность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.).

Основные положения бихевиоризма:

1) Изучать можно только то, что объективно наблю­даемо, т. е. поведение. При этом «поведение» понимается в расширенном смысле – это мышечные реакции вегето-сосуди­стые изменения, и деятельность желез.

2) Развитие поведения конкретного индивида це­ликом оп­ределяется влиянием окружающей среды. При том формиро­вание человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения животных.

3) Среда формирует поведение путем стимулов и подкреп­лений (стимулы это то, что предшествует поведению и вызывает его. Подкрепление – это последствие поведения; если последствия нежелательны для индиви­да, поведение заторма­живается, если благоприятны – поведение воспроизводится вновь.

4) Невротический симптом или аномалии поведения явля­ются следствием неадекватной условной связи.

Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении пси­хики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.

Наши рекомендации