Области применения психологии
Поскольку психология имеет статус не только академической науки, но и включает сферу практического применения приобретенных знаний, профессиональные психологи: 1) проводят научные исследования в области психологии; 2) преподают психологию; 3) непосредственно оказывают психологическую помощь, т.е. занимаются проблемами отдельных людей в случаях их эмоциональных и социальных кризисов.
Психолог-консультант обычно помогает людям, не нуждающимся в психотерапии. К нему обращаются с проблемами, касающимися отношений между людьми, чаще всего супружеских или семейных.
Психологи-консультанты участвуют в работе различных центров по предупреждению самоубийств и различного рода организаций по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети.
Психологи-консультанты оказывают психологическую поддержку учащимся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации. Они также разрабатывают программы, направленные на повышение эффективности учебного процесса.
Деятельность психолога на производстве направлена на повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у рабочих и служащих.
История психологии
Психология – это и очень старая, и совсем молодая наука. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех пор, когда человек впервые начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.
Основными этапами развития психологии являются следующие:
I этап– психология как наука о душе (V век до н.э. – начало XVII века н.э.). Развивалась внутри философской науки, как ее составная часть. Ранние представления о психологии связаны с трудами древнегреческих философов и основаны на практическом познании человека, также на религиозных и мифических представлениях о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Наличие души признавалось всеми.
Выделяют 3 основных подхода, наиболее важных с точки зрения развития психологической мысли.
Первый подход или направление материалистическое: «Душа – тончайшая материя». Наиболее яркие представители этого направления Гераклит, Демокрит, Анаксагор.
Гераклит представлял космос в виде «вечно живого огня, а душу - в образе его искорки». Все сущее подвержено вечному изменению. Гераклит ввел понятие «Логос», которое обозначало, закон, согласно которому «все течет», все явления переходят друг в друга. Впоследствии этот закон преобразовался в идею закономерного развития всего сущего.
По мнению Демокрита душа – материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явление душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Душа получает ощущение от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Огромная заслуга Демокрита заключается в открытии им принципа причинности, которому подчиняется и душа. Он считал, что нет беспричинных явлений – все они результат столкновения непрерывно движущихся атомов. Впоследствии этот принцип получил название детерминизм.
Анаксагор считал природу состоящей из множества мельчайших частиц. Он искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения этих частиц возникают целостные вещи. Он признавал таким началом «тончайшую вещь» - разум. От того насколько он представлен в различных телах зависит их совершенство.
Таким образом, три принципа, утвержденные Гераклитом, Демокритом, Анаксагором определяли будущий способ научного осмысления мира: закономерного развития, причинности и организации (системности).
Второе направление – идеалистическое: «Душа – божественный разум». Представителями этого направления являются Сократ и Платон. Сократ - основатель сократического метода, считал себя человеком, способным вызвать у других стремление к истине путем особой техники диалога. Его по праву считают пионером психотерапии. В центре интересов Сократа выступала умственная деятельность, ее продукты и ценности. Результатом этого стал другой взгляд на существование души, которое нельзя было объяснить с помощью физических законов. Эти взгляды нашли свое отражение в трудах Платона.
Платон считал, что существует заоблачное царство идей, являющихся первопричинами по отношению к тленному телесному миру. Все чувственно воспринимаемое – это лишь затемненные идеи, их несовершенные копии. Душа начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело - начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа вселяется в тело при рождении и покидает при умирании. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Тело своими желаниями и страстями берет душу в свои оковы. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. В дальнейшем Платон выделял в душе разумную часть, высшие и низшие мотивы. Разум призванный согласовывать эти два мотива испытывает большие трудности из-за несовместимости низменных и благородных влечений. Таким образом, в исследование души вводились такие аспекты как конфликт мотивов и роль разума в его преодолении.
Учение Сократа и Платона актуально и для современной психологии. Многое из того, что сейчас обнаруживается, вполне перекликается с этическими следствиями учения о душе выдающихся античных философов. Это мир человеческих ценностей, человеческих идеалов, это мир духовной человеческой культуры.
Третье направление – дуализм.Представителем этого направления является Аристотель. В представлении Аристотеля телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа выступает не как самостоятельная сущность, а как форма организации живого тела.
Аристотель отрицал взгляд на душу, как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать ее в отрыве от материи (живых тел). Душа человека – это сущность живого тела, осуществление его бытия. Главная ее функция – реализация биологического существования организма. Душа с его точки зрения, не является телом и не может существовать без тела. Душа организма – его функция, работа, однако первично тело. «Если бы глаз был живым существом, то душой было бы зрение».
Несмотря на то, что многие древнегреческие философы рассуждали о душе, «отцом психологии» считается Аристотель, написавший первое в истории крупное произведение, специально посвященное философским размышлениям о душе – трактат «О душе».
Аристотель был и философ, и исследователь природы. Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических фактов и привело к преобразованию главных объяснительных принципов в психологии: организации, развития и причинности.
II этап – психология как наука о сознании (XVII век – середина XIX века). Начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук, с помощью их опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. В 1879 году Вильгельм Вундт основал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпцигском университете. С этого момента принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной науки. Таким образом, понятие души было исключено. Понятие «душа» превратилось в «разум», а позднее – в понятие «сознание». В XVIII веке психология развивается как наука о сознании. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.
Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» легла в основу постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состояла в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология.
Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согласием во взгляде на психологию как науку о «непосредственном опыте» (В. Вундт). Такое понимание психологии предполагало метод интроспекции в качестве основного ее исследовательского приема. Первую версия психологии сознания можно определить как структурную психологию сознания. Основными ее авторами являются В. Вундт и Э.Б. Титченер.
Основной задачей психологии по В. Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Он начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, т.е. сочетая теоретическое знание с реальной действительностью. Предполагалось, что психическими элементами сознания служат ощущения, образы, чувства. В лаборатории В. Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей (с помощью метронома). Особое место занимали исследования времени реакции. В. Вундт полагал, что, измеряя время реакции, можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли. Вундт считал, что сложные психические функции изучать с помощью методов физиологической психологии невозможно. Однако уже спустя несколько лет методология В. Вундта была распространена на исследования явлений памяти (Г. Эббингауз. «О памяти», 1885).
Ученик В. Вундта Э.Б. Титченер разработал метод аналитической интроспекции, усилив тем самым ориентацию его версии психологии сознания на разложение сложных состояний сознания на простейшие элементы. Главным в его методе была попытка избежать «ошибок стимула», т.е. смешения психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта.
Одновременно со структурной психологией Вундта развивалась теория актов сознания Франца Брентано. Главным предметом психологии Ф. Брентано считал не содержание и структуру сознания, как В. Вундт, а активность сознания. Ф. Брентано также пытался найти единицы психики, но обнаруживал их в элементарных психических актах.
Американский ученый философ и психолог В. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо, повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация.
Кроме названных учений, предпринимались попытки создать физиологическую психологию, используя физиологические методики при изучении ощущений. Однако точность физиологических методик была несопоставима с субъективно-психологическими показаниями и разноречива в их толковании. А без сопоставления с непосредственными данными сознания физиологические показатели лишались психологического значения.
Ученые 19 века начали рассматривать элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, а высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считать проявлениями духовного мира, изучать которые можно только путем их субъективного описания. Таким образом, психология фактически разделилась на естественно-научную, или физиологическую, и описательную, или субъективную.
Указанные выше моменты привели психологию как науку к кризису.
III этап – психология как наука о поведении (середина XIX – начало XX века). Дальнейшее развитие психологии связано с появлением критических взглядов на психологию «чистого сознания». Особой критике подвергался интроспективный метод исследования, как субъективный. В это время в США зародилось новое направление в развитии психологии – бихевиоризм. Его формирование стало возможным благодаря исследованиям наших отечественных ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Иван Михайлович Сеченов по праву считается основоположником отечественной научной психологии. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Таким образом, И.М. Сеченов доказал экспериментально, что психика – свойство мозга.
В дальнейшем исследования И.М. Сеченова были продолжены Иваном Петровичем Павловым, который разделил рефлексы на условные и безусловные. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности. Именно учение И.П. Павлова об условных рефлексах послужило основой для развития поведенческого направления (Дж. Уотсон, А.Бандура, А.Эллис)
Бихевиористы считали, что наука может изучать только те явления, которые можно внешне наблюдать и с которыми можно экспериментировать. Таким явлением становится поведение. С этой точки зрения психическая деятельность человека осуществляется по типу стимул-реакция, минуя сознание, поэтому бихевиоризм не мог объяснить различные реакции на один и тот же стимул у разных людей.
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Георгию Ивановичу Челпанову (1862-1936). Его заслуга состоит в создании в России психологического института в 1912 году. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развил Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927).
IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Основные направления современной психологии
Глубинная психология
Эта психология выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась исследовать независимую от сознания часть психики. Классическая глубинная психология включает психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.
Именно в учении З. Фрейда феномен бессознательного стал основным предметом психологического исследования.
Фрейд создал динамическую концепцию психики человека, на формирование которой большое влияние оказала физическая картина мира, господствовавшая на рубеже XIX –XX вв. Предполагалось, что главную роль в психической жизни человека играют не ощущения или формы восприятия, а мотивы, которые, преломляясь в аффектах, определяют психологический строй жизни личности. Фрейд предложил трехкомпонентную модель психики, состоящую из «Оно» (сфера неосознаваемых влечений человека, которые представляют собой сочетание двух базовых психических «энергий»: экспансивных и разрушительных), «Я» (сознательная область, существующая по принципу реальности) и «Сверх-Я» (ориентировано на общество, содержащее моральные запреты, нормы социальной жизни, религиозные установки).
К.Г. Юнг расширил саму модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и экстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах. Психологические типы были введены Юнгом на основе сочетания психологической направленности человека и преобладающей у него психической функции, например интровертивный мыслительный тип или экстравертивный интуитивный тип.
Центральным для концепции А. Адлера стало понятие «компенсации». По его мнению, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам. Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни» - уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.
Основные тезисы глубинной психологии:
1) Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное. Содержание бессознательного составляют врожденные инстинкты. По Фрейду таких инстинкта два: сексуальный («эрос» или либидо) и агрессия, стремление к разрушению («танатос»). По Адлеру, основной человеческий инстинкт – стремление к превосходству, совершенству, преодолению неполноценности. Юнг же полагал, что энергия бессознательного может иметь разные формы проявления в разные периоды человеческого развития. Кроме этого в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта).
2) Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы – это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.
3) Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития «Я» человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.
4) Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта.
Бихевиоризм
Слово происходит от английского behavior – поведение. Это направление психологии возникло в начале прошлого века в США; основателем его считается Джон Уотсон. Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Своим теоретиком бихевиористы считают также И. П. Павлова. Важной заслугой бихевиоризма является внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.
Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: стимул – реакция. Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме и психике между стимулом и реакцией, не рассматривался. Этот постулат был поставлен под сомнение необихевиористами. Первым из них был американец Эдвард Толмен, согласно которому формула поведения должна включать три составляющие: стимул – промежуточные переменные – реакция. Среднее звено – это недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Халлу и его школе. Он ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено – потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.).
Основные положения бихевиоризма:
1) Изучать можно только то, что объективно наблюдаемо, т. е. поведение. При этом «поведение» понимается в расширенном смысле – это мышечные реакции вегето-сосудистые изменения, и деятельность желез.
2) Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. При том формирование человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения животных.
3) Среда формирует поведение путем стимулов и подкреплений (стимулы это то, что предшествует поведению и вызывает его. Подкрепление – это последствие поведения; если последствия нежелательны для индивида, поведение затормаживается, если благоприятны – поведение воспроизводится вновь.
4) Невротический симптом или аномалии поведения являются следствием неадекватной условной связи.
Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.