Психологические характеристики различных возрастных периодов.

В.В. Ковалев выделяет 4 возрастных уровня преимущественного нервно- психического реагирования у детей и подростков:

1. Соматовегетативный (0-3 года): период характеризуется общей и вегетативной возбудимостью, склонностью к расстройствам пищеварения, нарушениям питания, сна, опрятности;

2. Психомоторный (4 года-7 лет): период гиперактивности, на фоне которой легко возникают тики, заикания, мутизм;

3. Аффективный (5 лет-10 лет): период, когда особенно легко формируются страхи, возбудимость, период эмоциональной неустойчивости, часто сопровождающийся межличностными конфликтами и нарушениями поведения, такими, как уход из дома, бродяжничество;

4. Эмоционально- идеаторный (11 лет-17 лет): период возникновения психогенных ситуационных реакций – реакций протеста, реакций эмансипации; период формирования сверхценного ипохондрического синдрома, синдрома дисморфофобии, синдрома нервной анорексии, сверхценных увлечений и интересов, синдрома «философской интоксикации».

Среди разнообразных социальных факторов, имеющих значение для формирования и развития психологических особенностей детей и подростков, ведущая роль, как правило, принадлежит семье, стилю внутрисемейных взаимоотношений и воспитания детей.

Семья гарантирует безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, служит источником утешения в минуты отчаяния и волнений, а также обеспечивает ребенка необходимой информацией, дает опыт общения и адаптации, формирует модели поведения, в частности, в конфликтных и сложных жизненных ситуациях. Нарушение внутрисемейных взаимоотношений часто сопровождается нарушением взаимоотношений родителей и детей. М. Раттер отмечает, что родители, страдающие неврозами, имеют детей с эмоциональными расстройствами, а родители с личностными нарушениями имеют детей, для которых характерно асоциальное и агрессивное поведение. Одним из важнейших механизмов происхождения этих социальных и эмоциональных проблем, по мнению Раттера, являются процессы подражания и идентификации с родителями, имеющими патологические черты.

В этой связи, представляет интерес предложенная Раттером классификация неадаптивных типов воспитания ребенка в родительской семье:

1. Гипоопека: явное эмоциональное отвержение по типу «Золушки»;

2. Перфекционизм: мать проецирует на ребенка свою собственную вину перед ним, убеждая себя, окружающих и своего ребенка в том, что он плохой, нервный, упрямый. В этой ситуации ребенок не верит в свои силы и переживает чувство вины.

3. Компенсаторная гиперопека: чрезмерная забота матери, избыточный контроль за ребенком служат попыткой компенсировать чувство вины перед ребенком, недостаток эмоционального контакта с ним;

4. Гиперопека: избыточный контакт с ребенком и контроль за ним, слишком длинный период ухода «как за маленьким», подавление независимого поведения, избыточный надзор, постоянная помощь и одобрение.

5. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности, когда родители ожидают от ребенка успехов и достижений, которых не удалось добиться им самим.

6. Противоречивое воспитание или смена образцов воспитания.

7. «Кумир семьи» - этот тип воспитания в родительской семье, когда ребенок является объектом восхищения, безусловного одобрения при отсутствии каких-либо наказаний в случаях совершения им проступков.

Психологические характеристики взрослых людей долгое время выполняли и выполняют функции эталонов по отношению к различным особенностям роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. Взрослость традиционно рассматривалась как стабильный период. Психологические характеристики взрослого человека рассматривались в качестве эталона и при выявлении инволюционных процессов в период старения.

Период взрослости отличается тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. В исследованиях Х. Лемано показаны кульминационные моменты научного творчества, относящиеся к 35-40 и 40-45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих специальностей отмечается в 35-39. При этом пик творческих способностей проявляется до 30-34 лет в таких науках, как математика, физика, химия.

Выдающиеся открытия во многих областях науки делаются чаще всего людьми, которым несколько меньше или больше 40 лет; вероятность таких открытий в более позднем возрасте начинает падать. Наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет.

Период старения – период обратного развития соматических и психических функций человека. Недостаток реактивности и свежести психических сил компенсируется богатством жизненного опыта; отважная инициатива уступает место рассудительной оценке возможностей. Сужается круг интересов, сферы общения, уменьшается количество друзей и знакомых. Человек в этом возрасте утрачивает пластичность, способность учиться – отсюда вытекает консерватизм этого периода.

Психическим проявлениями старения, кроме снижения адаптации, являются: психическая утомляемость, эмоциональная лабильность, замедленное восприятие, снижение продуктивности, оригинальности и изобретательности мышления. Ухудшение памяти касается как процессов запечатления и хранения информации, так и сужения объема памяти. В старческом возрасте отмечается также заострение характерологических особенностей личности. Особенно проявляются такие черты, как скупость, мелочность, подозрительность, недоверчивость, обидчивость, склонность все принимать на свой счет и другие. Как правило, остро переживаются недостаток внимания и одиночество; появляется беспокойство за свое материальное благополучие, стремление найти поддержку у окружающих.

Конституция (тип телосложения человека).

С самого начала зарождения учения о конституции возникло два противоположных направления: одно из них считало конституцию наследственной, второе рассматривало конституцию как явление приобретенное, изменяющееся в течение жизни человека.

Французские исследователи Сиго, Шайю и Мак-Олиф считали, что конституциональные типы есть результат воздействия окружающей среды. В зависимости от того, какие воздействия внешней среды преобладают в отношении данного человека, авторы выделяют четыре конституциональных типа:

1. Церебральный (мозговой) тип. При стройном теле большая голова, сильно развитая лобная часть лица, форма лица обратно пирамидальная (верхушкой вниз). Брови дугообразные, глаза большие, живые, ушные раковины большие. Конечности короткие, стопы маленькие. Главным представителем этого типа, по мнению французских исследователей, является интеллигенция.

2. Респираторный (дыхательный) тип. Особое развитие легких, грудной клетки, носа и его придаточных полостей, имеющих отношение к дыханию. Грудная клетка очень длинная, живот несоразмерно мал, благодаря чему туловище, в общем, выглядит коротким. Шея очень длинная. Нос длинный и горбатый, или широкий, с широкими лобными пазухами. Расстояние между челюстными отростками большое. Лицо часто имеет вид шестиугольника. Характерна повышенная обонятельная чувствительность.

3. Дигестивный (пищеварительный) тип. Особенно сильно развита нижняя треть лица, расстояние между нижним краем носа и подбородком. Ветви нижней челюсти сильно расходятся, и лицо имеет форму пирамиды. Рот большой, нижняя челюсть выступает вперед, глаза маленькие с жирными веками. Шея короткая, грудная клетка широкая, сильно развит живот. Видна наклонность к отложению жира.

4. Мускульный (мышечный) тип. Череп брахицефальный, лицо квадратное. Сильно развит волосяной покров. Размеры грудной клетки пропорциональны животу. Широкие плечи. Сильно развита мускулатура. Люди этого типа могут быть высокого и среднего роста. По мнению авторов, этот тип должен соответствовать идеалу греческой красоты. Последующие авторы отмечали, что этот тип чаще всего встречается у атлетов и преступников.

Новый этап в развитии конституциональной типологии связан с работой немецкого ученого Эрнста Кречмера «Строение тела и характер». Кречмер считал, что между строением тела и психическими особенностями человека существует тесная связь; связь эта проходит через эндокринную систему, так как железы внутренней секреции оказывают действие и на строение тела, и на психику. Кречмер устанавливал непосредственную связь конституции с проявлениями характера и особенностями темперамента, а также со склонностью к определенным заболеваниям. В противовес французским авторам, Кречмер отрицал влияние среды на конституцию, считая ее врожденной. Автор выделял три типа конституции:

1. Астенический (лептосомный) тип. У лиц этого типа отмечается при относительно высоком росте незначительное развитие тела в ширину. Вследствие этого, средний вес, все диаметры и периметры ниже средних. Астеник представляется в виде худого, высокого человека. Узкие плечи, худые руки с тонкими костями, узкая, плотная и длинная грудная клетка. Хорошо просматриваются и прощупываются ребра. Эпигастральный угол острый. Относительно слабое развитие мускулатуры. Живот худой, без отложений жира. Вес тела отстает от роста. Кости черепа тонкие, окружность черепа мала. Лицо повторяет особенности роста тела, то есть наблюдается задержка роста в ширину. Нос длинный, узкий. Угол подбородка развит слабо. Кречмер считает, что при астеническом типе телосложения рано наступает старение.

2. Пикнический тип. Для пикнической конституции характерны большие размеры внутренних полостей (большие голова, грудь и живот), а также склонность к образованию жировых отложений. Пикник среднего роста, имеет плотную фигуру мягких очертаний, широкое лицо на короткой массивной шее, солидный живот, выпуклую расширенную книзу грудную клетку. Плечи округлой формы, несколько приподняты и сдвинуты вперед. Грудная клетка имеет бочкообразную форму. Конечности средние или короткие, отличаются мягкостью форм, незначительным костным и мышечным рельефом. Пикнический конституциональный тип формируется после 30 лет. Лицо пикника имеет тенденцию к развитию в ширину и отличается мягкими закругленными формами. Форма лица пятиугольная, лицо плоское. Череп крупный, круглый и широкий, но не очень высокий. Глаза маленькие, глубоко посаженные.

3. Атлетический тип. Для атлетического типа конституции характерно сильное развитие скелета и мускулатуры, средний или высокий рост, широкие плечи, крупная грудная клетка, упругий живот, суживающееся книзу туловище, высокая голова. На теле хорошо выражен мышечный рельеф. Конечности крупных размеров, особенно кисти рук и стопы ног. Атлетический тип телосложения формируется к 25 годам. Форма лица характеризуется повышенным развитием костного рельефа: сильно развитые надбровные дуги, выступающие скуловые кости, грубая нижняя челюсть. Череп высокий, узкий, умеренно длинный.

В непосредственную связь с конституцией Кречмер ставил темперамент, поскольку он в той же степени, что и морфология тела, зависит от гуморального фактора. При пикническом телосложении, по мнению Кречмера, преимущественно встречается циклоидный темперамент, при астеническом – шизоидный. Для атлетического типа конституции более характерен шизоидный темперамент, чем циклоидный, хотя в данном случае

Понятие о темпераменте.

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Главный компонент в структуре темперамента – общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Разумеется, при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими («содержательными») факторами – особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов.

Второй компонент темперамента – двигательный (или моторный): особенности всей мышечной и речевой моторики, то есть быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда мышечных движений, динамические особенности речи.

Третий компонент темперамента – эмоциональность. К ее основным характеристикам относятся впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность.

Учение о типах темперамента берет начало в трудах Гиппократа и Галена. Гиппократу принадлежит выделение и описание сангвинистического, холерического, флегматического и меланхолического типов темперамента. Более глубокая разработка учения о типах темперамента была сделана И.П. Павловым, который опирался при этом на выделенные им основные свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Типы темперамента.

1. Сангвинистический темперамент. При сангвинистическом темпераменте отмечается довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем, эмоциональные переживания сангвиника могут быть неглубокими, при недостатках воспитания его подвижность приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, иногда к поверхностности.

2. Холерический темперамент. Холерики отличаются высоким уровнем нервно-психической активности, энергичностью действий, резкостью и стремительностью движений, а также силой, импульсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

3. Флегматический темперамент. Флегматик отличается сравнительно низким уровнем активности в поведении, трудностью переключения, медлительностью, спокойствием в действиях, мимике и речи, а также ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиваться такие черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

4. Меланхолический темперамент. Меланхолики характеризуются низким уровнем нервно-психической активности, сдержанностью моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей, при недостатке воспитания могут развиться повышенная до болезненной степени эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям.

Наши рекомендации