Вопрос № 2. Психологические характеристики представителей различных социальных классов

Вопрос № 2. Психологические характеристики представителей различных социальных классов.

Вопрос № 1. Сущность класса и его психологии.

Социальные классы — это большие, организованные группы людей, занимающие строго определенное место в системе экономических и общественных отношений конкретного государства. Классы появляются на определенной ступени развития производительных сил, когда создается излишек продукта, который можно присвоить.

Психология социального класса— это форма духовного освоения классом условий его бытия, включающая в себя сознание класса, потребности и интересы класса, его убеждения, чувства, традиции.

Сознание класса— это продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данному классу и возможностей их существования, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей.

Развитие сознания класса включает в себя три условно выделяемых уровня:

• типологический, при котором представители класса опознают себя и друг друга по внешним признакам и фиксируют свою внешнюю схожесть, но отсутствует сознание единства и общности интересов;

• идентификационный, когда появляется групповое самосознание на уровне общности, связанной общими условиями жизни и деятельности, а также потребностями и интересами;

• уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней.

Одним из значимых элементов психологии социального класса являются классовые потребности. Поскольку классовое положение определяет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, постольку оно же задает и определенную структуру потребностей.

Градация социально-классовых различий.

1. Рабочий класс (пролетариат). Он состоит из трех основных отрядов: промышленного, торгово-конторского и сельскохозяйственного пролетариата. Это самый многочисленный социальный класс. В промышленно развитых странах он составляет большинство населения: в Японии — около 70%, а в США и Великобритании — 70-80%.

2. Буржуазия, в этот класс входят крупные и средние собственники средств производства, в том числе и крупные фермеры, а также высший слой наемных управляющих. К этому классу относят и представителей высшей административно-государственной и политической власти. Они достаточно многочисленны. Однако наиболее влиятельным слоем среди них является финансовая олигархия. Доля представителей этого класса составляет 3—5%.

3. Средние социальные слои населения, включающие мелкую буржуазию и мелких собственников предприятий торговли и сферы обслуживания. Другую часть средних слоев образуют наемные работники, не владеющие средствами производства, но отличающиеся от рабочего класса по ряду существенных признаков (интеллигенция, наиболее квалифицированные группы служащих и специалистов, часть административного персонала), а также лица свободных профессий (самостоятельно практикующие - адвокаты, художники). Удельный вес представителей средних социальных слоев в самодеятельном населении постоянно увеличивается и составляет в некоторых странах 20—25%.

4. Достаточно многочисленной социальной общностью во многих странах мира, особенно развивающихся, являются представители маргинальных слоев, т.е. безработные, нищие, бомжи и другие деклассированные элементы.

Вопрос № 2. Психологические характеристики представителей различных социальных классов.

Классы имеют не только экономические, но и социально-психологические особенности. Сообразно условиям жизни людей того или иного класса у них вырабатывается более или менее определенное классовое сознание, формируются соответствующие черты классовой психологии.

1. Основными характеристиками психологии рабочего класса являются: трудолюбие; меньшая удовлетворенность своим социальным и материальным положением (по сравнению с другими классами); слабый социальный конформизм; способность к массовому выражению своих социальных и имущественных настроений; большая подверженность влиянию идеологической (информационной, культурной, национальной) пропаганды; большая изолированность от близкого общения с представителями других классов и социальных групп; высокая степень внутриклассовой сплоченности.

Между рабочими и крестьянами существуют значительные психологические различия, которые обусловлены неодинаковыми условиями жизни в городе и деревне. Сельскохозяйственные рабочие в большей степени выдержанны, настойчивы, менее подвержены перепадам в настроениях.

2. К отличительным психологическим особенностям класса буржуазииобычно относят: рациональный образ мышления; самоотдача в производственной деятельности; самолюбие; ярко выраженная потребность выстоять в конкурентной борьбе; высокое стремление в получении максимальной финансовой прибыли; преданность своему делу, проявляющаяся в том числе и в непрерывной нацеленности на его расширение; высокая деловая агрессивность; стремление сохранить себя в составе привилегированного класса.

3. Средним слоям населения присущи следующие особенности психологии: трудолюбие; преданность профессии и своему делу; высокая степень ответственности и чувства долга; компетентность и организационный талант; умение перспективно мыслить; наличие навыков эффективно организовывать свою деятельность и работу других людей; ощущение неустойчивости своего труда и своих усилий; периодическое присутствие чувства страха, бессилия, неспособности повлиять на ход событий.

4. Маргинальным слоям населения обычно свойственны: неверие в свои силы; убеждение в безысходности своего положения; моральная и духовная деградация; социальный страх.

Классовое положение человека влияет на его сознание, отражающее бытие. Это влияние осуществляется посредством двух тесно связанных между собой механизмов: во-первых, через личный жизненный опыт человека, зависящий от социально-экономических условий жизни класса, к которому этот человек принадлежит (вполне естественным является то, что жизненный опыт рабочего отличается от жизненного опыта крупного промышленника-капиталиста, приобретавшегося в совершенно иных социально-экономических условиях); во-вторых, через личное общение, большая часть которого проходит во вполне определенной социальной среде с четко выраженными классовыми особенностями. Эта социальная среда окружает индивида уже с первых шагов формирования его сознания.

Н-р, ребёнок из богатейшей семьи будет учиться в одной из самых привилегированных школ, где учатся дети таких же богатых родителей. Высшее образование он обязательно будет получать в одном из самых дорогих университетов. Жить он будет в богатом и изолированном пригороде, в окружении прислуги и частных охранников. Естественно, что процесс социализации сына рабочего будет происходить в совершенно иных условиях и в другом окружении.

Вместе с тем факт принадлежности людей к тому или иному классу отнюдь не означает прямой и однозначной социальной обусловленности их психической жизни. Социальная среда, отражаемая сознанием, включает в себя не только условия жизни данного класса, но и всю совокупность объективных условий общественной жизни, характеризующих данную общественно-экономическую формацию: значительные различия имеются между рабочими промышленно развитых стран Европы, Америки и Японии и рабочими развивающихся стран Азии и Африки.

Наши рекомендации