Философский период развития психологии.

История психологии.

Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона истории психологии отражается в ее задачах. К таковым следует отнести: сбор, обработку, систематизацию, обобщение психологических идей прошлого и современности, установление их источников; выявление закономерностей и зависимостей развития психологического знания, прогнозирование на их основе возможных путей его эволюции. Ответ на вопрос: почему психологические концепции развивались в определенном направлении?; проведение науковедческих изысканий, формирование информационной базы теоретико-методологического обеспечения современного решения и разработки проблем психологии, закрытие ее "белых пятен"; создание картины поступательного развития психологической мысли, а не только "поля брани психологических идей". Выявление критериев теоретической и практической значимости психологических концепций, обеспечение возможности ориентации и учета уроков в эволюции психологического знания. В истории развития психологии выделяют два основных периода:

  • Философский период развития психологии (от античности и до 70-х гг. 19 в).
  • История развития психологии как самостоятельной науки (от 70-х 19 в по настоящее время).

Философский период развития психологии.

Античная психология

Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со всеми центрами цивилизованного мира, а первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной науки. Греция оказалась географическим центром, возникновения новой формы духовной жизни человека – это была первая попытка осмысления мир и человека в нем.

Исходным принципом толкования психологических проблем в античности явилась попытка объяснения окружающего мира из присущих ему законов. Знание о душе формировалось в зависимости от эволюции мышления - укрепления инвариантного подхода к наблюдаемым психическим процессам. Отсутствие экспериментального исследования, созерцательность подавляющего большинства научных доктрин в совокупности с противоречивыми попытками презрения к “земной” деятельности и личности, с одной стороны, вместе с их обожествлением, с другой, ограничивали возможности античной психологии.

Однако они явились грандиозной попыткой построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира, что является для современной психологической науки ключом к пониманию своего образа и предназначения.

Зарождение психологических идей в Древней Греции:

Рассматриваемый период охватывает по хронологическим рамкам относительно небольшой временной отрезок - VI в. до н.э. Однако по значимости в оформлении и развитии психологических идей он превосходит целые эпохи.

Ионическая (милетская) философская школа.

“Первого философа” Фалеса (624-547до н.э.) считают родоначальником европейской науки и основателем ионической школы. Воззрения одного из “семи мудрецов” были тесно связаны с естествознанием. Объяснение объективного мира, по его учению, следует искать в изучении реальной действительности. Он первым в истории человечества поставил вопрос: ”Что есть все?” В основу миропонимания ученый положил материальное начало - воду как основу всего сущего.

Последователь Фалеса Анаксимандр(610-546до н.э.) развил естественнонаучные идеи учителя, наполняя их большей научной смелостью. Анаксимандру принадлежит заслуга в определении отличной от материальных субстратов первоосновы объективного мира - ”апейрона”: вечного движения, заключающего в себе противоположности. Первым в своем учении мыслитель выделил вопрос о происхождении органических видов, что сделало его античным предшественником теории дарвинизма. “Первоначально человек произошел от животных другого вида”; “Животные же рождаются из влаги, испаряемой солнцем. Человек же был вначале подобен другому животному, а именно рыбе”.

Последний из известных нам представителей милетской школы - Анаксимен (вторая половина VI в. до н.э.). Он первым осознал, что основной принцип всех явлений сам не может быть определен. Основа всего сущего должна быть отлична от эмпирических элементов, она должна быть “другой природой”, содержать при этом все противоположности и специфические качества (“бесконечное” или “безграничное”).

Элейская школа.

Для представителей этой школы основу мира составляет земля, огонь, воздух и вода и их сочетания. Основатель элейской школы Ксенофан (род.580 до н.э) впервые высказал мысль, что “боги созданы по образу человека” и являются измышлениями людей. Основная посылка школы - “бытие есть, небытия нет”. Душа, по Ксенофану, состоит из земли и воды.

Еще один последователь элейской школы, родоначальник анатомии - врач Алкмеон.Он нашел причину болезней человека в нарушении равновесия и смещении качеств тела. Он первым открыл “две узкие дорожки”, ведущие от мозга к глазным впадинам, сделав на этом основании гениальные выводы о том, что мозг - орган мышления и мыслит только человек.

Теоретические взгляды одного из последних представителей “великогреческой” науки Эмпедокла (490-430до н.э.) формулируют эволюционную идею о выживании за счет приспособления. ОН предполагал, что мир одушевлен и в нем действуют два полярных энергетических источника – любовь и ненависть. Эмпедокл углубил анализ целого класса психических явлений и описал различные методы исследования душевных процессов человека.

Демокрит (ок. 460 г. до н.э) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Ему принадлежит около 70 сочинений, охватывающих все области знаний того времени: от космологии до этических концепций. Демокрит основоположник античного атомистического материализма, воплотившего в себе принцип причинности:

· душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Она является причиной движения тел, ибо атом имеет “разумную силу движения”.

· составляют душу только круглые, очень подвижные атомы (как у огня), которые “приводят в движение все тело”и развивают теплоту.

· в органах чувств мелкие атомы ближе к внешнему миру и более приспособлены к восприятию. Разумная часть души находится в грудной клетке.

Школа Пифагора.

С именем основателя одной из самых авторитетных школ античного мира Пифагора(571-497до н.э) связывают зарождение научного знания в современном его понимании. Метод Пифагора есть познание; знание, по его оценке, - это часть искусства жить; а жизнь есть поиск спасения. Вклад Пифагора и его последователей в развитие античного научного знания о душе трудно переоценить. Для исцеления душевных недугов пифагорейцы одними из первых применяли средства психотерапии, сами избегали отрицательных эмоций: гнева, уныния, душевной тревоги. Стремясь предотвратить болезни, они разрабатывали режимы диеты, труда и отдыха. Также одними из первых пифагорейцы разработали методику определения способностей будущих членов своей общины методом теста.

Во второй половине V в. до н.э. в Греции появляются учителя “мыслить, говорить и делать” - софисты. Оценки их научной и просветительской деятельности противоречивы: Платон выражал неприязнь к вождям “толпы”, Аристотель в “Метафизике” называл софистику “мнимой мудростью”, а Гегель отвел им роль “первых просветителей, энциклопедистов-педагогов”. Софистов принято делить на “старших” (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) и “младших” (Алкидам, Ликофронт, Пол, Фразимах Халкедонский, Критий, Калликл). Область их научных интересов - в антропологии. Человек и его слово становятся центральным предметом исследования, что уже самой постановкой вопроса было существенным шагом вперед в психологическом знании античности.

Софиская школа.

В целом софисты сыграли существенную роль в эволюции психологических воззрений Эллады. Они привлекли внимание античной науки к проблеме человека, общества, знания. Образно выражаясь, софисты будили античную мысль от догматической дремоты.

Эпохальным событием для античной культуры явилась жизнь ее ярчайшего представителя – Сократа (ок.470 -399до н.э.). Он интересен для психологической науки не только учением, но и своей жизнью. Ее итог: обвинение, осуждение и казнь. За четыреста лет до оформления христианства Сократ, для многих канонизированная личность, отдал жизнь, как он посчитал, за нравственное очищение человека в будущем. “Ты умираешь безвинно”, - говорила ему жена, на что услышала возражение: ”А ты бы хотела, чтобы заслуженно?” В обвинительном акте было записано: “Не признает богов, признаваемых государством, вводит другие новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь”.

Но воззрения Сократа не догматичны, а научны. Он первым из мыслителей античности стал рассуждать о внутреннем мире человека и его образе жизни. В нем, как подметил Г.Гегель, воплотился “главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе”. В лице Сократа “субъективность мышления была осознана более определенным, более глубоко проникающим образом”. Его отличительными чертами современники считали твердость убеждений и приверженность демократии, высокое достоинство и независимость. Сократ никогда ничего не писал, сведения о нем - из вторичных источников, не всегда достоверны. Анализ его взглядов зачастую интерпретируется как отсутствие научной системы. Тем не менее, результаты “заботы о себе” Сократа, под которой понималось нравственное и интеллектуальное самосовершенствование, пережили века. Призыв на стенах храма Аполлона “Познай самого себя!” стал для мыслителя следующим после утверждения: ”Я знаю, что ничего не знаю”. Главное в содержании его учения - этические вопросы, направленность исследования “внутрь себя”. Истинная нравственность, по его оценке, есть знание того, что прекрасно, что способствует жизненному счастью. В этой связи выделяются три основные добродетели: а) умеренность - знание, как обуздывать страсти; б) храбрость - знание, как преодолевать опасности; в) справедливость - знание, как соблюдать законы божественные и человеческие.

Классификация ощущений

По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:

1. Экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; они формируют образ внешнего мира.

2. Интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; они формируют самочувствие.

3. Проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и
связках; они дают информацию о движениях и положении тела. Проприорецепция, представляющая собой чувствительность к движению,
называется также кинестезией, a соответствующие рецепторы - кине
стетическими.

Экстероцептивные ощущения, в свою очередь, подразделяются на две группы: контактные и дистантные. Контактные ощущения передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами: например, это осязательные и вкусовые ощущения. Дистантные ощущения отражают воздействия, исходящие от удаленного объекта: зрительные, слуховые, обонятельные.

Наряду со зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными и вкусовыми ощущениями, выделяют также температурные и вибрационные (они занимают промежуточное положение между тактильными н слуховыми), а также ощущения равновесия и ускорения, болевые ощущения. Всего в литературе описывается 11 видов ощущений.

Свойства ощущений.

К свойствам ощущений относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество (модальность) - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - понасыщенности, цветовому тону и т. п.

Интенсивность ощущения - является его количественной характеристикой и определяется силой действия раздражителя, а также функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения - его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя (время запаздывания - латентный период ощущения), оно и не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя (инерция ощущений проявляется в последействии).

Наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.

Чувствительность.

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего насмира, могут быть более или менее чувствительны к отражаемым ими явлениям, то есть, могут отражать эти явления с большей или меньшей точностью.

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающее едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают возникновения ощущений.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевые ощущения.

Адаптация – изменение чувствительности органов чувств под влиянием действий раздражителя. Виды адаптации:

1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя

2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

4. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений.

Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом.Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые могут приводить к серьезным функциональным нарушениям в организме.

Изменения и расстройства ощущений чрезвычайно многообразны. Все ощущения, в зависимости от индивидуальных особенностей физиологических систем, могут сопровождаться низкой чувствительностью (гипестезии), обостренной чувствительностью (гиперестезии), выпадением чувствительности втой или иной сфере чувств (анестезии) или ее извращением (парастезии). Явления гиперестезии часто встречаются при астенических состояниях.

Соматические и нервно-психические заболевания могут изменять характеристики процессов ощущения и восприятия. Знание закономерности этих изменений может оказать существенную помощь в квалификации состояния больного при постановке диагноза.

Восприятие.

Восприятие - второй познавательный психический процесс на чувственном уровне познания. Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии па органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Мышление как процесс.

Рассматривая мышление как процесс, мы выделяем в нем анализ и синтез, которые на практике составляют единую аналитико-синтетическую деятельность мышления.

Анализ –выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, расчленение на части познаваемого объекта.

Синтез – объединение различных частей, свойств, сторон, компонентов в целое.

Виды мышления.

Выделяют три вида мышления, которые последовательно формируются в онтогенезе: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление.

В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление, в основном, наглядно-действенное. Наглядно-действенное мышление – решение мыслительных задач в процессе практической деятельности. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками практически разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают игрушки именно с целью выяснить «что там внутри».

Наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, то есть в возрасте четырех-семи лет. Наглядно-образное мышление тесно связано с восприятием. Здесь не требуется систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (иллюстрациями могут служить эксперименты Жана Пиаже по наглядно-образному мышлению).

Абстрактное мышление развивается у детей в школьном возрасте. В конце школьного обучения формируется система понятий. У взрослых людей представлены все виды мыслительной деятельности. Преобладание того или иного вида мышления может быть связано с профессиональной деятельностью: у техников, инженеров, конструкторов особое развитие получает наглядно-действенное мышление, у писателей – наглядно-образное (конкретно-чувственное), у математиков – абстрактное. В профессиональной деятельности врача важны все три вида мышления.

Нарушения мышления.

Нарушения мышления встречаются при самых разнообразных патологических состояниях, однако чаще всего они наблюдаются при нервно-психических расстройствах.

У больных страдающих органическими заболеваниями головного мозга, в мыслительной деятельности наблюдается такая черта как снижение уровня обобщения. При снижении уровня обобщения отмечается недостаточность функции обобщения и абстрагирования, затруднения в формировании понятий. Содержание ассоциаций в этом случае не выходит за пределы частных, единичных связей. Полученные непосредственные впечатления не синтезируются в словесно-логические связи, не имеют доминирующего значения. Конкретность и ситуативность мышления характерны, например, для больных атеросклерозом на выраженных стадиях заболевания.

У больных шизофренией отмечается нарушение, квалифицируемое как искажение процесса обобщения. Словесно-логические связи мало опираются на конкретные свойства и признаки предмета. Ассоциации случайные, ненаправленные. Нарушена иерархичность признаков по степени значимости; любой неявный (латентный), несущественный признак может стать центральным и лечь в основу рассуждения, определяя результат мышления.

Пиктограммы.

Методика предложена Л.С.Выготским как один их методов опосредованного запоминания. Пиктограмма – образ, создаваемый обследуемым для опосредованного запоминания. С помощью этой методики изучают самостоятельную мыслительную продукцию больных. Здесь особенно явно выступают нарушения мышления, что объясняется малой предопределенностью, меньшим регламентированием процессов мышления условиями опыта. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли испытуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения при опосредовании слов абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый при выборе пиктограмм: соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по «слабому» признаку. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.

Исключение понятий.

Данные, получаемые при работе с этой методикой, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделить существенные признаки предметов и явлений.

Методика проводится при помощи бланка, содержащего серии из пяти слов. Обследуемому говорят, что четыре из пяти слов в серии являются в какой-то степени однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Пример: дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. Исключается слово «маленький».

Силлогизмы.

Методика предназначена для оценки логического мышления. Обследуемому предлагается для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит две логические посылки, в которых буквы находятся в каких-то взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Пример:

А несколько больше В

В много меньше С

А …………….. С

Правильный ответ: А несколько меньше С.

Литература:

1. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2002, С. 322-346.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч., т. 2. М.: Педагогика, 1982, С. 6-361.

3. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984.

4. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981.

5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1986, С. 170-229.

Тема лекции: «Сквозные» познавательные психические процессы: память и внимание.

Контингент учащихся: 2 курс ЛФ., МПФ, учащиеся ФВСО

Цель лекции: Изучение психологических характеристик процессов памяти и внимания, методов их исследования, а также их изменений при соматических и нервно-психических заболеваниях.

Структура лекции:

1. Определение памяти.

2. Основные процессы памяти.

3. Виды памяти (классификация).

4. Нарушения памяти.

5. Психодиагностика процессов памяти: проведения и интерпретация теста Бентона.

6. Определение внимания.

7. Виды внимания.

8. Основные свойства внимания.

9. Нарушения внимания.

10. Психодиагностика функций внимания: корректурная проба, таблицы Крепелина.

11. Факторы, влияющие на процессы памяти и внимания.

Память и внимание относятся к познавательным психическим процессам. Они называются «сквозными» психическими процессами, так как как бы «пронизывают» всю психику человека, участвуя в выполнении всех видов психической деятельности. Память и внимание относятся также к предпосылкам интеллекта: при высоком интеллекте, как правило, хорошая память и хорошо организованное внимание и, наоборот, при снижении интеллектуальной деятельности отмечаются, в большинстве случаев, более или менее выраженное нарушение памяти и внимания.

Определение памяти.

Память – необходимое условие психической деятельности. Так, например, человек говорит, употребляя хорошо знакомые ему слова, не думая о том, что эти слова воспроизводятся им из прошлого опыта. Но, если человек говорит на слабо им усвоенным иностранном языке или припоминает новые для него термины, процесс воспроизведения следов ранее приобретенных слов осознается им именно как воспоминание или припоминание.

Память – возобновляющее отражение действительности, отражение или воспроизведение пережитого, воспроизведение как чувственного, так и обобщенного смыслового содержания.

Бес памяти человек был бы существом мгновения, лишенным каких бы то ни было знаний, умений, навыков, неспособным накапливать жизненный опыт и пользоваться им в новых и сложных ситуациях. Такое существо, лишенное памяти, нельзя было бы назвать личностью.

Процессы памяти не только обеспечивают необходимый человеку багаж знаний и умений, но и позволяет формировать индивидуальный жизненный опыт, являющийся условием и компонентом психической адаптации личности.

Основные процессы памяти.

Основными процессами памяти являются: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Запоминание – это связывание нового с уже имеющимся в индивидуальном опыте. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенной информации из деятельности ведет к ее забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности человека, поскольку каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

В старости способность к запоминанию ограничена. Она ярко выражена у детей, но способность к сохранению информации у них слабее.

Виды памяти.

В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно- логической памяти.

Двигательная память – возобновляющееся воспроизведение схем и алгоритмов движения. Двигательная память служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма. Физическая ловкость человека является признаком хорошей двигательной памяти. Двигательная память имеет особенно важное значение в профессиональной деятельности танцовщицы, спортсмена, пианиста и т.д.

Эмоциональная память – память на чувства. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти. «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, - писал К.С. Станиславский, - у вас есть память на чувствования или эмоциональная память.

Образная память – память на представления, на картины природы, на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, каких-либо явных закономерностей автором не устанавливается, осязательной, обонятельной, вкусовой. Особенно развита образная память у людей «художественных» профессий.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Это специфический человеческий вид памяти в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые, в своих простейших формах, свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним и от ее развития зависит состояние всех других видов памяти.

Такова классификация видов памяти по содержанию той информации, которая в ней запоминается, хранится и воспроизводится.

Вторая классификация видов памяти производится по времени хранения информации. Кратковременная память характеризуется коротким временем хранения информации после однократного запоминания и немедленным воспроизведением. Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения; воспроизведение является отсроченным или отставленным во времени.

Нарушения памяти.

При описании нарушений памяти чаще всего говорят об амнезиях, гипермнезиях и гипомнезиях.

Амнезия – утрата памяти на определенный промежуток времени. Она наблюдается при черепно-мозговых травмах, при некоторых тяжелых соматических заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией и нарушениями сознания. Различают ретроградную амнезию – утрату памяти на события в определенном промежутке времени, предшествующем началу заболевания, и антероградную амнезию – утрату памяти на события в промежутке времени, следующим непосредственно после начала заболевания.

Гипермнезия – патологическое обострение памяти, встречающееся при инфекциях и интоксикациях.

Гипомнезия – ослабление памяти, наблюдаемое, к примеру, при атеросклерозе, астенических состояниях и депрессиях.

Понятие внимания.

Внимание, как и память, является познавательным психическим процессом и относится к предпосылкам интеллекта. Внимание также называется «сквозным» психическим процессом, так как присутствует при выполнении любых видов психической деятельности, как бы «пронизывая» всю психику человека.

Внимание – это избирательная направленность сознания на объект, который при этом осознается с особенной ясностью и отчетливостью. Внимание – своеобразный психический «фокус», фиксирующий в своем поле тот или иной предмет.

В отличие от всех других познавательных психических процессов, внимание не имеет своего особого содержания, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание – способ организации психической деятельности: так, например, на уровне ощущений феномен внимания дает повышение чувствительности, приводит к снижению порогов различных видов ощущений. Внимание связано с изменением структуры и других психических процессов, с превращением их в направленную деятельность.

Виды внимания.

По характеру происхождения и по способу осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками, возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Произвольное внимание – сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. К основным условиям возникновения непроизвольного внимания могут быть отнесены качества раздражителей: их интенсивность, внезапность, необычность, новизна, эмоциональная значимость.

Для понимания физиологических механизмов особое значение имеет принцип доминанты. По А.А. Ухтомскому, в мозге всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения. А.А. Ухтомский характеризует доминанту как констелляцию «центров с повышенной возбудимостью». Особенностью доминанты как господствующего очага является то, что она не только подавляет вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна привлекать («притягивать») к себе слабые возбуждения и благодаря этому усиливаться за их счет, еще больше доминировать над ними. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения.

Корректурная проба.

Методика направлена на изучение внимания – выявляется способность к концентрации внимания, его устойчивость. Исследование проводится при помощи специальных бланков с рядами букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух заданных букв, при этом каждые 30 или 60 секунд исследующий делает пометку в том месте таблицы, где в это время находится карандаш больного. Регистрируется также время, затраченное испытуемым на выполнение всего задания. Отмечается количество ошибок и темп выполнения задания; имеет значение распределение ошибок в течение опыта – равномерно ли они встречаются во всей таблице или наблюдаются преимущественно в конце исследования в связи с истощаемостью. Учитывается характер ошибок – пропуски отдельных букв или строк, ошибочное зачеркивание расположенных рядом или внешне похожих букв. При органической церебральной патологии обследуемому часто не удается улучшить качество выполнения задания. Здоровые обследуемые выполняют задание (вычеркивая две буквы на бланке) за 6-8 минут и допускают при этом не более 15 ошибок.

Рекомендуется графическое отображение результатов корректурной пробы. На графике совмещаются две кривые – изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности работы (по количеству ошибок в тот же интервал времени). Такие графики позволяют в динамике выявить утомляемость больных, неустойчивость их внимания, либо, наоборот, их врабатываемость, проявляющуюся в улучшении качества работы.

Счет по Крепелину.

Методика была предложена для исследования работоспособности – упражняемости и утомляемости. В столбец записываются однозначные числа, которые испытуемый должен складывать в уме. Результат оценивается по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных при этом ошибок. Каждые 30 секунд или каждую минуту исследующий делает отметку в том месте, где в это время остановился испытуемый, затем подсчитывается количество сложений и допущенных ошибок для каждого отрезка времени. В результате, с помощью графической интерпретации данных, можно получить кривые работоспособности, которые отражают равномерность и темп выполнения задания, выявляют наличие истощаемости, врабатываемости, нарушений внимания.

Литература:

1. Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1986, С. 291-321.

2. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 4. М.: Прогресс, 1973.

3. Хрестоматия по общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. Глава «Память».

4. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика, 1974.

5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Тема лекции: Эмоции.

Контингент учащихся: 2 курс ЛФ., МПФ, ФВСО

Цель лекции: Изучение психологических аспектов эмоциональной сферы человека в норме и патологии, психологических методов исследования эмоций.

Структура лекции:

1. Понятие об эмоциях.

2. Основные функции эмоций в норме и патологии.

3. Классификация эмоций.

4. Теория происхождения эмоций.

5. Психодиагностика эмоций.

Человек не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенны

Наши рекомендации