Возможные риски и сбои при реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и
образовательной программы
Медицинский аспект, психофизическое состояние ребенка, низкая работоспособность ребенка, ожидание родителей
Характеристика команды специалистов, реализующих индивидуальную коррекционно-развивающую и образовательную программу в ДОУ
Специализация | Ф.И.О. | Стаж работы в должности | Квалификационная категория |
Врач-педиатр | |||
Мед.сестра | |||
Воспитатель | |||
Воспитатель | |||
Педагог-психолог | |||
Учитель-логопед | |||
Учитель-дефектолог | - | - | - |
Руководитель ФР | |||
Муз. руководитель |
Специалисты учреждений сетевого взаимодействия, участвующие в реализации коррекционно-развивающей и образовательной программы
Учреждение | Специализация | Ф.И.О. |
Детская поликлиника №4 | педиатр | . |
Специалисты по плану | ||
Городская ТПМПК | Председатель | |
Секретарь | ||
Учитель-логопед | ||
Учитель-дефектолог | ||
Педагог-психолог | ||
Социальный педагог | ||
Другие специалисты | ||
Прогноз развития ребёнка и предполагаемые результаты в ходе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности
Направления ПМП сопровождения | Предполагаемые результаты | Фактические результаты |
Медицинское (формы и сроки сопровождения специалистами ДОУ и поликлиники) | · Практически здоров(а) и готов(а) к обучению в школе · Хорошая динамика в состоянии здоровья, готов(а) к школьному обучению, но необходимо дальнейшее сопровождение врачами-специалистами · Динамика в состоянии здоровья не значительная, необходимо дальнейшее сопровождение врачами-специалистами · Без динамики в состоянии здоровья, необходим индивидуальный подбор формы обучения ( индивидуальное, дистанционное, в спец.учреждении и др.) · Другое | · Практически здоров(а) и готов(а) к обучению в школе · Хорошая динамика в состоянии здоровья, готов(а) к школьному обучению, но необходимо дальнейшее сопровождение врачами-специалистами · Динамика в состоянии здоровья не значительная, необходимо дальнейшее сопровождение врачами-специалистами · Без динамики в состоянии здоровья, необходим индивидуальный подбор формы обучения ( индивидуальное, дистанционное, в спец.учреждении и др.) · Другое |
Психологическое (психические процессы, подлежащие коррекции, формы и сроки сопровождения) | · Все психические процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в д/с · · Незначительная динамика в развитии психических процессов · Без динамики · Другое | · Все психические процессы сформированы по возрасту, готов (а) к обучению в д/с · Хорошая динамика в развитии психических процессов · Незначительная динамика в развитии психических процессов · Без динамики Другое |
Специальное (логопедическое) (речевые процессы, формы и сроки сопровождения) | · Все речевые процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в школе · Положительная динамика в развитии речевых процессов · Незначительная динамика в развитии речевых процессов · Без динамики Другое | · Все речевые процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в школе · Хорошая динамика в развитии речевых процессов · Незначительная динамика в развитии речевых процессов · Без динамики Другое |
Педагогическое | · Полностью усвоил(а) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ, сформированы интегративные качества по всем направлениям развития · Частично усвоил(а) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ, испытывает трудности в усвоении образовательных областей · Не усвоил) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ | · Полностью усвоил(а) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ, сформированы интегративные качества по всем направлениям развития__________ · Частично усвоил(а) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ, испытывает трудности в усвоении образовательных областей_____________________________ _________________________________________ _________________________________________ · Не усвоил) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ____________ |
Социализация и интеграция | · Полностью социализирован и интегрирован(а)в среде сверстников · Частично социализирован(а) и интегрирован(а)в среде сверстников · не социализирован(а) и интегрирован(а)в среде сверстников | · Полностью социализирован(а) и интегрирован(а)в среде сверстников · Частично социализирован(а) и интегрирован(а)в среде сверстников · не социализирован(а) и интегрирован(а)в среде сверстников |
Специальные условия и особенности организации ПМП сопровождения
Ребёнка с ОВЗ в ДОУ
· Программно-методическое обеспечение
· Программное обеспечение
1. Программа «Детство» под ред. Бабаевой Т.И. | |
2.Дополнительные программы | |
· Методическое обеспечение диагностического процесса (нужное отметить, необходимое добавить)
Педагогическая диагностика | |
1. Оценка уровня индивидуального развития | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
Психологическая диагностика | |
1. Анкетирование и беседа с родителями (сбор анамнестических сведений) | |
2. Наблюдение | |
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Стребелева Е.А. | |
4.Комплексная диагностика детей дошкольного возраста. Борисенко М.Т., Лукина М.А | |
5. | |
Логопедическая диагностика | |
1. Анкетирование и беседа с родителями (сбор анамнестических сведений) | |
2. Наблюдение | |
3. | |
4. | |
5. |
· Методическое обеспечение педагогического сопровождения
(основные методики и технологии)
1. | |
2. | |
3. |
· Методическое обеспечение психологического сопровождения
(основные методики и технологии)
1 Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР Основной базой рабочей программы является: - Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко. - «Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения», под ред.Т.Г.Неретиной. - «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Е.А. Алябьевой, Айдаралиевой Б.Ж., Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.,» | |
2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб., 2003. | |
3. Рабочая программа для детей дошкольного возраста ( возрастная категория 3-6 лет).. Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветиак» под редакцией Н.Ю. Куражевой и «Давайте поиграем» тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4 лет, «Давайте познакомимся» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет под редакцией И.А. Пазухиной. | |
· «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» . С.Д. Забрамная, О.В. Боровик | |
5.Ю.Е. Веприцкая «Развития внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет. Цикл занятий «Мир эмоций». Волгоград: изд. «Учитель», 2007г.) | |
· Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками./авт.-сост. М.Р. Григорьева.- Волгоград: Учитель, 2009.-156с.: ил. | |
7. В школу с радостью: конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт.-сост. Е.Д. Шваб.- Волгоград: Учитель,2007.- 79с | |
8. Семеновских Т.В. Авторская Программа «Давайте дружить», ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет. Г. Тюмень. |
· Методическое обеспечение специального (логопедического, дефектологического) сопровождения (основные методики и технологии)
1. Раннее выявление и коррекция речевой недостаточности. Г.В.Чиркина, О.Е.Громова | |
2. Специальная диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Е.А.Стребелева | |
3.Логопедическое обследование детей раннего и дошкольного возраста ( ИКП РАО) Е.А.Стребелева, Ю.А.Разенкова |
Распределение нагрузки на ребёнка в рамках непосредственной образовательной деятельности и коррекционно-развивающей деятельности на неделю
Направление деятельности | Форма организации | Специалист | Количество занятий |
Развитие познавательных процессов через сенсорные эталоны, мелкую моторику, игровую и продуктивную деятельность. | Индиаидуальная коррекционно-развивающая деятельность | Педагог-психолог | 1 раз в неделю |
Коррекционно-развивающая деятельность | индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность | Логопед | По индивидуальному плану |
Дополнительные образовательные программы (кружки, студии и др.) | - |
План совместной деятельности
№ п/п | Направление деятельности | Специалист | Сроки |
1. | Коррекционные занятия с педагогом - психологом | Педагог-психолог | 1 раза в неделю (октябрь-май) |
2. | Коррекционные занятия с учителем-логопедом | Логопед | 1 раза в неделю (октябрь-май) |
3. | Коррекционные занятия с музыкальным руководителем | Музыкальнвй руководитель | 1 раза в неделю (октябрь-май) |
4. | Коррекционные занятия с инструктором по физическому развитию | Инструктор по физвоспитанию | 1 раза в неделю (октябрь-май) |
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с ЗПР дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Преемственность в планировании занятий педагога-психолога и воспитателя
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ЗПР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и педагога-психолога, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления познавательных трудностей и трудностей социальной адаптации детей. Основными задачами совместной коррекционной работы педагога-психолога и воспитателя являются:
· Ознакомление с окружающим.
· Развитие элементарных математических представлений.
· Развитие высших психических функций.
· Речевое развитие.
. Выводы и заключения по окончании 2014-2015 учебного года реализации программы
(заполняется каждым специалистом ежегодно в мае-июне после ПМП обследования):
Специалисты | Выводы и заключения |
Врач | Незначительная динамика |
Воспитатели | Незначительная динамика |
Педагог-психолог | Незначительная динамика в развитии мелкой моторики, познавательных процессов |
Учитель – дефектолог | - |
Учитель-логопед | Незначительная положительная динамика в развитии речи |
Руководитель по ФР | Незначительная динамика в развитии |
Муз.руководитель | Незначительная динамика в развитии |
Коллегиальное заключение и рекомендации:Продолжить психолого-медико-педагогическое сопровождение с опорой на индивидуальные особенностиребенка
Врач
Медсестра
Воспитатели
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Инструктор по ФК
Муз.руководитель
Председатель ПМП к МБДОУ №
Годовое планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
Направление | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы |
1.ЭТАП | ||
Установление контакта с ребенком. | 1)Формирование эмоционального контакта. 2)Развитие активности. 3)Развитие контактности. 4)Развитие восприятия и воображения. 5)Пространственная координация. 6)Развитие зрительного и осязательного восприятия. 7)Развитие речевого общения. 8)Развитие личностно-мотивационной сферы. | Диагностика познавательных проценссов, эмоционально-волевой сферы. - Игры «Ручки», «Хоровод» - игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». - игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» - Зашифрованный рисунок. Сложи узор. - Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) - Позови мячом. Закончи фразу. - Моя семья -Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’ -Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ -Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. |
2.ЭТАП | ||
Ознакомление с окружающим | 1) развивать способность к переключению внимания; 2) развивать концентрацию внимания; 3) развивать произвольное внимание; 4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание. | · Формирование первичных представлений о смене времен года. · Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умения наблюдать за ними. · Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь). · Формирование представлений о значении труда взрослых. · Формирование первичных представлений о домашних животных и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни. |
Речевое развитие | 1) развивать восприятие геометрических фигур 2) развивать точность восприятия 3) развивать цветоразличение | · Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов. · Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении · Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи. · Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций. · Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам. · Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы. · Обучение ответам на вопросы кто это? что это? · Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в потешках, упражнениях, стихотворениях. |
Формирование элементарных математических представлений | 4) развивать восприятие длительности временного интервала 5) развивать представление о частях суток 6) развивать представления о временах года 7) развивать пространственные представления 8) развивать наблюдательность | · Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный). · Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме. · Обучение использованию слов большой, маленький. · Обучение сравнению двух предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения). · Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного). · Обучение прямому счету до 5. Учить соотносить цифры 1,2,3 с количеством предметов. · Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными. |
Сенсорное развитие | 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков 2) развивать гибкость ума и словарный запас 3) развивать сообразительность | · Развитие ориентировки в цвете(сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову). · Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек). · Развитие зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый — квадратный), цвету (красный — желтый — зеленый — синий) предметы. · Освоение элементарной комбинаторики - размещение по заданному признаку: цвету, величине · Формирование умения узнавать предметы на ощупь. |
Развитие психических функций | 1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях 2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности | · Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. · Воспитание слухоречевой памяти при восприятии одно -и двухступенчатых инструкций. · Развитие зрительного внимания и памяти в работе с парными и разрезными картинками. · Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений (например,3 зайца и 1самолет). |
Развитие временных и пространственных представлений | 1) развивать воображение и творческие способности | 1. Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади). 2.. Формирование умения ориентироваться в частях суток (день, ночь), различать и называть их. |
Развитие тонкой моторики рук | 1) развивать тонкую моторику рук | Конструктивный праксис · Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (из 2—4 частей с вертикальным и горизонтальным разрезами). · Складывание пирамидки по подражанию с учетом величины колец, затем самостоятельно. · Складывание матрешки из 3-4 частей по подражанию, затем самостоятельно. · Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 4 -8 прорезями · Построение фигур из 3-4 палочек. · Работа с палочками Кюизенера. Развитие графических навыков · Учить правильной посадке · Учить правильному захвату карандаша. · Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист. · Учить рисовать вертикальные и горизонтальные и кривые линии. · Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром. Учить изображать круглую форму. |
Приложение №1