Основные уровни и формы научения их психологическая характеристика.
Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта, который выражается в стабильном изменении поведения, которое не связано с усталостью, биологическими процессами в организме, лекарственными средствами, травмами или болезнями
Уровни и формы научения
1. Выработка реактивных форм поведения. Мозг пассивно воспринимает внешние воздействия, и это приводит:
1) к изменению существующих связей:
а) сенсибилизация – усиление реакции после многократного повторения раздражителя;
б) привыкание – ослабление психомоторных реакций;
2) к формированию новых нервных путей условных рефлексов.
Условные рефлексы образуются, если безусловный стимул связывается с индифферентным стимулом, который начинает сам по себе вызывать рефлекторную реакцию.
При этом возможны:
1) угасание – постепенное прекращение поведенческой реакции, если за ней не следует безусловный стимул или подкрепление;
2) дифференцировка – затормаживаются те реакции, которые не сопровождаются безусловным стимулом или подкреплением, а сохраняются только те, которые подкрепляются;
3) генерализация – реакцию вызывает любой стимул, сходный с условным, реакция возникает в любых ситуациях, сходных с той, в которой происходило подкрепление.
2. Выработка оперантного поведения.
Образуется тогда, когда индивид активно осуществляет какие-либо действия (случайные), и в зависимости от последствий этих действий данное поведение закрепляется или отбрасывается.
Закон эффекта – связь между стимулом и реакцией укрепляется при положительном подкреплении.
Имеется три вида научения:
1) научение методом проб и ошибок:
а) совершает попытки действий: если случайное действие приводит к желательным последствиям, вероятность его повторения возрастает;
б) отказывается от неэффективных действий, находит решение;
2) научение путем формирования реакции – поэтапное формирование нужного поведения, когда каждое действие приближает к желаемому результату;
3) научение путем наблюдения и подражания модели:
а) подражание – воспроизведение действий модели;
б) викарное научение – усвоение и понимание последствий действий.
3. Когнитивное научение:
1) происходит оценка ситуации, используется прошлый опыт;
2) анализ имеющихся возможностей.
В когнитивном научении выделяют формы:
1) латентного обучения на основе выработки когнитивных карт;
2) освоение сложных двигательных сенсомоторных навыков на основе когнитивных стратегий;
3) научение путем инсайта (озарения);
4) научение путем рассуждений;
5) перцептивное научение;
6) концептуальное научение.
Все они базируются на работе высших психических функций: восприятия, мышления, памяти. Все сигналы от окружающей среды обрабатываются мозгом, в котором формируются когнитивные карты, отражающие значение различных стимулов, существующих между ними связей, с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватны в какой-либо новой ситуации.
При латентном обучении когнитивные карты отражают значения стимулов и существующие между ними связи.
При выработке двигательных сенсомоторных навыков на основе когнитивных стратегий выделяют стадии:
1. Когнитивная – выработка когнитивных стратегий – строгой последовательности действий, движений, их программирование в зависимости от желаемого результата.
2. Ассоциативная – постепенное улучшение координации и интеграции различных элементов навыков.
3. Автономная – навык становится автоматическим, без ошибок.
При научении путем инсайта решение приходит спонтанно.
При этом определенная информация, имеющаяся в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации. Дополнительно происходит синтез с той информацией, которой располагает индивид при решении проблемы. Оно происходит внезапно, без проб и ошибок, без логических рассуждений.
При научении путем рассуждений нахождение решения происходит на основе мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и логических рассуждений.
Перцептивное научение – это изменение восприятия какого-нибудь объекта в результате предшествующих восприятий того же объекта. Оно выдвигает гипотезы – к какой категории можно отнести воспринимаемое с наибольшей вероятностью.
Концептуальное научение происходит посредством:
1) формирования понятий на основе абстрагирования – поиска черт сходства между двумя объектами;
2) обобщения – подведения под понятие новых предметов, имеющих общее свойство с предметами, послужившими для выработки данного понятия.
В студенческом возрасте наиболее выражены различные формы когнитивного научения.
Научение и созревание – это процесс, запрограммированный в генах, при котором все особи данного вида, пройдя ряд сходных последовательных этапов, достигают определенного уровня зрелости. Научение не может быть эффективным, пока организм не достиг определенного уровня развития.
Критические сензитивные периоды – периоды развития, в течение которых наиболее легко осуществляются определенные виды научения. Например, сенсибилизация, привыкание и формирование условных рефлексов возможны еще у внутриутробного плода. Научение путем проб и ошибок, формирование реакций и подражание возникают в первые дни жизни ребенка. В двух-, трехлетнем возрасте возможно викарное научение и подражание. Когнитивные способы научения проявляются с пятилетнего возраста. Научение путем инсайта происходит с полутора до двух лет.
Критическим периодом для освоения родного языка является возраст с полутора до трех лет. Критический период для обучения иностранным языкам – от трех до пяти—шести лет. Научение путем рассуждения эффективно с двенадцати лет, только если человек абстрактно подходит к проблемам, проверяет гипотезы и выводы из них. Сензитивный период для формирования профессионального мышления находится между двадцатью и двадцатью пятью годами.
Психологическая х-ка
2. Всякое действие характеризуется определенным набором параметров, являющихся относительно независимыми и встречающихся в разных сочетаниях:
1) форма совершения действия:
а) материальная, при действии с конкретным объектом, или материализованная, при действии с материальной моделью объекта, чертежом, схемой;
б) перцептивная – действие в плане восприятия;
в) внешнеречевая (или громкоречевая) – операции по преобразованию объекта проговариваются вслух;
г) умственная – в том числе и внутриречевая;
2) мера обобщенности действия – способ выделения существенных свойств предмета из несущественных. Она определяется ориентировочной основой действия, а также вариацией материала;
3) мера развернутости действия – дает представление обо всех операциях, которые были первоначально включены в действие. Когда действие формируется, его операционный состав уменьшается, соответственно оно становится сокращенным;
4) мера самостоятельности – объем помощи, которую оказывает учащемуся преподаватель в ходе деятельности по формированию действия;
5) мера освоения действия – степень автоматизма и быстроты выполнения.
Также выделяются иногда и вторичные качества действия – это прочность, сознательность, мера абстракции, разумность.
Первый этап – мотивационный.
Второй этап – ориентировочный.
Третий этап – материальный, или материализованный
Четвертый этап – внешнеречевой.
Пятый этап – беззвучной устной речи, т. е. речи про себя
Шестой этап – умственного, или внутриречевого, действия
Образование и персональное развитие человека на различных этапах онтогенеза.
Занимались: Талызина Н.Ф. А.В. Петровский
Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Термин «образование» в буквальном смысле означает создание образа, подразумевает некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Онтогенез человека делится на несколько крупных периодов. Первый период – это эмбриогенез, т. е. внутриутробный. Эбриогенез длится девять месяцев и состоит из нескольких этапов. Первый связан с оплодотворением, т.е.с самим фактом встречи родительских половых клеток. Второй этап, - это превращение одной клетки – оплодотворенного яйца –в многоклеточный организм (дробление). Третий этап связан с началом дифференциации клеток в организме и появлением в нём трёх первичных типов тканей. В зародыше происходит перемещение клеточных пластов, а затем начинается этап органогенеза, то есть закладка и образование различных органов и систем организма. Этот этап характеризуется сложными явлениями дифференциации клеток и объединением их в структуры, образованием характерных структур и органов. Органогенез является достаточно длительным этапом и заканчивается примерно к двум месяцам. К этому же времени складывается защитная система материнского организма – плацента, которая питает, и защищает развивающийся плод. В дальнейшие семь месяцев развития человека под защитой плаценты его органы приобретают функциональную активность и быстро растут.
Вторым периодом, является появление на свет, то есть роды. Далее наступает период детства, первым этапом которого является грудное вскармливание. В это время происходят изменения в нервной системе, созревают рецепторные системы, у ребенка закладывается интуитивный образ мира.
Следующий этап детства продолжается до шести – семи лет. В это время продолжается созревание нервной системы и вместе с ней способность к познанию окружающего мира. За это время увеличивается количество извилин в коре больших полушарий головного мозга, ребенок активно обучается, у него созревают условно-рефлекторные связи.
Далее период детства сменяется препубертатным периодом, когда начинается и постепенно на протяжении нескольких лет происходит формирование эндокринной системы. Он завершается наступлением юношеского периода, когда у подростка созревает репродуктивная система и половые гормоны включаются в эндокринную систему регуляции организма. Две координирующие системы организма, нервная и эндокринная система, развиваются уже после рождения ребенка.
Все эти процессы роста и развития завершаются в среднем к 18 годам у женщин и к 20 – 21 году у мужчин, после чего следует длительный репродуктивный период. Это период воспроизведения потомства, период размножения и наивысшей работоспособности человеческого организма во всех отношениях.
После завершения репродуктивного периода (у женщин к 45 – 50 годам, у мужчин – несколько позже) начинается переход к периоду старения, в котором принято выделять несколько стадий: климакс, пожилой возраст и период долгожительства, начинающийся в наше время после 90 лет.
Среди перечисленных периодов онтогенеза человека, выделяются некоторые моменты, которые принято называть «критическими точками онтогенеза» или точками перелома, когда организм меняет свою систему регуляции. Первый период онтогенеза, связанный с оплодотворением, размножением, перемещением клеток, органогенезом, является критическим. Следующий критический период – это роды.