Общие понятия об ощущениях. Физиологическая основа ощущений. Виды ощущений.

Ощущение – простейший психический процесс отражения отдельного качества (свойства) предмета при непосредственном воздействии раздражителей на воспринимающую часть анализатора. От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т. д.). Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. То есть восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение).

Поэтому неудивительно, когда в данном случае зрение рассматривается как орган восприятия, задача которого – посредством соответствующей деятельности мозга – распознавать по тому, что видимо, то, что невидимо

Модальность — качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых — высота тона, тембр, громкость; для тактильных — твердость, шероховатость и т. д.

Интенсивность — классическая количественная характеристика ощущений.

Локализация — пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

Длительность — временная характеристика ощущения.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат для приема воздействий из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферический отдел, называе­мый рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящие нервные пути (афферентный отдел – передает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел – по нему передается ответная реакция из центра к периферии);

3) ядро анализатора – корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры.

Таким образом, органом ощущения является центральный отдел анализатора.

В психологии выделяют очень много различных классификаций ощущений. Для начала предлагаем разобраться, что подразумевает под собой ощущение. Это простой элементарный процесс, во время которого происходит субъективное отражение реальным существом с помощью психических явлений обычных свойств внешнего мира. В основном, ученые различают такие основные виды ощущений в психологии как:

обонятельные;

вкусовые;

осязательные;

зрительные;

слуховые.

Свойства и виды ощущений

Абсолютно все ощущения обладают одинаковыми свойствами:

Продолжительность. Время действия раздражителя.

Интенсивность. Выражается в силе действия раздражителя.

Качество. Особенные свойства, которые помогут отличить определенный вид ощущений от других.

Пространственная локализация. У человека возникают ощущения через какой-то период времени, определенного временного отрезка не существует. Эти сведения получают с помощью зрительных или слуховых рецепторов.

Также важно отметить виды ощущений и их характеристику.

Интероцептивные ощущения. Отвечают за внутренние процессы, которые происходят в организме человека. Появляются с помощью рецепторов, которые находятся внутри мышц, на стенках органов. Такие ощущения нередко называют органическими.

Экстероцептивные ощущения. С их помощью человек получает информацию из окружающего мира, они делятся на дистантные: обоняние, слух и зрение, а также контактные: осязание и вкус.

Проприоцептивные ощущения. Играют основную роль в передаче сигналов о положении тела человека в пространстве. Они включают в себя статическое ощущение – равновесие, а также кинестическое положение – движение. Рецепторы находятся в суставах и в мышцах.

Интермодальные ощущения. Такие ощущения сложно отнести к какой-то определенной модальности. Это тактильно–моторные, слуховые, а также вибрационные ощущения. Они особенно важны для людей с ограниченными способностями.

Виды и классификация ощущений

Классифицируют ощущения методом разграничения их по принадлежности к особенным анализаторам, которые отвечают за обработку. От модальности анализаторов будет зависеть

вид ощущений. Они могут быть:

кожные;

зрительные;

слуховые;

болевые;

органические;

вибрационные;

дистантные;

контактные;

кинестезические;

статистические.

32. Ощущения: сущность и роль в познавательной деятельности человека.

ОЩУЩЕНИЕ — отражение отдельных свойств, предметов, воздействующих на наши органы чувств. Раздражители – предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Физиологическим механизмом ощущения является деятельность анализаторов, которые принимают воздействие из внешней или внутренней среды и перерабатывают их в ощущения. Основные виды ощущений: обоняние; вкус, осязание, зрение и слух. Классификация ощущений. Шеррингтон: 1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды (слуховые, зрительные, тактильные). Всю группу экстероцептив ных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущения боли, голода, жажды, тошноты, удушья.

3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела.

К общим свойствам ощущений относят их качества-интенсивность, длительность и пространственную локализацию.

Качества – это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.

Длительность ощущения – это его временная характеристика .может быть направлено внимание (5-7 единиц). Распределение - при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Концентрация – сосредоточенность на одном объекте или деятельности при отвлечении от других дел. Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или явлении. Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость – непроиз перемещение внимания с одного объекта на другой.

Характеристика восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ — целостное отражение предметов, явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности органов чувств. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональ ную окраску (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец). Физиологической основой восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи (И. П Павлов, И.М.Сеченов). Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи (восприятие пространства, времени, движения), по ведущей модальности (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое ) и по степени волевого контроля (преднамеренные, непреднамеренные). Свойства восприятия: предметность, Целостность , Структурность, Констант ность, Апперцепция, Осмысленность, Активность (избирательность)

Виды восприятия выделяют : предметы и явления; движений; пространства; вида деятельности; человека – человеком.

Нарушение восприятия При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям Эти изменения восприятия называются гипертезией. Противоположное ей помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Ценность воображения - в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Изучением проблемы воображения занимались Леонардо да Винчи, М. Монтень, П.А. Флоренский, Т. Рибо, Ф. Бэкон, В. Вундт, Ж. Пиаже, К. Маркс, К. Коффка, А. Валлон, В.И. Ульянов...

34. Развитие восприятия и наблюдательности.Развитие восприятия и наблюдательности у детей. Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать действительность в виде целостной предметной картины. По мнению Б.М. Теплова, признаки предметного восприятия проявляются в раннем младенческом возрасте (в два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете. Общение взрослого с ребенком способствует развитию восприятия. У детей дошкольного и младшего школьного возрастов в процессе игры и обучения формируется целостное восприятие, однако ребенок плохо схватывает детали, восприятие основывается на случайных признаках.

В процессе обучения ребенка развитие восприятия проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. Обучение в школе влияетна развитие способности различать, сопоставлять, сравнивать свойства воспринимаемых объектов без каких-либо действий или движений.

Для развития восприятия детей необходимо учить:

• рассматривать объект в определенной последовательности;

• отделять главное от второстепенного;

• при неправильном восприятии учебного материала уточнить, что именно из прежнего опыта мешает правильному восприятию;

• побуждать обращать внимание на конкретные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать различие и сходство, замечать связи и отношения.

Важно помнить, что наблюдательность — не врожденное качество, оно вырабатывается практикой и упражнениями. Для самостоятельного развития рационального восприятия целесообразно:

• ясно и четко формулировать цели, выбирать существенную информацию;

• максимально использовать все органы чувств, в первую очередь зрение и слух, а также анализаторы запаха, вкуса, осязания;

• воспринимать информацию, используя уже имеющиеся знания.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко приобретает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, формулы, законы и т.д. Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную область объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Осмысление материала достигается разными приемами и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом запоминания является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Прочность запоминания во многом зависит и от повторения.

Психология памяти.

Память — это форма психического отражения действительности, заключаю щаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом. Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки. Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Виды памяти: 1) по наличию цели: непроизвольная – запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека и произвольная – с усилием воли. 2) по степени осмысленности: механическая – зубрим и смысловая – понимаем. 3) по продолжительности хранения информации: кратковременная - отсеивается ненужная информация и остается полезная; оперативная- от нес сек до неск дней, при выполнении сложного действия мы осуществляем его по частям, при этом удерживаются в уме некоторые промежуточные результаты; долговремен ная – необходимая информация удерживается в теч всей жизни.

4) по характеру психической активности (Блонский): - двигательная – разл движения; эмоциональная- память на чувства, образная – память на представления, словесно-логическая – наших мыслей.

Еще в 80-х годах ХIX в. Нем. психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно логическое. Формы мышления: Понятие - отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Суждение – установление связей между понятиями о предметах и явлениях или об их свойствах и признаках. Умозаключение – выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок).

Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.

Процесс мышления изучали Фрейд, Ж. Пиаже, Д. Миллера.

Хар-ка процессов памяти.

Память. Процессы памяти и их характеристика.

Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление(запись), сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

Первоначальная стадия запоминания – т.н. непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают к объект, но воспроизвести его, когда он отсутствует, оказываемся не в состоянии. Бывают случаи обратного рода: у нас появляются какие-то представления, но сказать, с чем они связаны, мы не можем. Чаще всего мы испытываем затруднения при воспроизведении чего-либо, и гораздо реже такие затруднения возникают при узнавании. Как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести. Таким образом, узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Забывание проявляется в двух основных формах:

невозможность припомнить или узнать;

неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания.

Принято выделять три таких уровня:

воспроизводящая память;

опознающая память;

облегчающая память.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Во-вторых, теория деятельности, согласно которой, именно память сможет явиться тем фактором, который определяет формирование всех процессов. Сначала будут образовываться связи между запоминаемым материалом и действиями, которые производит человек. В этой деятельности определяется запоминание, а также сохранение, воспроизведение запоминаемой информации. Рассмотрим более подробно основные теории памяти. Физическая теория памяти была построена на следующих постулатах: нервный импульс, который проходит через особую группу нервных клеток, способен вызвать в месте соприкосновений механические и электрические изменения; они оставляют за собой физические следы; благодаря этим изменениям обеспечивается повторное прохождение импульса по этому же самому пути; в результате происходит запоминание материала. Теории памяти включают также химическую концепцию. В ее основе лежат следующие положения: любая информация способна запомниться благодаря химическим изменениям в нервных клетках; это осуществляется под влиянием внешних раздражителей; в результате начинает происходить перегруппировка белковых молекул в нейронах, особенно в молекулах нуклеиновых кислот; ДНК - носитель генетической памяти, РНК - индивидуальной. Теории памяти были дополнены биохимической концепцией. Основными постулатами ее являются следующие: имеется двухступенчатый характер запоминания; на начальной ступени в мозге осуществляется кратковременная, ежесекундная реакция, вызывающая систему физиологических изменений; они обладают обратимым характером и выступают, как механизм кратковременного запоминания; на втором этапе (биохимическом) образуются новые белковые вещества (протеины); на последнем этапе происходят необратимые изменения в нейронах, они образуют долговременную память. Теории памяти включают физиологическую теорию, которая основывается на концепции И.П. Павлова. Основным постулатом является то, что существуют особые закономерности в работе ВНД, а в основе акта памяти находится только условный рефлекс. Благодаря этому происходит образование связей между новой информацией и тем содержанием, которое было ранее уже зафиксировано в памяти. Информационно-кибернетическая теория памяти оформилась, когда появилась вычислительная техника и развитие программирования. Это потребовало постоянного поиска путей, как будет принимать, перерабатывать, а также хранить информацию машина. В результате потребовалось техническое и алгоритмическое моделирование процессов памяти, которые происходят в человеческом мозге. Концепций оформилось много, и в каждой имеется свое "рациональное зерно".

37. Внимание и его содержание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном, обеспечивающее его особо ясное отражение. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности. Внимание изучали Т.Рибо, В. Вундт, У. Джемс, И.П. Павлов. Виды внимания: По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание – наиболее простое, пассивное, вынужденное. Оно возникает независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности, неожиданности. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Послепроизвольное внимание – носит сначала целенаправленный характер, но затем появляется интерес. Внимание характеризуется следующими свойствами: Объем – количество объектов, на кот может быть направлено внимание (5-7 единиц). Распределение - при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Концентрация – сосредоточенность на одном объекте или деятельности при отвлечении от других дел. Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или явлении. Переключение – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость – непроиз перемещение внимания с одного объекта на другой.

Наши рекомендации