Общее понятие о чувствах и эмоциях.
Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешней и внутренней ситуации для жизнедеятельности человека. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности, судит о достижении цели – выполняют регулятивную функцию. Большинство эмоций основываются на поведении. Современная история эмоций начинается с в 1884 г. Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно кото рой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов. Именно органические изменения по теории Джемса—Ланге являются первопричи нами эмоции. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон - телесные изменения, наблюдае мые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен и т.д. Эмоциональные факторы среды, События, сигнализи рующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду со специи фическими эмоциями могут вызывать изменения общего эмоционального фона — настроения. эмоции выражают оценочное отношение: 1) к отдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятель ности —страх, гнев;2) к конкретным достижениям в ней — радость, огорчение; 3) к сложившимся или возможным ситуа циям и пр. Все эмоции можно разделить на определенные виды по следующим критериям: по знаку и по интенсивности и длительности. 1.По знаку эмоции делятся на положительные и отрицательные. Примером первых является радость и интерес, примером вторых — страх, гнев, ярость. ОЩУЩЕНИЕ — отражение отдельных свойств, предметов, воздействующих на наши органы чувств. Раздражители – предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств. Физиологическим механизмом ощущения является деятельность анализаторов, которые принимают воздействие из внешней или внутренней среды и перерабатывают их в ощущения. Основные виды ощущений: обоняние; вкус, осязание, зрение и слух. Классификация ощущений. Шеррингтон: 1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды (слуховые, зрительные, тактильные). Всю группу экстероцептив ных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущения боли, голода, жажды, тошноты, удушья.
3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела.
К общим свойствам ощущений относят их качества-интенсивность, длительность и пространственную локализацию.
Качества – это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов.
Длительность ощущения – это его временная характеристика .
Качества ощущений зависит от чувств анализаторов – нижний, относитель ный и верхний пороги.
Виды ощущений по органа чувств (по ведущей модальности): обоняние – отражение запахов, охранит функция; вкус – отражение химических св-в в-в (Лазарев), охранит. функция; осязание- отражение мех св-в предметов; зрение – отражение ахроматических (белый. Черный, серый) и хроматических цветов (Ньютон); слух – отражение звуков (Теплов).
28. Влияние чувств на жизнедеятельность человека.Эмоции – это психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают личную оценку и значимость стимулов (внутренних и внешних) с точки зрения жизнедеятельности человека.
2. Чувства – более длительные состояния, чем эмоции и связаны с социальной сферой.
3. Высшие чувства можно разделить на интеллектуальные (связанные с получением информации), морально-этические (ответственность, чувство долга) и эстетические (чувство такта, любовь к природе, к искусству).
Положительное влияние эмоций и чувств на человека
Эмоциональный фактор играет важную роль в развитии человека, а эмоциональное воспитание — не только одна из значимых целей воспитания, но и не менее важный компонент его содержания. Эмоция - это сложное и стабильное переживание, связанное с общественными потребностями человека, важная составная часть его духовной жизни и внутренний мотив поведения, опосредствованный фактор и контрольная сила /15, с. 19/.
Положительное эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более сложных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения.
Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность (например, процесс учения), но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.
Положительные эмоции (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы, отрицательные (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд), наоборот, формируют безволие и слабость.
Позитивное мышление. Находясь в хорошем настроении, человек рассуждает совсем не так, как тогда, когда находится в плохом. Исследования показали, что хорошее настроение проявляется в положительных свободных ассоциациях, в сочинении веселых историй при опросе по ТАТ (тематический тест на апперцепцию) В физиологическом плане положительные эмоции, воздействуя на нервную систему человека, способствуют оздоровлению организма, а отрицательные разрушают его, ведут к различным заболеваниям. Но мы иногда можем испытывать и амбивалентные чувства (эмоционально противоречивые). Решение проблем. Люди, пребывающие в хорошем настроении, подходят к решению проблем иначе, чем находящиеся в нейтральном или печальном настроении. Помощь, альтруизм и симпатия. Многие исследования показали, что счастливые люди отличаются такими качествами, как щедрость и готовность прийти на помощь другим Отрицательное влияние эмоций и чувств на человека
Отрицательная эмоция дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность. Она характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций. Возникает и развивается она в связи с различными эмоциональными, психогенными, стрессогенными и другими факторами, то есть очень сильными воздействиями на мотивационную, эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы, сопровождаемыми различными эмоциональными реакциями, переживаниями.
Без эмоций - как положительных, так и отрицательных - человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Отсутствие раздражителей, вызывающих эмоции, приводит к эмоциональному голоду. Если он длится долго, то, как и пищевой голод, приводит к болезни.