Формирование позитивных межличностных отношений младших школьников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«РОССОШАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Формирование позитивных межличностных отношений младших школьников

Выпускная квалификационная работа

Вид: дипломная работа

Выполнила студентка

Курса группы «А»

Лысакова Дарья Алексеевна

Научный руководитель:

Козютенко Татьяна Борисовна,

Преподаватель психологии

Россошь

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы проблемы общения и отношений младших школьников …………………………………………  
  1.1. Понятие общения и межличностных отношений …………  
  1.2. Особенности общения и межличностных отношений младших школьников …………………………….....  
  1.3. Интерактивные игры как способ обучения детей сотрудничеству………………………………………………….......  
Глава II. Условия формирования позитивных межличностных отношений младших школьников…………………………………………  
  2.1. Условия проведения опытно-практической части работы  
  2.2. Изучение межличностных отношений в классе……………..  
  2.3. Самоанализ опыта работы по формированию межличностных отношений младших школьников………………………….. 2.4. Условия формирования межличностных отношений младших школьников…………………………………………………..  
Заключение ……………………………………………………………………..  
Список литературы ……………………………………………………………  
Приложения ……………………………………………………………………  

.

Введение

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить - прежде всего себя, а затем обстоятельства.

Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих «без присмотра», возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей.

Часто учителя жалуются, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и «невинные», как раньше. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.

Многие учителя вынуждены больше времени уделять заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, приходится признать, что милым и дружелюбным детям достается все меньше и меньше учительского внимания. Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге: им приходится работать с все большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более строгие порядки.

Мы живем в эпоху, полную противоречий, как отмечает К. Фопель [17, с 8]. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в тоже время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь друг другу. Тем самым возникают проблемы взаимоотношений с окружающими.

Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Ее значение особенно возросло в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности.

Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась В.В. Абраменковой, И.В. Дубровиной, Я.Л. Коломинским, A.M. Прихожан, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейном и другими. В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам.

Младший школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остаётся открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений[2, с 98].

Поскольку ведущей в этом возрасте традиционно считается учебная деятельность, то исследования, касающиеся данного возрастного периода, были направлены преимущественно на изучение психологических способностей, связанных с ней: познавательных способностей ребёнка, компонентов учебной деятельности, рефлексии. Общение и отношения со сверстниками исследовались в основном в рамках учебной деятельности, как эффективные средства её организации.

Но, помимо общения на уроке, младшие школьники вступают в достаточно сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются мало изученными.

Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с личностно- ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более внимательное отношение к психологическому благополучию детей.

Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения за работой педагогов-практиков и собственный педагогический опыт позволили отметить тот факт, что при работе с детьми отдается больше времени и сил учебной деятельности, чем воспитательным аспектам педагогического процесса. Многие учителя не придают большого значения целенаправленной работе по формированию положительных межличностных отношений, считая, что они сложатся сами собой.

Исходя из вышесказанного, проблемой исследования является поиск ответа на вопрос: надо ли формировать позитивные отношения младших школьников? И если да, то каковы пути формирования этих отношений? Решение проблемы позволило определить тему: «Формирование позитивных межличностных отношений младших школьников».

Объект исследования: процесс общение младших школьников.

Предмет исследования: межличностные отношения младших школьников.

Цель: выявить пути формирования позитивных межличностных отношений младших школьников.

Для достижения цели предполагается решение ряда задач:

1. Выявить специфику процесса общения в младшем школьном возрасте.

2. Охарактеризовать особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

3. Выявить структуру межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста конкретного класса.

4. Определить методы, приемы и формы работы по формированию позитивных межличностных отношений.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

· Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.

· Теория личности и деятельности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович.

· Идеи гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили.

· Идеи исследования межличностных отношений К.Г. Юнга, В.Н. Мясищева.

Сочетание теоретического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловили выбор методов исследования.

Теоретические: анализ психологической, педагогической, методической литературы по вопросам исследуемой проблемы.

Эмпирические: наблюдение, беседа, социометрия «Два домика», самоанализ педагогического опыта.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I. Теоретические основы проблемы общения и отношений младших школьников

Детей сотрудничеству

Интерактивные игры предполагают активное взаимодействие их участников. В них развивается способность устанавливать и поддерживать контакты; в ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. После проведения игры, можно проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз необходимо подчеркивать ценность выводов, сделанных самими детьми.

Для руководства и использования интерактивных игр следует придерживаться ряда условий. Сначала учитель может сам предложить детям игры. Чем больше дети будут играть с учителем, тем чаще они будут просить провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: « Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры».

После окончания игры учителю необходимо помочь детям выразить и обсудить свои впечатления. С пониманием относиться к ответам детей, выражать заинтересованность, побуждать их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах. Для этого не нужны сложные теории или владение особыми методическими приемами. Важнее всего обычный здравый смысл, тактичность, умение помогать детям.

Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Хорошо если учитель предоставляет детям такое время. Конечно, это непросто, учитывая перегруженную программу и 45-минутный ритм школьных уроков. Для многих детей класс- это единственное место, где они могут спокойно поговорить о своей жизни.

Учитель может помочь детям осознавать свои ценности и устанавливать приоритеты, может также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Педагог может помочь детям найти смысл жизни, ценить правду, преодолевать трудности.

В интерактивных играх можно стремиться к достижению различных целей. В частности, помочь детям ощутить единение с другими; помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность; научиться принимать решения- самостоятельно и в группе; учить детей сочувствию; помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близкими отношениями.

Наиболее значимой группой для детей, разумеется является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них становится принадлежность к другим группам: классу, спортивной команде. Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не имеют своей принадлежности к школьной жизни. Нередко «плохое» поведение на уроке возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с целью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание.

Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять одноклассникам и учителю. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они «не такие как все», но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны. В таких случаях педагогам потребуется немало терпения, чтобы вывести ребенка из ощущения изолированности и одиночества. В работе с такими детьми может помочь интерактивная игра «Сходства и различия» (Приложение 1).

В младшем школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Учитель должен помочь им жить в мире реальности.Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет. Педагог может выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Может упражняться с ними в принятии справедливого группового решения. Также помогать детям видеть и понимать те возможности, которые в нашей культуре подавляются или искажаются. Например, можно обратить их внимание на то, что самый лучший подарок - это наше время и внимание. Для решения воспитательных задач с такими детьми, можно использовать интерактивную игру

«Подарок, который нельзя купить» (Приложение 2)

Таким образом, мы убеждаемся, что интерактивные игры являются одним из эффективных средств формирования межличностных отношений младших школьников. Задачей школы наряду с передачей знаний является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация. Школа должна учить терпимости, уважению к другим, помогать детям видеть смысл и ценность жизни [17, с 13].

Заключение

Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе. Неблагоприятное положение в системе межличностных отношений переживается ребенком, вызывая эмоциональное напряжение и дискомфорт. Такая ситуация является неблагоприятной для развития личности ребенка, в частности – формирования его самосознания, представлений о себе и отношения к себе.

При работе с детьми отдается больше времени и сил учебному процессу, чем воспитательным нормам педагогического процесса. Многие учителя не придают большого значения целенаправленной работе по формированию положительных межличностных отношений, считая, что они сложатся сами собой. Но это не так. Их нужно формировать и поддерживать не только на уроках, а т же во внеурочной деятельности, через систему классных часов, кружков, экскурсий, различных походов. Современному учителю нужно стремиться к тому, чтобы сформировать ребенка как личность не похожую на других, имеющую свою точку зрения. Формировать в детях позитивные межличностные отношения.

Список литературы

1. Бодалев А.А. Общение и формирование личности школьника/ А.А. Бодалев.- М.: Книга, 2005. – 364с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: «Просвещение», 2001. - 300 с.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 72 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 1991.-480с.

5. Дубровина И.В., Данилова Е.Е. Психология./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. — 464 с.

6. Киричук А. В. Опыт социально-педагогического изучения положения ребенка в системе коллективных отношений. // Ребенок в системе коллективных отношений/А.В. Киричук. -М.: Просвещение, 2002.-133с.

7. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003. - 312 с.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М., 2006.

9. Мухина В. С. Детская психология/ В.С. Мухина.- СПб.: 2003.-263с.

10. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1. Общие основы психологии - 688 с.

11. Психология взаимоотношений в малых группах.-Мн.: Тетра Системс, 2000.

12. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.:ТЦ "Сфера", 2002. – 378с.

13. Развитие общения у дошкольников. Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет /Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной .– М.:2004.-300с.

14. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Серия «Мастера психологии»- Питер, СПб -2000.-212с.

15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека/ Е.Е Сапогова.-М.:«Академия», 2005. -263с.

16. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2003.-736 с.

17. Фопель.К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения/ К.Фопель.-М.: Генезис, 1998.-160с.

18. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы// Народное образование.- 2002.-№9.- С.270-281.

19. Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Инс-т практической психологии, 2004. – 398с.

20. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе/Г.А. Цукерман. - М.:Педагогика, 2001.– 217с.

21. Влияние успеваемости детей младшего школьного возраста на характер межличностных отношений (http//www/ pedagogika/vliyanie-uspevaemosti-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta-na-harakter-mezhlichnostnyh-otnoshenii)

22. Особенности межличностных отношений младших школьников (http/www/referat/Osobennosti-mezhlichnostnyx-otnoshenij-mladshix)

23. Формирование межличностных отношений младших школьников на уроках русского языка (http//www/ pedagogika/formirovanie-mezhlichnostnyh-otnoshenii-mladshih-shkolnikov)

Приложения

Приложение 1

Интерактивная игра «Сходства и различия»

Цели:Эта игра помогает детям увидеть, что, с одной стороны, каждый из них по-своему уникален, а, с другой стороны, у каждого можно найти такие черты и особенности, которые есть и у других.

Материалы:Бумага, карандаш — каждому ребенку.

Инструкция: Кто из вас иногда радуется, когда обнаруживает, что в чем-то он похож на других детей? А кто из вас бывает доволен тем, что в чем-то отличается от остальных?

В каждом из нас есть и то, и другое. Разбейтесь на пары, и пусть каждая пара сядет за свой стол. Найдите восемь характеристик, которые есть в вашей паре у обоих, а затем — восемь характеристик, которыми вы отличаетесь. Каждый из вас может согнуть пополам лист бумаги. Напишите на левой половине листа сверху "сходства", а справа — "различия". А теперь запишите то, чем вы похожи друг на друга, и то, чем вы друг от друга отличаетесь.

Теперь нарисуйте две картинки. На одной должно быть изображено что-то такое, чем вы похожи. А другая должна изображать одно, но важное различие между вами.

По завершении попросите детей представить свои рисунки классу.

— Что для тебя было сложнее: найти сходства или найти различия?

— Что из того, что объединяет тебя с твоим партнером, нравится тебе больше всего?

— Что тебе больше всего нравится из того, чем ты отличаешься от других?

Приложение 2

Интерактивная игра: «Подарок, который нельзя купить»

Цели:Обычно дети воспринимают в качестве подарка только то, что можно купить в магазине. Вместе с тем нередко самые прекрасные подарки — те, что мы делаем для других сами. Например, помогаем стереть с доски, рассказываем интересную историю, обнимаем... Эта игра заставляет детей задуматься о том, как они своими поступками могли бы приносить радость окружающим.

Материалы:Маленькие карточки из картона, фломастеры, цветные карандаши, почтовые конверты для купонов.

Инструкция: Можете ли вы рассказать мне, чем в последнее время радовали вас другие люди? Что они сделали для вас приятного? Вспомните своих близких, друзей, может быть, своих одноклассников.

Запишите все эти "благородные поступки" и "добрые дела" на доске.

А теперь давайте поговорим о том, что бы вы могли сделать для других. Каким образом вы могли бы сделать приятный сюрприз своим родителям, братьям или сестрам, бабушкам или дедушкам? Каким способом вы могли бы сделать такой подарок, который нельзя купить в магазине, своим друзьям или одноклассникам?

Все ответы детей тоже запишите на доске.

А теперь мы откроем мастерскую по производству купонов на подарки. Пусть каждый из вас подумает о том, что и кому он мог бы подарить из того, что нельзя нигде купить. Нарисуйте несколько купонов на подарки, которые вы потом сможете подарить своим близким, друзьям и одноклассникам. Напишите на них, что приятного вы собираетесь сделать. Каждый купон раскрасьте фломастерами или карандашами.

Затем сложите каждый купон в отдельный конверт и надпишите имя того, кому вы хотите сделать приятный сюрприз.

Помогите тем детям, которые испытывают какие-либо затруднения при выполнении этого задания, придумать простые и приятные действия для их родителей, родственников или друзей.

Анализ упражнения:

— Тебе понравилось играть в эту игру?

— Трудно ли было придумать хорошие идеи о том, как принести радость окружающим?

— Достаточно ли ты сам получаешь таких подарков, которые невозможно купить?

— Почему подарки, которые нельзя купить, ценнее тех, что куплены в магазине?

— Кого ты выбрал, чтобы подарить ему купон на подарок?

Приложение 3

Вопросы к беседе с учителем об особенностях класса и его структуре

А: Общие сведения о коллективе: численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами и т.д.

Б: Структура классного коллектива:

Формальная- актив класса( характеристика личности лидеров: их инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, положение в системе межличностных отношений).

Неформальная- (неофициальные лидеры, характеристика их влияния на класс, сплоченность классного коллектива, наличие дружеских микрогрупп, «отчужденные» дети и причины их появления).

Приложение 4

Социометрическая методика «Два домика»

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «-») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.

Формирование позитивных межличностных отношений младших школьников - student2.ru

Приложение 5

Как посчитать УБВ

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

— “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

— “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

— “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

— “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

— “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

— Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

— Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

— Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7. Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

Приложение 6

Классный час на тему: « В дружбе сила»

Цели: развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.

Ход классного часа

Вступительная часть.

Звучит песня в записи или в исполнении учеников.

Совершите чудо

Сл. М. Пляцковского Муз. Е. Птичкина

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

-Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…»(Ребята говорят пожелания друг другу.)

Сегодня классный час посвящен … (Открывается доска, там плакат со словами «друг», «приятель», «товарищ» и написано предложение «Друг – это тот, кто…».)

Итак, тема нашего классного часа: «Дружба». Я предлагаю вам поработать в группах (3 ряда).

Й ученик.

Все живут не тужат, а со мной не дружат,

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,

Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.

Й ученик.

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени уговаривать подруг,

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!».

В о п р о с ы для обсуждения:

– Почему с девочкой никто не хотел дружить?

– Что бы вы ей посоветовали?

– Можно ли заставить насильно дружить?

Заключительная часть.

-Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы, которые сами же издали. Эти законы мы поместим в нашем классном уголке.

Классный час заканчивается интерактивной игрой «Хороший друг».

Цели:Умение налаживать дружеские взаимоотношения дети приобретают еще в семье, но развивать этот навык в полной мере они могут, только находя друзей за пределами свого дома. Поэтому очень важно способствовать развитию дружбы между детьми в классе. Игра "Хороший друг" вносит свою лепту в эту важную воспитательную задачу.

По завершении этого упражнения Вы можете дать дополнительное задание: представь себе такого человека, который вообще не хочет иметь друзей, этот человек делает все, чтобы остаться в одиночестве. Знаешь ли ты такого человека? Напиши историю или нарисуй картину о том, кто не хочет иметь близких друзей.

Материалы:Бумага, карандаш, фломастеры — каждому ребенку.

Инструкция: Подумай о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым ты на самом деле дружишь. Если же у тебя такого друга еще нет, то ты можешь его себе просто вообразить. А можешь подумать и том, с кем ты только собираешься подружиться.

Что ты можешь сказать об этом человеке? Что вы любите делать вместе? Как выглядит этот твой друг? Что тебе больше всего нравится в нем? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба все больше и больше крепла?

Подумай над этими вопросами. Ответы на них ты можешь записать на бумаге, можешь нарисовать, а можешь сделать и то, и другое. (15 минут.)

Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Если хотите, можете показать друг другу свои рисунки и сочинения. А можете еще и рассказать, о чем вы думали, выполняя это упражнение. Внимательно выслушайте, что скажут вам остальные дети из вашей четверки. (10 минут.)

Анализ упражнения:

— Как человек находит друга?

— Почему так важны в жизни хорошие друзья?

— Есть ли у тебя друг в нашем классе?

Заключительное слово учителя: -Я предлагаю дома написать письмо другу. В классе можно зачитать (по желанию) или просто передать ему. Письмо можно писать любому однокласснику с предложением о дружбе.

-Наш классный час окончен. Всего доброго! Хороших вам друзей!

Приложение 7

Классный час на тему: «Толерантность»

Цель: сформировать у уч-ся представление о толерантности.

Задачи:

- формировать у детей понятие о толерантности;

- развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;

-воспитывать чувство уважения друг к другу;

- способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.

Ход занятия:

1)Организационный момент. Дети входят в класс под песню «Улыбка».

Вступительная беседа.

- Под какую песню вошли в класс? («Улыбка»).

- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).

- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность – латинское происхождение и означает терпение, терпимость.

Мы все разные.

- Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля).

- Сколько материков на Земле? (6).

-Как называется наша страна? ( Россия).

- А какой народ живет в России? (Русские, ……….).

- Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? ( Люди).

- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разны

Наши рекомендации