Изучение межличностных отношений в классе
С целью выявления межличностных отношений в классе использовалась социометрическая методика «Два домика» (Приложение 4).
Цель социометрии:
1. Выявление социометрического статуса учащихся класса.
2. Выявление симпатий- антипатий сверстников.
3. Выявление уровня благополучия взаимоотношений.
4. Измерение удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками.
Для проведения методики детям были подготовлены листы А4 с нарисованными домиками. Детям дается инструкция: «Ребята подпишите свои листы. Посмотрите на домики. Давайте их раскрасим, первый будет красный, второй черный. (Это позволяет детям «сродниться» с изображением, представить ситуацию.) Представьте себе, что красный домик принадлежит вам, и вы можете приглашать к себе одноклассников. Напишите, 3фамилии тех детей, кого бы вы хотели пригласить в первую очередь. А в черном домике поселите ребят, которые вам совсем не нравятся.»
Дети выполняют работу. В конце работы можно спросить детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, или не забыли ли они кого-нибудь.
На основании данной методики можно увидеть симпатии и антипатию ребенка к сверстникам. Симпатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Те дети, которые основную массу направляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми, можно сделать вывод, что они очень закрытые, необщительные дети, либо конфликтные. 10 человек никого не поместили в черный домик. Это может говорить о том, что у этих детей проявляется благоприятные и доброжелательные отношения к одноклассникам. Работы 2-х детей вызывают тревогу, потому что, они поместили от 5 до 8 человек класса в черный домик, а в красный только по одному. И у 8 человек наблюдается средний уровень симпатии к одноклассникам. Они поместили в черный домик 1-2 человека, а в красный - от 3 до 5.
В целом в классе доброжелательные отношения, среди 20 обследуемых учащихся класса у 18 человек большинство одноклассников размещено в красных домиках.
Для того, чтобы определить социальный статус каждого ребенка, полученные данные оформляются в социометрической матрице, в которой представлены результаты всех участников опроса. Благодаря чему мы можем увидеть структуру коллектива. Социометрическая матрица оформлена в виде таблицы 2.1.
Имена детей | № п/п | ||||||||||||||||||||
Аля С. | ● | ● | ● | ||||||||||||||||||
Алиса С. | ● | ● | ○ | ||||||||||||||||||
Аделина С. | ● | ○ | ○ | ||||||||||||||||||
Антон С. | ● | ○ | ● | ||||||||||||||||||
Артем П. | ○ | ● | ● | ● | ○ | ||||||||||||||||
Ангелина Г. | ● | ● | ○ | ||||||||||||||||||
Антон П. | ○ | ● | ● | ||||||||||||||||||
Арина Д. | ○ | ● | ○ | ● | |||||||||||||||||
Валя А. | ○ | ○ | ○ | ||||||||||||||||||
Вика В. | ● | ● | ● | ○ | |||||||||||||||||
Даша П. | ○ | ● | ● | ||||||||||||||||||
Женя П. | ● | ● | ● | ○ | |||||||||||||||||
Кристина П. | ○ | ○ | ○ | ||||||||||||||||||
Кирилл Ш. | ○ | ○ | ○ | ||||||||||||||||||
Кирилл К. | ● | ● | ● | ||||||||||||||||||
Костя Ш. | ● | ● | ● | ||||||||||||||||||
Катя Р. | ● | ● | |||||||||||||||||||
Лера Г. | ● | ○ | ● | ○ | |||||||||||||||||
Лера Д. | ○ | ○ | ● | ||||||||||||||||||
Лиза Г. | ● | ○ | ○ | ||||||||||||||||||
Кол-во выб. | |||||||||||||||||||||
Кол-во вз.выб. |
Для наглядности результаты социометрического обследования можно представить в виде диаграммы:
Рис. 1
Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении детей по 4 статусным категориям: «звезды» (5 и более выборов), «предпочитаемые» (3- 4 выбора), «принятые» ( 1- 2 выбора), «изолированные» ( 0- не имеют ни одного выбора).
«Звезды»-4 человека: Пономаренко Антон, Пасюгин Женя, Широян Костя, Дэш Лера.
«Предпочитаемые»-6 человек: Соколова Аля, Архипенко Аля, Кушнарев Кирилл, Гвозденко Лера, Рыбалко Катя, Пигунова Кристина.
«Принятые»-8 человек: Савушкина Алиса, Сибирко Антон, Плющева Даша, Симонова Аделина, Полянский Артем, Архипенко Валя, Вельянинова Вика, Горбань Лиза.
«Изолированные»- 1 человек: Шереметьев Кирилл.
С целью выявления уровня благополучия взаимоотношений ( УБВ )
(Приложение 5) в классе, необходимо обследуемых детей разделить на 2 статусные категории: благоприятная и неблагоприятная. К благоприятным относятся: «звезды» и «предпочитаемые», к неблагоприятным: «принятые» и «изолированные». Соотношение сумарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений (УБВ).
Благоприятная статусная категория: 10 человек.
Неблагоприятная статусная категория: 9 человек.
В данном случае благоприятная статусная категория составляет 10 человек, что на 1 человека больше чем неблагоприятная. И это говорит о том, что УБВ данного класса высокий.
Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками.
Количество детей с взаимными выборами- 19.
Количество обследуемых- 20.
19:20•100%= 95%
Полученный результат соответствует сверхвысокому уровню удовлетворенности отношениями со сверстниками.
Диагностическим показателем успешности работы педагога по воспитанию дружеских отношений детей является коэффициент изолированности.
Коэффициент изолированности в обследуемом классе: 1:20•100%= 5%
По мнению Т.А. Репиной, группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%, менее благополучной - при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%
В нашем случае коэффициент изолированности 5%, значит группу можно считать благополучной.