Изучение межличностных отношений в классе

С целью выявления межличностных отношений в классе использовалась социометрическая методика «Два домика» (Приложение 4).

Цель социометрии:

1. Выявление социометрического статуса учащихся класса.

2. Выявление симпатий- антипатий сверстников.

3. Выявление уровня благополучия взаимоотношений.

4. Измерение удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками.

Для проведения методики детям были подготовлены листы А4 с нарисованными домиками. Детям дается инструкция: «Ребята подпишите свои листы. Посмотрите на домики. Давайте их раскрасим, первый будет красный, второй черный. (Это позволяет детям «сродниться» с изображением, представить ситуацию.) Представьте себе, что красный домик принадлежит вам, и вы можете приглашать к себе одноклассников. Напишите, 3фамилии тех детей, кого бы вы хотели пригласить в первую очередь. А в черном домике поселите ребят, которые вам совсем не нравятся.»

Дети выполняют работу. В конце работы можно спросить детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, или не забыли ли они кого-нибудь.

На основании данной методики можно увидеть симпатии и антипатию ребенка к сверстникам. Симпатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Те дети, которые основную массу направляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми, можно сделать вывод, что они очень закрытые, необщительные дети, либо конфликтные. 10 человек никого не поместили в черный домик. Это может говорить о том, что у этих детей проявляется благоприятные и доброжелательные отношения к одноклассникам. Работы 2-х детей вызывают тревогу, потому что, они поместили от 5 до 8 человек класса в черный домик, а в красный только по одному. И у 8 человек наблюдается средний уровень симпатии к одноклассникам. Они поместили в черный домик 1-2 человека, а в красный - от 3 до 5.

В целом в классе доброжелательные отношения, среди 20 обследуемых учащихся класса у 18 человек большинство одноклассников размещено в красных домиках.

Для того, чтобы определить социальный статус каждого ребенка, полученные данные оформляются в социометрической матрице, в которой представлены результаты всех участников опроса. Благодаря чему мы можем увидеть структуру коллектива. Социометрическая матрица оформлена в виде таблицы 2.1.


Имена детей № п/п
Аля С.                                  
Алиса С.                                  
Аделина С.                                  
Антон С.                                  
Артем П.                              
Ангелина Г.                                  
Антон П.                                  
Арина Д.                                
Валя А.                                  
Вика В.                                
Даша П.                                  
Женя П.                                
Кристина П.                                  
Кирилл Ш.                                  
Кирилл К.                                  
Костя Ш.                                  
Катя Р.                                    
Лера Г.                                
Лера Д.                                  
Лиза Г.                                  
Кол-во выб.    
Кол-во вз.выб.    

Для наглядности результаты социометрического обследования можно представить в виде диаграммы:





Изучение межличностных отношений в классе - student2.ru

Рис. 1

Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении детей по 4 статусным категориям: «звезды» (5 и более выборов), «предпочитаемые» (3- 4 выбора), «принятые» ( 1- 2 выбора), «изолированные» ( 0- не имеют ни одного выбора).

«Звезды»-4 человека: Пономаренко Антон, Пасюгин Женя, Широян Костя, Дэш Лера.

«Предпочитаемые»-6 человек: Соколова Аля, Архипенко Аля, Кушнарев Кирилл, Гвозденко Лера, Рыбалко Катя, Пигунова Кристина.

«Принятые»-8 человек: Савушкина Алиса, Сибирко Антон, Плющева Даша, Симонова Аделина, Полянский Артем, Архипенко Валя, Вельянинова Вика, Горбань Лиза.

«Изолированные»- 1 человек: Шереметьев Кирилл.

С целью выявления уровня благополучия взаимоотношений ( УБВ )

(Приложение 5) в классе, необходимо обследуемых детей разделить на 2 статусные категории: благоприятная и неблагоприятная. К благоприятным относятся: «звезды» и «предпочитаемые», к неблагоприятным: «принятые» и «изолированные». Соотношение сумарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений (УБВ).

Благоприятная статусная категория: 10 человек.

Неблагоприятная статусная категория: 9 человек.

В данном случае благоприятная статусная категория составляет 10 человек, что на 1 человека больше чем неблагоприятная. И это говорит о том, что УБВ данного класса высокий.

Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками.

Количество детей с взаимными выборами- 19.

Количество обследуемых- 20.

19:20•100%= 95%

Полученный результат соответствует сверхвысокому уровню удовлетворенности отношениями со сверстниками.

Диагностическим показателем успешности работы педагога по воспитанию дружеских отношений детей является коэффициент изолированности.

Коэффициент изолированности в обследуемом классе: 1:20•100%= 5%

По мнению Т.А. Репиной, группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%, менее благополучной - при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%

В нашем случае коэффициент изолированности 5%, значит группу можно считать благополучной.

Наши рекомендации