Интерактивные игры как способ обучения
Детей сотрудничеству
Интерактивные игры предполагают активное взаимодействие их участников. В них развивается способность устанавливать и поддерживать контакты; в ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни. После проведения игры, можно проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз необходимо подчеркивать ценность выводов, сделанных самими детьми.
Для руководства и использования интерактивных игр следует придерживаться ряда условий. Сначала учитель может сам предложить детям игры. Чем больше дети будут играть с учителем, тем чаще они будут просить провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас, например: « Мы хотим такую игру, в которой можно научиться улаживать споры».
После окончания игры учителю необходимо помочь детям выразить и обсудить свои впечатления. С пониманием относиться к ответам детей, выражать заинтересованность, побуждать их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах. Для этого не нужны сложные теории или владение особыми методическими приемами. Важнее всего обычный здравый смысл, тактичность, умение помогать детям.
Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Хорошо если учитель предоставляет детям такое время. Конечно, это непросто, учитывая перегруженную программу и 45-минутный ритм школьных уроков. Для многих детей класс- это единственное место, где они могут спокойно поговорить о своей жизни.
Учитель может помочь детям осознавать свои ценности и устанавливать приоритеты, может также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими. Педагог может помочь детям найти смысл жизни, ценить правду, преодолевать трудности.
В интерактивных играх можно стремиться к достижению различных целей. В частности, помочь детям ощутить единение с другими; помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность; научиться принимать решения- самостоятельно и в группе; учить детей сочувствию; помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близкими отношениями.
Наиболее значимой группой для детей, разумеется является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них становится принадлежность к другим группам: классу, спортивной команде. Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не имеют своей принадлежности к школьной жизни. Нередко «плохое» поведение на уроке возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с целью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание.
Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять одноклассникам и учителю. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они «не такие как все», но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны. В таких случаях педагогам потребуется немало терпения, чтобы вывести ребенка из ощущения изолированности и одиночества. В работе с такими детьми может помочь интерактивная игра «Сходства и различия» (Приложение 1).
В младшем школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Учитель должен помочь им жить в мире реальности.Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет. Педагог может выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Может упражняться с ними в принятии справедливого группового решения. Также помогать детям видеть и понимать те возможности, которые в нашей культуре подавляются или искажаются. Например, можно обратить их внимание на то, что самый лучший подарок - это наше время и внимание. Для решения воспитательных задач с такими детьми, можно использовать интерактивную игру
«Подарок, который нельзя купить» (Приложение 2)
Таким образом, мы убеждаемся, что интерактивные игры являются одним из эффективных средств формирования межличностных отношений младших школьников. Задачей школы наряду с передачей знаний является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация. Школа должна учить терпимости, уважению к другим, помогать детям видеть смысл и ценность жизни [17, с 13].