Взаимодействие с тревожными детьми.
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям состояняе тревоги.
Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети стесняются громко и ясно выражать свои эмоции, тихо переживают за свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам - соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом, тревоги девочек по своему содержанию отличаются от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки), мальчиков - насилие во всех его аспектах.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
- Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
- Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
- Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.
Практические рекомендации по работе с тревожными детьми
1. Для того чтобы помочь детям данной категории повысить самооценку, нужно оказать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам;
2. Как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;
3. Можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений;
4. Ни в коем случае таких детей нельзя сравнивать с другими людьми (например, с гиперактивными детьми данный способ может сыграть положительную роль); Лучше сравнивать ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад;
5. Желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время;
6. Демонстрировать образцы уверенного поведения.
Игры в помощь
«Кенгуру» (участники делятся на пары. Один из них кенгуру — стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки каждой пары. Именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д. Можно поменяться ролями).
«Щепки на реке» (Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между ними должно быть больше вытянутой руки. Один из желающих должен «Проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки).
?! «За что меня любит мама» (каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама, затем все повторяют то, что сказал каждый из участников).
Взаимодействие с замкнутыми детьми
В период раннего детства у замкнутых детей навыки самообслуживания формируются медленно, у детей возрастает число неадекватных страхов. Многое боятся гулять на улице, ездить в транспорте оставаться один в квартире. Иногда ребенок может испугаться пролитого на стол клея, киселя.
Такие дети зачастую боятся всего нового. Именно поэтому поездка в лагерь, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребенка. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита замкнутого ребенка, который видит в окружающем угрозу.
«Сверхтормозимость» - отличительная черта детей этой группы. Как правило, они очень робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверенные в себе. Они активно стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов, который облегчает их адаптацию в коллективе.
Рекомендации воспитателю по работе с замкнутыми детьми
1. На начальной стадии необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком.
2. Необходимо все терпеливо, спокойно объяснять ребенку, а также со стороны взрослого должно присутствовать чуткость и внимание.
3. Вселять уверенность в ребенка, не подвергать сказанное им постоянной критике.
4. Необходимо иметь контакт с родителями замкнутого ребенка. Узнать, чем он любит заниматься дома, т.е. его увлечения.
5. Чаще хвалить.
Игры в помощь
«Отвечай, сосед слева» (все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому игроку и, глядя на него, задает ему один вопрос. На этот вопрос отвечает не тот, на кого смотрит ведущий, а тот, кто сидит (стоит) слева от него).
«Охота на динозавриков» (ведущий, отвернувшись, считает вслух от 1 до 10. В это время участники передают по кругу динозаврика. После окончания счета игроки сжимают руки в кулаки, ведущий должен угадать в чьем кулаке динозаврик).
«Рукавички» (ведущий выдает всем играющим по одной рукавичке. Каждый должен найти пару. Затем пара отходит в сторону и без слов, используя три карандаша разного цвета, как можно быстрее раскрашивает совершенно одинаково свои рукавички).