Анкета «Воспитываете ли вы себя?»
Я ежедневно делаю зарядку | Совсем не делаю | |
Довожу дело до конца | Не довожу | |
Я человек воли | Безвольный | |
Я требователен к себе | Не требователен | |
Умею преодолевать трудности | Пасую перед ними | |
Умею распределять время | Не умею | |
Учитываю мнение других | Не учитываю | |
Я человек слова | Не держу слова | |
Я воспитываю в себе трудолюбие, выносливость | Не воспитываю | |
Я люблю искусство | Не люблю | |
Я регулярно анализирую себя (веду дневник) | Не анализирую |
Упражнение 7. «Наш портрет в лучах солнца» Цель- налаживание контакта между родителями и детьми. Участники разбиваются на пары (родитель - ребенок). Ведущий предлагает нарисовать солнце, а в центре солнечного круга написать «Мы». Затем, вдоль лучей написать ребенку достоинства его родителей, а родителю(лям) - достоинства ребенка. Работают 10 минут, пока звучит музыка. (Рисунки участники берут домой, и если есть неподписанные лучики солнца, то предлагается день за днем, открывая новые положительные качества друг друга, заносить их на рисунок.)
Упражнение. «Обсуждение»
На следующее занятие ведущийпросит принести маленькие зеркала.
Занятие 3. «Познай себя» (2)
Упражнение 1. «Ласковое имя»
Цели:создание позитивного настроения, развитие чувства доверия друг к другу.
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по очереди произносят фразу: «Здравствуй.. » (и называют ласкательное имя участника, которому протягивают руку).
Упражнение 2. «Машина»
Цели:снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе. Участники в кругу, передавая друг другу мяч, называют положительные качества человека, благодаря которым, у окружающих возникает уважение к данному человеку (например, доброта, ответственность и т.д.).
Обсуждение домашнего заданияпроходит в форме обмена мнениями.
Какую из шкал было труднее оценить?
Где наибольший (наименьший) показатель? И т.д.
Далее родителям предлагается сесть за столы и заполнить анкету «Я и мой ребенок». Дети в это время занимаются с ведущим.
Ведущий:Посмотрите на себя в зеркало: перед вами предстанет мальчик или девочка. Опишите его внешность: цвет волос, глаз, прическа, одежда, выражение лица и т.д. Все это составляет Я-внешнее. А что мы можем сказать о Я-внутреннем? Нет ли такого зеркала, в котором мы бы могли увидеть качества своей личности? Есть такое зеркало. Это наши поступки, поведение, деятельность, отношение к окружающим, к миру, к себе. Давайте рассмотрим Я-внутреннее сначала абстрактно, безотносительно к чему-либо, то есть выделим то, что есть в любом из нас, что составляет основу человеческой личности. Это обобщенные качества человека. Ну, конечно, первое - это то, что отличает человека от животного - умственные качества: эрудиция, любознательность, наблюдательность, сообразительность, интерес к учению, умение применять знания. Доброта, гуманизм в отношениях с окружающими людьми, дружелюбие, заботливость, чуткость к окружающим, душевная щедрость и общительность, личная скромность и умение согласо вывать свои интересы с интересами других людей. Честност ,
правдивость проявляются в умении держать слово, добросовестном исполнении долга, откровенности и искренности, по большому счету и достоинстве. Трудолюбие - одно из лучших качеств человека. Проявляется как старательность, исполнительность и вместе с тем активность, способность оказать помощь товарищу, аккуратность, добросовестность в работе. Доброта, гуманизм, честность и достоинство, трудолюбие - это общечеловеческие нравственные качества. Главные эмоциональные качества - жизнерадостность, оптимизм, восприимчивость, отзывчивость, чувство красоты. Самостоятельность, деловые качества: организованность, инициативность, самоконтроль и самооценка, волевые качества, умение руководить. Итак, «Я-внутреннее» выступает в нас комплексом качеств с ярким или менее ярким проявлением. «Я-внутреннее» - эрудированный; добрый, гуманный; честный, правдивый; трудолюбивый; самостоятельный; эмоционально развитый;
Упражнение 3. «Паровозик»
Цель- развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других. Звучит музыка, участники встают друг за другом и крепко держатся. Первый человек - «паровозик», все остальные — «вагоны». У «вагонов» глаза при движении закрыты. «Паровоз» отвечает за движение состава, чтобы он не врезался и чтобы вагончикам было комфортно путешествовать. Каждому участнику важно побывать и в роли «паровоза», и в роли «вагона».
После игры обязательно обсуждение по вопросам:
— Какая роль понравилась больше и почему?
- Какой «паровоз» был более заботливым и осторожным?