Упражнение 2. «Детская обида»
Ведущий:Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и опишите их в любой (конкретной или абстрактной) манере. Выразите отношение к этой обиде в настоящее время. Опишите или нарисуйте это. Желающие садятся на «горячий стул» и рассказывают о том, что они чувствовали, переживали. Демонстрируют рисунки «тогда» и «сейчас». Обсуждение. Что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды.
Упражнение 3 «Копилка обид»
Участникам предлагается нарисовать копилку и поместить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня, в течение 8-10 минут. После этого проводится обсуждение:что с этим делать. Все решают, что сделать с копилкой. Ведущийпредлагает разорвать и сжечь. Проводится ритуал сжигания обид. Обсуждение. Что делать с текущими обидами?
Предложения:записывать обиду, а потом сжигать записку, мысленно отправляя обиду по ветру, следя за тем, как она становится все меньше и меньше. Обсуждение:Как в дальнейшем относиться к обидчику? Прощение обиды.
Ритуал окончания занятия.
Занятие 6
Тема «Хорошее настроение»
Цель- обучение вхождению в ресурсное состояние.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1.
Ведущий(задание адресовано каждому члену группы): Назови 5 ситуаций, вызывающих ощущение «Я чувствую себя хорошо», воспроизведи их в воображении, запомни чувства, которые при этом возникают, представь, что кладешь их такое место, откуда сможешь достать, когда пожелаешь. Нарисуй, куда ты их положил. Обсуждение.
Упражнение 2. «Аукцион»
По типу аукциона предлагается как можно больше ситуаций, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы фиксируются на доске. Обсуждение: Какие способы наиболее приемлемы? Какие безопасны? Какие следует выбрать?
Упражнение 3. «Вверх по радуге»
Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взлетают вверх по радуге, а с выдохом - съезжают вниз. Повторить 3 раза. Обсуждение. Упражнение повторяется с открытыми глазами, а количество повторений увеличивается до 7 раз. Обсуждение. Все должны понять, что они теперь могут справляться со своими проблемами с помощью собственных ресурсов.
Ритуал окончания занятия.
Занятие 7
Тема «Наши ожидания»
Цель- повышение социального интеллекта.
Ритуал начала занятия.
Игра «Да-нет»
Играющие разбиваются на две группы. Каждая группа должна сказать «да» или «нет» другой команде, причем сделать это одновременно. Для этого командам выдаются карточки, на одной написано «да», на другой «нет». Обе команды получают разные карточки. Команды набирают очки.
Задание игрокам - набрать как можно больше очков. Обычно в этой игре все проигравшие, потому что не набрали нужного количества очков. Ведущийдолжен подвести участников к мысли о необходимости сотрудничества.
Ритуал окончания занятия.
Занятие 8
Тема «Толерантность: что это?»
Цель- понятие толерантности.
Ритуал начала занятия.
Ведущийрассказывает, что такое толерантность. Русские понятия - терпение, терпеливость, терпимость.
Упражнение 1. «Эмблема толерантности»
Упражнение 2. «Черты толерантной личности»
Обсуждение.Чем отличается толерантная личность отинтоле-рантной.
Ритуал окончания занятия.
Занятие 9
Тема «Моя ценность»
Цель- переоценка личностных качеств, самопознание.
Ритуал начала занятия.
Игра «Подводная лодка»
Ведущий:Представьте, что ваша группа - экипаж подводной лодки, в котором все знакомы друг с другом настолько, насколько вы сами знакомы. Лодка погружается на дно, и спасутся только те три человека, которые успеют по моей команде выскочить за дверь. Ведущийдает команду и наблюдает за происходящим, затем просит всех вернуться назад. Обсуждение:Спаслись ли самые достойные?
Я и группа:толерантность к себе и к другим. Ведущийнапоминает основные понятия, предлагает подумать и обсудить, что такое толерантное отношение к себе и к другим.
Упражнение 1. «Кто похвалит себя лучше всех?»
Упражнение 2. «Что моя вещь знает обо мне?»
Упражнение 3. «Какой Я?»
Толерантность как отношение: доверие, доброжелательное! общительность, готовность к сотрудничеству, компромиссу и доверие, недоброжелательность, негативизм, гнев, злоба, злость.
Ритуал окончания занятия.
Занятие 10