Упражнение 1. «Говорящие ладошки»
Ведущий:Сейчас вам надо разбиться на пары, взяться за руки и закрыть глаза. Представьте, что руки у вас стали говорящие Только с помощью кистей рук вам надо: познакомиться друг с дру.! гом, затеять спор, поссориться, поругаться, помириться, попросить прощения друг у друга.
Обсуждение.Какие ощущения вы испытывали в различных ситуациях, какие из них приятные, какие нет, почему?
Обсуждение домашнего задания.Какие ситуации вызвали у вас негативную оценку, почему? Какие положительную, почему?
Упражнение 2 «Волшебный магазин»
Ведущий:Представьте, что вы попали в волшебный магазин, где можете приобрести все, чего вам не хватает. Любые качества характера, любые духовные ценности: по принципу «бери что хочешь, но плати». Так как магазин необычный, то и платить придется своими качествами. Организуется пространство: прилавок, склад, дверь; из участников выбирается «приказчик» - помощник ведущего, «рекламный агент», призывающий посетить магазин, и «очередь» изучастников. Причем указывается, что время работы магазина строго ограничено, он может закрыться в любой момент. Ведущимпоощряется инициатива посетителей, он же ведет торг. Приказчик приносит со склада качества, и они продаются как товар.
Когда в магазине побывают все желающие, проводится обсуждение.Как сложно было расставаться со своими качествами? Почему необходимы те или иные качества? Кто как себя чувствовал в процессе игры? Почему кому-то трудно настаивать на покупке?
Упражнение 3 «Закончи предложение» Ведущийраздает участникам бланки, на которых нужно закончить предложения:
- «Счастливее всего я, когда...»
- «Хуже всего мне, когда...»
- «Главное, что я хотел бы в себе изменить, - это...»
Ведущийсобирает бланки через 5-10 минут. Результаты в
группе не обсуждаются (эти бланки анализируются ведущим и впоследствии используются на индивидуальном консультировании). Ритуал окончания занятия.
Занятие 4
Тема «Я среди людей» Цель- усиление позиций Эго. Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Лепим скульптуру»
Ведущийпредлагает детям встать в круг. Один из подростков по жребию становится «глиной», а остальные «скульпторами».
Задание.Слепить скульптуру под название «Доброта». Поочередно все участники игры становятся «глиной», названия скульптур тоже меняются - «ответственность», «любовь», «решительность», «уверенность», «беззащитность», «справедливость».
Упражнение 2. «Мои права»
Ведущийподводит подростков к пониманию понятий «собственные права», «права человека», что способствует повышению уверенности в себе. Затем ребятам предлагается написать «декларацию о правах подростка». На выполнение дается 10-15 минут. Затем начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей декларации. Ведущийзадает критерии:
1. Твои права не должны ущемлять права других людей.
2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других лю
дей, а от тебя лично.
3. Далее в театрализованной форме принимаются права, разра
ботанные в группе. Члены группы могут отстаивать выработанные
права, а ведущийможет в них усомниться. Принятые предложения
фиксируются на доске.
Ведущий:Защищая свои права, нужно помнить, что все эти права есть и у окружающих. Учитесь уважать права окружающих как свои собственные. Проводится обсуждение,где особое место уделяется соотношению своих и чужих прав.
Упражнение 3. «Железнодорожная касса»
Ведущий:Представьте себе, что вы на вокзале и через 15 минут отходит поезд, на который вам нужно попасть. В кассе один билет, но кассир придерживает его по своим соображениям. Вам необходимо убедить кассира, чтобы он продал его вам. Выбирается кассир, лучше всего - неуверенный в себе, застенчивый ребенок. Выбирается «охрана». Участники образуют очередь у кассы. По знаку ведущего касса открывается и ровно через 15 минут закры-
вается. Проводится обсуждение. «Кассира» просят датьобратную связь - кому бы он продал билет? Почему? Ритуал окончания занятия.
Занятие 5.
Тема «Наши обиды»
Цель- повышение рефлексивности, психологическая коррекциядетских обид.
Ритуал начала занятия.
Упражнение 1. «Будешь! Не буду!»
Ведущийпредлагает детям разбиться на пары и, взявшись за руки, поиграть в следующую игру. Один из участников резко тянет к себе другого и приказывает: «Будешь!» второй дергает на себя и говорит: «Не буду!» (3 минуты). Затем ребята меняются ролями (3 минуты). Короткое обсуждение:чем отличается просьба от требования? Кто как себя чувствовал в процессе упражнения?