Ador опросник для подростков

Отчество

Фамилия Имя

№ п/п Мой отец (Моя мать) Да Час­тично Нет
Очень часто улыбается мне
Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет
Не хватает терпеливости в отношении ко мне 0 (f —~-^
Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться
Всегда быстро забывает то, что сам го­ворит или приказывает to to to _______ 1 _____ ■—
Когда у меня плохое настроение, сове­тует мне успокоиться или развеселить­ся
Считает, что у меня должно существо­вать много правил, которые я обязан выполнять

  "юстоянно на меня кому-то жалуется
Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо
За одно и то же один раз наказывает, а другой прощает
Очень любит делать что-нибудь вместе
Если назначает мне какую-нибудь ра­боту, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу
Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сде­лал.
Могу идти, куда захочу, и не спраши­вать у него разрешения
В зависимости от моего настроения от­казывается от многих своих дел
Когда мне грустно, пытается развесе­лить и воодушевить меня
Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан
Его мало интересует то, что меня вол­нует и чего я хочу
Если бы я захотел, то мог бы идти, куда захочу, каждый вечер
Имеет определенные правила, но ино­гда соблюдает их, иногда - нет
Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения
Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано
Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен
Практически позволяет мне делать все, что мне нравится
Меняет свои решения так, как ему при­дет в голову или как ему будет удобно
Часто хвалит меня за что-либо






Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь
Хотел бы, чтобы я стал другим, изме­нился
Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе
Иногда очень легко меня прощает, а иногда - нет
Старается открыто доказать, что любит меня
Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе
Если я сделаю что-нибудь не так, по­стоянно и везде говорит об этом
Предоставляет мне много, свободы. Редко говорят «должен» или «нельзя»
Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее
Считает, что я должен иметь собствен­ное мнение по каждому вопросу
Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею
Когда я его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну
Всегда легко меня прощает 1 |
Хвалит и наказывает очень непоследо­вательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало
Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо
Постоянно указывает мне, как себя вес­ти 2 2 2 _____ —■ .---------------------------------------------- \ °\ °\ °
Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит
Проведение каникул я планирую по собственному желанию

ъ Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным
Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел
Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил
Чувствую, что он пренебрегает мною
Моя комната или уголок - это моя кре­пость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается
Очень тяжело разобраться в его жела­ниях и указаниях

Механизм обработки сырых данных

После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» от­дельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчиты-вается арифметическая сумма сырых баллов (POZ - позитивный интерес, DIR - директивность, HOS -враждебность, AUT - авто­номность и NED - непоследовательность). Далее сырые баллы пе­реводятся в стандартизованные. Стандартизованные данные распо­лагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т.е. 3.

Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 - то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу.

Интерпретация шкал

1. Оценка матери сыном

Шкала позитивного интереса (POZ)

Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Под­ростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны со­глашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, по­дозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональ­ные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы под-





Ador опросник для подростков - student2.ru Ador опросник для подростков - student2.ru Ador опросник для подростков - student2.ru Ador опросник для подростков - student2.ru Ador опросник для подростков - student2.ru Ador опросник для подростков - student2.ru росток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрос­лого и самостоятельного человека.

Шкапа директивности (DIR)

Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее деклараци­ям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утвержда­ется изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возмож­ность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы про­явления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие поло­жительные эмоциональные отношения отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

Шкала враждебности (EOS)

Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком ха­рактеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в меж­личностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, ис­ключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Для этого используются различного рода манипуля­ции. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и за­частую выдается за сдержанность, скромность, следование «этике­ту» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной кри­тике в адрес сына и окружающих, целью которой является стрем­ление унизить его в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется пол жительная активность, ответственность за судьбу сына.

Шкала автономности (A UT)

Автономность матери в отношениях с сыном понимаете как диктат, полное упоение властью, даже некоторая MaHfать ность в этом отношении, не признающая никаких вариации. ^ при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чу ^ вами, мыслями, представлениями и побуждениями, она явля

бой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются не характерными для автономности матерей в отно­шениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не мо­гут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности (NED)

Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тен­денций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптив­ных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая по­дозрительность.

Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна). 2. Оценка отца сыном Шкала позитивного интереса

Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним.

Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда от­цы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При по­добных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо Рода конформизм.

Шкала директивности

Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается, главным образом, в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициоз-нУю деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него





Ador опросник для подростков - student2.ru Ador опросник для подростков - student2.ru частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремлени решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

Шкала враждебности

Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать поло­жительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть иде­альный ребенок.

Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непо­сильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявля­ется полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспо­мощность, невозможность противостоять им. В то же время по от­ношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле:

«Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же зву­чит постоянное недовольство, скептическое отношение к достиже­ниям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Шкала автономности

Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в фор­мальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, ко­гда тот что-нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, «не хватает времени». Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объяснениями. Его не интересуют ув лечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только дела вид, что его это беспокоит. Часто его просто раздражает, когда сь обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».

Шкала непоследовательности ^

Непоследовательность применяемых отцом воспитатель ^ мер по отношению к их сыновьям-подросткам последние вид» ^ непредсказуемости реакций на их поведение. Они практичес

имеют возможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие - подвергает ли сына суровому наказа­нию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь суще­ственное, просто приняв заверения последнего в том, что это боль­ше не повторится; такой отец либо долго и педантично будет «про­мывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невинов­ности и т.п.

При сравнении воспитательной практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у от­цов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почи­тания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, ко­торые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают кри­тический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более вы­ражена независимость и твердость позиций. По шкале директивное у матерей по сравнению с отцами на первый план выступает тен­денция к покровительству, поскольку матери более склонны воз­действовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от характеристики враждебности отцов тем, что у матерей она про­является в результате борьбы за свою независимость, а у отцов -это скорее тенденция к конформности по отношению к окружаю­щим.

Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования. Однако у матерей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов - отгороженность. И у тех и у других отсут­ствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенден­ция к экстремально-противоречивым формам проявления с макси­мальной амплитудой выражения. Причем у матерей противопо­ложностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроек­тивность, а у отцов - доверчивость и конформизм.





               
  Ador опросник для подростков - student2.ru
    Ador опросник для подростков - student2.ru
      Ador опросник для подростков - student2.ru
 
 
 
    Ador опросник для подростков - student2.ru
      Ador опросник для подростков - student2.ru
 

Оценка матери дочерью

Шкала позитивного интереса

Положительное отношение к дочери со стороны матери, осно­ванное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками как отношение к маленькому ребенку, который посто­янно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может.

Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ог­раничение самостоятельности - с другой. Наряду с этим девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание доче­ри.

Шкала директивности

Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях, и не приветст­вуя при этом выражения собственного мнения дочери. Такие мате­ри больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».

Шкала враждебности

Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное по­ведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности

Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношеншо к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребователь­ные. Они практически не поощряют детей, относительно редко вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности

Под непоследовательностью воспитательной практики со роны матери девочки понимают резкую смену стиля, прием > представляющих собой переход от очень строгого — к либерал

му, и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к

эмоциональному ее отвержению.

Оценка отца дочерью

Шкала позитивного интереса

Позитивный интерес отца к дочери последние описывают как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не преслову­тая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и откры­тость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением последнего. Психологическое принятие дочери харак­теризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, то есть доминируют теплые дружеские отно­шения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.

Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

Шкала директивности

Девочки-подростки представляют директивность отца в каче­стве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Дирек­тивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истин­ный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, при­нятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности

В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе от­цовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательно­сти, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответст­вующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмо-ВДонально-холодным, отвергающим отношением - с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и доче­рью-подростком, что в свою очередь обусловливает повышенный Уровень напряженности, нервозности и нестабильности последней.

Шкала автономности

Девочки-подростки описывают автономность отцов, как пре­тензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное Для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгоро­женным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существую­щей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно Все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согла-






суются с потребностями и запросами близких, интересыкоторых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности

Здесь отец представляется человеком совершенно непредска­зуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его пове­дении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний макси­мальна.

Таким образом, характерные различия в оценках воспитатель­ной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе, психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жестокости, авторитарности в отношениях с до­черью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов, наряду с этим, выражается еще и в зависимо­сти от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебно­сти, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что выходит, в отличие от характеристик отца, на ведущие пози­ции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по от­ношению к дочери-подростку на первый план выступает жесто­кость и самоутверждение властью и силой. Автономность со сто­роны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отно­шений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследова­тельной воспитательной практике в контексте противоречивост проявлений характеристики отцов и матерей представляются од таковыми. Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеюше самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и чиненностью и недоверием - у матерей.

Наши рекомендации