Ador опросник для подростков
Отчество |
Фамилия Имя
№ п/п | Мой отец (Моя мать) | Да | Частично | Нет |
Очень часто улыбается мне | ||||
Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет | ||||
Не хватает терпеливости в отношении ко мне | 0 (f —~-^ | |||
Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться | ||||
Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает | to to to | _______ 1 _____ ■— | ||
Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться | ||||
Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять |
"юстоянно на меня кому-то жалуется | ||||
Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо | ||||
За одно и то же один раз наказывает, а другой прощает | ||||
Очень любит делать что-нибудь вместе | ||||
Если назначает мне какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу | ||||
Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал. | ||||
Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения | ||||
В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел | ||||
Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня | ||||
Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан | ||||
Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу | ||||
Если бы я захотел, то мог бы идти, куда захочу, каждый вечер | ||||
Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда - нет | ||||
Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения | ||||
Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано | ||||
Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен | ||||
Практически позволяет мне делать все, что мне нравится | ||||
Меняет свои решения так, как ему придет в голову или как ему будет удобно | ||||
\ь | Часто хвалит меня за что-либо |
Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь | ||||
Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился | ||||
Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе | ||||
Иногда очень легко меня прощает, а иногда - нет | ||||
Старается открыто доказать, что любит меня | ||||
Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе | ||||
Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом | ||||
Предоставляет мне много, свободы. Редко говорят «должен» или «нельзя» | ||||
Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее | ||||
Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу | ||||
Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею | ||||
Когда я его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну | ||||
Всегда легко меня прощает | 1 | | |||
Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало | ||||
Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо | ||||
Постоянно указывает мне, как себя вести | 2 2 2 | _____ —■ .---------------------------------------------- | \ °\ °\ ° | |
Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит | ||||
Проведение каникул я планирую по собственному желанию |
ъ | Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным | |||
Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел | ||||
Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил | ||||
Чувствую, что он пренебрегает мною | ||||
Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается | ||||
Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях |
Механизм обработки сырых данных
После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчиты-вается арифметическая сумма сырых баллов (POZ - позитивный интерес, DIR - директивность, HOS -враждебность, AUT - автономность и NED - непоследовательность). Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т.е. 3.
Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 - то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу.
Интерпретация шкал
1. Оценка матери сыном
Шкала позитивного интереса (POZ)
Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству, отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы под-
росток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.
Шкапа директивности (DIR)
Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.
Шкала враждебности (EOS)
Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Для этого используются различного рода манипуляции. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить его в глазах окружающих. Наряду с этим постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется пол жительная активность, ответственность за судьбу сына.
Шкала автономности (A UT)
Автономность матери в отношениях с сыном понимаете как диктат, полное упоение властью, даже некоторая MaHfа.« ть ность в этом отношении, не признающая никаких вариации. ^ при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чу ^ вами, мыслями, представлениями и побуждениями, она явля
бой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются не характерными для автономности матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.
Шкала непоследовательности (NED)
Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность.
Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна). 2. Оценка отца сыном Шкала позитивного интереса
Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним.
Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо Рода конформизм.
Шкала директивности
Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается, главным образом, в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициоз-нУю деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него
частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремлени решать все мирно, невзирая на степень раздражения.
Шкала враждебности
Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок.
Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляется полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле:
«Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.
Шкала автономности
Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, «не хватает времени». Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объяснениями. Его не интересуют ув лечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только дела вид, что его это беспокоит. Часто его просто раздражает, когда сь обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».
Шкала непоследовательности ^
Непоследовательность применяемых отцом воспитатель ^ мер по отношению к их сыновьям-подросткам последние вид» ^ непредсказуемости реакций на их поведение. Они практичес
имеют возможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие - подвергает ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится; такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т.п.
При сравнении воспитательной практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. По шкале директивное у матерей по сравнению с отцами на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от характеристики враждебности отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов -это скорее тенденция к конформности по отношению к окружающим.
Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования. Однако у матерей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов - отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.
Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам проявления с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов - доверчивость и конформизм.
Оценка матери дочерью
Шкала позитивного интереса
Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может.
Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности - с другой. Наряду с этим девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери.
Шкала директивности
Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях, и не приветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».
Шкала враждебности
Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.
Шкала автономности
Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношеншо к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.
Шкала непоследовательности
Под непоследовательностью воспитательной практики со роны матери девочки понимают резкую смену стиля, прием > представляющих собой переход от очень строгого — к либерал
му, и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к
эмоциональному ее отвержению.
Оценка отца дочерью
Шкала позитивного интереса
Позитивный интерес отца к дочери последние описывают как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением последнего. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, то есть доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.
Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.
Шкала директивности
Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.
Шкала враждебности
В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмо-ВДонально-холодным, отвергающим отношением - с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что в свою очередь обусловливает повышенный Уровень напряженности, нервозности и нестабильности последней.
Шкала автономности
Девочки-подростки описывают автономность отцов, как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное Для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно Все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согла-
суются с потребностями и запросами близких, интересыкоторых полностью игнорируются.
Шкала непоследовательности
Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний максимальна.
Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе, психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жестокости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов, наряду с этим, выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что выходит, в отличие от характеристик отца, на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивост проявлений характеристики отцов и матерей представляются од таковыми. Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеюше самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и чиненностью и недоверием - у матерей.