Характеристика используемого клинического материала

Контрольная и экспериментальная группы включают по 15 че­ловек в возрасте от 13 до 17 лет. Критерием отбора служат наруше­ние внутрисемейных взаимоотношений, расстройство адаптации, суицидальное поведение, причем для группы суицидентов - нали­чие суицидальной попытки в анамнезе, а для контрольной группы -высказывание суицидальных мыслей без их реализации.

Методы исследования:

1. Диагностическое интервью с семейным анамнезом.

2. Тест Личко «ПДО».

3. Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга.

4. Тест Басса-Дарки.
Результаты исследований

По типу акцентуаций распределение может следующим обра­зом (см. табл. 1):

Таблица 1.

Тип акцентуации Подростки
Суициденты Контрольные
Гипертимный    
Лабильный    
Циклоидно-лабильный    
Шизоидный    
Эпилептоидно-истероидный    
Эпилептоидный    
Психастенический    

У суицидентов, в отличие от контрольной группы, преоблада­ют лабильный, истероидный и эпилептоидно-истероидный типы акцентуаций.

v е 4,7 ), что выше, чем в контрольной группе (Е/е 3,8). Само деятельность в конфликте больше у подростков из контрольной

По тесту Розенцвейга в первой группе выявлен «эго-защит-ный» тип реакции (tED>tNP>ODi),с экстрапунитивным направ­лением (Е>1>М), а общий паттерн (E>i>M), низкий уровень груп­повой конформности. Следовательно, можно предположить, что испытуемые в ситуации фрустрации склонны проявлять агрессию На окружающих, степень агрессивности превышает возрастные нормы (ЈE/ZM = 2, при норме 1.8) с низкой переработкой агрессии Е/ = 4,7 ), что выше, чем в контрольной группе (Е/е = 3,8). Само­ й





Характеристика используемого клинического материала - student2.ru Характеристика используемого клинического материала - student2.ru Характеристика используемого клинического материала - student2.ru Характеристика используемого клинического материала - student2.ru группы (i/e = 2,8>1,6). У пациентов реакции сосредоточены щите своего «Я», приэтом несамостоятельны в конфликте, р сия направлена на окружающих, возможно, присутствует психол° гическии защитный механизм «проекции». Во второй группе, в си" туации фрустрации, преобладает потребностно-настойчивый тип реагирования (f f NP>lED>lOD),фиксация на удовлетворении по­требностей, направление совпадает с первой группой фрустрации (4E>f T>f M), общий паттерн (i>E>(M»=E»)). Хотя направление в двух группах совпадает, более агрессивны суициденты, так как в контрольной группе баллы по экстрапунитивному направлению ниже нормы, а по импунитивному и интрапунитивному направле­нию превышают нормы. Это подтверждается и тестом Басса-Дарки В контрольной группе обнаружен «комплекс неврастении» (tl, ttNP, tM, 4E, lED).Следовательно, аутоагрессивны, в большей степени, подростки, которые угрожают суицидом, но не выполняют своих намерений, и, возможно, у них есть риск развития психосо­матических заболеваний.

Таблица 2.

Сводные данные по тесту Розенцвейга

Группы Тип реакции Направление реакции Общий паттерн
Суициденты      
Контрольная      

Таблица 3. Сводные данные по тесту Розенцвейга (по суицидентам)

  OD ED NP ?
Е       __________
I      
М        
z       ------ .-----------

Таблица 4.

Характеристика используемого клинического материала - student2.ru

Сводные данные по тесту Басса-Дарки

Характеристика используемого клинического материала - student2.ru Группа

Суициденты

Контрольная


6 - подозрительность 7 - вербальная агрессия 8 - чувство вины 9 - общая агрессия 10 - враждебность

1 _ физическая агрессия

2 - косвенная агрессия

3 - раздражение

4 - негативизм

5 - обида

Для подростков, имеющих неустойчивый тип акцентуации, на­ходящихся в состоянии социальной дезадаптации и проявляющих «протестные» реакции, для диагностики суицидального риска бу­дет целесообразно включить в тестовую батарею тест Розенцвейга и опросник Басса-Дарки.

Анкета «Прогноз-2»

Разработана В.Ю. Рыбниковым, предназначена для определе­ния уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослу­жащих и позволяет выявить отдельные признаки личностных на­рушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-пси­хических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и со­стояния психической деятельности человека в различных ситуаци­ях.

Методика содержит 86 вопросов, на каждый из которых обсле­дуемый должен дать ответ «да» или «нет». Результаты обследова­ния выражаются количественным показателем (в баллах), на осно­вании которого выносится заключение об уровне нервно-психи­ческой устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.

Для проведения обследования необходимо иметь текст опрос­ника и регистрационные бланки (см. табл. 1). Обследование длится около 20 минут.

Инструкции для обследуемых

«Вам предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей Вашей личности. Будьте от­кровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, да­вайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы отве­чаете «Да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного "ланка знак «+» (плюс), если Вы выбрали ответ «Нет», поставьте знак «-» (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопро-





Характеристика используемого клинического материала - student2.ru Характеристика используемого клинического материала - student2.ru Характеристика используемого клинического материала - student2.ru Характеристика используемого клинического материала - student2.ru Характеристика используемого клинического материала - student2.ru са анкеты и номер клетки регистрационного бланкасовпадали Н
пропускайте высказываний». ' е

Таблица
1.

Регистрационный бланк к анкете «Прогноз-2»

Характеристика используемого клинического материала - student2.ru Характеристика используемого клинического материала - student2.ru 18

51

Характеристика используемого клинического материала - student2.ru 47

6

/3 176 84 I

Характеристика используемого клинического материала - student2.ru 74

Таблица 2. обработки данных по методике «Прогноз-2»

Характеристика используемого клинического материала - student2.ru для

Наименование шкал
Содержание ответов

Порядковые номера высказывании, соответствующих шкале

Шкала искренности
Нет(-)

1, 6, 10, 12, 15, 19,21, 26, 33, 38,44, 49, 52, 58, 61

Шкала нерв­но-психичес­кой устойчи­вости
Да(+)

2,3, 5,7,9, 11, 13, 14, 16, 18,20,22,
23, 25, 27, 28,29, 31, 32, 33,34, 36, 37,
39, 40,42, 43, 45, 47, 48, 51, 53, 54, 56,
57, 59, 60, 62, 63,65, 66, 67, 68, 69, 70,
71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81,
82, 83, 84, 85, 86 _

Нет(-)

Характеристика используемого клинического материала - student2.ru 4, 8, 17, 24, 30, 35, 41, 46, 50, 55,64

Характеристика используемого клинического материала - student2.ru Обработка проводится с помощью «ключей» (см. табл.2), ко­торые изготавливаются в количестве трех штук из прозрачной пленки. Прорези в каждом из «ключей» должны соответствовать номерам высказываний, сгруппированным в шкалы. Один «ключ» готовится для подсчета баллов по шкале искренности, два - п0 шкале нервно-психической устойчивости (для оценки положитель­ных и отрицательных высказываний).

Обработку начинают со шкалы искренности, которая использует­ся для оценки достоверности ответов. «Ключ» накладывается на за­полненный регистрационный бланк, после чего подсчитывается коли^ чество минусов, которые видны через прорези «ключа». ПолучеНН число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если в

еннослужащий получил 10 и более баллов, то использовать данные ан­кеты не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы, с последующим выводом об уровне нервно-психической устойчивости. Количество полученных военнослужащим баллов переводят в «стены» по табл. 3 и оценивают по табл. 4.

Таблица 3.

Стэновая шкала оценки нервно-психической устойчивости

(по методике «Прогноз-2»)

Первичные                  
показатели ибо-                  
по шкале   ЧО го сч го so CN so   о  
НПУ го <а ■Ч- Ч ГО го го as СЧ го Os </0   6s
Стэны

Таблица 4. Характеристика уровней нервно-психической устойчивости

Стэны Уровень ПУ Заключения и рекомендации
1-3 Низкий Низкий уровень нервно-психической ус­тойчивости. Высокая вероятность нерв­но-психических срывов. Необходима консультация психоневролога (невропа­толога, психиатра)
4-6 Средний Средний уровень нервно-психической устойчивости. Однако существует веро­ятность нервно-психических срывов в напряженных, экстремальных ситуациях
7-10 Высокий Высокий уровень нервно-психической устойчивости. Нервно-психические сры­вы маловероятны

Текст анкеты «Прогноз-2»

1- Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справ­
люсь с ним.

2- Меня легко переспросить.

3- Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необосно-

ванные утверждения.





Характеристика используемого клинического материала - student2.ru Характеристика используемого клинического материала - student2.ru Характеристика используемого клинического материала - student2.ru 4. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько

я заслуживаю.

5. Иногда я бываю уверен, что другие люди знают, о чем я думаю

6. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.

7. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности.

8. У меня никогда не было столкновений с законом.

9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значе-

ния (например, номера автомашин и т.п.).

10. Иногда я говорю неправду.

11. Я впечатлительнее большинства других людей,

12. Мне приятно иметь среди своих знакомых «значительных лю­
дей», это как бы придает мне вес в собственных глазах.

13. Определенно, судьба не благосклонна ко мне.

14. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

15. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

16. Я легко теряю терпение с людьми.

17.У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло.

18. Иногда мой слух настолько обострятся, что это мне даже меша­
ет.

19. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сего­
дня.

20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в
жизни гораздо большего.

21. В игре я предпочитаю выигрывать.

22. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать
встречи с человеком, которого я не желаю видеть.

23. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал
что-то не то или даже плохое.

24. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе прояв­
ляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку.

25. Иногда у меня бывает чувство, что предо мной нагромоздилось
столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

26. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

27. В моей семье есть очень нервные люди.

28. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безн
занным.

29. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

30 Когда предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робо­сти.

31. Я часто подшучиваю над друзьями.

32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к
профессии.

33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно
не задумываясь, соглашаюсь с мнением других.

34. Я часто работал под руководством людей, которые умели по­
вернуть дело так, что все достижения в работе приписывались
им, а виноватыми в ошибках оказались другие.

35. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собра­
лись и разговаривают.

36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто
поступают несправедливо.

37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание
прыгнуть вниз.

38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне нравятся.

39. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимы­
ми, что я должен был отказаться от них.

40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым.

41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко.

42. Я бы предпочел работать с женщинами.

43. Счастливей всего я бываю, когда я один.

44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражи­
тельным.

45. Часто я вижу сны, которые лучше никому не рассказывать.

46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

47. Я человек нервный и легковозбудимый.

48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.

49. Бывает, что я сержусь.

50. Работа, требующая пристального внимания, мне нравится.

51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.

52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызы­
вает у меня смех.

53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что
лучше о них никому не рассказывать.

54. Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаи­
вающие средства.





       
  Характеристика используемого клинического материала - student2.ru
    Характеристика используемого клинического материала - student2.ru
 

55. Человек я подвижный.

56. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь
в жизни.

57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

58. Было, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.

59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнован­
ным.

60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни,
работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы
или учебы кажется мне невыносимо трудным.

61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание.

62. Голова у меня болит часто.

63. Я вел неправильный образ жизни.

64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах
(или не употребляю вовсе).

65. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и
тепла.

67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения.

68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.

69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно.

70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.

71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог
делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за рабо­
ту.

72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал,
что именно я делал.

74. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня
дрожат руки.

75. Думаю, что я человек обреченный.

76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я
даже не могу усидеть на месте.

77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее.

78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.

79. Иногда, совершенно без всякой причины у меня вдруг наступ
ет период необычайной веселости.

80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже го
рить о них трудно.

81 Иногда меня подводят нервы.

82 Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нере­
ально.

83 Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чув­
ствовать, что я неудачник.

84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные
слова, и я никак не могу от них отвязаться.

85. Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного чело­
века, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого, о чем
потом сожалею.

86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувст­
вую, что мне все безразлично.

Наши рекомендации