Характеристика используемого клинического материала
Контрольная и экспериментальная группы включают по 15 человек в возрасте от 13 до 17 лет. Критерием отбора служат нарушение внутрисемейных взаимоотношений, расстройство адаптации, суицидальное поведение, причем для группы суицидентов - наличие суицидальной попытки в анамнезе, а для контрольной группы -высказывание суицидальных мыслей без их реализации.
Методы исследования:
1. Диагностическое интервью с семейным анамнезом.
2. Тест Личко «ПДО».
3. Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга.
4. Тест Басса-Дарки.
Результаты исследований
По типу акцентуаций распределение может следующим образом (см. табл. 1):
Таблица 1.
Тип акцентуации | Подростки | |
Суициденты | Контрольные | |
Гипертимный | ||
Лабильный | ||
Циклоидно-лабильный | ||
Шизоидный | ||
Эпилептоидно-истероидный | ||
Эпилептоидный | ||
Психастенический |
У суицидентов, в отличие от контрольной группы, преобладают лабильный, истероидный и эпилептоидно-истероидный типы акцентуаций.
v е 4,7 ), что выше, чем в контрольной группе (Е/е 3,8). Само деятельность в конфликте больше у подростков из контрольной |
По тесту Розенцвейга в первой группе выявлен «эго-защит-ный» тип реакции (tED>tNP>ODi),с экстрапунитивным направлением (Е>1>М), а общий паттерн (E>i>M), низкий уровень групповой конформности. Следовательно, можно предположить, что испытуемые в ситуации фрустрации склонны проявлять агрессию На окружающих, степень агрессивности превышает возрастные нормы (ЈE/ZM = 2, при норме 1.8) с низкой переработкой агрессии Е/ = 4,7 ), что выше, чем в контрольной группе (Е/е = 3,8). Само й
группы (i/e = 2,8>1,6). У пациентов реакции сосредоточены щите своего «Я», приэтом несамостоятельны в конфликте, р сия направлена на окружающих, возможно, присутствует психол° гическии защитный механизм «проекции». Во второй группе, в си" туации фрустрации, преобладает потребностно-настойчивый тип реагирования (f f NP>lED>lOD),фиксация на удовлетворении потребностей, направление совпадает с первой группой фрустрации (4E>f T>f M), общий паттерн (i>E>(M»=E»)). Хотя направление в двух группах совпадает, более агрессивны суициденты, так как в контрольной группе баллы по экстрапунитивному направлению ниже нормы, а по импунитивному и интрапунитивному направлению превышают нормы. Это подтверждается и тестом Басса-Дарки В контрольной группе обнаружен «комплекс неврастении» (tl, ttNP, tM, 4E, lED).Следовательно, аутоагрессивны, в большей степени, подростки, которые угрожают суицидом, но не выполняют своих намерений, и, возможно, у них есть риск развития психосоматических заболеваний.
Таблица 2.
Сводные данные по тесту Розенцвейга
Группы | Тип реакции | Направление реакции | Общий паттерн |
Суициденты | |||
Контрольная |
Таблица 3. Сводные данные по тесту Розенцвейга (по суицидентам)
OD | ED | NP | ? | |
Е | __________ | |||
I | ||||
М | ||||
z | ------ .----------- |
Таблица 4.
Сводные данные по тесту Басса-Дарки
Группа
Суициденты
Контрольная
6 - подозрительность 7 - вербальная агрессия 8 - чувство вины 9 - общая агрессия 10 - враждебность |
1 _ физическая агрессия
2 - косвенная агрессия
3 - раздражение
4 - негативизм
5 - обида
Для подростков, имеющих неустойчивый тип акцентуации, находящихся в состоянии социальной дезадаптации и проявляющих «протестные» реакции, для диагностики суицидального риска будет целесообразно включить в тестовую батарею тест Розенцвейга и опросник Басса-Дарки.
Анкета «Прогноз-2»
Разработана В.Ю. Рыбниковым, предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослужащих и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.
Методика содержит 86 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.
Для проведения обследования необходимо иметь текст опросника и регистрационные бланки (см. табл. 1). Обследование длится около 20 минут.
Инструкции для обследуемых
«Вам предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей Вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы отвечаете «Да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного "ланка знак «+» (плюс), если Вы выбрали ответ «Нет», поставьте знак «-» (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопро-
са анкеты и номер клетки регистрационного бланкасовпадали Н
пропускайте высказываний». ' е
Таблица |
1. |
Регистрационный бланк к анкете «Прогноз-2»
18
51
47
6
/3 176 84 I |
74
Таблица 2. обработки данных по методике «Прогноз-2» |
для
Наименование шкал |
Содержание ответов |
Порядковые номера высказывании, соответствующих шкале
Шкала искренности |
Нет(-) |
1, 6, 10, 12, 15, 19,21, 26, 33, 38,44, 49, 52, 58, 61
Шкала нервно-психической устойчивости |
Да(+) |
2,3, 5,7,9, 11, 13, 14, 16, 18,20,22,
23, 25, 27, 28,29, 31, 32, 33,34, 36, 37,
39, 40,42, 43, 45, 47, 48, 51, 53, 54, 56,
57, 59, 60, 62, 63,65, 66, 67, 68, 69, 70,
71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81,
82, 83, 84, 85, 86 _
Нет(-) |
4, 8, 17, 24, 30, 35, 41, 46, 50, 55,64
Обработка проводится с помощью «ключей» (см. табл.2), которые изготавливаются в количестве трех штук из прозрачной пленки. Прорези в каждом из «ключей» должны соответствовать номерам высказываний, сгруппированным в шкалы. Один «ключ» готовится для подсчета баллов по шкале искренности, два - п0 шкале нервно-психической устойчивости (для оценки положительных и отрицательных высказываний).
Обработку начинают со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов. «Ключ» накладывается на заполненный регистрационный бланк, после чего подсчитывается коли^ чество минусов, которые видны через прорези «ключа». ПолучеНН число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если в
еннослужащий получил 10 и более баллов, то использовать данные анкеты не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы, с последующим выводом об уровне нервно-психической устойчивости. Количество полученных военнослужащим баллов переводят в «стены» по табл. 3 и оценивают по табл. 4.
Таблица 3.
Стэновая шкала оценки нервно-психической устойчивости
(по методике «Прогноз-2»)
Первичные | ||||||||||
показатели | ибо- | |||||||||
по шкале | ЧО го | сч го | so | CN | so | о | ||||
НПУ | го <а ■Ч- Ч | ГО | го го | as СЧ | го | Os | </0 | 6s | ||
Стэны |
Таблица 4. Характеристика уровней нервно-психической устойчивости
Стэны | Уровень ПУ | Заключения и рекомендации |
1-3 | Низкий | Низкий уровень нервно-психической устойчивости. Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходима консультация психоневролога (невропатолога, психиатра) |
4-6 | Средний | Средний уровень нервно-психической устойчивости. Однако существует вероятность нервно-психических срывов в напряженных, экстремальных ситуациях |
7-10 | Высокий | Высокий уровень нервно-психической устойчивости. Нервно-психические срывы маловероятны |
Текст анкеты «Прогноз-2»
1- Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справ
люсь с ним.
2- Меня легко переспросить.
3- Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необосно-
ванные утверждения.
4. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько
я заслуживаю.
5. Иногда я бываю уверен, что другие люди знают, о чем я думаю
6. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.
7. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности.
8. У меня никогда не было столкновений с законом.
9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значе-
ния (например, номера автомашин и т.п.).
10. Иногда я говорю неправду.
11. Я впечатлительнее большинства других людей,
12. Мне приятно иметь среди своих знакомых «значительных лю
дей», это как бы придает мне вес в собственных глазах.
13. Определенно, судьба не благосклонна ко мне.
14. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
15. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
16. Я легко теряю терпение с людьми.
17.У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло.
18. Иногда мой слух настолько обострятся, что это мне даже меша
ет.
19. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сего
дня.
20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в
жизни гораздо большего.
21. В игре я предпочитаю выигрывать.
22. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать
встречи с человеком, которого я не желаю видеть.
23. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал
что-то не то или даже плохое.
24. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе прояв
ляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку.
25. Иногда у меня бывает чувство, что предо мной нагромоздилось
столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.
26. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
27. В моей семье есть очень нервные люди.
28. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безн
занным.
29. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков.
30 Когда предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.
31. Я часто подшучиваю над друзьями.
32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к
профессии.
33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно
не задумываясь, соглашаюсь с мнением других.
34. Я часто работал под руководством людей, которые умели по
вернуть дело так, что все достижения в работе приписывались
им, а виноватыми в ошибках оказались другие.
35. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собра
лись и разговаривают.
36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто
поступают несправедливо.
37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание
прыгнуть вниз.
38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне нравятся.
39. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимы
ми, что я должен был отказаться от них.
40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым.
41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко.
42. Я бы предпочел работать с женщинами.
43. Счастливей всего я бываю, когда я один.
44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражи
тельным.
45. Часто я вижу сны, которые лучше никому не рассказывать.
46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
47. Я человек нервный и легковозбудимый.
48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.
49. Бывает, что я сержусь.
50. Работа, требующая пристального внимания, мне нравится.
51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.
52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызы
вает у меня смех.
53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что
лучше о них никому не рассказывать.
54. Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаи
вающие средства.
55. Человек я подвижный.
56. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь
в жизни.
57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
58. Было, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.
59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнован
ным.
60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни,
работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы
или учебы кажется мне невыносимо трудным.
61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание.
62. Голова у меня болит часто.
63. Я вел неправильный образ жизни.
64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах
(или не употребляю вовсе).
65. Я часто предаюсь грустным размышлениям.
66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и
тепла.
67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения.
68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.
69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно.
70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.
71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог
делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за рабо
ту.
72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал,
что именно я делал.
74. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня
дрожат руки.
75. Думаю, что я человек обреченный.
76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я
даже не могу усидеть на месте.
77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее.
78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.
79. Иногда, совершенно без всякой причины у меня вдруг наступ
ет период необычайной веселости.
80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже го
рить о них трудно.
81 Иногда меня подводят нервы.
82 Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нере
ально.
83 Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чув
ствовать, что я неудачник.
84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные
слова, и я никак не могу от них отвязаться.
85. Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного чело
века, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого, о чем
потом сожалею.
86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувст
вую, что мне все безразлично.