Методы психолого-педагогического изучения характера школьной адаптации и оценки ее успешности

При обучении в обычных классах, в общем потоке учащихся, дети «группы риска» проявляют себя особыми трудностями адап­тации к школьной жизни. Специфичность этих трудностей состоит в том, что с течением времени они не снимаются, как это происхо­дит у большинства детей, переступивших школьный порог, а, на против, еще более усугубляются. Учитель должен своевременн заметить неблагоприятный характер изменений, происходящих ребенке, попытаться помочь ему своими силами и, если такая п мощь оказывается недейственной, то своевременно и обоснова

поставить перед школьной психолого-педагогической комиссией, администрацией вопрос о неадекватности для ребенка обычных ус­ловий обучения и необходимости перевода в коррекционный класс. В арсенале методов изучения школьника на этом этапе у педа­гога, естественно, присутствуют анализ характера и результатов его учебной деятельности, беседы с ребенком, с его родителями, анке­тирование родителей, а также повседневные наблюдения за перво­классником в различных ситуациях его школьной жизни - на уро­ке, на перемене, на экскурсиях и прогулках, в свободном общении с взрослыми и детьми.

К концу первой четверти по итогам изучения учитель состав­ляет обобщенную характеристику класса, в которой фиксируется оценка характера школьной адаптации у каждого из его учеников.

Опыт показал, что заполнение схемы, если ему предшествует действительно тщательное изучение детей, не требует от учителя особых усилий и затрат времени. Анализ схемы-характеристики позволит педагогу провести сравнительное изучение качественного состава класса, взять на особую заметку детей, получивших наибо­лее низкие оценки по ряду показателей, еще раз перепроверить их.

Конкретная индивидуальность ребенка, заявляющего о себе трудностями адаптации к школе, должна найти отражение также и в более полной качественной его характеристике. В этом случае членам школьной комиссии будет легче вникнуть в проблемы ре­бенка, а учитель коррекционного класса получит возможность в своей работе оттолкнуться от уже достаточно полного о нем зна­ния.

В характеристиках должны быть отражены по возможности все индивидуальные особенности того или иного ребенка, которые служат основанием для того, чтобы поставить вопрос о его перево­де в коррекционный класс.

Не должна остаться без внимания педагога и сугубо невроло­гическая симптоматика, которая усугубляется у ослабленных детей в результате непосильных для них требований школы. Более замет­но проявление этой симптоматики родителям, поэтому в беседах с "ими необходимо выяснить следующий круг вопросов (можно также попросить родителей ответить на эти вопросы письменно): 1 ■ С удовольствием или неохотно идет ребенок в школу? 2- Как реагирует на новый режим жизни, на школьные требо-***' Нет ли активного или пассивного протеста?







3. Методы психолого-педагогического изучения характера школьной адаптации и оценки ее успешности - student2.ru Методы психолого-педагогического изучения характера школьной адаптации и оценки ее успешности - student2.ru Жалуется ли на усталость?

4. Не появились ли признаки детской нервности (повышенная
раздражительность, необоснованное беспокойство, тревожность не
свойственная ребенку ранее избирательность в еде или ухудшение
аппетита, жалобы на различные боли)?

Кроме того, полезно выяснить, приходится ли заниматься с ре­бенком учебными занятиями дома и сколько времени на это ухо­дит.

Если внимание педагога привлекает речевое недоразвитие ре­бенка, обнаруживающее себя в дефектах произношения, в трудно­стях освоения чтения и письма, необходимо специальное обследо­вание логопедом. Задачей логопедического обследования в период школьной адаптации ребенка является: обнаружение уровня пони­мания речи окружающих (с учетом состояния слуха ребенка), объ­ем речевого запаса, особенностей произносительной стороны речи, речевых нарушений (косноязычие, заикание, нарушение фонемати­ческого слуха и др.).

Заключение логопеда, наряду с другими материалами, в том числе и теми, которые были собраны на этапе предшкольного изу­чения ребенка, должно быть представлено на рассмотрение школь­ной психолого-педагогической комиссии. В комиссию должны быть переданы и рабочие тетради детей.

Внимательное изучение всей собранной о ребенке информации позволит членам школьной психолого-педагогической комиссии в каждом конкретном случае объективно подойти к решению вопро­са об условиях его дальнейшего обучения.

1.3. Комплексная экспресс-диагностика

социально-педагогической запущенности детей

Комплексная психолого-педагогическая диагностика - это уг­
лубленный и всесторонний анализ ребенка: выявление положи­
тельных сторон, недостатков и их причин, - направленный на ре­
шение практических задач - гармонизацию развития личности и
повышение эффективности и целостного педагогического процес­
са. й

Ее целью являются раннее выявление признаков и проявлени социально-педагогической запущенности.

Содержательными критериями диагностики в рассматривае­мом случае должны стать:

а) отсутствие патологии развития;

б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация разви­
тия;

в) неадекватная, не соответствующая возрастным требованиям

и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта обшения и деятельности;

г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания;

д) общая средовая адаптация;

е) педагогическая трудность ребенка.

Названные критерии выведены из сущностных характеристик социально-педагогической запущенности в детском возрасте и экс­периментально подтвержденных имманентно присущими ей при­знаками и проявлениями.

Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социаль­но-педагогической запущенности детей (МЭДОС) определяет на­личие или отсутствие состояния, выявляет картину основных от­клонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений. В основе метода лежат независимые ха­рактеристики ребенка педагогом и психологом.

Этот метод используется одновременно с наблюдением за детьми, которое параллельно ведут педагоги и психологи. При этом изучаются продукты деятельности ребенка, «история его поведе­ния» (беседы с родителями), медицинская карта. Преимуществом метода являются нетрудоемкость, возможность на начальном этапе «отграничить» запущенность от сходных с ней состояний.

Инструкция. Внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике вашего умения, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правиль­ной оценке ситуации и поможет ребенку преодолеть имеющиеся трудности.

Список утверждений: Шкала I - СС (субъект самосознания): 1- Хочет быть слишком маленьким (большим). . Считает себя некрасивым. • Считает себя нездоровым. ■ считает себя слабее других.





5. Методы психолого-педагогического изучения характера школьной адаптации и оценки ее успешности - student2.ru Не любит свое имя.

6. Не хочет быть девочкой (мальчиком).

7. Думает, что у него мало друзей.

8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.

9.Ему кажется, что дома он всем мешает.

10. Ему кажется, что он глупее других.

11. Считает себя не очень способным.

12. Полагает, что родители им недовольны.

13. Считает, что ему часто не везет.

14. Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недоволь­
на.

15. Считает, что у него все получается плохо, что он ничего не уме­
ет.

16. Думает, что он плохой мальчик (девочка).

17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто
говорит об этом.

Шкала II - СО (субъект общения):

1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.

2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.

3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.

4. У него мало друзей.

5. Редко подходит к учителю по собственной инициативе.

6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).

7. Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнориру-
ет).

8. Часто жалуется на детей в группе.

9. Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.

10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».

11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.

12. Мешает детям на уроках, в играх, подсмеивается над ними, лю­
бит пугать.

13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них
внимания.

14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.

15. Надоедает детям, пристает к ним.

16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.

17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, пор
вещи, игрушки.

18 Подражает хулиганским проделкам.

19 Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает
«козлом отпущения».

20 Избегает контактов с учителем.
21. Часто ведет себя невпопад.

Шкала III - СУД (субъект учебной деятельности): А. Мотивация учения

1. Нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.

2. В школу ходит потому, что там много детей.

3. Особой любознательности не проявляет.

4. К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.

5. Ходит в школу без особого желания.

6. Не любит учиться.

7. Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают или нака-

зывают.

8. Не любит учиться, потому что его редко хвалят.

9. В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников.
Б. Учебно-познавательная активность

10. Не отличается прилежанием к учению.

11. Особого интереса к определенному предмету не проявляет.

12. На уроках часто пассивен.

13. Вопросы задает редко и не стремится отвечать на них.

14. Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители).

15. Домашние задания редко выполняет самостоятельно, если дела­
ет сам, то не очень качественно.

16. Мало читает.

В. Целенаправленность и осознанность учения

17. С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его вы­
полнить.

18. Быстро забывает условие и вопрос.

*"■ Чаще выполняет задание по стандарту. °- Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с тру­дом.

'■ "еУверен в правильности своих действий. • Недоволен результатами своей учебной деятельности.





Методы психолого-педагогического изучения характера школьной адаптации и оценки ее успешности - student2.ru Методы психолого-педагогического изучения характера школьной адаптации и оценки ее успешности - student2.ru Методы психолого-педагогического изучения характера школьной адаптации и оценки ее успешности - student2.ru Методы психолого-педагогического изучения характера школьной адаптации и оценки ее успешности - student2.ru Методы психолого-педагогического изучения характера школьной адаптации и оценки ее успешности - student2.ru Шкала IV - ОТ (общаятревожность):

ОТС (семья)

1. Часто просит прощения у родителей или чувствует себявинова­
тым.

2. Ведет себя дома беспомощно.

3. Ведет себя дома неуклюже.

4. Чувствует себя в семье бестолковым.

5. Чрезмерно привязан к матери.

6. Держится обособленно от всех близких.

7. Слишком боится жалоб педагогов родителям.

8. Часто обманывает родителей.

9. Слишком часто вспоминает о семье.

10. Часто бывает в плохом настроении.

ОТУ (школа)

1. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

2. Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.

3. Часто приносит и показывает ему различные предметы.

4. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

5. Постоянно нуждается в помощи и поддержке.

6. Добивается монополии на педагога, но безуспешно.

7. Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой других.

8. Легко устраняется в случаях неудачи.

9. Играет «героя», когда ему делают замечание.

10. Рискует без надобности.

11. Играет исключительно с детьми старше или младше себя.

12. Неадекватно относится к оценкам окружающих.

Шкала V - ВМ (воспитательный микросоциум):

ВМС (семья)

1. Родители согласны, что частые наказания формируют сильный

характер.

2. Родители считают, что их поведение должно быть непреклон-

ным.

3. Работа родителей связана с командировками.

4. У родителей очень ответственные должности.

5. Ребенок часто пропускает занятия.

6 Он растет довольно неряшливым.

7 Ребенок «портит нервы» родителям.

8 Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.

9 Родители завидуют тем, у кого способные дети.

10. Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.

11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспи­
танными детьми.

12. Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем
ребенке и реже с ними встречаться.

13. Родителям редко удается посещать родительские собрания.

ВМУ (школа)

1. Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.

2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих свер-

стников.

3. Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ребенок не

подводил класс.

4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соот-

ветствует целям обучения и воспитания.

5. Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который

этого заслуживает.

6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дис-

циплинированными, - в этом залог воспитания.

7. Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться с

ним своими мыслями и переживаниями.

8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по

четкому плану, строго его придерживаясь.

9. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны, прежде всего,

с его семейным воспитанием.

Ю- Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.

И- Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед зна­комыми.

2. Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем Достоинств.

Шкала ДР (достоинства ребенка) (в произвольном порядке от-ьте на вопросы в маленьком бланке): Что он любит? Что он умеет?





i ::

Чего он хочет?

Какой он?

Обработка результатов

Шкала I - СС показывает уровень развитости свойств субъекта самосознания. Первые четыре суждения свидетельствуют о непри­ятии физического «Я», 5-е и 6-е указывают на отсутствие иденти­фикации с именем и полом, 7, 8, 9, 12, 14-е характеризуют его со­циальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о не­адекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень на­рушений формирования самосознания запущенного ребенка.

Шкала II - СО определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ре­бенка в признании; утверждения 3, 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в утверждениях 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержении окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социаль­ной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной реф­лексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенса­торного поведения социально отверженного ребенка.

Шкала III - СУД показывает уровень развития свойств субъек­та учебной деятельности.

По этой шкале суждения 1-9 демонстрируют дисгармонии мо­тивации учения, 10-16 свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка, 17-22 характеризуют несфор-мированность осознанности и целенаправленности обучения, опи­рающихся на психические новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов).

Шкала IV - ОТ содержит 22 суждения, 10 из них характеризу­ют семейную тревожность ребенка - ОТС; 12 суждений содержаТ характеристики тревожности ребенка в школе - ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение за­пущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен №* младших школьников.

Шкала V - ВМ имеет два варианта:

ВМС - воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и

_ воспитательный микросоциум учреждений (10 сужде-

Н

в этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и кольная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отноше­ния к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует небла­гоприятность социально-педагогической ситуации развития ребен-

Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), ко­торая в опроснике не зашифрована. Эта шкала содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он? Незаполненность этой шкалы свидетель­ствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.

Противоречивые данные могут уточняться путем непосредст­венного наблюдения за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются. Социально-педагогическая запущенность диагности­руется при наличии совпадений по I, IV, V и одной из оставшихся шкал (II, III) либо по всем шкалам. При легкой степени запущенно­сти число совпадений составляет 10-25%, при выраженной степени - 25-50%, при высокой - 50% и более. При легкой степени запу­щенности совпадения суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.

Бланк для ответов

Имя, фамилия ребенка, возраст, класс

I -CC 123456789101112 13 14 15 16 17

П -СО 123456789 10 1112 13 14 15 16 17 18 1920 21

Ш -СУД 123456789 10 11 12 13 14 15 16 17 18 192021

IV -ОТС 123456789 10
ОТУ-12345678910 11 12

V -ВМС 123456789 10 11 12 13
ВМУ 123 45 6789 10 11 12

ния

Дата заполне;





Методику можно использовать в диагностических целях и дл налаживания постоянных отношений с девиантными подростками

Наши рекомендации