Оценка результатов тестирования
При оценке результатов фиксируется, сколько раз и при ответе на какие вопросы дети использовали таблички «вино», «сигареты», «наркотики» (если этот термин был упомянут). Насторожить взрослого может выбор вышеупомянутых карточек при ответе на вопросы 3, 4, 6, 7, 8, 10. Чем больше число таких карточек, тем выше уровень сформированное™ у ребенка положительных установок отношении наркотизации.
Оценить уровень распространения наркогенных традиций в ближайшем окружении малыша позволяют ответы на вопросы 11 и 12. Эта информация заставит задуматься некоторых родителей: не способствуют ли их привычки возможному приобщению детей к одурманиванию?
Предложенный тест целесообразно использовать не только перед проведением курса занятий, но и по его окончании. Сравнив результаты, можно оценить реальную эффективность вашей работы.
Что приготовить к занятию
Модели цветика-семицветика для каждого из детей - бумажный цветок с семью лепестками разного цвета. На каждом лепестке - рисунок, символически обозначающий силу, смелость, красоту, славу, богатство, ум, здоровье. Например, ум можно изобразить с помощью рисунка: человечек решает сложную задачу, силу - чело-ечек поднимает тяжелую штангу и т.д. Понадобятся также тетради или альбомы, цветные карандаши.
Что нужно знать взрослому
В течение последних лет состояние здоровья наших детей янно ухудшается. Объяснений складывающейся ситуации ская%; Ь предложено много. Это и неблагоприятная экологиче-перет °Тановка' и снижение уровня жизни, и нервно-психические переч °Т К0Т0РЬ1Х сегодня страдают даже малыши... Однако, шЬ1 од Ляя все эти факторы нездоровья подрастающего поколения, ени Н° за^ьшаем еЩе об одном, весьма существенном. Это не-амих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных
законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сохранения здоровья. Как показывают исследования психологов, у детей здоровье занимает самые последние ступеньки в ряду личностных ценностей. И это вполне объяснимо. Ведь у большинства из них еще не накопился тот груз болезней, который приходится нести по жизни взрослым. Малышу сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, а запас здоровья, имеющийся у него, ограничен.
Профилактика наркотиков
Педагогическую профилактику мы рассматриваем как особый способ организации социальной среды ребенка, препятствующей наркогенному заражению. Антинаркогенное воспитание при этом является основной базой педагогической профилактики.
Педагогическая профилактика включает в себя три основных структурных блока: первичная профилактика, направленная на предупреждение реального приобщения детей и подростков к одурманиванию; вторичная профилактика, предотвращающая развитие наркогенного заражения у несовершеннолетних, имеющих опыт использования наркогенных веществ; третичная профилактика - педагогическая реабилитация детей и подростков со сформированной зависимостью.
Каждый из этих блоков имеет основные направления реализации.
Общая воспитательная работа с детьми. Ее основная цель заключается в формировании у детей и подростков антинаркогенных установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового образа жизни.
Это направление может реализовываться через введение в программу работы образовательных, досуговых учреждений специальных курсов антинаркогенной подготовки, организацию различных тематических мероприятий, а также при включении специальной информации в содержание традиционных обучающих кур' сов — контекстная подготовка.
Коррекционная работа с детьми группы риска. Работа направлена на коррекцию и нивелирование личностных деструкт°" ров, способных обусловливать приобщение к одурманивают0*4 веществам. Она предполагает помощь несовершеннолетним, иен*1'
них
аюшим трудности социальной адаптации, - развитие у ТЬ муникативных навыков, приемов противостояния негативному К шальному давлению, внутриличностных регуляционных меха-° змов Это направление реализуется за счет работы школьной ологической СЛуЖбы. Основными формами реализации являются психолого-педагогическая диагностика, индивидуальные консультации для учащихся, специальный психолого-педагогический контроль, организация коррекционных тренингов.
Работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркотических веществ, заключается в предотвращении дальнейшего развития наркогенного заражения у несовершеннолетних. В задачи этого направления входят возможно более раннее выявление учащихся, использовавших одурманивающие вещества; организация в школе специального антинаркогенного контроля, исключающего как возможность использования детьми наркогенных веществ, так и приобщения к одурманиванию своих сверстников; проведение различных тренингов, направленных на развитие у учащихся устойчивости к внешнему наркогенному давлению; преодоление внутреннего психологического дискомфорта, связанного с прекращением использования одурманивающих веществ; в случаях, когда это необходимо, - организация психологического, медицинского консультирования несовершеннолетних в подростковых наркологических службах.
Подготовка специалистов к ведению профилактической работы. Она направлена на решение двух групп задач: воспитательных (осознание педагогом личной ответственности за здоровье и безопасность воспитанников, формирование готовности к непосредственному участию в процессе педагогической профилактики) и образовательных (формирование представления о различных аспектах наркотизма несовершеннолетних, освоение методик реали-Ции задач педагогической профилактики). Осуществляется за введения в программу работы педагогических институтов и таю*6''01116103 специальнЬ1Х курсов антинаркогенной подготовки, а организацию методических семинаров для педагогов-1°сов' психологов, социологов.
та с Родителями. Это направление предполагает реали-члена ВВ^Х Г^^пп заДач ~ воспитательных (осознание взрослыми Деп>ми Семьи важности и необходимости специальной работы с о предупреждению наркогенного заражения) и образова-
тельных (освоение основных приемов организации семейной профилактики). Выделяют обшую и специальную работу с родителями. Общая работа осуществляется за счет организации специальных семинаров, лекций, привлечение взрослых членов семей к процессу антинаркогенной подготовки учащихся и т.п. и ориентирована на все группы родителей. Специальная работа ориентирована на родителей несовершеннолетних группы риска, а также тех детей и подростков, которые уже имеют опыт использования одурманивающих средств. Она предполагает индивидуальное консультирование взрослых членов семей, помощь при организации их взаимодействия с учреждениями подростковых наркологических служб, совместную организацию антинаркогенного контроля, исключающего возможность использования детьми наркогенных веществ, а также привлечение взрослых к участию в психолого-педагогических коррекционных программах, осуществляемых на базе психологической службы школы.
2.5.2. Социальный и правовой аспекты
профилактики сексуальных отклонений и склонности школьников к суициду
Вопрос о половом воспитании, как подчеркивал А.С. Макаренко, может показаться самым сложным из педагогических вопросов, если рассматривать его в отрыве от других проблем воспитания.
Несомненно, наиболее эффективное половое воспитание осуществляется при согласованности действий семьи и школы; обоюдными усилиями родителей и учителей могут быть достигнуты значительные успехи.
Практика показывает, что причинами возникновения половых девиаций являются, как правило, серьезные ошибки семейного воспитания, педагогическая неподготовленность родителей и их низкая культура. Бездуховность, жестокость, эгоизм близких людей толкают подростка на поиск положительных эмоций, утешения, что нередко ведёт к возникновению эрверзии. С другой стороны, попустительство родителей, отсутствие должной требовательности, маскирующиеся под личиной доброты, воспитывают у ребёнка не-
ность, желание постоянно получать удовольствие, общаться с СКР° шоШИМИ на игриво-интимном уровне. Нельзя не отметить и ° ально-экономических причин половых расстройств у школь-С° ов' проживание в одной комнате отца, матери и ребёнка, или бабушки, матери и сына-подростка.
На долю школы выпадает нелегкая задача исправления ошибок допущенных семьёй в половом развитии личности, воспитание v учащихся правильных представлений о нравственности, понимание социальных, этических, физиологических аспектов взаимоотношений между мужчиной и женщиной, формирование чувств собственного достоинства, уважение к другому человеку. Необходимо также давать детям доступное и правильное представление о половой жизни и вырабатывать навыки половой гигиены.
Прежде чем приступить к исправлению, коррекции того негативного, что приобрел подросток, необходимо установить особенности усвоенных им знаний, меру и глубину их искаженности, отношение подростка к половым проблемам. Сделать это можно в процессе индивидуальной работы, используя такие психолого-педагогические приемы, как доверительная беседа, сочинение на тему дружбы и любви, дискуссия по поводу прочитанного и увиденного, анкета с косвенными вопросами о взглядах подростка на половую проблему и другие.
Половое воспитание в школе не может сводиться только к просветительным лекциям и беседам, проводимым школьным врачом. Половое воспитание зиждется на нравственном воспитании, связано с физическим, интеллектуальным, моральным и эстетическим развитием личности. Следовательно, проводить его необходимо в рамках всех учебных предметов и во время внеклассной работы. Учителя всех специальностей должны помнить об этом аспекте воспитательной работы; например, учитель физкультуры может интересно рассказать о красоте сильного и здорового тела; иолог - об особенностях организма человека, сущности физиоло-еских отличий организма мужчины и женщины, о наследствен-и, деторождении, специфических физиологических процессах; олог - об этических и нравственных нормах взаимоотношений еи- Каждый учитель - физик или географ, историк или химик -Хов ~ ть носителем высоких нравственных учреждений, ду-культуры, чтобы стать примером для школьников.
L
В некоторой степени облегчает процесс полового воспитания введенный в школах курс «Этика и психология семейной жизни» Однако это не означает, что приступать к формированию целостной личности, способной осознавать социальные и нравственные нормы, свои психофизиологические особенности и умеющей устанавливать социальные отношения с окружающими обоих полов нужно только в старших классах. Уже в начальных классах нужно обращать на это внимание.
Повышению осведомленности учителя, его компетентности в вопросах полового развития, а также снятию эмоциональных барьеров, мешающих естественно и просто обсуждать вопросы полового воспитания с подростками, способствуют регулярные семинары, обсуждения докладов, выступлений в учительской среде. В теории и практике полового воспитания целесообразно исходить из задач формирования всесторонне развитой высоконравственной личности, с активной жизненной позицией, здоровыми отношениями с окружающими, развитой способностью к взаимопомощи. Духовно богатые взаимоотношения между разнополыми подростками, истинная дружба, первая любовь не должны вызвать у педагогов излишних опасений, все это - нормальные проявления правильно протекающего развития личности. Однако в половом воспитании не следует уповать на «голос природы», здесь необходим ненавязчивый, деликатный, но постоянный контроль родителей и учителей.