Особенности структуры самосознания

ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД

В этот период в процессе физического, психическо­го и социального развития вместе с позитивными дос­тижениями закономерно возникают негативные образо­вания и специфические психологические трудности. Развивающееся самосознание именно в отрочестве де­лает человека особенно тревожным и не уверенным в себе.

Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; опре­делиться в социальном пространстве — осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно оце­нивает себя и других, соотнося присущие себе особен­ности с тем, как ведут себя сверстники и взрослые.

Притязания на признание в отрочестве направлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. В этом возрасте обострена по­требность в признании «самости», уникальности и од­новременно — психологическая зависимость от сверст-

ников, поэтому подросток эффективно соединяет эго-позицию «Не путайте меня с другими» и конформ­ную позицию «Мы — группа сверстников», т. к. обще­ние, со сверстниками выступает как потребность и зна­чимая деятельность.

Завышенные максималистские притязания и воз­можности их реализации часто вступают в противоре­чие, что приводит к так называемому кризису идентич­ности. Подросток испытывает неуверенность в себе, ко­торая борется с чувством собственной уникальности.

Притязание непризнание в отрочестве направлено на приобретение эмоциональной независимости от ро­дителей и других взрослых; развитие духовности и ин­теллектуального потенциала, столь необходимых для гражданской зрелости; выбор и подготовку к профес­сии; подготовку к браку и семейной жизни.

Самосознание подростка, пусть и в незрелой форме, уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. Развивающееся самосознание в от­рочестве определяет духовную работу в отношении оп­ределения внутренней позиции, в основе которой ле­жит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за спо­собность самостоятельно отстаивать свои убеждения. Подросток сенситивен к своему духовному миру, по­этому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.

Подростка начинает волновать он сам в своем фи­зическом и духовном воплощении. Вопрос «Каким я могу предстать перед другими?» для него особенно ак-







Глава 2

Кризисы подросткового возраста



особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru особенности структуры самосознания - student2.ru бимой девушки снижает эмоциональный накал однопо­лой дружбы, и друг становится скорее добрым товари­щем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу (Кон, 1984).

Наши рекомендации