Кризисы подросткового возраста
с
/■обственно подростковый (пубертатный) возраст связывают с физиологическими изменениями в организме, которые определяются половым созреванием — совокупностью биологических и психологических изменений. Пубертатный период заканчивается, когда половой аппарат становится полностью готовым к функционированию.
В настоящем справочнике подростковый возраст подразделяется на два периода:
• пубертатный (или младший подростковый),
11-12-14-15 лет;
• юношеский (ювенильный), 16—20 лет.
2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
Задачи развития пубертатного периода (Кэррел, 2002).
Сепарация и индивидуация— самые важные задачи подросткового возраста.
Развитие самоопределения.Узнавание самого себя, развитие устойчивого ощущения собственного «Я» — процесс болезненный, даже для самого уравновешенного подростка.
Кризисы подросткового возраста
Определение референтной группы.Перед подростком встает и другой вопрос, не менее важный, чем вопрос «Кто я?». Это вопрос «С кем я?». Принятие сверстниками и идентификация с группой — самая насущная проблема в отрочестве. Для подростков потребность в принятии сверстниками значительно превышает потребность в самоуважении. Таким образом, основная задача для подростка — сформировать удовлетворяющую его референтную группу.
Развитие половой идентификации.Половая идентифи
кация происходит еще в детстве. Девушки-подростки
уже имеют представление о том, что значит быть жен
щиной. Точно так же мальчики-подростки осведомле
ны о том, что они принадлежат к мужскому полу, и о
том, что это такое. Но выражение сексуальности начи
нается только в отрочестве. Для некоторых подростков
открытие своей собственной сексуальности и интерес к
противоположному полу так же естественны, как и
рост. Для других становление половой идентификации
может смущать, а сфера сексуального казаться далекой
и пугающей. |
Развитие личной системы ценностей.До подросткового возраста ребенок принимает систему ценностей своих родителей, но затем как будто срывается с цепи. Uh готов пересмотреть все ранее усвоенные обычаи, Ценности и стандарты. Это не значит, что все и вся обязательно будет меняться, но все прежние установки будут подвергнуты сомнению.
Формирование жизненных целей.Большинство детей определяются с будущей профессией только в позднем
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
отрочестве. Тем не менее наша образовательная система подталкивает подростков к постановке конкретных профессиональных целей до того, как они перейдут в среднюю школу.
Пять точек амбивалентности подростка:
1. Бунт против контроля со стороны взрослых — по
требность в руководстве.
Правильные решения приходят с опытом; опыт — порождение неверных решений. Взрослые должны быть рядом, когда подростки принимают неправильное решение, и помогать им учиться на собственных ошибках. В то же время у подростков должно быть достаточно свободы, чтобы иметь возможность на неправильные решения.
2. Желание близости — страх интимности.
Подросткам хотелось бы иметь близкие отношения
с другими, как со сверстниками, так и с авторитетными взрослыми, но они подозрительны. Действительно ли другие интересуются ими искренне? Поймут и примут ли они? Что требуется от них при близких личных отношениях?
3. Испытание и проверка на прочность внешних
границ — поддержка и забота со стороны взрослых.
Структура или система (семья, школа, церковь, порядки в закрытом учебном' заведении и т. д.) должны быть крепче, чем подростки, проверяющие их на прочность. Это основная составляющая безопасного взросления.
4. Мысли о будущем — ориентация на настоящее.
Подростки, готовящиеся к поступлению в институт,
прекрасно знают, что для этого нужно много занимать-
ся, а не висеть часами на телефоне, но часто ничего не могут с собой поделать.
5. Сексуальное созревание — психическая неподготовленность к сексуальному опыту: подростки активно интересуются всем, что касается сексуальной сферы, но вступать в сексуальные отношения слишком рано не следует. Для этого есть много причин, но главной является то, что подростки эмоционально не готовы к разрыву отношений, который весьма возможен.
ЗАДАЧИ *"
РАЗВИТИЯ В ЮНОСТИ г
В этот период заканчивается переход от почти взрослого ребенка к почти зрелому взрослому. Многочисленные задачи, которые за это время необходимо решить для развития полноценной личности, можно свести к двум основным проблемам — формирования социальной зрелости и самосознания.
Достижение социальной зрелости.Поскольку в пери-ЗД молодости человек впервы£ непосредственно вступа-ет в контакт с обществом, главной задачей его становится решение социальных задач: приобретение профес-сии, определенного социального статуса, создание семьи. Таким образом, в отличие от подростка, молодой человек не только в своем сознании включает себя Во взРослую жизнь, но и начинает принимать в ней реальное участие. Поэтому под достижением социальной зрелости нужно понимать, с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой — при-
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
нятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки на самого себя. Субъективно достижение социальной зрелости переживается появлением у молодого человека чувства взрослости. Понятно, что для достижения социальной зрелости молодому человеку нужно разрешить проблему личностного самоопределения — основную задачу развития в юности.
Формирование самосознания и собственного мировоззрения.Этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
т • Открытие своего внутреннего мира. Человек на-" чинает воспринимать свои эмоции не как произ-:' водные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»).
• Осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, своих перспективах, своем будущем, своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбирать. Жизненный план
охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания.
• Формирование целостного представления о са
мом себе, отношения к себе. Вначале человек
осознает и оценивает особенности своего тела,
внешности, привлекательности, а затем — мо--
рально-психологичес'кие, интеллектуальные, во
левые качества. Юношеские самооценки часто
бывают противоречивы («я — гений плюс ничто
жество»). На основе анализа результатов, достиг
нутых в разных видах деятельности, учета мне
ний других людей о себе и самонаблюдения, са
моанализа своих качеств и способностей
формируется самоуважение — обобщенное отно
шение к себе.
• Осознание и формирование отношения к зарож
дающейся сексуальности. Хотя девушки раньше
созревают физиологически, у них на первых по
рах сильнее выражена потребность в нежности,
ласке, эмоциональном тепле и понимании, чем в
физической близости. У юношей, наоборот, в
большинстве случаев раньше появляется чувст
венно-сексуальное влечение к физической близо
сти и значительно позднее возникает потребность
в духовной близости, взаимопонимании.
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
Приведенные ниже возрастные задачи сформулированы на основе публикаций следующих авторов: Achenbach (1990), Waters, Sroufe (1983), Masten, Braswell (1991), Selman (1980) и De Geus (1995) (цит. по: Шульга и др., 2001).
1. Освобождение от зависимости, приобретение ав
тономии — умение становиться менее зависимым
от родителей и определять свое место в семье и
обществе при изменяющихся взаимоотношениях:
• уметь строить бесконфликтные отношения, дого
вариваться с родителями и другими взрослыми,
со сверстниками (13—15 лет);
• найти свое место в семье, формальных и нефор
мальных коллективах, определить свои отноше
ния с родителями и другими взрослыми, со свер
стниками, уметь решать проблемы без конфлик
тов (16-18 лет).
2. Здоровье и внешность — умение избегать излиш
него риска, заботиться о своем физическом со
стоянии, внешнем виде, хорошем питании и:
• самостоятельно следить за своим весом, физиче
ским состоянием и развитием (13—15 лет);
• вести здоровый образ жизни, уметь отказаться от
вредных привычек или вовремя остановиться, ес-
. ли не удалось избежать соблазна (16—18 лет).
3. Свободное время — умение полноценно прово
дить время, свободное от обязанностей:
6Д
• уметь выбирать для свободного времени нужные,
полезные дела, приносящие удовольствие, и раз
влечения, не приносящие вреда (13—15 лет);
• полноценно проводить свободное время, само
стоятельно устраивать интересные мероприятия
(16-18 лет).
4. Интимность и сексуальность — освоение сферы
интимных и сексуальных отношений:
• открытие для себя телесных изменений, сексуаль
ности (13—15 лет);
• окончание процесса полрвой идентификации, вы
бор партнера для любви, установление и продол
жение интимных отношений в форме, соответст
вующей культурным, этническим и другим соци
альным нормам (16—18 лет).
5. Учеба или работа — приобретение знаний и уме
ний, дающих возможность выбирать себе работу
и впоследствии хорошо справляться с профессио
нальными обязанностями:
• учеба, направленная на выбор профессии (13—15 лет);
• самостоятельность в учеба, выбор будущей про
фессии, приобретение необходимых для ее приоб
ретения знаний и навыков (16—18 лет).
6- Социальные контакты и дружба — умение устанавливать и поддерживать контакты, оценить, что могут дать контакты с другими, готовность к дружбе, умение доверять другому и вызывать доверие к себе, принятие друг друга:
• готовность к дружбе, умение показывать свои
чувства и видеть, как другие реагируют на твои
чувства (13-15 лет);
И. Малкина-Пых fie
Глава 2
Кризисы подросткового возраста
• умение оценить другого, установить контакты с
другими, выражать свои чувства, заботиться о
других и т. д.; постоянство чувств (16—18 лет).
7. Авторитет и инстанции — принятие того, что оп
ределенные лица и организации поставлены над
тобой, и, в то же время, умение постоять за себя
в рамках действующих правил и законов:
• неподчинение авторитетам, протест против их
требований (13—15 лет);
• осознание необходимости подчинения требовани
ям законов и принятых в обществе, семье, школе и
т. д. норм (16—18 лет).
8. Жилищные условия — умение взаимодейство
вать с домашними и соседями, поддержание по
рядка в собственном жилом пространстве и квар
тире или доме в целом, приобретение навыков
для будущего поиска или приобретения собствен
ного жилья:
• уметь подчиняться правилам, установленным там,
где живешь (13—15 лет);
о , • уметь самостоятельно строить взаимоотношения с д- теми, с кем живешь (16—18 лет).
ОСОБЕННОСТИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД
Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции личности.
Переживания в этот период становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается более постоянным и устойчивым. Значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции (Мухина, 2003).
Младший подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Для него характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше управляет выражением своих чувств, чем младший школьник. В определенных ситуациях (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. Иногда от тяжело переживаемой обиды он способен на бегство из дома и даже на попытку самоубийства (Якобсон, 1981). »
"езко выраженные псююлогические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса».
Он включает в себя перепады настроения, от безудержного веселья к унынию и обратно, а также попеременное (и даже одновременное) проявление ряда полярных эмоциональных реакций. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения под-Ростка зачастую просто не существует.
Так, чувствительность к оценке посторонними сво-
Глава 2
ей внешности, способностей, умений сочетается у подростков с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением всеобщих кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием (Личко, 1985).
Формирование личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного для него ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в любом другом, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей (Якобсон, 1981).
Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек (Клайн, 1991).
Основной сложностью подросткового возраста явля-
/4R
Кризисы подросткового возраста
ется быстрый темп изменений, как физических, так и психологических. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, испытывает фрустрацию; негативные переживания часто вызывают тревожность. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии — активизацией вегетативной нервной системы. Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности. Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как беспомощность, неуверенность в себе, ощущение бессилия перед внешними факторами, вызванного преувеличением их угрожающего характера и значимости. Устойчивая личностная тревожность возникает у подростков с повышенными ранимостью, впечатлительностью, мнительностью.
ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД
В юности по сравнению с подростковым возрастом эмоциональные реакции более устойчивы и осознанны. Кроме того, можно отметить большую дифференциро-ванность эмоциональных состояний и способов их выражения, повышение самоконтроля и саморегуляции, юношеском возрасте, как правило, происходит фор-ирование общей эмоциональной направленности лич-
Глава2
Кризисы подросткового возраста
ности, то есть закрепление собственной иерархии ценности тех или иных переживаний.
В этом возрасте у юношей и девушек возникает и более точное регулирование эмоций, в частности более совершенное владение выражением своих чувств и настроений. Если подросток может скрывать свои переживания под личиной безразличия, то юноша умеет не только скрывать испытываемые им чувства, но и маскировать их. Так, взволнованность от встречи с небезразличным человеком он может маскировать ироническим смехом, застенчивость — развязными манерами и самоуверенным тоном, грусть — напускной веселостью. Юношеский возраст чрезвьиайно значим для развития эмоциональной сферы человека. Можно сказать, что это критический возраст, поскольку в это время закладываются основы эмоциональной жизни человека, которые станут фундаментом его эмоциональности в зрелые годы.
Юность — возраст специфической эмоциональной сенситивности. В этот период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все эмоциональные возможности человека, заложенные в его натуре. «Юношеская горячность», «юношеская пылкость» — не случайные слова, а выразительная характеристика особенностей эмоциональной жизни молодых людей в эти годы.
Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование чувств обобщенных (чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т. д.). Эти чувства
выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности (Якобсон, 1981).
Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование у молодых людей устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант» (Леонтьев, 1971).
Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и женской. Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы. Нуждаясь в сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас *не замечают реальных свойств партнера. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его (Кон, 1989).
Эмоциональное голодание в период юности — столь же реальное явление, каким бывает голод в общепринятом, бытовом смысле. Оно часто выражается в форме скуки и тоски. Потребность человека в эмоциональном насыщении удовлетворяется главным образом в процессе достижения самых разных целей, которые он ставит перед собой.
Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потребность молодого человека в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости. Потребность в самораскрытии, интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнеров: «мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не ечет к женщине, которую он любит». Появление лю-
Глава2
Кризисы подросткового возраста
бимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, и друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу (Кон, 1984).