Позитивные установки на восприятие критики

Уверенной позиции соответствуют позитивные внутренние убеж­дения:

1. Критика, выражаемая в форме обвинения, задевает самолюбие, создает угрозу самооценке , самоуважению, безопасности.

2. Если человек делает замечание, это не значит, что он желает мне навредить

3. Критикующий человек чем-то расстроен.

4. Человек, выражающий претензии, обычно переживает сильные эмоции: он рассержен, взволнован, чего-то опасается.

Эти установки дают возможность принимать критику, оставаясь во Взрослом эго-состоянии.

Модель ассертивного принятия критики

Шаг 1. Урегулирование эмоционального тона разговора. Для того чтобы нормализовать психологическую атмосферу, нуж­но урегулировать свои эмоции и помочь это сделать партнеру;

Шаг 2. Локализация претензии. Правильно понять сообщение можно, лишь расшифровав все че­тыре его компонента:

1. Существо дела: чем он, собственно, недоволен?

2. Самораскрытие: какие чувства он испытывает

3. Призыв: чего он хочет от вас?

4. Отношение: как он к вам относится?

Шаг 3. Признание фактов;

Шаг 4. Обсуждение проблемы и поиск решения.

Алгоритм принятия критики

1) Продемонстрируйте миролюбие.

2) Выслушайте его и проверьте, все ли правильно поняли; локали­зуйте и конкретизируйте претензию.

3) Признайте факты и право человека на негативные эмоции.

4) Попытайтесь найти совместное решение.

ПРАКТИКУМ

Цель работы: Изучение модели уверенного поведения в процессе принятия критики.

Упражнение:Ведущий, пользуясь приложением, зачитывает образцы неконструктивных критических высказываний, обращаясь к каждому члену группы по очереди. Критикуемый использует перефразирование или задает вопрос, уточняющий суть претензии. Остальные участники оценивают ассертивность прозвучавшего варианта и предлагают свои.

Рефлексия:Я считаю, что я хорошо справилась с этим заданием. Я научилась уточнять суть претензии в вопросе и не занимала позицию защищающегося. Это упражнение я считаю очень полезным любому человеку, так как мы постоянно встречаемся с критикой в свой адрес. Умение правильно реагировать на критику, поможет избежать конфликтных ситуаций.

РЕФЛЕКСИЯ ПО ТРЕТЬЕМУ ДНЮ

За третий день тренинга я научилась правильно вести себя в конфликтных ситуациях, усвоила разные варианты реакции на конфликтную ситуацию. Я поняла, что мне предстоит многому научиться: реагировать, контролируя свои эмоции; обдумывать высказывание, прежде чем озвучить. Также я усвоила для себя то, что выгоднее вести себя уверенно в ситуации критики.

Рефлексия по тренингу.

Я считаю, что все три дня тренинга были для меня полезны. Я научилась различным техникам, многие из них взяла для использования в повседневной жизни, чтобы облегчить процесс взаимодействия с другими людьми, сделать его более эффективным и помочь себе самой разобраться в своих ошибках. Новым для меня были 3 эго-состояния человека. Считаю, что было бы очень полезно, если бы я научилась четко определять эго-состояние собеседника, чтобы строить с ним общение более эффективно.

При выполнении упражнений что-то у меня получалось без особого труда, а что-то требовало усилий. Это указывает на такие моменты, в которых мне стоит тренироваться и учиться новому.

Я поняла, что для того, чтобы помочь другому, необходимо слушать его, помогать ему сказать все то, что он хотел бы сказать, и тогда нам будет проще понять собеседника. Чтобы помочь, не всегда нужно давать рекомендации, иногда нужно просто правильно выслушать.

Я усвоила, что, прежде чем критиковать чьи-то поступки, нужно спросить себя: «А не делаю ли я так же?»

За время тренинговых занятий я уточнила о себе, что, обычно, услышав критику в свой адрес, я пытаюсь защититься ответным нападением на критикующего вместо того, чтобы уточнить претензию и отреагировать таким образом, чтобы исход был наиболее благоприятен.

Я поняла, что критиковать нужно не человека, а его поступки. Открыто выражать свои чувства, переживания, а не говорить, что человек должен делать по отношению ко мне. Необходимо говорить о причинах неприязни, чтобы достичь большего понимания.

Но кроме критики, нужно уметь выражать и добрые проявления. Я удивилась, что некоторые знаки внимания могут быть незаметными для другого человека, казаться обыденными. И для того, чтобы получать больше знаков внимания от другого человека нужно и самой выражать больше хороших проявлений.

Все эти техники пригодятся, как в повседневной жизни, так и в профессиональной практике. Я узнала о необходимых профессиональных навыках психолога. И это полезный опыт для моей будущей профессии. Но мне еще нужно много учиться и тренироваться для того, чтобы довести до автоматизма применение данных техник.

Наши рекомендации