Модель критического сообщения

Высказывания:

1. Вы-сообщения посылаются критикующим Родителем и адресова­ны неблагополучному Ребенку. Го­ворящий смещает смысловые акценты на партнера, приписывая ему активную позицию. Вы-сообщения подчеркивают правоту говоряще­го и неправоту критикуемого, что часто вызывает раздражение и про­тиводействие оппонента, побуждает его к защитным реакциям, однако именно критикующий недово­лен поведением партнера.

2. Я-сообщение смещает смысловой акцент высказывания на крити­кующего. Говорящий описывает свои действия, свое состояние или изменение состояния, принимая за них ответственность, признавая свой вклад в их возникновение. Он описывает факты, действия партнера, свои оценки, подчеркивая субъективность своего восприятия.

Составные элементы критического сообщения

1. Факты. Объективное описание поведения оппонент а без оценок.

2. Последствия. Описание последствий этого поведения (аргумен­тация).

3. Предложение. Конструктивное предложение изменений (пред­почитаемый исход).

4. Преимущества. Описание преимуществ от реализации вашего предложения (аргументация).

Условия применения конструктивной критики:

Во-первых, выбрать такое вре­мя и место, когда от нее есть созидательная польза.
Во-вторых, она осуществляется обязательно в присутствии объек­та критики.
В-третьих, критика не должна задевать личное достоинство чело­века.
В-четвертых, критика должна быть оптимальной по объему.

Полная пошаговая модель конструктивной критики:

1. Продемонстрируйте добрые намерения.

2. Опишите событие.

3. Опишите его последствия и ваши чувства, возникшие в связи с ним.

4. Опишите ваши предложения.

5. Аргументируйте ваши предложения.

6. Договоритесь о согласии.

7. Опишите ваше позитивное отношение к личности оппонента.

ПРАКТИКУМ

Цель работы: изучение возможностей модели конструктивного критического высказывания.

Упражнение: Участники располагаются на стульях, образуя круг, в центре его стоит пустой стул. Ведущий зачитывает из приложения ситуации и образец неконструктивного критического высказывания. Первый участник объясняет, что делает предложенный вариант критики неконструктивной, и предлагает свой вариант. Остальные члены группы оценивают прозвучавший вариант и предлагают свои. Ведущий зачитывает второе высказывание из списка; второй участник проделывает ту же процедуру: объясняет, что делает предложенный вариант неконструктивным, и формулирует аль­тернативное сообщение. Остальные члены группы снова оценивают высказанное пред­ложение и вносят свои. После того как все участники выскажутся, группа переходит к обсуждению полученного опыта

Рефлексия:выполнив данное упражнение, я поняла, что в повседневной жизни редко правильно использую конструктивную критику. Считаю, что мне следует тренироваться в применении конструктивной критики, сформировать навык. Это будет полезно для установления и поддержания гармоничных взаимоотношений с окружающими.

ПРОЯВЛЕНИЕ ДОБРЫХ ОТНОШЕНИЙ

Составные части выражения позитивного признания:

- позитивная обратная связь;
- позитивная оценка, одобрение;
- позитивное эмоциональное отношение;
- похвала;
- восхищение;
- конструктивное одобрение.

Структура конструктивного одобрения:

  1. Описание фактов.
  2. Чувства.
  3. Аргументация.

Выражение симпатии, доброго отношения.

Симпатия — это проявление скорее не оценки, а положительных чувств к партнеру, доброго отношения к нему. Важная особенность симпатии в том, что партнер готов к принятию самого факта суще­ствования позитивных чувств к нему независимо от того, в каком эго-состоянии он находится.


ПРАКТИКУМ

Цель работы: Изучение репертуара средств выражения позитив­ного отношения.

Упражнение: участники самостоятельно формируют список добрых проявлений, которые они совершали в течение недели к одному конкретному человеку из близкого окружения. Затем эти списки зачитываются заранее выбранным ведущим, и группа в ходе обсуждения определяет, было ли зачитанное действие проявлением и являлось ли оно проявлением именно доброго отношения.

Рефлексия: это упражнение показало мне, что добрые проявления для меня являются обычным явлением в отношениях с близкими. Я считаю, что это упражнение стоит чаще проделывать самостоятельно, чтобы отслеживать количество добрых проявлений. Это поможет сохранять гармонию в отношениях.

РЕФЛЕКСИЯ ПО ВТОРОМУ ДНЮ

Во второй день я научилась общаться с другими людьми. Познакомившись с техникой конструктивной критики, я усвоила последовательность шагов построения конструктивной критики и также усвоила, что критиковать нужно конкретный поступок, а не личность. Критикуя, нужно высказывать чувства, которые вызывают те или иные поступки у нас. О себе я узнала, что не всегда могу правильно и доступно выражать свои чувства и эмоции. Также я поняла, что мне не следует чаще проявлять терпение, тренироваться в формировании необходимых навыков общения с людьми. Эти навыки будут полезны как в повседневной жизни, в общении с детьми, друзьями, так и в профессиональной практике учителя, психолога.

Наши рекомендации