Рационально-эмотивное консультирование Рационально-эмоционально-поведенческая терапия разработана Альбертом Эллисом.

Называлось в разное время и называется сегодня разными специалистами по разному: РЭТ (рационально-эмоционально терапия), РЭПК (рационально-эмоционально-поведенческое консультирование), РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия).

Главная цель РЭПТ — обучение рациональной социальности. РЭПТ - не лечение, не психотерапия, а изменение поведения: обучение и тренировка. Обучение научно (рационально) осмысленному опыту совладания с жизненными проблемами, со своими чувствами и поступками и тренировка навыков мышления и рационального поведения.

"РЭПТ также содержит профилактическое обучение и, возможно, поэтому может по-настоящему называться, вместо закрепленного медицинского термина психотерапия, изменением поведения, или обучением" (Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 45.). См.→

Традиционное название "психотерапевт" в данном случае более уместно заменять на "тренер-консультант в области жизненных (социальных) навыков". Или: социо-тренер, социо-консультант.

«Если верования не меняются, не происходит и улучшения. Если изменяются верования, изменяются и симптомы. Верования функционируют как небольшие операциональные блоки». (А. Бек)

Три базовых принципа работы с верованиями: Люди испытывают проблемы не из-за событий, а в результате восприятия их через призму верований.

Не важно, когда ты приобрел то или иное верование, ты до сих пор его придерживаешься, если испытываешь соответствующие проблемы. Это принцип приоритета настоящего времени (его не надо путать с гештальтистским принципом «здесь-и-сейчас»).

Нет иного способа справиться с этим, как работать и практиковаться всю оставшуюся проклятую жизнь! (There is no way but work and practice the rest of your damn life!) Это принцип конкретной и регулярной работы. В одном из своих выступлений А. Эллис сказал, что самая важная вещь в РЭПК — это просто «работа, работа, работа... (Документ интернета: http://www.fenichel.com/Beck-Ellis.shtml)».

Модель ABC.Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») - ядро теории РЭПТ. Другие названия «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности». Описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения, но как устранять их причины.«А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте.«В» (англ. beliefs) - верования.«С» — следствия (англ. consequences).

Рациональные и иррациональные верования

Рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные верования — к саморазрушению и ошибочному, иррациональному поведению. А именно, запускаются следующие процессы: драматизация) — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;

осуждение) — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» итп.

Три корневых иррациональных верования по А.Эллису: «Все сводится к трем вещам:

Я должен все делать хорошо.

Все должны обращаться со мной хорошо.

Мир должен быть легким для меня»

В РЭПТ проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.

Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:

Аналитическое диагностирование верований.

Раскачивание и размягчение верований клиента

Метод критической дискуссии. А. Эллис проводит всего лишь 30-минутные сессии (сравни с многочасовыми сессиями у фрейдистов).

Когда клиент начинает осознавать и фиксировать в словах свои патогенные мысли, к каждой из них задается вопрос: «На каком основании Вы считаете эту мысль верной?» Этот вопрос возникает из предположения, что все верования индивида существуют в его сознании благодаря тому или иному обоснованию. А. Эллис подчеркивает: «Я пытаюсь показать на протяжении всей сессии, что всегда есть «обоснование» определенного верования». Преобладающая часть этих обоснований покоится в виде невостребованных к осознанию когниций, поскольку в сложившихся культурах и в системе современного образования практически отсутствуют ситуации, в которых бы осознанно ставились под вопрос и аналитически формулировались многие ключевые мировоззренческие верования индивида.

Замена их более гибкими и рациональными

Вживление новой привычки: длительная и регулярная тренировка в пресечении рецидивов ложных верований и в применении верований рациональных

Эта работа, обеспеченная в РЭПК большим количеством бланковых форм и практических упражнений, проделывается клиентом главным образом самостоятельно в виде дневников и домашних заданий. На сессиях консультант проверяет результаты тренировки, помогает исправлять ошибки и вырабатывать новые программы. В некоторых случаях консультант может выступать как играющий тренер, то есть консультировать клиента с клаустрофобией прямо в лифте, а с клиентом с боязнью людных мест посещать публичные мероприятия или популярные пабы.

Обучение клиента делать все эту работу с собой - самостоятельно.

Подготовка клиента к тому, чтобы в будущем стать своим собственным терапевтом. Индивидуальная РЭПТ заканчивается не тогда, когда клиент решил все свои проблемы, но тогда, когда он чувствует себя готовым справиться с оставшимися проблемами самостоятельно и уверен в своей способности разобраться с любым затруднением в будущем (Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. — С. 65-66).

Глубина работы

РЭПК обязательно начинается с настойчивых попыток побудить клиента к кардинальному пересмотру мировоззрения, поскольку только такая фундаментальная перестройка способна исцелить человека от нездорового мышления и деструктивных эмоций самым коренным образом и на всю оставшуюся жизнь — так, чтобы у него уже не было необходимости снова обращаться за посторонней помощью.Если клиент в той или иной форме отказывается от этого варианта, то консультант переходит к симптоматической помощи, то есть к устранению и замене частных иррациональных верований клиента, касающихся отдельных аспектов его жизни или конкретного рода ситуаций.Последняя линия отступления РЭП-консультанта — снятие эмоциональных симптомов клиента «шаманскими» методами, если клиент не способен или не хочет реагировать на рациональные методы.

Размышление о границах и перспективах

Техника РЭРТ имеет традиционные ограничения: подходит для рациональных и ответственных людей, либо для людей внушаемых, которые не будут сильно упираться в своих верованиях. Переживательные женщины и упертые фанатики этим подходом взяты не будут.Заметим - а шаманские техники на них когда-то воздействовать смогут.

Кажется, что без ущерба для рациональнализма данный подход может быть усилен работой с телом - например, снятием функционального негатива. Пока клиент сидит с устойчиво несчастным лицом, никакая рациональная работа в направлении более позитивного взгляда на жизнь эффективной не будет.

Транзактный анализ.

Трансактный анализ основан на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

Родитель, Взрослый, Ребенок – по мнению психотерапевта Эрика Берна, они есть в каждом из нас. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми и почему они по-разному ведут себя с нами. Как мы общаемся? с одними людьми говорим спокойно и уверенно, поучаем других, а от третьих чего-то возмущенно требуем. Американский психотерапевт Эрик Берн предположил, что так в разные моменты нашей жизни и в разных ее ситуациях проявляются три состояния нашего «я»: Родитель, Взрослый и Ребенок. Берн разработал психотерапевтический метод, который позволяет проанализировать поведение и узнать, почему мы часто не понимаем своих коллег, детей или друзей, и что надо сделать для того, чтобы изменить это положение.

На своих терапевтических сеансах Эрик Берн обратил внимание на то, как меняется голос, тембр, интонации, когда пациенты рассказывают свои истории: в какой-то момент они начинают говорить другими голосами – то звонкими, напоминающими детские, то суровыми или поучающими, как мог бы говорить недовольный поведением ребенка отец. Наблюдения за пациентами и за самим собой привели Берна к предположению, что изменение голоса связано с разными состояниями «я» (эго-состояниями), в которых находятся пациенты. Психотерапевт выделил три таких состояния и назвал их Родитель, Взрослый и Ребенок. Затем был создан метода транзактного анализа, который изучает наши контакты с другими людьми в разных состояниях нашего «я». Эрик Берн считал, что в каждый момент общения с собой или с окружающими мы находимся в каком-то из этих состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения, как Взрослый, требуем или заботимся, как Родитель, фантазируем, капризничаем или слушаемся, как Ребенок.

Моменты нашего общения с другими Берн назвал «транзакциями» (этот термин фигурирует также в теории транзактных издержек Нобелевского лауреата Рональда Коулза). Слово «транзакция» буквально переводится как «сделка». и если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного Родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Также несостоятельны могут сделки между другими эго-состояниями у партнеров.

Три состояния нашего «я» – это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся в тот или иной момент, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. Для некоторых из нас привычно только одно из этих состояний – такие люди со всеми общаются, как послушные дети, или, наоборот, исключительно как взрослые, не позволяя себе поиграть или обидеться.

Когда в человеке начинает действовать Родитель, это означает, что главным для него в этот момент становятся требования его собственных родителей, которые он слышал, будучи маленьким, или интонации других людей, которые в детстве были его кумирами – это может быть любимый музыкант или даже литературный герой.

Согласно теории транзактного анализа, Родитель внутри нас может быть Контролирующим и Опекающим. Для Контролирующего Родителя главное слово - «надо», главные действия – заставлять и наказывать, именно его голосом говорит требующая зарплату жена или сообщающий о выговоре начальник. Те из нас, у кого слишком часто включается Контролирующий Родитель, и тогда они могут стать тиранами для себя и окружающих.

Опекающий Родитель заботится о том, кого воспитывает и часто потворствует любым его желаниям. Женщина, которая постоянно находится в этом состоянии «я», всегда разрешает своим детям не ходить в школу, когда им этого не хочется; такому другу можно регулярно звонить ночью с жалобой на то, что вам не спится.

Третья наша ипостась – Ребенок. в ней отголосок нашего детства: тех чувств и потребностей, которые мы испытывали, когда были детьми.

Ребенок просыпается в нас не только в процессе ученичества, но и когда мы говорим со своими родителями – многие замечали, что голос при разговоре с отцом или матерью ставится выше, звонче – таким, каким был в детстве. Таким же голосом чувствующие себя детьми подчиненные разговаривают с начальниками – но как только они начинают ощущать себя Взрослыми, в беседе с руководителем «прорезается» их настоящий голос.

у состояния Ребенок есть два возможных «варианта»: Естественный ребенок и Адаптированный ребенок (это состояние, в свою очередь, бывает негативным и позитивным).

Естественный ребенок – спонтанный, непосредственный, креативный: так мы играем, придумываем шутки, весело общаемся со своими детьми.

Позитивный адаптированный Ребенок – тот, кто, подавляя свои желания, приспособился к ожиданиям своих родителей и требованиям общества. в этом состоянии сотрудники покорно соглашаются с руководством, боясь высказать собственное мнение; оно же мешает уже немолодому человеку сказать своей престарелой маме, что ему не хочется доедать суп.

Негативный адаптированный Ребенок постоянно бунтует и протестует – в этом состоянии срывают уроки и лекции, без необходимости начинают споры с начальством и гордятся тем, что ездят в трамвае без билета. Когда ребенок бросается на пол в магазине, требуя игрушку, это яркое проявление бунта – будучи совсем маленьким, он мог плачем и криком добиваться исполнения своих желаний, а став старше, использует старую форму поведения. Негативный адаптированный Ребенок живет по пословице: «Легко плевать сверху, ты попробуй-ка снизу!»

Транзактный Анализ эффективен для разрешения многих проблем: транзактные аналитики работают с фобиями и зависимостями, помогают тем, кому трудно налаживать отношения с другими, кто слишком робок, неуверен в себе или, наоборот, агрессивен. Этот метод применяется и для терапии «проблемных» супружеских пар — психотерапевт выясняет, в каких состояниях «я» они чаще всего находятся в момент общения и помогает мужу и жене лучше понимать друг друга и строить или реконструировать близкие отношения. Транзактный анализ используется и в решении проблем личностного развития, выбора жизненного пути, а также отношений родителей и детей.

Еще транзактные аналитики работают с организациями, улучшая взаимопонимание сотрудников.

Наши рекомендации