Понятие мотивации и мотива. Мотивация поведения личности.
Содержание.
Стр.
Введение………………………………………………………………...….2
1. Понятие мотивации и мотива. Мотивация поведения личности……3
2. Роль мотива и цели в преступном поведении. Борьба мотивов….…..5
3. Мотивация преступного поведения………………….....…………...….9
Заключение …………………………………………………………….….16
Список используемой литературы ………………………………………18
Введение.
Почему люди нарушают нормы человеческой морали и преступают Закон? Каков механизм преступного поведения? Что собой представляет мотивация преступного поведения? Ответы на эти вопросы даны в учебниках, работах, статьях и лекциях мэтров юриди- ческой психологии. Эти ответы я попытался найти, осмыслить и изложить.
Профессор В.В. Романов пишет о необходимости различать близкие по смыслу термины. «В литературе нередко встречается употребление терминов «преступное поведение» и «преступление» в качестве синонимов. Однако такое словоупотребление будет не точным, поскольку преступное поведение - понятие более широкое, включающее не только само преступление как общественно опасное противоправное деяние, но и его истоки: возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений и т.д. Анализируя с психологической стороны преступное поведение, следует видеть не только само преступление, но и его связи с внешними факто- рами, а также внутренние, психические процессы и состояния, детерминирующие решение совершить преступление, направляющие и контролирующие его исполнение».[1] В.В. Романов приводит близкую по смыслу формулировку профессора В.Н. Кудрявцева: «преступное поведение - это процесс, развёртывающийся во времени и пространстве, включающий не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические явления и процессы, которые определяют генезис противоправного поступка ».[2]
Таким образом, как отмечает профессор Артёмов А.Ю., « любое преступное событие как поведение личности имеет две стороны: внешнюю (предметно-физическую) и внутреннюю (психологическую). Иначе говоря, любое правонарушение включает в себя две группы обстоятельств: объективные, которые почти всегда поддаются непосредственному восприятию и наблюдению, и психологические (субъективные), которые не могут быть непосредственно восприняты и увидены человеком.
Отметим, что к объективным обстоятельствам любого преступного деяния относятся место, время, способ, предмет посягательства, орудия совершения преступления, сами действия лица, а также наступивший преступный результат. К психологическим обстоятельствам дела относятся мотивы и цели совершения преступления, психическое отношение лица к преступному действию и наступившему результату в форме умысла или неосторожности, иные психологические факты поведения».[3]
Мотивы самоутверждения.
Потребность в самоутверждении - важнейшая потребность, стимули- рующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психоло- гическом и индивидуальном уровнях.
Утверждение личности на социальном уровне означает стремление к за- воеванию социального статуса, т.е. к достижению определенного социально-ролевого положения, связанного с признанием личности в сфере професси- ональной или общественной деятельности. Утверждение на социальном уровне обычно связано с завоеванием престижа и авторитета, успешной карьерой, обеспечением материальных благ.
Утверждение насоциально-психологическом уровне, связано со стремле- нием завоевать личный статус, т.е. добиться признания со стороны личностно значимого ближайшего окружения на групповом уровне - семьи, референтной группы (друзей, приятелей, сверстников, коллег по работе и т. д.). Но это может быть и группа, с которой человек не контактирует, но в которую стремится попасть, стать ее членом. В таких случаях преступление выступает в качестве способа его проникновения в подобную группу, достижения признания. Наибо- лее это характерно для подростков, молодых людей.
Утверждение личности наиндивидуальном уровне (самоутверждение) связано с желанием достичь высокой оценки и самооценки, повысить самоува- жение и уровень собственного достоинства. Достигается это путем совершения таких поступков, которые, по мнению человека, способствуют преодолению каких-либо психологических изъянов, слабостей и в то же время демонстри- руют сильные стороны личности.
Чаще всего подобное самоутверждение происходит бессознательно. Оно характерно, например, для расхитителей так называемого престижного типа, которые стремятся достичь определенного социального статуса или же сохранить его любым путем, в том числе и преступным. Недостижение его, а тем более его утрата означает для них жизненную катастрофу.
Из названных “уровней утверждения” личности именно самоутверждение, по всей вероятности, имеет первостепенное значение, стимулируя жажду признания на социальном и социально-психологическом уровнях. Самоутверждаясь, человек чувствует себя все более независимым, раздвигает психологические рамки своего бытия, сам становится источником изменений в окружающем мире, делая его более безопасным для себя. Это дает ему возможность показаться в должном свете и в глазах ценимой им группы, и в глазах общества. Эти признания, взаимно дополняя друг друга, обеспечивают индивиду внутренний психологический комфорт и ощущение безопасности.
Среди взяточников и расхитителей встречаются лица, стремящиеся к утверждению и на социальном, и на социально-психологическом, и на индивидуальном уровнях. Среди воров, грабителей, разбойников, мошенников чаще обнаруживаются те, которые утверждаются на втором и третьем уровнях.
Нередко совершение корыстного преступления обеспечивает лицу решение каких-либо внутренних проблем, помимо статусных. Обладание материальными благами придает человеку уверенность, снижает беспокойство по поводу своей социальной определенности, устраняет, чаще временно, чувство зависти, собственной неполноценности.
Самоутверждение - распространенный ведущий мотив при совершении изнасилований. Изнасилование - не только удовлетворение сексуальной потребности, не только проявление частнособственнической психологии и примитивного отношения к женщине, не только неуважение к ней, к её чести и достоинству, но, прежде всего, утверждение своей личности таким уродливым и общественно опасным способом.
Субъективные причины изнасилований связаны в первую очередь с особенностями самовосприятия преступника, с его ощущением, часто на подсознательном уровне, собственной неполноценности, ущербности как мужчины. Часто такое ощущение, переживание принимает жестко фиксированный характер, человек как бы приковывается к объекту фрустрации, от которого он зависим. Стремление избавиться от этой зависимости и в то же время самоутвердиться в мужской роли может толкнуть такое лицо на совершение изнасилования.
Особый интерес в связи с этим представляет опасная категория насильников, внезапно нападающих на незнакомых женщин и старающихся силой преодолеть их сопротивление. Поведение таких преступников схоже с действиями охотника, поджидающего или выслеживающего добычу. В большинстве своём такие "охотники" положительно характеризуются в быту и на работе, они заботливы в семье, но по отношению к другим женщинам испытывают резко отрицательные эмоции.
Как отмечают учёные, "подобные насильники занимают по отношению к женщине подчинённую, пассивную позицию, женщина доминирует над муж- чиной и направляет его. Как правило, у них нарушена идентификация с мужской ролью при мощном напряжении сексуальной потребности, фиксации на половых отношениях, сводящихся лишь к половым актам вне нравственно-психологической близости. Установлено также, что подобные лица имели в детстве властную, доминирующую мать и безвольного, подчинённого отца. Создавая собственную семью, они психологически воссоздавали свою семейную ситуацию, образно говоря, занимали место отца и выбирали в качестве жены женщину, похожую по своим психологическим чертам и поведению на мать".
"Охотники" зависимы не только от матери и жены, но и от женщин вообще, поскольку отношения с ними подсознательно строят на материнско-детской базе. Поэтому в качестве мотивов изнасилования у "охотников" выступают, с одной стороны, стремление уничтожить психологическое доминирование женщин вообще, а не конкретных лиц, а с другой стороны - желание добиться в акте сексуального насилия идентификации с мужской половой ролью, самоутвердиться, обрести личностно-эмоциональную автономию. Однако добиться окончательного освобождения от психологической зависимости от женщин путём однократной попытки насилия не удаётся. Имен- но по этой причине лицо продолжает совершать неожиданные и яростные нападения на женщин, иногда по несколько десятков раз.
Считается также, что стремление избавиться от психологического дик- тата женщины, "навязанного" в детстве матерью, лежит в основе многих случаев изнасилования женщин старческого возраста. Что касается наиболее опасных преступных проявлений - серийных сексуальных убийств, то, по мнению исследователей, в их основе лежат следующие мотивы:
1) сексуальные посягательства на женщин, сопровождаемые проявлениями особой жестокости, обусловливаются не столько сексуальными потребностями преступников, сколько необходимостью избавиться от психологической зависимости от женщины как символа, абстрактного образа, обладающего большой силой;
2) социальное или биологическое отвержение (действительное или мни- мое) женщиной порождает у лица страх потерять свой социальный и биологический статус, место в жизни. Насилуя и убивая потерпевшую, т. е. полностью господствуя над ней, преступник в собственных глазах предстает сильной личностью. Таким образом, здесь проявляется мотив самоутверждения;
3) нападения на подростков и особенно на детей нередко детерминируются бессознательными мотивами, когда имеют место снятие и вымещение тяжких психотравмирующих переживаний детства, связанных с эмоциональным неприятием родителями, с унижениями по их вине. В таких случаях ребё- нок или подросток, ставший жертвой, также выступает в качестве символа тяжёлого детства: преступник уничтожает этот символ, пытаясь таким образом освободиться от постоянных мучительных переживаний. В данном случае про- является мотив вымещения;
4) сексуальные нападения на детей и подростков, сопряжённые с их убийством, могут порождаться неспособностью преступника устанавливать нормальные половые контакты со взрослыми женщинами либо тем, что такие кон- такты не дают желаемого удовлетворения в силу различных половозрастных дефектов;
5) получение сексуального удовлетворения и даже оргазма при виде мучений и агонии жертвы. Это - сугубо садистская мотивация.
К сказанному следует добавить, что ведущим мотивом ряда серийных убийств, в том числе и сексуальных, является некрофилия - неодолимое влечение к смерти, уничтожению всего живого, наиболее ярким представителем ко- торого был Чикатило.
Далеко не каждый убийца может быть отнесен к некрофильным личностям. Среди убийц немало таких, кто совершил преступление в состоянии силь- ного переживания, из мести, ревности или ненависти к другому человеку, под давлением группы или иных тяжелых обстоятельств своей жизни и при этом может сожалеть о случившемся. "Некрофил же, - отмечает Ю.М. Антонян, - это человек, который все проблемы склонен решать только путём насилия и разрушения, которому доставляет наслаждение мучить и заставлять страдать, одним словом, тот, который не может существовать, не превращая живое в неживое".
Защитная мотивация.
Исследования показывают, что значительное число убийств имеет субъективный, как правило, неосознаваемый, смысл защиты внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение упреждающих агрессивных действий. Ю.М. Антонян приводит следующий пример.
Орлов, ещё, будучи подростком, часто совершал хулиганские действия и избивал своих сверстников, если ему казалось, что они хоть как-то ему угрожают. Был постоянно готов к отпору и для этого всегда носил с собой нож. Уже после службы в армии ударил на работе кулаком мастера, который якобы оскорбил его. В другой раз он, подойдя к группе мужчин, ударил одного из них ножом сзади (но лишь порезал костюм) - ему показалось, что они говорили о нём плохо. Через год, увидев у входа в клуб группу подростков, подошёл к ним и ударил парня ножом в сердце, от чего тот на месте скончался. Орлов объяснил свои действия следующим образом: "Он меня обругал, а я ни от кого не потерплю такого". Интерес- но, что Орлов, по его же словам, убил не того, кто его оскорбил, а другого, рядом с ним стоявшего. Это говорит о том, что ему важно было реали- зовать свою готовность к нападению, а оскорбления были лишь поводом для вымещения защитной агрессивности.
Нередко защитной мотивацией вызывается изнасилование и последующее убийство жертвы, это имеет место в тех случаях, когда поведение женщины, реальное или мнимое, воспринимается преступником как унижающее его мужское достоинство или угрожающее его самовосприятию и оценке себя в мужской роли. К примеру, женщина вступает в сексуальную игру с мужчиной, отводя ему в ней пассивную роль. Женщина готова вести любовную игру только до определенного предела. Мужчина же об этом не знает. Но как только нужный ей предел любовной игры достигается, женщина становится жестокой и неумолимой. Таким своим неожиданно препятствующим поведением она вызывает у мужчины состояние фрустрации. И дело здесь не только в том, что он испытывает сильное сексуальное возбуждение, требующее удовлетворения. Категорический отказ от сексуального сближения воспринимается мужчиной как тяжкое унижение его достоинства, удар по его самооценке, самолюбию, что вызывает у него взрыв ярости.
Мотивы замещения.
Нередки случаи совершения насильственных преступлений по механизму замещающих действий. Суть этих действий состоит в том, что если первоначальная цель становится по каким - либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой - доступной. Благодаря "замещающим" действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации.
"Замещение" действий, т.е.смещение в объекте нападения, может происходить разными путями:
- путём "генерализации" или "растекания" поведения, когда насильственные побуждения направлены не только против лиц, являющихся источником фрустрации, но и против их родственников, знакомых и т.д. В этих случаях лицо, поссорившись с одним человеком, адресует свою агрессию близким или друзьям это- го человека.
- путём эмоционального переноса. Например, подросток, ненавидящий своего отчима, портит его вещи.
- агрессия при "замещающих" действиях направляется против неодушевлённых предметов или посторонних лиц, подвернувшихся под руку. Это так называемая респондентная агрессия, наиболее опасная, поскольку её объектом часто выступают беззащитные люди.
- разновидностью "замещающих" действий является "автоагрессия", т.е. об- ращение агрессии на самого себя. Не имея возможности "выплеснуть" свою враждебность вовне, человек начинает распекать себя и нередко причиняет себе раз- личные повреждения.
Игровые мотивы.
К числу основных мотивов преступного поведения относится игровой. Этот тип мотивации достаточно распространен среди воров, расхитителей, особенно, мошенников, реже - среди других категорий преступников. К представителям преступников - "игроков" принадлежат те, кто совершает преступления не только, а во многих случаях и не столько ради материальной выгоды, сколько ради игры, доставляющей острые ощущения.
В романе "Колёса" Артур Хейли изображает некую Эрику, мелкую воровку, материально обеспеченную, психически нормальную. Зайдя в парфюмерный отдел магазина, она увидела на прилавке оставленную продавщицей коробку духов. "В мозгу Эрики вопреки здравому смыслу вдруг возникла совершенно невероятная мысль: "А ведь "Норелл" - мои духи. Почему бы мне их не взять?". Она мгновение колебалась, потрясённая этим внезапно возникшим желанием. И тут какая-то неведомая сила приказала ей: "Действуй! Не теряй времени зря! Не упусти мо- мент!". И тогда спокойно, не спеша, словно подчиняясь магнитному притяже- нию, Эрика перешла от прилавка с косметикой к прилавку с духами. Размеренно-точным движением руки она взяла коробку, открыла свою сумку и опустила её туда. Замок щёлкнул и закрылся. Этот щелчок прозвучал для нее пушечным вы- стрелом. Она стояла вся в тревожном ожидании, боясь пошевелиться; ей казалось, вот сейчас чья-то рука опустится на её плечо и обличающий голос воск- ликнет: "Воровка!". Но ничего этого не произошло. Всё ещё дрожа, и чувствуя, как громко стучит сердце, Эрика спрашивала себя: Зачем? Для чего это сделала? Ведь у неё в сумочке полно денег, есть чековая книжка... Она села в машину, и тотчас возникла та же мысль: что всё-таки толкнуло её на этот шаг? Мысль мелькнула и исчезла под напором внезапно нахлынувшего радостного возбуждения: ей давно уже не было так хорошо".
Игровые мотивы часто встречаются в преступных действиях воров-кар- манников и нередко тех, кто совершает кражи из квартир, магазинов и других помещений. Указанные мотивы ярко проявляются в мошенничестве, где осуществляется интеллектуальное противоборство, состязание в ловкости, сообразительности, умении максимально использовать благоприятные обстоятельства и быстро принимать решения.
Для наглядности вспомним виртуозного афериста Остапа Бендера. В этой кагорте очаровательных мошенников герои, сыгранные актёром Пирсом Броснаном (“Афера Томаса Крауна”, “После заката”). Симпатию зрителей вызывает и прощелыга – шулер высочайшей квалификации, герой кинофильма “Блеф”, которого блестяще сыграл Андриано Челентано.
Карточные шулера ведут как бы двойную игру - и по правилам, и обманы-
вая, получая тем самым максимальные переживания от риска.
Специально изучая преступников - "игроков", исследователи выделили среди них два типа личности и соответственно два типа подобной мотивации: игровой активный иигровой демонстративный. Представители первого типа от- личаются способностью к длительной активности и импульсивностью. Они испытывают постоянное влечение к острым ощущениям, что толкает их на поиск возбуждающих рискованных ситуаций. Типичные экстраверты, они нуждаются во внешней стимуляции, чрезвычайно общительны, контактны. Пускаясь на самые отчаянные авантюры, не испытывают страха перед возможным разоблачением и не думают о последствиях. "Играя" с законом и соучастниками, они рискуют свободой и угрозой расправы со стороны сообщников, поскольку основным мотивом их поведения является получение острых ощущений.
Лица второго типа характеризуются стремлением произвести сильное впечатление на окружающих, занять лидирующее положение в преступной группе. Обладая артистическими способностями, пластичным поведением, они легко приспосабливаются к изменяющейся ситуации, что помогает им совершать преступления.
Мотивы самооправдания.
Одним из универсальных мотивов преступного поведения в подавляющем большинстве случаев является мотив самооправдания: отрицание вины и, как следствие, отсутствие раскаяния за содеянное. Искреннее осуждение своих действий встречается довольно редко, но и при этом вслед за признанием обычно следуют рассуждения, направленные на то, чтобы свести вину к минимуму.
Возникает вопрос: за счёт, каких психологических механизмов происходит снятие с себя ответственности за содеянное? Здесь действуют механизмы психологической самозащиты, которые снижают, нейтрализуют или совсем снимают барьеры нравственно-правового контроля при нарушении уголовно-правовых запретов. Именно на этой основе происходит самооправдание и внутреннее высвобождение от ответственности за совершаемое и совершённое пре- ступление.
Проведённое под руководством А.Р. Ратинова изучение личности преступника показало исключительную важность защитных механизмов, которые подготавливают и побуждают к преступному поведению, а затем ретроспективно оправдывают его.
К числу защитных механизмов относятся отрицание, вытеснение, рационализация, проекция и др. Обобщённо мотивы самооправдания преступного поведения проявляются:
1) в искажённом представлении о криминальной ситуации, в которой избирательно преувеличивается значение одних элементов и преуменьшается роль других, в результате чего возникает иллюзия необязательности применения уголовного наказания;
2) в исключении ответственности за возникновение криминальной ситу- ации, которая понимается как роковое стечение обстоятельств;
3) в изображении себя жертвой принуждения, вероломства, коварства и обмана других лиц, или собственных ошибок и заблуждений, которые и привели к противоправным действиям;
4) в убеждении в формальности нарушаемых норм, обыденности подобных действий, в силу чего они расцениваются как допустимые;
5) в отрицании жертвы преступления и предмета преступного посягатель- ства и тем самым игнорировании вредных последствий и общественной опасности деяния;
6) в умалении или приукрашивании своей роли в совершённом преступлении;
7) в облагораживании истинных мотивов своих действий, в результате че- го они представляются извинительными и даже правомерными (защита справедливости и т.д.);
8) в рассмотрении себя в качестве жертвы ненормальных условий жизни, среды, которые как бы неизбежно толкнули на совершение преступления;
9) в преувеличении собственных личностных качеств, в утверждении своей исключительности, ставящей лицо, по его мнению, выше закона».[14]
Заключение.
Понять любое поведение человека, в том числе и преступное, невозможно без глубокого проникновения в его психологию, без знания психологических механизмов и мотивов социально-психологических явлений и процессов. В основе преступного поведения лежат те или иные мотивы. Преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений. Какие же психологические факторы отражают эти мотивы?
В мотивах конкретизируются потребности, которые и определяют направленность мотивов. У одного человека не может быть бесчисленного количества потребностей, но богатство мотивационной сферы проявляется в их разнообразии и взаимодополняемости. Взаимодействуя между собой, они усиливают или ослабляют друг друга, вступают во взаимные противоречия, результатом чего может явиться аморальное или преступное поведение.
Отдельные поступки, а тем более поведение человека в целом, в том числе и преступное, в основном направляется не одним, а несколькими мотивами, находящимися друг с другом в сложных иерархических отношениях. В юридической психологии можно выделить следующие наиболее распространенные мотивы преступного поведения: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивы самооправдания. Сотрудникам правоохранительных органов необходимо хорошо усвоить знания о мотивации преступного поведения, систематизированные и изложенные мэтрами юридической психологии, и, безусловно, эффективно применять их в своей практической деятельности.
Содержание.
Стр.
Введение………………………………………………………………...….2
1. Понятие мотивации и мотива. Мотивация поведения личности……3
2. Роль мотива и цели в преступном поведении. Борьба мотивов….…..5
3. Мотивация преступного поведения………………….....…………...….9
Заключение …………………………………………………………….….16
Список используемой литературы ………………………………………18
Введение.
Почему люди нарушают нормы человеческой морали и преступают Закон? Каков механизм преступного поведения? Что собой представляет мотивация преступного поведения? Ответы на эти вопросы даны в учебниках, работах, статьях и лекциях мэтров юриди- ческой психологии. Эти ответы я попытался найти, осмыслить и изложить.
Профессор В.В. Романов пишет о необходимости различать близкие по смыслу термины. «В литературе нередко встречается употребление терминов «преступное поведение» и «преступление» в качестве синонимов. Однако такое словоупотребление будет не точным, поскольку преступное поведение - понятие более широкое, включающее не только само преступление как общественно опасное противоправное деяние, но и его истоки: возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений и т.д. Анализируя с психологической стороны преступное поведение, следует видеть не только само преступление, но и его связи с внешними факто- рами, а также внутренние, психические процессы и состояния, детерминирующие решение совершить преступление, направляющие и контролирующие его исполнение».[1] В.В. Романов приводит близкую по смыслу формулировку профессора В.Н. Кудрявцева: «преступное поведение - это процесс, развёртывающийся во времени и пространстве, включающий не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические явления и процессы, которые определяют генезис противоправного поступка ».[2]
Таким образом, как отмечает профессор Артёмов А.Ю., « любое преступное событие как поведение личности имеет две стороны: внешнюю (предметно-физическую) и внутреннюю (психологическую). Иначе говоря, любое правонарушение включает в себя две группы обстоятельств: объективные, которые почти всегда поддаются непосредственному восприятию и наблюдению, и психологические (субъективные), которые не могут быть непосредственно восприняты и увидены человеком.
Отметим, что к объективным обстоятельствам любого преступного деяния относятся место, время, способ, предмет посягательства, орудия совершения преступления, сами действия лица, а также наступивший преступный результат. К психологическим обстоятельствам дела относятся мотивы и цели совершения преступления, психическое отношение лица к преступному действию и наступившему результату в форме умысла или неосторожности, иные психологические факты поведения».[3]
Понятие мотивации и мотива. Мотивация поведения личности.
С точки зрения физиологии (этот материал достаточно подробно изложен в учебниках по общей психологии), мотивация - это обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур головного мозга человека, вызывающих направленную активность организма. От мотивационного состояния за- висит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление.
Мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы - программы (шаблоны поведения) могут быть или врождёнными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте, или заново созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путём сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, закрепляет данный вид деятельности, включая его в фонд полезных действий. Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и поисковой деятельности. Значит, мотивация - индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационного состояния животных тем, что регулируются второй сигнальной системой - словом. К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности.
Мотивационные состояния мобилизуют сознание на поиск соответствующих целей и принятие конкретного решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив - это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.
Итак, понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив - сознательный элемент мотивации. Сознательное по- ведение характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности.
Профессор Г.Г. Шиханцев, как и подавляющее большинство учёных, считает, что «внутренней причиной поведения человека, в том числе и преступного, являются мотивы. Именно мотив отражает то, ради чего совершаются поступки, действия, в чём их личностный смысл для человека. В мотиве опредметчиваются потребности человека, он формируется под влиянием влечений, эмоций, установок. Обычно поведение человека полимотивно, т. е. определяется несколькими мотивами, хотя они и неравнозначны. Одни являются основными, ведущими, другие - дополнительными, вспомогательными. Человек более всего отражается в мотивах. Сами по себе мотивы нейтральны, т. е. считается, что преступных мотивов нет, есть преступные средства их реализации. Исключение, пожалуй, составляют мотивы, которые направлены на реализацию физиологической потребности в алкоголе или наркотиках».[4]
Сознательная регуляция основана на знании - понятийном отражении явлений реального мира. Волевое, сознательное действие характеризуется предвосхищением будущего результата действия - его цели. Целеобразование -важнейшая сфера сознательной деятельности человека. Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается определённым доводом в его пользу - мотивом. Значит, мотив - это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения.
Следует различать понятия «мотив» и «мотивация». Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении. Мотив - это замыкание побуждения на конкретной цели. Не может быть сознательных, но безмотивных поступков. Весь сложный механизм преддействия основан на определённой мотивации - на определённом общем побуждении. Но выбор конкретной цели, отграничение данной цели от других возможных направлений действия обуславливается мотивом. Сознательный выбор данной цели - это и есть мотив действия. Мотивы могут быть низменными и возвышенными, достойными и недостойными, социально положительными и антисоциальными.
О мотивации поведения личности довольно сжато пишет профессор Ю.В. Чуфаровский, как бы резюмируя вышеизложенное. «Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения дает ответы на вопросы: “Чего хочет человек?”, “К чему он стремится?” и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей.
В основе поведения людей лежат потребности. Потребности - это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.
Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т.д.) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и т.п.). Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система, соотнесенная с потребностями, и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.
Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. Мотив - это осознанное побуждение для определённого действия. Он формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых находится, и осознаёт цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. В целях дифференциации побудительных сил человека следует выделять его осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изучаемого лица. Осознанные побуждения реализуются после длительного обдумывания. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой систему установок ».[5]