Урок 21. как справиться со злостью
Цели занятия для специалистов:
q Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрес-сии.
q Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме.
q Обучение способам безопасной разрядки агрессии.
Необходимые материалы:
q Карточки для игры «Кошки – собаки».
q Бумага для записей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ Приветствие.
? Упражнение «Кошки – собаки».
Класс делится на две подгруппы – «кошек» и «собак», вытягивая карточ-ки с соответствующими надписями. Подгруппы встают вдоль параллельно на-
черченных на полу линий (или просто линий, явно выступающих в узоре пола). «Кошки» шипят на «собак», «собаки» рычат на «кошек». Черту переступать нельзя. Если кто-то устал, он может прекратить выполнение упражнения, выйдя за пределы игрового пространства. Для того, чтобы упражнение «заработало», ведущему необходимо самому многократно побывать и «собакой», и «кошкой», поочередно шипя и рыча. Здесь не лишним будет напомнить и о прошлой теме,
в рамках которой данное упражнение можно использовать как плацдарм для тренировки совладания со страхом оценки.
В обсуждении выясняется, что многие устали шипеть и рычать настолько, что сейчас их намного труднее чем-то разозлить, чем до начала упражнения. Значит, есть способы, которыми можно «спустить пар»!
!!! Работа в малых группах.
Ребята получают задание описать возможные способы справиться со сво-ей злостью так, чтобы, с одной стороны, не испортить отношения с окружаю-щими, но и, с другой стороны, не «лопнуть», как кипящий чайник.
По окончании работы на доске составляется список возможных способов «спустить пар» (косвенной разрядки агрессии). Оказывается, их предостаточно!
q Потанцевать
q Спорт
q Побить подушку
q Поиграть в компьютер
q Сделать уборку и т.д.
. Индивидуальная работа в тетради:
Составляется памятка по способам «спускания пара». В нее можно вклю-чить пять пунктов из перечисленных на доске или же собственные приемы, ко-торые по разным причинам не попали на доску.
☺ Завершение занятия.
УРОК 22. ЛИСТ ГНЕВА
Цели занятия для специалистов:
q Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.
q Обучение способам безопасной разрядки агрессии.
Необходимые материалы:
q Бумага для рисования.
q Цветные карандаши.
q Известные «Листы гнева».
q Клей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ Приветствие.
? Обсуждение.Какие способы косвенной разрядки агрессии вы знаете?Жела-
тельно, чтобы ваша разрядка не приводила к поломке чужих вещей, да и ваших,
в принципе, тоже. На доске составляется список таких корректных приемов.
Чаще всего в него входит традиционное битье подушки, компьютерные игры, поход в спортзал, где есть боксерская груша и т.д.
!!! Упражнение «Лист гнева».
Ребята, как правило, уже видели «листы гнева». На всякий случай веду-щему можно запастись традиционными вариантами типа «сумасшедшего ма-монта», листа «Порви меня!» и т.д.
После демонстрации известных «листов гнева» каждому предлагается на-рисовать собственный «лист гнева», который отражает особенности его злости и поэтому лучше других «листов» может помочь ему.
Эти рисунки выполняются на отдельных листах, потому что после де-монстрации рисунка группы и комментариев к нему каждый может порвать свой лист гнева. Или вклеить его в тетрадь. Или взять с собой и использовать по назначению в более напряженной ситуации.
Сережа М.
☺ Завершение занятия.
УРОК 23. ОБИДА
Цели занятия для специалистов:
q Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды.
q Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отноше-ний на основе обращения к собственному личному опыту.
Необходимые материалы:
q Цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ Приветствие.
? Обсуждение:когда люди обижаются друг на друга:За что?Если записать
ответы подростков на доске, становится очевидным, что названные кем-то од-ним ситуации обидны для многих, они универсальны.
Если предложить ребятам на несколько минут «превратиться в психоана-литиков», то есть попытаться ответить на вопрос «Почему мы обижаемся?», они после довольно длительных размышлений приходят к выводу о том, что обида представляет себя плод нашего сравнения ожидаемого и реального пове-дения другого человека.
Эти размышления очень эффективно поддерживаются (а в некоторых случаях и провоцируются) историями «из жизни одной девочки» или «одного мальчика».
!!! Упражнение «Геометрия обиды».
Первый этап упражнения представляет собой разновидность «Ассоциа-
ций».
Ребятам предлагаются вопросы типа: «Если обида – это посуда, то ка-кая?», «а если одежда?», «а если знак препинания?» и т.д., закончив вопросами
о «цвете» обиды и о ее соотношении с геометрическими фигурами. Последние вопросы задаются всем без исключения.
На втором этапе нужно в специальной рамке, приведенной в рабочей тет-ради, изобразить какую-то конкретную обиду (подписав ее), используя только тот цвет и только те геометрические фигуры, которые были названы.
. Индивидуальная работа в тетради:
q Что приходит в голову при взгляде на мой рисунок? (для ответа на этот во-прос можно посоветоваться с другом).
q Как колючий ежик! Оля Б.
☺ Завершение занятия.