Урок 21. как справиться со злостью

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрес-сии.

q Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме.

q Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Необходимые материалы:

q Карточки для игры «Кошки – собаки».

q Бумага для записей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ Приветствие.

? Упражнение «Кошки – собаки».

Класс делится на две подгруппы – «кошек» и «собак», вытягивая карточ-ки с соответствующими надписями. Подгруппы встают вдоль параллельно на-



черченных на полу линий (или просто линий, явно выступающих в узоре пола). «Кошки» шипят на «собак», «собаки» рычат на «кошек». Черту переступать нельзя. Если кто-то устал, он может прекратить выполнение упражнения, выйдя за пределы игрового пространства. Для того, чтобы упражнение «заработало», ведущему необходимо самому многократно побывать и «собакой», и «кошкой», поочередно шипя и рыча. Здесь не лишним будет напомнить и о прошлой теме,

в рамках которой данное упражнение можно использовать как плацдарм для тренировки совладания со страхом оценки.

В обсуждении выясняется, что многие устали шипеть и рычать настолько, что сейчас их намного труднее чем-то разозлить, чем до начала упражнения. Значит, есть способы, которыми можно «спустить пар»!

!!! Работа в малых группах.

Ребята получают задание описать возможные способы справиться со сво-ей злостью так, чтобы, с одной стороны, не испортить отношения с окружаю-щими, но и, с другой стороны, не «лопнуть», как кипящий чайник.

По окончании работы на доске составляется список возможных способов «спустить пар» (косвенной разрядки агрессии). Оказывается, их предостаточно!

q Потанцевать

q Спорт

q Побить подушку

q Поиграть в компьютер

q Сделать уборку и т.д.

. Индивидуальная работа в тетради:

Составляется памятка по способам «спускания пара». В нее можно вклю-чить пять пунктов из перечисленных на доске или же собственные приемы, ко-торые по разным причинам не попали на доску.

☺ Завершение занятия.

УРОК 22. ЛИСТ ГНЕВА

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для обращения подростков к личному опыту агрессии.

q Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Необходимые материалы:

q Бумага для рисования.

q Цветные карандаши.

q Известные «Листы гнева».

q Клей.



ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ Приветствие.

? Обсуждение.Какие способы косвенной разрядки агрессии вы знаете?Жела-

тельно, чтобы ваша разрядка не приводила к поломке чужих вещей, да и ваших,

в принципе, тоже. На доске составляется список таких корректных приемов.

Чаще всего в него входит традиционное битье подушки, компьютерные игры, поход в спортзал, где есть боксерская груша и т.д.

!!! Упражнение «Лист гнева».

Ребята, как правило, уже видели «листы гнева». На всякий случай веду-щему можно запастись традиционными вариантами типа «сумасшедшего ма-монта», листа «Порви меня!» и т.д.

После демонстрации известных «листов гнева» каждому предлагается на-рисовать собственный «лист гнева», который отражает особенности его злости и поэтому лучше других «листов» может помочь ему.

Эти рисунки выполняются на отдельных листах, потому что после де-монстрации рисунка группы и комментариев к нему каждый может порвать свой лист гнева. Или вклеить его в тетрадь. Или взять с собой и использовать по назначению в более напряженной ситуации.

урок 21. как справиться со злостью - student2.ru

Сережа М.

☺ Завершение занятия.



УРОК 23. ОБИДА

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды.

q Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отноше-ний на основе обращения к собственному личному опыту.

Необходимые материалы:

q Цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ Приветствие.

? Обсуждение:когда люди обижаются друг на друга:За что?Если записать

ответы подростков на доске, становится очевидным, что названные кем-то од-ним ситуации обидны для многих, они универсальны.

Если предложить ребятам на несколько минут «превратиться в психоана-литиков», то есть попытаться ответить на вопрос «Почему мы обижаемся?», они после довольно длительных размышлений приходят к выводу о том, что обида представляет себя плод нашего сравнения ожидаемого и реального пове-дения другого человека.

Эти размышления очень эффективно поддерживаются (а в некоторых случаях и провоцируются) историями «из жизни одной девочки» или «одного мальчика».

!!! Упражнение «Геометрия обиды».

Первый этап упражнения представляет собой разновидность «Ассоциа-

ций».

Ребятам предлагаются вопросы типа: «Если обида – это посуда, то ка-кая?», «а если одежда?», «а если знак препинания?» и т.д., закончив вопросами

о «цвете» обиды и о ее соотношении с геометрическими фигурами. Последние вопросы задаются всем без исключения.

На втором этапе нужно в специальной рамке, приведенной в рабочей тет-ради, изобразить какую-то конкретную обиду (подписав ее), используя только тот цвет и только те геометрические фигуры, которые были названы.



урок 21. как справиться со злостью - student2.ru

. Индивидуальная работа в тетради:

q Что приходит в голову при взгляде на мой рисунок? (для ответа на этот во-прос можно посоветоваться с другом).

q Как колючий ежик! Оля Б.

☺ Завершение занятия.

Наши рекомендации