Урок 18. а что они обо мне подумают?

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ Приветствие.

? Обсуждение.В каких ситуациях людей начинает беспокоить вопрос: «А что

они обо мне подумают?». По ходу обсуждения на доске фиксируются наиболее типичные ответы по принципу «Копилки ситуаций».

Что происходит с человеком, когда он попадает в такие ситуации? Что он при этом чувствует? Судя по нашим собственным впечатлениям, человек ста-рается контролировать свои действия, что увеличивает его напряжение, вызы-вает страх выглядеть смешным и т.д. В результате человек не чувствует себя свободным.

!!! Упражнение «Гримаса».

Для большинства подростков это упражнение очень сложно, поэтому ве-дущему стоит принять в нем самое активное участие и гримасничать чуть ли не больше всех.

Один из подростков, сидя на своем месте, показывает смешную гримасу.

Остальные по команде ведущего «три-четыре» копируют ее как можно точнее.

В усложненном варианте гримаса «отправляется» одним из подростков своему соседу по парте, сосед передает ее дальше по цепочке, и так до тех пор,



пока гримаса не возвращается к автору. Но все же первый вариант предполагает большую анонимность гримасничанья и поэтому проходит легче.

. Индивидуальная работа в тетради:

q Описать свои собственные ощущения во время упражнения «Гримаса».

q Жутко. Очень неприятно. Все смотрят. Как клоун. Коля Ж.

q Нормально. Рома П.

☺ Завершение занятия.

УРОК 19. СТРАХ ОЦЕНКИ

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для обращения подростков к собственному страху оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных с ними негативных эмоций в игровой форме.

Необходимые материалы:

q Карточки для упражнения «Клоун».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ ?

Приветствие.

Разминка.

В качестве разминки перед этим уроком очень хорошо подходит широко известное упражнение «Крокодил». Кто-то из ребят загадывает какой-то пред-мет и показывает его с помощью поз и жестов. Остальные должны догадаться, что загадано. Желательно, чтобы в игре в качестве водящего приняли участие все ребята. По окончании разминки обсуждаются трудности, с которыми «не-которые люди» могут столкнуться в этой игре. Оказывается, это во многом страх оценки, который мешает и сковывает. Попробуем его преодолеть!

!!! Упражнение «Клоун».

Работа проходит в парах. Каждая пара получает карточку, на которой на-писана известная фраза. Нужно по команде ведущего «три-четыре» хором по-вторить эту фразу с глупым лицом, смешными интонациями и движениями. Ведущий и тут оказывает подросткам всяческую поддержку.

Задача тех, кто временно не в центре внимания – пристально следить за одним из говорящих, потому что на втором этапе упражнения все остальные



так же, по команде ведущего, должны скопировать поведение кого-то из пары водящих.

Обсуждение итогов упражнения показывает, что в смешные ситуации по-падают все люди без исключения, даже самые «крутые». У каждого человека есть свои способы справиться с неловкостью. Кто-то уходит из этой ситуации, кто-то переводит ее в шутку и т.д. еще несколько способов справится с собой в таких ситуациях могут предложить и сами ребята.

. Индивидуальная работа в тетради:

q Мои способы справиться с мыслью «А что они обо мне подумают?»

q Меня это не беспокоит Рома П.

q Очень тяжело, но можно представить, что никого нет. Марина Ж.

☺ Завершение занятия.

УРОК 20. ЗЛОСТЬ И АГРЕССИЯ

Цели занятия для специалистов:

q Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрес-сии.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

☺ ?

Приветствие.

Обсуждение.Чем полезна и чем вредна злость?В каких ситуациях люди

чаще всего злятся? В чем это проявляется?

Если немножко побыть «психоаналитиком», окажется, что злость чаще всего связана со страхом и беспомощностью (в качестве иллюстрации можно привести параллели с агрессивным поведением животных). Она может прояв-ляться в поведении человека и в его словах.

!!! Упражнение «Как я зол!».

Ребятам предоставляется возможность «поругаться». Кто сейчас чувству-ет необходимость наговорить кому-то гадостей? Этому смельчаку завязывают глаза. Ведущий показывает на кого-то из одноклассников, так, чтобы его виде-ли остальные. Подростку с завязанными глазами предлагается выместить свою злость словами на этом человеке. Затем глаза развязываются, и автор извиняет-ся перед невинной жертвой: «Извини, я вовсе не тебя имел в виду…». При ра-боте с последним из числа желающих принять участие в упражнении резиден-





том можно показать на него самого. Довольно забавен также вариант, когда ве-дущий показывает на самого себя.

Обсуждение упражнения часто дает очень ценный результат: ребята поч-ти всегда приходят к выводу о том, что словесная агрессия, помимо очевидного вреда для отношений с тем человеком, в адрес которого она направлена, разру-шает и отношения с теми, кто просто наблюдает за словесными изысканиями нападающего. Со стороны это выглядит очень неприятно! Смешно, но как-то неловко.

Здесь же можно обсудить способы поведения в ситуации, когда кто-то на тебя обзывается, ругается и т.д.

. Индивидуальная работа в тетради:

q Как я пережил упражнение «Как я зол!»? Что я чувствовал во время него?

q Отвратительно. Так нельзя делать. Зачем такое упражнение? Христина И.

q Прикол. Всех обругал, и ничего мне за это не было. Только, наверно, кому-то настроение испортил.

Миша Ш.

☺ Завершение занятия.

Наши рекомендации