Психологические особенности больших групп
Для больших социальных групп, возникших как результат естественного развития общества, характерны общие признаки, отличающие их от малых групп:
· Наличие регуляторов социального поведения, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции).
· Образ жизни группы – определенное единство моделей поведения и особенностей жизненной позиции группы
· Наличие специфического языка – для этнических групп это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп язык может выступать в форме определенного жаргона (профессионального, возрастного).
Психологический склад группы состоит из:
· Устойчивых элементов – темперамент, нравы, обычаи, традиции
· Эмоционально-подвижные – потребности, оценка, мнение
Влияние большой социальной группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями:
1. Через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-психологическими условиями жизни всей группы.
2. Через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы
В социальной психологии большая группа и ее изучение пока что не нашли должного развития. Это связано, прежде всего, со сложностью объекта исследования, характеристикой предмета изучения социальной психологии. С 60-70-х годов 20 века к большим группам стали подходить с несколько другой позиции. Ряд исследователей - Дилигенский, Парыгин, Горячова, Андреева стали подходить к большой группе с разных точек зрения. Они считали, что психология малой группы и личности во многом определяется психологией большой группы. Однако, они подчеркивали, что методический арсенал изучения большой группы должен быть несколько другим, чем при изучении малых групп.
К числу важнейших психологических характеристик большой группы относится: Групповые интересы, потребности, нормы, ценности, мнения, цели.
При характеристике больших групп часто употребляют термин «психологическая общность», который употребил Б.Ф. Поршнев, имея в виду, прежде всего, определенный уровень идентификации членов данной общности, которая который на уровне взаимодействия с другими группами проявляется в чувстве – МЫ-, и чувстве – ОНИ-:
МЫ – выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой, являясь своеобразным индикатором и осознанием принадлежности к некоторой группе.
В последние годы ряд исследователей предприняли попытку разграничения большой группы по уровню ее сплоченности и идентификации.
Дилигенский выделил три вида групп:
1. Типологические - общность людей, наделенных одним каким-либо признаком и представляющих собой простую арифметическую сумму индивидов, объединение которых не создает никакого нового социально-психологического качества. Являясь наиболее распространенной среди других видов больших групп, они имеют низкий элементарный уровень сплоченности.
2. Идентификационные – это общности, члены которых имеют групповое самосознание, сознательно отделяют одну свою группу от других. Имеют более высокий уровень развития, базируются на чувстве - МЫ -, и – ОНИ –(армяне против азербайджанцев).
3. Солидарности – самый высокий уровень психологической общности людей. Члены данных групп не просто идентифицируют себя с группой, но и обладают психологической готовностью к совместным действиям во имя групповых целей и интересов (брать винтовку и идти друг против друга – армяне против армян).
При характеристики больших групп, ряд исследователей: Андреева и Горячева, выделяют следующие структурные характеристики:
· Психический склад – как более устойчивое образование: нравы, обычаи, традиции, вкусы.
· Эмоциональная сфера – как, более подвижное, динамическое образование: потребности, интересы, настроения.
К отличительным особенностям изучения психологии больших групп относится то факт, что в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведении, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции). К числу важнейших регуляторов поведения людей в больших группах можно отнести: образ жизни группы (традиции, нравы, обычаи). В рамках определенного этого образа жизни, определенную роль играют: интересы, потребности, ценности и наличие специфического языка.
Социальная психология как наука изучает общественную психологию группы, которую рассматривает как психологию большой группы.
Общественная психология является структурной единицей общественного сознания. Высшую ступень отражения общественной психологии представляет – идеология. Она означает теоретическую форму освоения социальной действительности, тогда как общественная психология возникает, опираясь на непосредственный социальный опыт определенных общественных групп.
Большое внимание характеристике общественной психологии уделял Г.В, Плеханов. Ему принадлежит пяти-членная формула, описывающая структуру общества:
1. Производительные силы
2. Производственные отношения
3. Общественно-политический строй – форма общества, выражающая производственные отношения
4. Общественная психология – определенное состояние духа и нравов, соответствующая этой форме
5. Идеология – литературные, философские и политические взгляды
Плеханов определял общественную психологию как преобладающие настроения чувств и умов в данном общественном классе данной страны и данного времени.
Формирование общественной психологии и сознания той или иной группы определяется двумя путями:
1. Через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы
2. Через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде, с четко выраженными чертами данной группы
Психология любой общественной группы включает в себя определенную систему элементов:
1. Общественно-психологические свойства: потребности, интересы, идеалы, черты психического склада данной социальной группы – коллективизм, религиозность, трудолюбие, лень, индивидуализм.
2. Общественно-психологические отношения – включающие: традиции, взгляды, обычаи, общественное мнение, семейно-брачные отношения, симпатии-антипатии, деловые отношения, психологическая совместимость.
3. Общественно-психологические состояния – массовидные эмоции, страсти, чувства, умонастроения.
4. Общественно-психологические процессы - подражание, внушение, заражение, конформность, происходящие в процессе общения.
В структуре психологии больших групп, к числу регуляторов поведения относятся такие феномены: стереотипы, идентификация, каузальная атрибуция, межличностная аттракция, эффект Ореола
К числу массовидных общественно-психологических явлений относятся: подражание, заражение, внушение, убеждение, мода, соревнование, конкуренция, сотрудничечство.