Лк. 15. Психологическая служба в спорте (1 ч.)
Основные цели психологии спорта— изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям (Мельников (ред.), 1987, с. 199). Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач:
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:
а) психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение (совместно с представителями других спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.
2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок.Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.
Все это требует от психологов:
а) психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;
б) определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использования систем с «биологической обратной связью»);
в) разработки методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
г) разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.
3. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов.В настоящее время коренным образом меняются и содержание ее, и характер. Для успешного выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки — одна из главных функций психологии спорта, реализация которой предполагает:
а) изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработку методов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
б) исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях;
в) развитие психопрофилактики, формирование приемов, способов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям. 4. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе.Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и дает характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:
а) изучение истоков и механизмов формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т.п.), а также разработку методов управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
б) изучение психологических аспектов и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов;
в) выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;
г) изучение влияния личности тренера и стиля его руководства на успешность деятельности и психологию спортивной команды (Мельников (ред.), 1987, с. 199).
В последние десятилетия психология спорта становится обязательной в психологическом образовании студентов институтов физической культуры.Этот курс читают на педагогических, спортивных, заочных факультетах и на факультетах повышения квалификации. Психология спорта вошла в состав дисциплин, обеспечивающих психологическое образование студентов, и на факультетах физического воспитания педагогических вузов и университетов. Ее преподавание введено во всех средних физкультурных учебных заведениях
Работа спортивного психолога состоит в психологическом обеспечении подготовки спортсмена к спортивной деятельности.Эта работа включает в себя: /. Психодиагностику;
2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации;
3. Психологическую подготовку;
4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена
(Горбунов, 1986, с. 19—24).
1. Психодиагностика в спорте— использование методов психологии для оценки тех психических процессов, качеств и состояний спортсменов, от которых зависит успех спортивной деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности:
1) особенности проявления и развития психических процессов;
2) психические состояния (актуальные и доминирующие);
3) свойства личности;
4) социально-психологические особенности деятельности. Широкий спектр возможных методик для такой психодиагностической работы можно найти в специальных пособиях (Марищук, Блудов, Плахтиенко, Серова, 1990).
В спорте различают три основных направления применения психодиагностических методик:
1. Выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься новичку (ребенку или подростку).
2. Формирование спортивного коллектива, выступающего на соревнованиях как единое целое (спортивная селекция).
3. Отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации (комплектование команды) для включения их, например, в национальную олимпийскую сборную (Марищук, 1982, с. 8—9).
Психодиагностика может осуществляться как с целью спортивного отбора, так и в тренировочном процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.
Как отмечает Г.Д. Горбунов, в ходе психодиагностики оказывается воздействие на спортсмена. Это необходимо учитывать и использовать. Что сообщить спортсмену из полученных данных, когда и в какой форме? Нельзя забывать, что неправильно или плохоорганизованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из группы для какого-то тестирования может невольно вызывать ненужный ход мыслей и изменение его состояния. Тем более рекомендации должны базироваться на знаниях условий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и индивидуально-психологических особенностях спортсменов (Горбунов, 1986, с. 22).
2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации.Они могут быть адресованы тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, семье, товарищам -- всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом и своими словами и действиями, может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму.
3. Психологическая подготовка.Выделяют психологическую подготовку тренера и спортсмена. В свою очередь, в психологической подготовке спортсмена различают четыре ее вида: а) психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу; б) общая психологическая подготовка к соревнованиям; в) специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию; г) коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.
4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.Такое управление осуществляется, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена. Управление может осуществляться за день до соревнований или непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных упражнений, после занятия либо в определенном тренировочном цикле.
Само по себе понятие «психологическое обеспечение» предусматривает широкий круг научно-исследовательских, научно-практических и организационных вопросов, где переплетаются задачи психологии, педагогики и смежных дисциплин.
По мнению Г.Д. Горбунова, психолог в спорте должен быть не только специалистом по диагностике, но и педагогом-психологом.Современные понятия о профессионализме психолога требуют от него не только глубины теоретических знаний и владения методами изучения человека, но и умения тактично и своевременно выдавать спортсмену, тренеру эффективно воздействующую, полезную информацию. Для этого психолог-практик обязан владеть методами воздействия так же качественно, как он владеет методами исследования. Спорту нужен психолог, который может, длительно находясь на учебно-тренировочных сборах, сжиться со спортсменами, организовать коллектив и настроение в нем. Он должен воспитывать значимые для спорта свойства личности, создавать нужные психические состояния, снимать последствия монотонии; проводить сеансы гипноза, внушенного отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга. Он может обучать спортсменов приемам саморегуляции; ненавязчиво проводить со спортсменами беседы о тренировках и соревнованиях (а также об учебе, работе, любви, музыке, кино, театре, книгах и т. д.). Он должен быть способен улаживать конфликты, секундировать в соревнованиях, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива и делать массу других, казалось бы, странных для психолога дел, но вполне естественных для педагога и любого другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной жизни (Горбунов, 1986, с. 17—18).
Как верно отмечает Г.Д. Горбунов, психолог должен быть и ученым, и педагогом, и пастором.На последней его роли он останавливается особо. «Хотим мы того или не хотим, но по объективной сути работа психолога в команде во многом сродни деятельности пастора». Кому как не психологу можно довериться, исповедаться, «поплакаться в жилетку». У кого искать утешения, если руководитель требует, тренер наставляет, товарищи конкурируют, а мама с папой (или жена, подруга) далеко. А психолог, пользующийся доверием у спортсменов, для них отдушина, ему можно признаться в своих слабостях, выговориться, а иногда выплакаться в его присутствии. Одно общение с ним может заполнить вакуум, возникающий от жесткого спортивного режима, снимать сгустки монотонии, сглаживать тревогу, философски переносить тяготы спортивной жизни (Горбунов, 1995/2002, с. 266—267).
Заинтересованные психологи дополняют базовое образование годами самостоятельной работы и самообразования, осваивают, апробируют и совершенствуют методы воздействия в своей практическойдеятельности.Если психолог не переходит от методов исследования к методам воздействия, он вряд ли получит лестную оценку от спортсмена и тренера.
Главный критерий деятельности практического психолога спорта -быть полезным спортсмену и тренеру, своим непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена.Если спортсмены продолжают добровольно общаться с психологом, ходят на его сеансы, приглашают на сборы, в общем, как эксперты оценивают: нравится -значит нужен! Это и есть, по мнению Г.Д. Горбунова, ответ на вопрос о критериях полезности практического психолога в спорте (Горбунов, 1995/2002, с. 268).
Полезность и продуктивность деятельности психолога спорта определяется системой отдельных звеньев его профессиональной подготовки: 1) базовым теоретическим, психолого-педагогическим образованием; 2) владением методами психологического исследования и грамотной интерпретацией получаемых данных; 3) применением методов психолого-педагогического воздействия. Практическая психология спорта, по мнению Г.Д. Горбунова, вполне может быть названа спортивно-педагогической психологией или спортивно-психологической педагогикой, но лучше всего для восприятия и точнее по сути — психопедагогикой спорта(Горбунов, 1986, с. 19). В ее основе лежит психология изучения и воздействия, а главная ее задача – психологическое обеспечение подготовки спортсмена.
Ряд полезных правил для успешной работы практического психолога в спортедает Г.Д. Горбунов. Психолог:
1. Участвует в тренировочном процессе подготовки спортсменов и в соревнованиях, но не претендует на лавры в случае успеха. Скромность и место в тени — его удел.
2. Все делает только с согласия тренера.
3. Изучает спортсменов далеко не только с помощью их самооценок и специального инструментария, но в первую очередь наблюдая их в тренировочных занятиях и в соревнованиях, в работе и на отдыхе — везде, где можно увидеть психологические особенности без специального тестирования.
4. Ведет политику неприсоединения в конфликтных ситуациях в тренерской среде, в то же время участвуя в разрешении противоречивых ситуаций.
5. Является буфером в напряженных ситуациях между тренером и спортсменом.
6. Проявляет предельную корректность, выдавая тренеру психологическую характеристику спортсмена. Высказывает свое мнение, однако не настаивает и окончательное заключение о возможностях спортсмена отдает на откуп тренеру.
7. Никогда не распространяет доверенную ему информацию и не замыкает различные мнения между собой. Располагая к откровенности, никогда не высказывает своего мнения о коллегах тренера.
8. Опытных тренеров не поучает и не просвещает, а ненавязчиво информирует в вопросах психологии спорта