Психологические установки и соответствующие им жесты


· Оценка

· Подозрение и скрытность

· Готовность

· Перестраховка

· Кооперация

· Фрустрация

· Доверие

· Жесты самоконтроля

· Скука

· Принятие

· Ухаживание

· Ожидание

· Закон обратимости знака

Различные формы проявления языка тела в отдельности и что они значат

· Осанка

· Голова

· Ноги и ступни в положении стоя

· Ноги и различные способы посадки

· Направление движений

· Походка (ритм и такты движений)

· Признаки походки

· Жесты в особенности рук и кисти

· Руки

· Кисти рук

· Игра рук

· Положение рук в качестве барьера (попытка защитить сердце)

· Пальцы

· Рукопожатие

· Глаза

· Степень открытости глаз

· Направление взгляда

· Движения взгляда

· Рот

· Степень открытости

· Смех и улыбка

Обобщающий обзор сигналов тела для типичных ситуаций. Беседы и переговоров.

· Вовлеченность, интерес

· Отвлечение из-за убывающего интереса

· Внутреннее беспокойство, наступившая нервозность, нервное напряжение

· Задумчивость, раздумья, обстоятельные размышления.

· Усиливающееся отвлечение, отвращение, защита активного или пассивного рода.

Общение и пространство

Четыре уровня приближения в речевой коммуникации

Манера сидеть

Как успешно пройти собеседование

Зеркальное отражение

· Когда зеркальное отражение может принести пользу

Несколько способов держать себя в руках

Сексуальные сигналы

· Мужские жесты ухаживания

· Женские приемы привлечения внимания

Замечания:

*Никогда не выносите поспешного суждения, основанного лишь на одной черте, какой бы убедительной она вам ни казалась. Иначе вы быстро скатитесь к «толковательству» и ваше изначально пра­вильное чутье будет становиться все слабее, пока не исказится со­всем. Тому, кто полагает, что все так просто, лучше никогда не за­ниматься языком тела, поскольку он в итоге приобретет больше труд­ностей, чем побед.

*Выносите суждение лишь тогда, когда несколько сигналов тела указывают в одном направлении, едины по своей сути. А для еще неопытного наблюдателя их должно быть не просто несколько, но целый ряд, относящихся к разным формам проявления тела.

*Сторонитесь фантазирования и приукрашивания того, что най­дено: сохраняйте четкое значение каждой черты! Пока ваш взгляд будет сохранять свою критичность, он, к сожалению, будет откры­вать не очень много интересного, возбуждающего, например, в вы­ражениях лица политиков и т.п., а фантазии так увлекательны! Но они уходят от истинного положения вещей.

*Обращайте особое внимание на так называемые мелочи, то есть совершенно незаметные, невидимые выразительные проявления, о них обычно никто не знает. Уделяйте им даже больше внимания, чем обычным протяженным движениям, - они ценнее, надо лишь упраж­няться воспринимать их! Ваши труды оправдаются не только в кон­кретных результатах, но и в постоянности остроты вашего внима­ния.

*Если вы хотите судить о других людях, не забывайте о самокри­тике: «Если ты хочешь познать себя - посмотри, как это делают другие. Если ты хочешь понять других - загляни в свое сердце!» (Шиллер). Нет ничего легче, чем поддаться своему предубеждению. И нет ничего сложнее, чем работа над собой. В этой работе никогда не должны разлучаться самокритика и действительно хорошее, вер­ное познание людей.

И еще:

«Мы должны быть осторожны с тайной личности: не врывайтесь, забыв почтение, в святая святых человека!»

Т. Карлейль

Психологические установки и соответствующие им жесты

Оценка

*«Критическая оценка»: подбородок опирается о ладонь, указа­тельный палец вытянут вдоль щеки, остальные располагаются ниже рта. Если это сопровождается наклоном тела от партнера, то тон оценки критический, циничный, словом, негативный.

*Наклон головы набок связан с заинтересованностью, создает впе­чатление интенсивного слушания. Когда слушатели «теряют мысль», их головы поднимаются, затем опускаются, взгляд начина­ет блуждать по потолку, стенам, другим людям, и, наконец, тело принимает позу, направленную к выходу из помещения. В этом слу­чае лектор должен понять, что ему невербально передают: «Доста­точно».

*Почесывание подбородка - размышление (оценивание: жест «хо­рошо, дайте мне прикинуть»), идет процесс принятия решения. Час­то это сопровождается взглядом искоса, как бы желанием вдалеке увидеть ответ на проблему.

*Жесты с очками. Один из негативных - взгляд поверх очков, опу­щенных на кончик носа: «Ну, что там еще?». Другие жесты - сред­ство выиграть время: медленное снимание очков, тщательное про­тирание стекол; некоторые могут проделывать это раз пять за час. Подобный жест - очки снимаются и человек начинает грызть или просто держать во рту конец дужки. Поскольку говорить с каким-либо предметом во рту сложно, то человек получает право отмал­чиваться. Кроме того, это означает, что человек ищет питания, воз­можно, в виде новой информации. Еще один жест с очками - быст­рое срывание их и бросание на стол: «Ну, это уж слишком!». Если такой жест применяют в разговоре с вами - оставьте пока главный вопрос, снизьте напряжение, пока собеседник не наденет снова очки и не будет способен «видеть» другие альтернативы.

*Многие люди, решая какую-нибудь сложную проблему, встают и начинают прогуливаться. Не надо заговаривать с человеком в эти минуты, он может потерять мысль. Если он - ваш покупатель, не мешайте ему подумать — и он оценит ваше уважение к нему.

*Захватывание носа в щепоть. Этот жест, соединенный с закрыва­нием глаз, говорит о большой сосредоточенности над принимаемым решением.

Подозрение и скрытность

*Жесты, относящиеся к этому типу, часто связаны с левой рукой. Это соответствует отрицательному значению слова «левый» в обы­денном языке - типа «левые доходы». У американцев поднятый боль­шой палец правой руки означает «хорошо», а мизинец левой - «пло­хо».

*Если человек стремится не смотреть на вас вообще, то, ско­рее всего, он что-то от вас скрывает. Вообще, все жесты, пере­дающие подозрение, неуверенность, отрицание, сомнение, име­ют общий смысл: негативный. Когда мы выражаем такое отно­шение к окружающим, они обычно выдают нам такую же об­ратную связь.

*Типичный жесты отрицания - сложенные руки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, наклон головы вперед, взгляд исподлобья. Более слабые жесты, находящиеся вне сознательного контроля, -это отворачивание тела в сторону, в силуэт, потирание носа, взгляд сбоку: «Что вы имеете в виду под этим?».

*Ступни или все тело повернуто по направлению к выходу.

Во многих ситуациях вы можете заметить, как кто-то вдруг по­ворачивается таким образом; это ясный знак того, что человек хо­чет закончить встречу, разговор и т.д. и уйти. Тогда или сделайте что-нибудь такое, чтобы он наклонился к вам, или дайте ему уйти, даже если на словах он и против.

*Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем.

Этот жест выражает сомнение, затруднительное положение, час­то, означающее «нет». У оратора такой жест часто означает, что он сомневается в реакции аудитории. На переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предложени­ем или контрпредложением.

Конечно, нос можно трогать просто потому, что он чешется. Но в таких случаях его обычно трут намного интенсивнее.

Вариация жеста касания носа - касание мочки уха или протира­ние глаз.

Готовность

*Руки на бедрах - это первый явный признак готовности. Его час­то можно видеть на соревнованиях у спортсменов, ожидающих сво­ей очереди.

*Сидя на краю стула - положение человека, ориентированного на действие. Так сидят непосредственно перед заключением контракта или, наоборот, перед тем, как встать и уйти.

*Опора на стол широко расставленными руками - это сильный призыв «Слушайте же меня, черт возьми, у меня есть что сказать!». Если это не понимается, следует эмоциональный взрыв, часто весь­ма разрушительный. Не надо мешать человеку в такой позиции высказываться.

*Если готовность носит оттенок скрываемой агрессивности, то ваш собеседник обычно приближается к вам, входя в личное простран­ство, хотя и говорит доверительным тоном: «Только между нами».

Перестраховка

*Мы наблюдали ее много раз у тех, кому впервые в жизни прихо­дилось сниматься на видео. Типичный для них жест - переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг дру­га; или пощипывание кожи. Другой жест - когда они начинали грызть или сосать конец авторучки.

*Для женщины типичный жест усиления своей уверенности - мед­ленное и изящное поднимание руки к шее; если надето ожерелье, то рука притягивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно; этот жест производится, когда она слышит или говорит что-то, что ста­вит ее в неприятное положение. Если вы спросите: «Вы уверены в том, что сказали?», - то она, скорее всего, попытается убедить вас, что да, или начнет защищаться, или откажется отвечать. В любом случае это сигнал, что она не полностью уверена в сказанном.

*Еще один жест - пощипывание мякоти рук. Многие жесты паль­цев отражают неуверенность, внутренний конфликт или опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрос­лый часто замещает палец ручкой или карандашом и грызет их.

Кооперация

*Посадка на краю стула - интерес к тому, что вы говорите. Жесты руки у лица; они многое могут выражать: от скуки до интереса. Но если даны две группы, сидящие друг против друга -одни со скрещенными ногами, другие - опершись щекой на руку, то последние потенциально более кооперативны.

*Расстегнутый пиджак. Это означает, что человек не только от­крыт вам, но и сконцентрирован на том, что вы говорите.

*Наклоненная голова. Этот жест кооперативен, так как показы­вает, что человек заинтересован вами.

Фрустрация

*Короткое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания и т.д.

*Тесно сцепленные руки. Это жест подозрения и недоверия. Те, кто пытаются, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеют большого успеха. Но иногда мы видим, что при сцепленных руках большие пальцы начинают массировать друг друга - это означает, уже потребность в усилении уверенности, тен­денцию к перестраховке.

*Руки сжимают одна другую. Это наблюдается, когда кто-либо попал в переделку, например, должен отвечать на вопрос, содержа­щий серьезное обвинение против него.

*Люди, сильно сцепившие руки, напряжены, и общение с ними зат­руднено. Их надо расслабить.

*Показывание указательными пальцами. Большинству людей не нравится, когда указывают прямо на них. Но в споре многие ис­пользуют против других свой указательный палец, словно малень­кую шпагу. Это не рекомендуется и считается плохими манерами, поэтому лучше не прибегать к этому жесту без крайней необходи­мости.

*Защитное поглаживание шеи ладонью. Во многих ситуациях, когда человек занимает защитную позицию, рука движется на­зад, как бы оттягиваясь для удара или отдергиваясь, как от ожо­га, но это маскируется тем, что она кладется на заднюю часть шеи. Женщины обычно сочетают этот жест с поправлением при­чески.

*Обычное выражение гнева, фрустрации и общего возбуждения -человек начинает пинать реальные или воображаемые объекты, на­пример, дверь.

*Отворачивание лица в сторону («нос воротит») - очевидно, уни­версальный жест, означающий недовольство и отрицание. Даже дети «воротят носы» от пищи, которая им не нравится, откидывая голо­ву назад, как от неприятного запаха. Аналогичный жест-взгляд, на­правленный вниз, «смотреть себе под нос».

Доверие

*«Купол» - пальцы соединяются наподобие купола храма, это оз­начает доверительность, но часто некоторое самодовольство, уве­ренность в своей непогрешимости, эгоистичность или гордость. Этот жест немедленно сообщает, что человек очень уверен в том, что он говорит.

*Во время этого жеста руки могут находиться на разной высоте. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях в положении стоя. Что касается руководителей, то чем выше их ранг, тем выше они держат руки. Иногда они просто смотрят на вас сквозь соединенные пальцы. Это очень распространенный жест в отношениях началь­ник-подчиненный.

*Более мягкая форма этого жеста - когда руки соединены теснее. Это часто также означает доверие.

*Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх - автори­тарная поза. Так часто стоят полицейские, таможенники, высшие руководители.

*Жесты, выражающие территориальные права, доминирование или превосходство. Люди часто выражают это следующими жестами: кладут ногу на ручку кресла, ставят ее на выдвинутый ящик пись­менного стола или просто кладут ноги на стол или кресло. Точно так же на желаемое пространство кладутся разные предметы, на­пример, книги, газеты, куртки, - в надежде, что их не уберут. В зале, когда много еще свободных мест, кладут пальто на сиденье впереди себя, чтобы никто не загораживал обзор. В лифте люди, словно бок­серы, сразу расходятся по углам.

*Возвышение себя. Это тоже передает доминантность и превос­ходство. Если вы хотите дать понять свое превосходство, то все, что надо сделать, - это физически подняться над этим человеком, сесть выше, когда вы оба сидите, или встать.

Жесты самоконтроля

*Один из самых обычных жестов самоконтроля - руки заведены за спину, и там одна сильно сжимает другую. Другая поза человека, справляющегося с сильными чувствами и эмоциями, - скрещенные лодыжки и руки, вцепившиеся в подлокотники кресла.

*Когда человек принимает угрожающую позу, то она должна зак­лючаться в сдерживании «ударных» движений. Он схватывает себя за запястья или сдерживает всю руку, держа ее за спиной.

Скука

«Мы часто прощаем того, кто наску­чивает нам, но никогда - того, кому на­скучиваем мы». Ларошфуко

*Постукивание по столу или по полу ногой, щелканье колпачком ручки и т.п. - все это жесты беспокойства.

*Голова в руке, то есть голова лежит в ладони, глаза полуприкры­ты - человек не старается скрыть свою скуку.

*Машинальное рисование на бумаге свидетельствует о снижение интереса. Пустой взгляд («я смотрю на вас, но не слушаю»). Вер­ный признак того, что человек спит с открытыми глазами, - отсут­ствие какого-либо движения вообще. Это крайняя степень скуки или полное безразличие.

Принятие

*Руки, прикладываемые к груди, - известный в течение тысячеле­тий, еще со времен Древнего Рима, жест честности и открытости. Римские легионеры приветствовали друг друга, прижав одну руку к сердцу, а другую подняв открытой ладонью к тому, к кому обра­щались.

*Женщины, кроме формальных ситуаций, редко используют этот жест; кроме того, прижимание одной или двух рук к груди может оз­начать у них защитную реакцию на внезапное удивление или испуг.

*Жест прикосновения. Те, кто только касается другого или берет его за плечо или руку, обычно хотят прервать его или подчеркнуть что-то. Другой вариант - успокаивающее прикосновение, обычно с соответствующим вербальным сопровождением. Прикосновение может указывать и на симпатию, на то, как хорошо человеку в чьей-то компании.

*Приближение к другому человеку - желание быть ближе к нему или желание вместе работать над рассматриваемым вопросом. Надо только замечать, если партнер начинает отодвигаться - тогда ему этого не хочется. Этот жест сигнализирует также третьим лицам, что разговор для них закрыт.

Ухаживание

*У женщин наиболее обычные жесты - приглаживание или поправ­ление волос, одежды; рассматривание себя в зеркало, повороты пе­ред ним или взгляд на себя сбоку; покачивание бедрами; медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины; поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам. Балансирование туфли на кончи­ках пальцев говорит мужчине: «В вашем присутствии я чувствую себя уютно». Если вы хотите это проверить, сделайте что-нибудь, чтобы женщина почувствовала себя неуютно, и вы увидите, как быстро туфля будет надета.

*Другие женщины выражают то же самое, сидя, подогнув одну ногу под себя. Прибавьте к этому прямой контакт глаз, и вы пойме­те, что леди определенно вами заинтересована.

*Мужчины также используют жесты прихорашивания. Они поправ­ляют галстук, запонки, пиджак, подтягивают носки, если они спус­тились, и т.п.; выпрямляют тело, двигают подбородком вверх-вниз - все, чтобы получше преподнести себя другим.

Ожидание

*Потирание ладоней. Другой жест, не такой очевидный - медлен­ное вытирание влажных ладоней о ткань. Здесь говорят уже не столько ожидания и надежды, сколько нервозности.

*Скрещивание среднего и указательного пальцев - еще одно вос­поминание из детства, магический знак против всего плохого, пока­зывающий также собственную искренность. У взрослых это обыч­но очень легкое, быстрое движение.

Закон обратимости знака

*Body language обладает рядом удивительных особенностей, од­ной из которых является закон обратимости знака. Когда человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками (что оче­видно), но если лишить человека возможности эти знаки демонстри­ровать, то у него изменится само психологическое состояние. То есть не только знак становится следствием психологического состояния, но и само психологическое состояние может быть следствием знака (закон обратимости знака).

Поэтому, если человек жестами символизирует негативное от­ношение к вам, лишите его физической возможности демонстриро­вать это отношение, и, возможно, ситуация психологически для вас улучшится. Так, например, во время переговоров надо вынудить сидящего человека расцепить кисти и вытянуть руки с открытыми ладонями, для этого можно предложить ему сигарету или протянуть книгу.

Наши рекомендации