Список использованных источников информации
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 20014. – 250 с.
2. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность / А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. М.: Мысль, 2006. - 207 с.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МСК. ун-та, 2001. -240 с.
4. Вичев В.В. Мораль и социальная психика. - М., 2015. -190 с.
5. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – СПб изд.,2014.-171с.
6. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МСК., 20015. -70 с.
7. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. – СПб., 2009. -175 с.
8. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М.,2007, 271с.
9. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Изд-во МСК. ун-та, 2014.- 152с.
10. Мансуров Н.С. Опыт планирования социального развития производственных коллективов. М. -1972. -342 с.
11. Михайлов А.С. Диссертация: Социально-психологический климат в производственных группах в современных условиях. – 2014. -200 с.
12. Немов Р.С. Предмет психологии, ее задачи и методы/ Психология. - М., 2002. – 25 с.
13. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой. - М., Изд-во МСК. ун-та, 2006. -276
14. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во СПб, ун-та, 2014.-181 с.
15. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие /Д.Я. Яргородский - Самара: Изд-во « БАХРАК-М», 2008. 452 с.
16. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во МСК. ун-та, 20015. 247 с.
17. Шепель В.М. Управленческая психология.- М., 2004. – 367 с.
Приложение 1
Методика выявления степени интеграции «СПСК» - социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова)
Инструкция. Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.
Варианты ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
«меньшинство» — 2 балла;
«почти никто» — 1 балл;
«никто» — 0 баллов.
Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.
Опросный лист
№ | Суждения | Оценка |
Свои слова подтверждают делом | ||
Осуждают проявления индивидуализма | ||
Имеют сходные убеждения | ||
Радуются успехам друг друга | ||
Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений | ||
Умело взаимодействуют друг с другом | ||
Знают задачи, стоящие перед коллективом | ||
Требовательны друг к другу | ||
Все вопросы решают сообща | ||
Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом | ||
Доверяют друг другу | ||
Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений | ||
Бесконфликтно распределяют обязанности между собой | ||
Знают итоги работы коллектива | ||
Никогда и ни в чем не ошибаются | ||
Объективно оценивают свои успехи и неудачи | ||
Личные интересы подчиняют интересам коллектива | ||
Одному и тому же посвящают свой досуг | ||
Защищают друг друга | ||
Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений | ||
Взаимно дополняют друг друга в работе | ||
Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива | ||
Работают над решением задач и проблем с полной отдачей | ||
Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива | ||
Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей | ||
Помогают друг другу | ||
К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования | ||
Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе | ||
Знают правила поведения в коллективе | ||
Никогда и ни в чем не сомневаются | ||
Не бросают начатое дело на полпути | ||
Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения | ||
Одинаково оценивают интересы коллектива | ||
Искренне огорчаются при неудачах коллег | ||
Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений | ||
Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач | ||
Хорошо знают свои обязанности | ||
Сознательно подчиняются дисциплине | ||
Верят в свой коллектив | ||
Одинаково оценивают неудачи коллектива | ||
Тактично ведут себя в отношении друг друга | ||
Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений | ||
Быстро находят между собой общий язык | ||
Хорошо знают приемы и методы совместной работы | ||
Всегда и во всем правы | ||
Общественные интересы ставят выше личных | ||
Поддерживают полезные для коллектива начинания | ||
Имеют одинаковые представления о нормах нравственности | ||
Доброжелательно относятся друг к другу | ||
Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений | ||
Берут на себя руководство коллективом, если потребуется | ||
Хорошо знают работу товарищей по коллективу | ||
По-хозяйски относятся к имуществу фирмы | ||
Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции | ||
Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности | ||
Уважают друг друга | ||
Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов | ||
Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости | ||
Знают черты характера друг друга | ||
Все умеют делать | ||
Ответственно выполняют любую работу | ||
Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив | ||
Одинаково оценивают правильность распределения поощрений | ||
Поддерживают друг друга в трудные минуты | ||
Радуются успехам новичков и представителей других подразделений | ||
Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях | ||
Хорошо знают привычки и склонности друг друга | ||
Активно участвуют в общественной работе | ||
Постоянно заботятся об успехах коллектива | ||
Одинаково оценивают справедливость наказаний | ||
Взаимно относятся друг к другу | ||
Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений |
Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.
№ | Показатель | Вопросы |
Стремление к сохранению целостности группы | 2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69 | |
Сплоченность (единство отношений) | 3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70 | |
Контактность (личные взаимоотношения) | 4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71 | |
Открытость | 4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72 | |
Организованность | 4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73 | |
Информированность | 4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74 | |
Ответственность | 4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68 |
Приложение 2
Изучение психологического климата коллектива (Т.П. Галкина )
Инструкция: оцените, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе. На континууме от психологического климата типа А до психологического климата типа В определите ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Обведите кружком оценку слева или справа относительно нуля.
Оценки:
3 - свойство проявляется в группе всегда;
2 - свойство проявляется в большинстве случаев;
1 - свойство проявляется редко;
0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
№ | свойство психологического климата А | оценка | свойство психологического климата В |
Преобладает бодрое жизнерадостное настроение | 3 2 1 0 1 2 3 | Преобладает подавленное настроение | |
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | 3 2 1 0 1 2 3 | Конфликтность в отношениях, антипатии | |
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание | 3 2 1 0 1 2 3 | Группировки конфликтуют между собой | |
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности | 3 2 1 0 1 2 3 | Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы | 3 2 1 0 1 2 3 | Успех или неудача товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство | |
С уважением относятся к мнению других | 3 2 1 0 1 2 3 | Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей | |
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные | 3 2 1 0 1 2 3 | Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов | |
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, "один за всех и все за одного" | 3 2 1 0 1 2 3 | В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения | |
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство | 3 2 1 0 1 2 3 | К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно | |
Группа активна, полна энергии | 3 2 1 0 1 2 3 | Группа инертна, пассивна | |
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе | 3 2 1 0 1 2 3 | Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность | |
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в защиту | 3 2 1 0 1 2 3 | Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", пренебрежительное отношение к слабым | |
Современные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно | 3 2 1 0 1 2 3 | Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |
Обработка
Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 - сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах - сумма В; найти разницу С = А - В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. С более 25, значит психологический климат благоприятен. Если сумма менее 25 - климат неустойчиво благоприятен.
Приложение 3
Зрительно-аналоговая шкала оценки организационного климата
1. Отметьте на приведенной ниже линии, насколько «сработано» Ваше подразделение в организации. Отметка в начале шкалы будет означать, что Ваша группа совершенно не сработана. Отметка в конце шкалы — Ваша группа сработана настолько, насколько это возможно. При оценке подразделения ориентируйтесь на определение сработанности, которое приводится ниже. Сработанность — это согласованность в работе между партнерами, т. е. лучшее сочетание их действий во времени и пространстве. Для сработанности ведущим есть поведенческий компонент — высокая результативность взаимодействия, удовлетворенность, прежде всего, успешностью работы, и как следствие, отношениями с партнером, низкие эмоционально-энергетические затраты. Сработанность определяет нацеленность на результат, продуктивность взаимодействия.
2. Аналогично отметьте на линии, приведенной ниже, насколько психологически совместима Ваша группа. При оценке подразделения ориентируйтесь на определение совместимости, которое приводится ниже. Совместимость — это такой эффект взаимодействия, который характеризуется максимально возможной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом; это оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе работать бесконфликтно и согласованно. Основным компонентом совместимости является эмоциональный компонент — удовлетворенность общением с партнером, высокие эмоционально-энергетические затраты. Совместимость определяет хорошие межличностные отношения.
3. На линии, приводимой ниже, укажите, насколько успешно выполняет Ваша группа поставленную задачу.
|