Тема: ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ОСУЖДЕННЫХ МУЖЧИН, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЗЛОСТНЫМИ НАРУШИТЕЛЯМИ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ОСУЖДЕННЫХ МУЖЧИН, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЗЛОСТНЫМИ НАРУШИТЕЛЯМИ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ
Выполнил:
Курсант психологического факультета,
4 курса,
231 учебной группы, Д.В. Кенюк
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
начальник психологического о факультета, полковник внутренней службы, М.А. Черкасова
Дата защиты: «__»__________20__г.
Оценка________________
Вологда - 2017
Оглавление
1.Введение................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению эмоционально-волевой сферы у осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями режима содержания……………………………………………...6
1.1 Психологические подходы к изучению эмоционально-волевой сферы в отечественной и зарубежной психологии.............................................................5
1.2 Психологические особенности осужденных, являющихся злостными нарушителями режима содержания…………….................................................15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционально-волевой сферы осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями режима содержания.
2.1 Организация и методы исследования............................................................21
2.2 Результаты исследования и их интерпретация ............................................24
2.3 Рекомендации по работе с осужденными мужчинами, являющимися злостными нарушителями режима содержания.............................................
Выводы...........................................................................................................
Заключение....................................................................................................
Список использованных источников..........................................................
Приложения....................................................................................................
Введение
Проблема эмоционально-волевой сферы осужденных в условиях лишения свободы, несмотря на возрастающую в последнее время гумманизацию исправительных воздействий, продолжает оставаться актуальной. Понятие воли пересекается со многими психологическими понятиями, такими как мотивация, познавательные и эмоциональные процессы, темперамент, характер, способности и другие. Особенности воли изучали следующие ученые: Р. Декарт, Т. Гоббс, М.Я. Басов, Р. Ассаджоли, Е.П. Ильин, В.А. Иванников, А.Г. Ковалев, В.Ф. Пирожков, М.П. Стурова, В.Г. Деев и многие другие. Психологическое исследование воли в настоящее время осуществляется в рамках разных научных направлений: в бихевиористки ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения; в психологии мотивации – внутриличностные конфликты и способы их преодоления; в психологии саморегуляции–управление своим поведением. Важную роль в волевом акте осуществляют эмоции и воля, с помощью воли люди контролируют проявление своих эмоций.
Эмоции сопровождают всякую деятельность человека, проникают в любой психический процесс. Как писал Л.С. Рубинштейн, целостный акт отражения всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и аффективного, один их которых преобладает над другим.
Цель: изучить особенности эмоционально-волевой сферы у осужденных, являющихся злостными нарушителями режима содержания.
Предмет: особенности эмоционально-волевой сферы осужденных, являющихся злостными нарушителями.
Объект:эмоционально – волевая сфера осужденных, являющихся злостными нарушителями режима содержания.
Исходя из цели исследования нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть эмоционально-волевую сферу в отечественной и зарубежной психологии.
2. Раскрыть психологические особенности осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями режима содержания.
3. Изучить эмоционально-волевую сферу осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями режима содержания.
4. Выработать практические рекомендации по работе с осужденными мужчинами, являющимися злостными нарушителями режима содержания.
Методы:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методы:
- Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения (И.М. Сеченов, В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников);
- Исследование волевой саморегуляции (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман).
3. Методы математической статистики:
- Количественный и качественный анализ полученных данных;
- Критерий Уилкоксона-Манна-Уитни.
Гипотеза:
1.Эмоционально-волевая сфера осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями режима содержания отличается от эмоционально-волевой сферы осужденных мужчин, не имеющих нарушений режима содержания.
2. Осужденные-нарушители имеют повышенный уровень активности, низкий уровень самоконтроля, они менее устойчивы к стрессовым ситуациям, а также вспыльчивы и импульсивны.
Приложение 2
ВСК, волевой самоконтроль
Результаты представленные ниже испытуемого из экспериментальной группы.
Высокий уровень общего самоконтроля
Эмоционально зрелый, активный, независимый, самостоятельный, ответственный, уверенный в себе.
Его отличает спокойствие, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Хорошо рефлексирует собственные мотивы, планомерно реализует свои намерения, умеет распределять собственные усилия, способен контролировать свои поступки, обладает выраженной социально-позитивной направленностью.
Высокий уровень самоконтроля
«СИЛА Я»
Высокая способность управлять эмоциями и настроением, особенно умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение.
Характерна общая личностная зрелость и адекватность поведения.
Смело смотрит в лицо реальности, фактам.
Достаточно реалистичен в отношении к жизни.
Постоянен в своих планах и привязанностях, последователен. На вещи смотрит серьезно; хорошо осознаёт требования действительности.
Быстро ориентируется в ситуации. Способен достичь своих личных целей без особых трудностей.
Люди с высокими оценками по данному фактору часто бывают лидерами, обладают высокими моральными качествами и отличаются быстротой принятия решений.
Высокий уровень настойчивости
Высокий уровень эффективности в организации деятельности и решении поставленных задач. Характеризуется очень высокой способностью к достижению цели. Деятельный, работоспособный, активно стремящийся к выполнению намеченного, его мобилизуют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, главная его ценность - начатое дело.
Склонность к независимости, настырности, стремление к роли лидера.
Таким людям свойственно уважение к социальным нормам ("совестливость") и стремление подчинить им свое поведение.
Клинические аспекты
Высокий уровень самоконтроля
Свободен от невротических симптомов, не ипохондричен.
Когнитивная сфера
Высокий уровень самоконтроля
Стабилен, постоянен в интересах.
Профессиональная сфера
Высокий уровень самоконтроля
Работоспособный, ориентирован на реальность. Терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью.
Эффективен там, где требуется выполнение быстрых заданий.
Характерна высокая активность, инициативность.
Может рекомендоваться работа, требующая большой ответственности и быстрого принятия решений.
Эмоционально-волевая сфера
Высокий уровень самоконтроля
Обычно спокоен и уверен в себе.
Эмоционально зрелый, устойчивый, спокойный, невозмутимый, хорошо владеющий собой в различных ситуациях.
Не поддаётся случайным колебаниям настроения, не расстраивается из-за пустяков.
Не позволяет эмоциям затмевать реальную ситуацию, приспосабливается к фактам.
Способен адекватно разряжать свои импульсы в конкретный момент.
Высокая толерантность (устойчивость) по отношению к фрустрации.
Может переносить стрессовые ситуации без особого ущерба для деятельности.
Умеет держать себя в руках, проявляет сдержанность.
Способен управлять своими эмоциями и настроениями, находить им адекватное объяснение и выражение.
Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождают от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного, и, как правило, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму.
Настойчив, упорен в достижении целей.
Высокий уровень настойчивости
В большенстве случаев способен к преодолению препятствий на пути достижения цели. Неудачи не выбивают его «из колеи» и не приводят к эмоциональной дестабилизации.
Развита мотивация достижения. Интенсивная деятельность, часто вплоть до самоистощения.
Способен противостоять трудностям и преодолевать преграды при реализации намеченной цели.
Деятельный, независимый, работоспособный, активно стремящийся к выполнению намеченного.
ВСК, волевой самоконтроль.
Результаты представленные ниже испытуемого из контрольной группы.
Высокий уровень общего самоконтроля
Эмоционально зрелый, активный, независимый, самостоятельный, ответственный, уверенный в себе.
Его отличает спокойствие, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Хорошо рефлексирует собственные мотивы, планомерно реализует свои намерения, умеет распределять собственные усилия, способен контролировать свои поступки, обладает выраженной социально-позитивной направленностью.
Высокий уровень самоконтроля
«СИЛА Я»
Высокая способность управлять эмоциями и настроением, особенно умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение.
Характерна общая личностная зрелость и адекватность поведения.
Смело смотрит в лицо реальности, фактам.
Достаточно реалистичен в отношении к жизни.
Постоянен в своих планах и привязанностях, последователен. На вещи смотрит серьезно; хорошо осознаёт требования действительности.
Быстро ориентируется в ситуации. Способен достичь своих личных целей без особых трудностей.
Люди с высокими оценками по данному фактору часто бывают лидерами, обладают высокими моральными качествами и отличаются быстротой принятия решений.
Высокий уровень настойчивости
Высокий уровень эффективности в организации деятельности и решении поставленных задач. Характеризуется очень высокой способностью к достижению цели. Деятельный, работоспособный, активно стремящийся к выполнению намеченного, его мобилизуют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, главная его ценность - начатое дело.
Склонность к независимости, настырности, стремление к роли лидера.
Таким людям свойственно уважение к социальным нормам ("совестливость") и стремление подчинить им свое поведение.
Клинические аспекты
Высокий уровень самоконтроля
Свободен от невротических симптомов, не ипохондричен.
Когнитивная сфера
Высокий уровень самоконтроля
Стабилен, постоянен в интересах.
Профессиональная сфера
Высокий уровень самоконтроля
Работоспособный, ориентирован на реальность. Терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью.
Эффективен там, где требуется выполнение быстрых заданий.
Характерна высокая активность, инициативность.
Может рекомендоваться работа, требующая большой ответственности и быстрого принятия решений.
Эмоционально-волевая сфера
Высокий уровень самоконтроля
Обычно спокоен и уверен в себе.
Эмоционально зрелый, устойчивый, спокойный, невозмутимый, хорошо владеющий собой в различных ситуациях.
Не поддаётся случайным колебаниям настроения, не расстраивается из-за пустяков.
Не позволяет эмоциям затмевать реальную ситуацию, приспосабливается к фактам.
Способен адекватно разряжать свои импульсы в конкретный момент.
Высокая толерантность (устойчивость) по отношению к фрустрации.
Может переносить стрессовые ситуации без особого ущерба для деятельности.
Умеет держать себя в руках, проявляет сдержанность.
Способен управлять своими эмоциями и настроениями, находить им адекватное объяснение и выражение.
Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождают от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного, и, как правило, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму.
Настойчив, упорен в достижении целей.
Высокий уровень настойчивости
В большенстве случаев способен к преодолению препятствий на пути достижения цели. Неудачи не выбивают его «из колеи» и не приводят к эмоциональной дестабилизации.
Развита мотивация достижения. Интенсивная деятельность, часто вплоть до самоистощения.
Способен противостоять трудностям и преодолевать преграды при реализации намеченной цели.
Деятельный, независимый, работоспособный, активно стремящийся к выполнению намеченного.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ОСУЖДЕННЫХ МУЖЧИН, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЗЛОСТНЫМИ НАРУШИТЕЛЯМИ РЕЖИМА СОДЕРЖАНИЯ
Выполнил:
Курсант психологического факультета,
4 курса,
231 учебной группы, Д.В. Кенюк
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
начальник психологического о факультета, полковник внутренней службы, М.А. Черкасова
Дата защиты: «__»__________20__г.
Оценка________________
Вологда - 2017
Оглавление
1.Введение................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению эмоционально-волевой сферы у осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями режима содержания……………………………………………...6
1.1 Психологические подходы к изучению эмоционально-волевой сферы в отечественной и зарубежной психологии.............................................................5
1.2 Психологические особенности осужденных, являющихся злостными нарушителями режима содержания…………….................................................15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционально-волевой сферы осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями режима содержания.
2.1 Организация и методы исследования............................................................21
2.2 Результаты исследования и их интерпретация ............................................24
2.3 Рекомендации по работе с осужденными мужчинами, являющимися злостными нарушителями режима содержания.............................................
Выводы...........................................................................................................
Заключение....................................................................................................
Список использованных источников..........................................................
Приложения....................................................................................................
Введение
Проблема эмоционально-волевой сферы осужденных в условиях лишения свободы, несмотря на возрастающую в последнее время гумманизацию исправительных воздействий, продолжает оставаться актуальной. Понятие воли пересекается со многими психологическими понятиями, такими как мотивация, познавательные и эмоциональные процессы, темперамент, характер, способности и другие. Особенности воли изучали следующие ученые: Р. Декарт, Т. Гоббс, М.Я. Басов, Р. Ассаджоли, Е.П. Ильин, В.А. Иванников, А.Г. Ковалев, В.Ф. Пирожков, М.П. Стурова, В.Г. Деев и многие другие. Психологическое исследование воли в настоящее время осуществляется в рамках разных научных направлений: в бихевиористки ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения; в психологии мотивации – внутриличностные конфликты и способы их преодоления; в психологии саморегуляции–управление своим поведением. Важную роль в волевом акте осуществляют эмоции и воля, с помощью воли люди контролируют проявление своих эмоций.
Эмоции сопровождают всякую деятельность человека, проникают в любой психический процесс. Как писал Л.С. Рубинштейн, целостный акт отражения всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и аффективного, один их которых преобладает над другим.
Цель: изучить особенности эмоционально-волевой сферы у осужденных, являющихся злостными нарушителями режима содержания.
Предмет: особенности эмоционально-волевой сферы осужденных, являющихся злостными нарушителями.
Объект:эмоционально – волевая сфера осужденных, являющихся злостными нарушителями режима содержания.
Исходя из цели исследования нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть эмоционально-волевую сферу в отечественной и зарубежной психологии.
2. Раскрыть психологические особенности осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями режима содержания.
3. Изучить эмоционально-волевую сферу осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями режима содержания.
4. Выработать практические рекомендации по работе с осужденными мужчинами, являющимися злостными нарушителями режима содержания.
Методы:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методы:
- Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения (И.М. Сеченов, В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников);
- Исследование волевой саморегуляции (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман).
3. Методы математической статистики:
- Количественный и качественный анализ полученных данных;
- Критерий Уилкоксона-Манна-Уитни.
Гипотеза:
1.Эмоционально-волевая сфера осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями режима содержания отличается от эмоционально-волевой сферы осужденных мужчин, не имеющих нарушений режима содержания.
2. Осужденные-нарушители имеют повышенный уровень активности, низкий уровень самоконтроля, они менее устойчивы к стрессовым ситуациям, а также вспыльчивы и импульсивны.