Крысько, владимир гаврилович.

БИБЛИОТЕКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ВТ. Крысько

Социальная психология

Курс лекций 3-е издание

Допущено Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности 031000 «Педагогика и психология»

ШОМЕГА-Л

Москва, 2006

УДК 316.6(075.8; ББК88.5я73

К 85

Рецензенты:

кафедра социальной психологии и педагогики Московского государственного университета сервиса;

В.Н.Селезнев, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор психологических наук, профессор;

А.В.Тышковский, доктор психологических наук, профессор.

Крысько, Владимир Гаврилович.

К85Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.) - ISBN 5-98119-390-5.

Агентство CIP РГБ.

Курс лекций в систематизированном и сжатом виде раскрывает основное содержание и особенности социально-психологических явлений и процессов, показывает специфику их проявления в жизни и деятельности людей, а также включает в себя структурно-логические схемы, упрощающие запоминание изложенного материала. Издание соответствует государственному образовательному стандарту по специальности «Социальная психология».

Для студентов и аспирантов психологических, социологических, педагогических и других факультетов вузов, а также для всех желающих ознакомиться с проблемами взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных социальных общностях.

УДК 316.6(075.8)

ББК88.5я73

Учебное издание

Крысько Владимир Гаврилович

Социальная ПСИХОЛОГИЯ

Курс лекций

Редактор Ю.А. Серова

Корректор А.А. Артамонова

Компьютерная верстка Ю.А. Добровольской

Подписано в печать 10.08.2005. Формат 84х 108 '/32. Печать офсетная.

Гарнитура «Newton». Усл. печ. л. 18,5. Тираж 5000 экз. Заказ № 4079.

ООО «Омега-Л»

123022, г. Москва, Столярный пер., д. 14, 2-й подъезд, оф. 23.

Тел. (095) 258-08-38

www.omega-l.ru

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленных материалов в ОАО «Дом печати — ВЯТКА».

610033, г. Киров, ул. Московская, 122.

ISBN 5-98119-390-5 © В.Г. Крысько, 2005

© Омега-Л, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.Архитектоника социальной психологии как науки

Лекция 1. Структура современной социальной

психологии..............................................................7

Лекция 2. Иерархия и соотношение социально-психологических феноменов................................20

Лекция 3. Механизмы функционирования социально-психологических феноменов................................28

Вопросы для повторения...........................................................33

Задания для самостоятельной работы.....................................33

Структурно-логические схемы.................................................34

Тема 2.Психология взаимодействия людей

Лекция 4. Общая характеристика взаимодействия ...............38

Лекция 5. Содержание и динамика

взаимодействия людей ..........................................40

Лекция 6. Разновидности взаимодействия ...........................51

Вопросы для повторения...........................................................53

Задания для самостоятельной работы.....................................53

Структурно-логические схемы.................................................54

Тема 3.Психология взаимоотношений людей

Лекция 7. Сущность взаимоотношений ................................57

Лекция 8. Виды взаимоотношений .......................................63

Вопросы для повторения...........................................................66

Задания для самостоятельной работы.....................................66

Структурно-логические схемы.................................................67

Тема 4.Психология общения людей

Лекция 9. Понятие и сущность общения ..............................71

Лекция 10. Виды и типы общения .........................................78

Лекция 11. Общение как коммуникация ..............................83

Вопросы для повторения...........................................................88

Задания для самостоятельной работы.....................................88

Структурно-логические схемы.................................................89

Тема 5.Психология межличностного восприятия и взаимопонимания

Лекция 12. Сущность и основные характеристики

межличностного восприятия .............................94

Лекция 13. Психологические особенности

межличностного взаимопонимания ................102

Вопросы для повторения.........................................................105

Задания для самостоятельной работы...................................105

Структурно-логические схемы...............................................106

Тема 6.Социальная психология личности

Лекция 14. Понятие личности и ее социально-психологических особенностей .......................111

Лекция 15. Социально-психологические

типы личности ..................................................117

Лекция 16. Социализация личности....................................135

Вопросы для повторения.........................................................146

Задания для самостоятельной работы...................................146

Структурно-логические схемы...............................................147

Тема 7.Психология малой группы

Лекция 17. Понятие малой группы и ее психологии ..........151

Лекция 18. Характеристика социально-психологических

процессов в малой группе .................................166

Вопросы для повторения.........................................................175

Задания для самостоятельной работы...................................175

Структурно-логические схемы...............................................176

Тема 8.Психология этнических общностей

Лекция 19. Понятие психологии нации ..............................183

Лекция 20. Структура и свойства психологии нации .........185

Лекция 21. Национально-психологические особенности

представителей некоторых наций ....................194

Вопросы для повторения.........................................................206

Задания для самостоятельной работы...................................206

Структурно-логические схемы...............................................207

Тема 9. Психология социальных классов

Лекция 22. Понятие и своеобразие

функционирования психологии классов.........210

Лекция 23. Структура социально-классовых различий ......214

Лекция 24. Содержание психологии класса ........................223

Вопросы для повторения.........................................................227

Задания для самостоятельной работы...................................227

Структурно-логические схемы...............................................228

Тема 10. Психология толпы i

Лекция 25. Определение понятия «толпа» ..........................230

Лекция 26. Виды и основные характеристики толпы .........232

Лекция 27. Особенности поведения толпы .........................237

Вопросы для повторения.........................................................243

Задания для самостоятельной работы...................................243

Структурно-логические схемы...............................................244

Тема 11. Психология политики

Лекция 28. Сущность и содержание политико-психологических феноменов............................246

Лекция 29. Психологическая характеристика

политической власти.........................................252

Лекция 30. Психологические особенности

политической активности.................................260

Вопросы для повторения.........................................................270

Задания для самостоятельной работы...................................270

Структурно-логические схемы......v.......................................271

Тема 12. Психология религии

Лекция 31. Психологическая наука

о сущности религии ..........................................273

Лекция 32. Психологическая характеристика

субъектов и объектов религии ..........................282

Лекция 33. Содержание психологии верующих..................293

Вопросы для повторения.........................................................303

Задания для самостоятельной работы...................................303

Структурно-логические схемы...............................................304

Тема 13. Психология конфликтов

Лекция 34. Общая характеристика конфликта ...................307

Лекция 35. Структура и содержание конфликта.................312

Лекция 36. Завершение конфликта .....................................318

Вопросы для повторения.........................................................322

Задания для самостоятельной работы...................................322

Структурно-логические схемы...............................................323

Тема 14. Психологическое воздействие

Лекция 37. Понятие и виды

психологического воздействия ........................325

Лекция 38.Закономерности

психологического воздействия ........................330

Лекция 39. Методы психологического воздействия ...........335

Вопросы для повторения.........................................................348

Задания для самостоятельной работы...................................348

Структурно-логические схемы...............................................349

Литература.............................................................................351

Вопросы для повторения

1. Что составляет предмет и каковы задачи социальной психологии?

2. Каковы критерии, по которым классифицируются социально-психологические явления и процессы?

3. Какие функции выполняет социальная психология как наука?

4. Какие методы социально-психологических исследований вы знаете?

5. Как соотносятся социально-психологические феномены?

6. Какова структура общественного сознания?

Задания для самостоятельной работы

1. Освойте методы изучения социально-психологических явлений.

2. Подумайте, какими способами может достигаться решение задач, стоящих перед социальной психологией?

3. Дайте сравнительно-сопоставительную характеристику основных методов социальной психологии в нашей стране и за рубежом.

4. Создайте технологию изучения какой-то конкретной группы социально-психологических явлений.

5. Изучите своеобразие проявления идеологии и общественной психологии в современных условиях развития нашего общества.

6. Систематизируйте и обобщите в форме таблицы различия в проявлении подражания и заражения.

2 Социальная психология

Структурно-логические схемы

      Накопление начальных знаний о происхождении и сущности социально-психологических особенностей человека и механизмов социального поведения людей
  VI в. до н.э. — середина XV в.  
этап крысько, владимир гаврилович. - student2.ru
   
     
     
    Исследование и обобщение представлений о влиянии общества, государства на взаимодействие и общение людей как представителей различных социальных групп
  Середина XV в. — середина XIX вв.  
этап крысько, владимир гаврилович. - student2.ru
   
     
     
    Разработка социально-психологических теорий, превращение социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний и зарождение социально-психологических школ (этнопсихологии, политической психологии и др.)
  Середина XIX — середина XX вв.  
3 этап крысько, владимир гаврилович. - student2.ru
   
     
     
    Превращение и окончательное оформление социальной психологии
  Середина XX в. — по настоящее время  
4 этап крысько, владимир гаврилович. - student2.ru
    в экспериментальную науку
     

Схема 1. Этапы развития социальной психологии

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 2.Структура социальной психологии как науки

Психоанализ * V Бихевиоризм  
         
Различия в теории Предмет социальной психологии Различия в практике
               
Гештальт-психология   Интер-акционизм   Когнитивизм
               

Схема 3.Основные направления зарубежной социальной психологии

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 4.Методы социальной психологии

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 5.Соотношение базовых социально-психологических феноменов

Тема 2

Лекция 5. Содержание и динамика взаимодействия людей

В настоящее время в западной науке существует множество точек зрения, объясняющих причины взаимодействия людей (табл. 1). В нашей стране его изучению психологами уделяется

очень мало внимания. Для лучшего понимания его сущности необходимо представлять прежде всего гносеологию возникновения и развития взаимодействия, понимая ее как сложный многоэтапный процесс превращения (преобразования) одних соииально-психологических явлений в другие.

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный (схема 1).

Начало взаимодействия.На первом этапе (начальном уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития1.

Главное в успехе первичных контактов заключается в приятии или неприятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием — сходством, подобием-контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами — одно из основных условий развития их взаимодействий (общения, отношений, совместимости, срабатываемости), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике,

Понятие «контакт» употребляется в нескольких значениях. «Контакт» может означать прикосновение (от лат. contactus, contingo — трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем-либо). В психологии контактом называют сближение субъектов во времени и пространстве, а также некую меру близости в отношениях. В связи с этим в одних случаях говорят о «хорошем» и «тесном», «непосредственном» или, наоборот, о «слабом», «неустойчивом», неустоявшемся, «опосредованном» контакте; в других случаях—о контакте как о необходимом условии правильного взаимодействия. Наличие контакта, т.е. известной стадии близости, всегда рассматривается как желательная основа эффективного взаимодействия.

*

Таблица I

Вопросы для повторения

1. В чем заключается взаимодействие и каковы формы его проявления?

2. Какова динамика взаимодействия?

3. Что такое обратная связь во взаимодействии?

4. Какие ведущие стратегии поведения во взаимодействии вы знаете?

Задания для самостоятельной работы

1. Попытайтесь описать свои чувства и переживания на всех этапах вашего знакомства и взаимодействия с каким-то новым человеком.

2. Попытайтесь зафиксировать, чем отличаются ваши собственные варианты взаимодействия от подобных у других людей.

Структурно-логические схемы

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 1. Динамика развития взаимодействия

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 2.Общая характеристика взаимодействия людей

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 3.Типы взаимодействия людей

ТвМЭ О I iii 1>1»11»| 1»||>111||||1||| iiiiiiiiiiiiiiiiiii I iiii mi щи I >i irшиши iii нищ I im

Психология

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ

^>!>и_... .in 111111 iim» 11 »■■—«ill—— iMiPinwi» ■ wiwmwmh i—iw i ini i w и i—»immi n» i—hhiw—i

Вопросы для повторения

1. Как понимается «отношение» в психологической науке?

2. В чем разница между «субъект-объектными» и «субъект-субъектными» отношениями?

3. Что определяет содержание межличностных отношений?

4. Какие виды взаимоотношений вам известны?

Задания для самостоятельной работы

1. Осмыслите соотношение психологических и экономических отношений людей.

2. Изучите роль и специфику проявления всех видов взаимоотношений людей в их повседневной жизни и деятельности.

3. Исследуйте, каким взаимоотношениям вы обычно отдаете предпочтение в повседневной жизни и деятельности.

4. Опишите иерархию взаимоотношений в вашей семье.

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Структурно-логические схемы

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 1.Возникновение отношений между людьми

3*

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru   Существует всеобщая взаимосвязь экономических, общественных и психологических отношений  
     
  Отношение — атрибут любой связи человека: непосредственной и опосредованной, физической и идеальной  
     
 
  Через отношение определяется система потребностей, мотивов, поведения людей  
  -  
    Отношение — это связь внутреннего и внешнего содержания психики человека  
крысько, владимир гаврилович. - student2.ru      
  Отношение — базовая категория психологической науки  
     
  Отношение находит конкретное воплощение в любых контактах, взаимодействиях людей  
     
 
  Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром и другими людьми  
       
    Отношение — готовность к определенному взаимодействию, реально действующая связь в рамках «субъект—объект», «субъект—субъект»  

Схема 2.Понятие отношений в психологической науке

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 3.Сущность взаимоотношений

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 4.Общая характеристика социальных ролей

YeMa 4 .......мм............."hiмни......жштштшмшяшшшшкшмнттшттш

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ

00Щ.....'......шяшшшшя^шшяшшшяшшшшяшшш................*........пиши..........ни.........ни.........шшашшшшшшш

Вопросы для повторения

1. Что такое общение?

2. Какие виды и средства общения вам известны?

3. Что такое коммуникация?

4. Что вы можете рассказать о барьерах общения?

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите своеобразие общения как кинесики.

2. Изучите формы и способы коммуникативного воздействия.

3. Осмыслите роль и значение барьеров общения в повседневной жизни и деятельности людей.

Структурно-логические схемы

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 1. Понятие и сущность общения

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 2.Особенности общения

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 3.Средства общения

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 4. Виды общения

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 5.Характеристика коммуникации в межличностном общении

Тема 5 ...........................i...................................,.............и,......мишшшц—i

ПСИХОЛОГИЯ

Вопросы для повторения

1. Что такое социальная перцепция?

2. Каковы особенности межличностного восприятия?

3. Что такое взаимопонимание людей?

4. От каких факторов и условий зависит взаимопонимание людей?

Задания для самостоятельной работы

1. Выясните различия в методологических подходах к пониманию социальной перцепции в отечественной и западной социальной психологии.

2. Изучите особенности своей социальной перцепции.

3. Опишите условия достижения взаимопонимания между вами и другими людьми.

4. Изучите направления вашего личностного совершенствования в изучении взаимопонимания людей.

Структурно-логические схемы

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Собственное поведение наблюдателя

Схема 1. Сущность социального восприятия

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 2.Функции и механизмы социальной перцепции

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 3.Факторы успешности (точности) социального восприятия

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 4.Общая характеристика взаимопонимания

I

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 5.Направления прогнозирования взаимопонимания людей

Тема 6 hihhhmh.......wiwimumniiiin.............................ни...............................tin...........i...........иииимишштш

Вопросы для повторения

1. В чем сущность понятия «социальный тип личности»?

2. Какова суть социально-психологических особенностей личности?

3. Каковы составляющие элементы социально-психологической характеристики личности?

4. В чем сущность понятия «социализация личности»?

5. Каковы факторы «социализации личности»?

Задания для самостоятельной работы

1. Освойте направления исследования и выявления соотношения составных частей в иерархии социально-психологических особенностей личности.

2. Составьте социально-психологическую характеристику личности одного из своих знакомых.

3. Изучите факторы и условия, оказавшие важнейшее влияние на формирование вашей собственной личности.

4. Выявите акцентуированные особенности личности у нескольких своих знакомых.

5. Изучите наиболее значительные этапы вашей личной социализации.

Структурно-логические схемы

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 1. Факторы формирования личности

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 2.Психологическая структура личности

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 3.Факторы социализации личности

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 4.Механизмы и средства социализации личности

r

тема 7 ■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■ ПСИХОЛОГИЯ МАЛОЙ ГРУППЫ

ggBBtMMllllHIIIIIIIIilllllllllllllHIIIIIIH

Лекция 18. Характеристика

Вопросы для повторения

1. Что такое малая группа?

2. Каковы системообразующие компоненты психологии малой группы и как характеризуются их особенности?

3. Чем отличаются друг от друга компоненты социально-психологической структуры малой группы?

4. Какие основные социально-психологические процессы происходят в малой группе?

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите подходы к пониманию малых групп и их особенностей, существующие в западной психологической науке.

2. Изучите, какие традиции проявляются в вашей малой группе.

3. Изучите особенности структуры межличностных предпочтений в вашей группе.

4. Исследуйте специфику коммуникативного поведения всех представителей малой группы, в которой вы являетесь постоянным членом.

Структурно-логические схемы

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 1. Классификация малых групп

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 2.Структура психологии малой группы

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 3.Психологическая характеристика взаимоотношений в малой группе

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 4.Психологические особенности группового мнения

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 5.Психологические особенности групповых настроений

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 6.Психологическая структура малой группы

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 7.Психологические процессы в малой группе

Вопросы для повторения

1. Что такое национально-психологические особенности людей?

2. Какова структура национальной психики?

3. Какие свойства национально-психологических особенностей вам известны?

4. Какие принципы сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей людей вы знаете?

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите методы этнической психологии.

2. Составьте стратегию осмысления национально-психологических особенностей представителей многонационального коллектива.

3. Примените принцип сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей для изучения русских и белорусов.

4. Подумайте, чем отличаются национально-психологические особенности русских и американцев.

Структурно-логические схемы

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 1. Факторы формирования национально-психологических феноменов (НПФ)

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 2.Содержание национальной психики людей

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 3.Содержание национально-психологических особенностей

ТвМа 9шин" inИНН.......»' шипи»!! мнит ill |и——»..........■■■■■iiiiiiwiiHiiMiiiimiHiiiHHmai

Вопросы для повторения

1. Дайте определение социального класса. Какие критерии положены в его основу?

2. Что составляет основу психологии социального класса?

3. Каковы важнейшие психологические характеристики представителей различных классов?

4. Что такое психический склад класса?

Задания для самостоятельной работы

1. Постарайтесь определить, представители каких социальных классов являются членами вашего коллектива.

2. Опишите те психологические характеристики, которые им присущи.

3. Составьте психологический портрет «нового русского».

8*

Структурно-логические схемы

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 1. Понятие класса в социальной психологии

крысько, владимир гаврилович. - student2.ru

Схема 2.Структура психологии класса

Тема 10 iwiMWiiwwiiiiiiiiiMiMiiiiiiirni.......■'ii-r-'ii.iiiMiiMiTMiiiiiiiiiwiiiiimiiiiiiiiiiiiMMiMiiiiB

ПСИХОЛОГИЯ толпы

Лекция 25. Определение понятия «толпа»

К числу больших общностей людей относится и толпа. Этот феномен известен давно. Со времен появления первых совместных поселений люди начали жить скученно, на ограниченном пространстве, в результате чего в тех или иных обстоятельствах (при стихийных бедствиях, во время социальных волнений, нападений врагов) они часто превращались в толпу — контактную, эмоциональную, возбужденную общность индивидов, обладающих огромной силой.

Для того чтобы дать характеристику описываемого социального феномена, надо сначала выяснить, что входит в само понятие «толпа». Ее исследователи неизбежно сталкиваются с проблемой определения. Несмотря на многочисленные труды, посвященные этой проблеме, «толпа» на сегодняшний день не имеет единого и однозначного смыслового значения, широко признанного всеми социальными науками. Существуют разные ее определения. Общим для всех них является противопоставление толпы всем устойчивым социальным общностям, лишение толпы четких признаков и особенностей, что вообще затрудняет понимание ее в качестве социального феномена.

Западные философы X. Ортега-и-Гассет, Э. Канетти, У. Франкл считали, что одной из главных причин катаклизмов в XX в. является широкий приток масс в политику и культуру. Господство же масс воспринималось как господство посредственности, нравственного кризиса. Разрушение старых ценностей и дискредитация новых неизбежно, по их мнению, ведет к вырождению общества. Толпа, как считает Э. Канетти, подавляет в себе все достоинства и истинную ценность людей, извлекая из них чисто утилитарную ценность.

В современной социологии и политологии широко распространен подход к толпе как случайному множеству. В этом смысле толпа определяется как аморфное образование, традиционно противопоставляемое стабильным социальным образованиям — группам, классам, слоям. Такая «социальная масса»

не имеет ни организации, ни обычаев, ни традиций, ни установленных правил поведения, ни собственного лица. Исследователи делают упор на случайность и разрозненность образования толпы, на ненормальность ее поведения.

Наиболее распространено у западных психологов значение термина «толпа» как психологической массы людей. Оно выступает основой для объяснения самых различных сфер социальных отношений и социального поведения человека, не являющегося непосредственно наблюдаемым. Описание функционирования общества по способу поведения толпы ведет к переносу понятия толпы на общество в целом. В основе таких интерпретаций положены закономерности «психологии масс» Г. Лебона и 3. Фрейда, у которых поведение людей в толпе рассматривается как форма массового психоза. В этом случае толпа не рассуждает, а повинуется страстям, на смену ее сознательной деятельности приходит бессознательное поведение людей.

В конце XIX в. русский военный психолог А.С. Резанов называл толпой собрание неопределенного количества лиц, находящихся под действием одних и тех же возбудителей, вследствие чего таковое собрание характеризуется упадком волевой деятельности индивидов и развитием бессознательного подражания, при повышенном состоянии внушаемости.

Б.Ф. Поршнев считал, что «толпа — это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к людям, установлениям, событиям. Толпу подчас делает общностью только то, что она против чего-либо. Это начальная и низшая форма социально психологической общности» (Поршнев Б.Ф., 1967. С. 93). Согласно его мнению, толпы без образа врага не бывает. Ей свойственны нигилистические настроения, недоверчивое отношение к окружающему.

Советский психолог С.К. Рощин дал, по его мнению, более правильное и психологически более верное определение толпы, которая представляет собой «изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения».

Наличие толпы всегда ориентирует на присутствие: определенной общности; какой-то связи между людьми, которая может быть и второстепенной, и временной, и случайной. Существование такой связи хоть и равносильно отсутствию глубинной, закономерной и устоявшейся зависимости, но все же свидетельствует о какой-то организации членов толпы. Именно поэтому нельзя назвать истинной толпой скопление людей в общественном транспорте. Тут, кроме физической непосредственной близости, нет ничего, что могло бы именно объединить людей в общность.

После своего распада толпа может вновь восстановиться — в этом проявляется динамизм ее активности. В.В. Привалова указывает на то, что в ходе исследований все более выясняется, что толпа может существовать достаточно долго как «потенциальная общность», когда она представляет собой как бы конгломерат индивидов с определенными интересами, но не осуществляющими взаимодействие друг с другом. Подобное состояние она называет «латентным уровнем толпы». «Потенциальная толпа» может существовать значительное время, в которое происходит процесс ее дальнейшего формирования, с выработкой ценностных установок участников толпы, определяющих возможные способы и методы разрешения проблемы.

Таким образом, толпа — это относительно кратковременное, слабоорганизованное и бесструктурное скопление (сборище) множества людей, связанное между собой общим эмоциональным состоянием, объектом внимания, осознаваемой или неосознаваемой целью и обладающее огромной (несоизмеримой с индивидуальной) силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг дезорганизовать их поведение и деятельность.

Лекция 26. Виды и основные характеристики толпы

Толпа является весьма специфическим и чрезвычайно многоликим явлением. По типу доминирующей эмоции и особенностям поведения исследователи выделяют два вида толпы: пассивный (выжидательный) и активный (действующий).

Наиболее простым и весьма распространенным подвидом пассивной толпы является случайная (окказиональная) толпа. Она возникает в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транспортным происшествием, пожаром, дракой и т.д. Обычно случайную толпу образуют так называемые зеваки, т.е. лица, испытывающие определенную потребность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в подобных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быстро собираться и так же быстро рассеиваться. Как правило, она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя известны случаи, когда окказиональная толпа состояла из нескольких тысяч человек.

Другим часто встречающимся подвидом пассивной толпы является конвенциональная толпа, т.е. толпа, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения — конвенциях. Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической демонстрации, спортивного состязания, концерта и т.д. В подобных случаях людьми обычно движет вполне направленный интерес и они должны следовать нормам поведения, соответствующим характеру мероприятия. Естественно, что поведение зрител

Наши рекомендации