Социально-психологические качества личности.

В процессе социализации у личности формируются два уровня качеств:

- общие психологические качества - т. е. те, которые даны о рождения (мышление, память, ощущения);

- социально- психологические качества.

Социально-психологические качества характеризуют ее связи с социальной действительностью. Эта связь выступает в форме различного рода отношений. Данные отношения устанавливаются на разном уровне психики: от бессознательного до рационального. Эти отношения являются также регулятором поведения личности. Система отношений к социуму характеризует личность как индивидуальность. Каждая личность в этих связях характеризует нечто общее, то, что присуще всем членам данного общества, а также отдельное - то, что присуще личности как члену определенной группы, и единственное- то, что индивид воспроизводит сам.

Система социально-психологических качеств включает такие качества, как:

1. Социальные потребности.

2. Социальные установки.

3. Социальные чувства.

4. Ценностные ориентации.

5. Ценности.

6. Социальное мышление.

7. Жизненный путь.

Социальные установки - центральное понятие социальной психологии. Установка характеризует динамическое состояние субъекта, его готовность к определенной активности. Оно обусловлено двумя факторами: потребности субъекта и соответствующие объективные ситуации. Повтор одной и той же установки превращает ее в фиксированную установку. Установки формируют бессознательный уровень готовности человека к реализации простейших человеческих потребностей. Социальная установка характеризует определенную готовность субъекта каким-то образом реагировать на явления социальной жизни. Социальные установки сложнее, чем просто установка. Они являются не только результатом взаимодействия потребности и личности, но опосредованным определенным знанием. В основе их лежат социальные потребности, знания о нормах социальной жизни и социальные ситуации. Социальная установка включает следующие компоненты: эмоционально-оценочный, информационный, поведенческий.

Социальная установка является регулятором поведения. Система социальных установок характеризует направленность личности, ее предрасположенность действовать определенным способом.

Социальные чувства.

В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения социальных потребностей у личности формируются социальные чувства. Социальные чувства не даны от рождения как органы чувств. Они приобретаются личностью в процессе ее жизнедеятельности. В данном случае присутствует компонент знания. Социальные чувства выступают в форме переживаний явлений социальной действительности и общественной жизни (чувства патриотизма, коллективизма, индивидуализма). Они приобретаются в социуме.

Система социальных установок по отношению к материальным или духовным благам образует ценностные ориентации, которые характеризуют переход на рациональный уровень отношения личности к окружающей действительности.

Система ценностных ориентаций позволяет личности ориентироваться в выборе материальных и духовных ценностей. Она выступает как оценка действительности.

Ценности.

Ценности делятся на материальные и духовные, на объективно существующие и субъективно признаваемые. Человек с самого рождения входит в ценностный мир, который объективен. В зависимости от своих потребностей, социальных влияний личность выбирает из этого мира наиболее значимые с его точки зрения ценности. Эти ценности существуют в сознании человека в виде абстракций, представлений о материальных и духовных благах, которые удовлетворяют потребности личности.

Ценности существуют в виде ценностей идеалов образа своей жизни, ценностей цели и средств достижения этой цели, ценностей норм поведения.

Эта система представлений о благах характеризует ценностную структуру личности. Ценности - это связь социума на рациональном уровне, ядро сознательной личности. Ценности в момент их присвоения и утверждения сопровождаются эмоциональными переживаниями. Наиболее значимые ценности входят в структуру личности. Слом ценностных структур личности сопровождается тяжелыми переживаниями.

Есть ценности, которые образуют ядро личности - основные ценности (отношение к людям, труду). И есть ценности возрастные или ситуативные. В течение жизни ценности у человека меняются, могут также происходить возрастные ценностные кризисы. Ученые по-разному устанавливают их интервал, но в целом, они происходят раз в 7-10 лет.

Социальное мышление.

Социальное мышление относится к социальной действительности. Предметом социального мышления являются взаимоотношения людей, сами люди, система общественных отношений, жизненный путь личности.

Социальное мышление имеет свои механизмы осуществления. Главным для социального мышления является не просто познание мира, но его преобразование.

Социальное мышление - это способ категоризации, интерпретации и проблематизации социальной жизни. Оно имеет свои процедуры:

1. Понимание и интерпретация информации и ценности сообщения. При понимании осуществляется интерпретация информации, т.е. субъективная обработка объективной информации.

2. Проблематизация социальной жизни заключается в том, что субъект ставит для себя вопрос, каковы неизвестные стороны жизни. Он как бы формирует проблему, которую нужно решить. Сама постановка проблемы - сложная интеллектуальная задача. Творческая личность видит больше проблем в жизни, но также больше путей их решения. Люди более ограниченные стремятся к стандартам, к избежанию противоречий, к упрощению ситуации. Они не видят проблемы и всегда предлагают простой вариант ее решения.

Социальное мышление зависит как от личности, ее ценностей, уровня развития мышления, так и от той среды, в которой произошла социализация личности.

Жизненная позиция личности.

Совокупность социально-психологических качеств личности характеризует ее жизненную позицию. Жизненная позиция - это сложное психологическое образование. Способность самоопределения личности в жизни, обобщенной на основе ее ценностей и отвечающей основным жизненным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией.

Жизненная позиция - это результат взаимодействия личности с самим собой. Являясь таким результатом, жизненная позиция определяет направление личности. От нее зависит реализация возможностей человека, его способностей.

Жизненная позиция характеризует всю систему связей личности. Она проявляется в отношении к предметному миру, к другим людям, к самому себе. Жизненные позиции личностей различны. Часто встречается тип личности, которые определяют себе систему ценностей, но не могут их реализовать. Нереализованные жизненные цели и ценности – это тоже жизненная позиция.

Реализация жизненной позиции во времени и обстоятельствах – это ничто иное, как жизненный путь личности. Основным понятием при исследовании жизненного пути личности является понятие личностного смысла. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности и выражение отношения личности к тем объектам, ради которых развернута деятельность. Смысл жизни отражает жизненную концепцию, мотивирует человека на те или иные поступки, то или иное поведение.

Смысл жизни заставляет человека организовывать свою жизнь. Способность к организации своей жизни у людей неодинакова. Главное при организации жизни - умение соединить ее внешнюю и внутреннюю тенденции. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интернального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля. Рассмотрение вопросов "смысла" встречается в психологии еще со времен психоанализа З.Фрейда. Фрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними". Проработка вопроса о смысле жизни в психоанализе, начатая Адлером, нашла продолжение в работах К.Г. Юнга. Для Юнга поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему. Если нахождение смысла позволяет человеку достичь максимальной полноты существования, утрата принижает его, делает "жалким и потерянным". Однако, в качестве основного источника индивидуальных смыслов Юнг указывает прежде всего надсознательные архетипы. Смысл жизни - основное понятие экзистенциального анализа В. Франкла. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Смыслоутрата приводит к попыткам заполнения "экзистенциальному вакуума" и поиска счастья с помощью псевдосмыслов - стремления к успеху, власти или потребления и т.д. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная тенденция, присущая всем людям. Она заставляет человека развиваться и совершать различные действия. Чтобы жить, человек должен знать, во имя какого смысла совершаются те или иные поступки. Отсутствие смысла жизни порождает фрустрацию и неврозы, причиной которых является социум (невроз безработицы). Вопрос о смысле жизни ставит не человек, а сама жизнь. Смысл жизни человек не может изобрести, он находит в объективной действительности. Существует возможность пути, с помощью которого человек может сделать свою жизнь осмысленной: 1.С помощью того, что дает человек жизни (творчество) 2.С помощью того, что мы берем от жизни. 3.Как мы относимся к судьбе, которую не в состоянии изменить. Нужно иметь философское отношение к обстоятельствам, которые от нас не зависят, и искать смысл жизни в этих обстоятельствах. Нельзя ставить вопрос о смысле жизни вообще, существует смысл жизни каждого конкретного человека.
Зарубежная социальная психология о личности

Э. Фромм - видный мыслитель XX столетия. Его популярность во всем мире и влияние его идей на сознание людей значимы по сей день. Он стремился переосмыслить исходные установки философии, этики, психологии, культурологи, исходя из ценности внутреннего мира человека.

Фромм полагал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе, к самому себе. Он обосновал возможности разностороннего совершенствования человека как живого, мыслящего существа. В наследии Фромма имеются идеи об исторической обусловленности страстей и переживаний человека, о социальном характере как отражении сплава биологических и культурных факторов, о неизбежности универсального, всепланетного гуманизма. В работе «Душа человека» Фромм рассматривает способность человека к добру и злу.

Одни полагают, что люди- это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе. Он может также добавить, что люди снова и снова следуют за своими вождями на войну, которая не дает им ничего, кроме разрушения, что они верят любой несуразице, если она излагается с надлежащей настойчивостью и подкрепляется авторитетом властителей - от прямых угроз священников и королей до вкрадчивых голосов более или менее тайных обольстителей. Кажется, что большинство людей, подобно дремлющим детям, легко поддается внушению и готово безвольно следовать за любым, кто, угрожая или заискивая, достаточно упорно их уговаривает. Человек с сильными убеждениями, пренебрегающий воздействием толпы, скорее исключение, чем правило. Он часто вызывает восхищение последующих поколений, но, как правило, является посмешищем в глазах своих современников.

Однако Фромм тут же замечает, что если большинство людей - овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы. Он справедливо указывает на то, что Талаат-паша не сам убил миллионы армян, и так же Гитлер не один убил миллионы евреев, а Сталин - миллионы своих политических противников. Эти люди располагали тысячами других людей, которые умерщвляли и пытали, делая это не просто с желанием, но даже с удовольствием.

Сегодня многие из нас приходят к заключению, что человек от природы является существом злым и деструктивным, что он напоминает убийцу, которого от любимого занятия может удержать только страх перед более сильным убийцей.

Фромм находит этому явлению другое объяснение, которое заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец. Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. Волки заставляют овец убивать и душить, а те поступают так не потому, что это доставляет им радость, а потому, что они хотят подчиняться. Кроме того, чтобы побудить большинство овец действовать, как волки, убийцы должны придумать истории о правоте своего дела, о защите свободы, которая якобы находится в опасности, о мести за детей, заколотых штыками, об изнасилованных женщинах и поруганной чести.

Понятно, что вопрос о том, является ли человек волком или овцой, - это лишь заостренная с помощью образов формулировка вопроса, который является основополагающим в социальной антропологии и этике, а именно: что есть человек - является ли он по своему существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию?

Моральное банкротство Запада, начавшееся с первой мировой войны и приведшее через Гитлера и Сталина, через Ковентри и Хиросиму к нынешней подготовке всеобщего уничтожения, наоборот, повлияло на то, что снова стала усиленно подчеркиваться склонность человека к дурному. По существу, это была здоровая реакция на недооценку врожденной склонности человека творить зло. С другой стороны, слишком часто это служило причиной осмеяния тех, кто не потерял еще своей веры в человека, причем их точка зрения понималась ложно, а подчас и намеренно искажалась.

Э. Фромм делает следующий вывод: главной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, наделенный необычайной властью.

В результате своих теоретических исследований, Фромм приходит к следующим выводам:

1. Зло - это специфический человеческий феномен. Во зле человек теряет сам себя при трагической попытке освободится от тяжести своего человеческого бытия.

2. Степени зла соответствует степень регрессии. Наибольшим злом являются те побуждения, которые направлены против жизни: любовь к мертвому; инцестуально-симбиозные устремления возвратиться в лоно матери, к земле, к неорганическому; нарциссическое самопожертвование, которое делает человека врагом жизни именно потому, что он не может покинуть тюрьму своего собственного Я.

3. Зло также существует и в меньшей степени, что соответствует и меньшей регрессии. В таком случае речь идет о дефиците любви, разума, о недостатке интереса и нехватке мужества.

4. Человек склонен идти назад и вперед, иначе говоря, он склонен к добру и злу. Когда обе склонности еще находятся в равновесии, он свободен выбирать, если предположить, что он может осознать свою ситуацию и способен к серьезным усилиям. Тогда он может выбирать между альтернативами, детерминированными, со своей стороны, общей ситуацией, в которой он находится. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он больше не свободен в выборе. В цепи событий, которые ведут к утрате свободы, последнее решение обычно не дает человеку возможности свободного выбора; при первом решении еще существует возможность, что он свободно выберет путь к добру, если предположить, что он сознает значение этого первого решения.

В изучении духовного пути личности огромный интерес представляет работа Фромма «Искусство любить». Человек любой эпохи и любой культуры сталкивается с одним и тем же вопросом: как преодолеть одиночество, как достичь единения, как выйти за пределы своей отдельной жизни и обрести воссоединение. Полное решение этой проблемы- в достижении межличностного единства, в слиянии с другим человеком, в любви. Без любви человечество не смогло бы существовать и дня. Парадокс любви состоит в том, что два существа составляют одно целое и все же остаются двумя существами. Любить - значит, прежде всего, давать, а не получать. Отдавать много радостнее, не потому, что это лишнее, а потому что, отдавая, я ощущаю, что живу. Отдавая, мы побуждаем другого, в свою очередь тоже отдавать, и, таким образом, мы оба разделяем эту радость, называемую любовью. Любовь - это, прежде всего, забота, активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Быть ответственным значит быть в состоянии и готовности отвечать за любимого человека. Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства без уважения друг к другу. Уважение- это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение предполагает отсутствие эксплуатации и существует на основе свободы.

Способность любить требует состояния напряжения, бодрствования, повышенной жизнеспособности, которые могут быть результатом только созидательной и активной ориентации во многих других сферах жизни. Если кто-то не созидателен в других сферах, он не созидателен в любви.

Наши рекомендации