Конфликтология и социальная психология

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

(тексты лекций)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

для студентов факультета управления, экономики и права

очного отделения по специальности

080504 «Государственное и муниципальное управление»

НИЖНИЙ НОВГОРОД

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1. Тема 1. История социальной психологии. Социальная психология как наука………………………………………………….  
2. Тема 2. Общение – базовая категория социальной психологии……….  
3. Тема 3. Социальная психология личности………………………..    
4. Тема 4. Психология малой группы..………………………………    
5. Тема 5. Большая социальная группа как субъект общественной психологии ……………………………………….…………………...   6. Тема 6. История конфликтологии. Структура и содержание конфликта………………………………………………………………   7. Тема 7. Типология и динамика развития конфликта……………..   8. Тема 8. Психология конфликта……………………………………   9. Тема 9. Переговорный процесс…………………………………….            

Тема 1. История социальной психологии. Социальная психология как наука.

Психоанализ

Подобно бихевиоризму, исходившему из упрощённых представлений о социальной активности человека, психоанализ, в его ортодоксальном варианте, был ориентирован на индивидуальную психотерапию, в основе которой доминируют бессознательные аспекты (или уровни) психической жизни человека.

Согласно З.Фрейду, личность состоит из трёх инстанций: «Оно» (инстинкты, бессознательные влечения, потребности), «Я» (сознание, руководствующееся принципами реальности) и «Сверх-Я» (общественные нормы, законы). Поведение человека объясняется взаимодействием этих трёх составляющих.

Суть психоаналитической теории представлена в учениях о вытеснении, детской сексуальности, толковании сновидений и сублимации.

Социальная активность, по мнению Фрейда, базируется на изначальных противоречиях человеческой психики, которые в ходе общественного развития постепенно «сублимируются» в различные формы межэтнической, межнациональной, межгосударственной, групповой, партийной, классовой и прочей борьбы. Попытки «лечения» организма человечества извне, т.е. с помощью установления более разумных структур власти, усиления Лиги Наций и т.д., Фрейд считает мерой целесообразной и необходимой, но недостаточной, ибо, таким образом, мы лечим симптомы, не добираясь до корней болезни. Корни же лежат в самой человеческой психике, где изначально противоборствуют «прогрессивные» и «регрессивные» устремления, жажда жизни и жажда смерти, стремление к движению по путям саморазвития и стремление к возвращению в исходное «материнское лоно» не осознающей себя материи. Практический выход из тупика Фрейд видит в постепенном возрастании роли человеческого разума, осознающего свои первородные инстинкты и научающегося укрощать их без патологических травм для самой человеческой психики.

Непосредственные последователи Фрейда (фрейдисты) и неофрейдисты, предпринявшие попытки модифицировать учение З.Фрейда, учесть роль социальных факторов в развитии психики, активно разрабатывали и проблемы социальной психологии. Неофрейдисты выдвинули ряд положений:

- о доминирующей роли раннего детства в развитии характера взрослого человека (и даже национального характера) и семейного воспитания для выбора групп и лидеров в обществе;

- о сведении социально-психологических и общественных связей к глубинным, бессознательным процессам;

- о выводимости из взаимоотношений родителей и детей модели малых и больших групп и т.п.

В отличие от раннего фрейдизма, они рассматривали душевные расстройства как нарушения межличностных отношений.

В рамках неофрейдизма были разработаны различные локальные модели, описывающие поведение людей, тренинговые методы, позволяющие корректировать поведение и взаимодействия личности с социальным окружением.

Когнитивизм

Значительным направлением в развитии социальной психологии являлся когнитивизм. Исходный принцип когнитивизма – рассмотрение социального поведения с позиции познавательных (когнитивных) процессов индивида. Основная проблема, разрабатываемая когнитивистами – взаимодействие когнитивных структур, возникновение между ними отношений соответствия\несоответствия.

Особое место в когнитивной социальной психологии занимают так называемые теории когнитивного соответствия. Согласно этим теориям, главным мотивирующим фактором поведения индивида признаётся потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивных структур. К подобным теориям относятся: теория сбалансированных структур (Ф.Хайдера), коммуникативных актов (Т.Ньюкома), теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингера) и теория конгруэнтности (Ч.Осгуда и П.Танненбаумана).

Каждая из указанных теорий выделяет определённые аспекты во взаимодействии когнитивных структур, но все вместе они обнаруживают специфику основной объяснительной модели психического в когнитивизме, которая заключается в идее о том, что все поступки и действия индивида совершаются ради построения последовательной, непротиворечивой картины мира в его сознании. Эта идея может быть уязвима методологически: абстрактное соответствие зачастую никак не связано с реальным миром.

Интеракционизм

Такое направление как интеракционизм (от англ. interaction - взаимодействие), берёт своё начало из социологической ориентации. Его источник – теория символического интеракционизма Дж.Мида.

Интеракционизм сосредоточивается на четырёх проблемных областях: социальном контроле, мотивации, межличностных взаимоотношениях и социализации. Ведущими постулатами этого направления являются:

1) человеческая природа и социальный порядок как продукты коммуникации;

2) направление поведения человека – результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу;

3) личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми;

4) культура группы состоит из моделей поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

В рамках интеракционизма разработаны теории ролей (Т.Сарбин), референтных групп (Г.Хаймар, Р. Мертон), социальной драматургии (Э.Гофман) и др.

Можно выделить и другие направления в развитии социальной психологии, но вклад их в этот процесс менее значителен.

Общей тенденцией развития социальной психологии являются утрата специфических особенностей методов исследования, сужение предмета исследования и, как следствие, переход от глобальных концепций к более локальным моделям описания социально-психологических феноменов и закономерностей.

Структура общения

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Ука­занная сложность феномена общения требует выделения отдель­ных его составляющих, описания структуры. Существует не­сколько подходов к структурированию общения. Одним из час­то употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения - коммуникативную, инте­рактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова, заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояния­ми, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.

Отдельный круг задач связан с решением вопросов о средст­вах и механизмах воздействия людей друг на друга в условиях их совместных действий; К таким механизмам в социальной психологии традиционно относят: психическое заражение, вну­шение и подражание.

Коммуникативная сторона общения. Говоря о коммуникации, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различ­ными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это можно рассмат­ривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к че­ловеческому общению является очень упрощенным (в данном случае мы акцентируем внимание лишь на формальной стороне проблемы). Это обусловлено тем, что в условиях такого обще­ния информация не только передается, но и формируется, уточ­няется, развивается.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влия­нии и существовании различных уровней передачи информации (например, вербального и невербального).

Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для межлично­стного общения характерен механизм обратной связи. Содер­жание данногомеханизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит све­дения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. Выделяют прямую и косвенную обрат­ную связь. Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.Для этого обычно используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.

В процессе коммуникации перед участниками общения
стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблёма выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора (к реципиенту). Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и от отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Во-вторых, посланное им сообщение не остается неизменным - оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, тексту и ситуации общения.

Коммуникативный барьер - это психологическое препятст­вие на пути адекватной передачи информации между партнера­ми по общению. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барье­ров отношения.

Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, оно может возникнуть из-за погрешностей в самом ка­нале передачи информации – это, так называемое, фонетиче­ское непонимание. Барьер фонетического непонимания по­рождает такой фактор как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим, количеством звуков-па­разитов. Существуют также семантические барьеры непони­мания, связанные, прежде всего, различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуника­ции может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического со­стояния реципиента и др. Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая комму­никатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о детской "логике" и т.д.

Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это - социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интер­претации тех или иных понятий, употребляемых в процессе ком­муникации. В качестве барьера может выступать и само воспри­ятие партнера по общению как лица определенной профессии, оп­ределенной национальности, пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера имеет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

Барьеры отношения — это уже чисто психологический фено­мен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реци­пиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недове­рия, к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установ­ки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологиче­ской защиты от постороннего психического воздействия, проводи­мого в процессе обмена информацией между участниками обще­ния.

Принято выделять два основных типа коммуникативного
воздействия - авторитарную и диалогическую коммуникацию.
Прежде всего, эти два типа коммуникации различаются характером психологической установки, возникающей у коммуникатора по отношению к реципиенту.

В случае авторитарного воздействия реализуется установка "сверху-вниз", в случае диалогического — установка на равнопра­вие. Установка "сверху-вниз" предполагает не только подчинен­ное положение реципиента, но и восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия: коммуникатор вещает, слуша­тель внимает и некритически впитывает информацию. Предпола­гается, что у реципиента нет устойчивого мнения по определенно­му вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении. При равноправной установке слушатель воспринимается, как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе об­щения собственное мнение. Соответственно различаются и пози­ции реципиентов в коммуникативных актах авторитарного диало­гического типа. В первом случае слушатель выступает в качестве пассивного созерцателя, во втором — вынужден заниматься актив­ным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу.

Коммуникации между людьми имеют ряд специфических, особенностей.

1. Наличные отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное информиро­вание их предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто "обмениваются" значе­ниями, а стремятся при этом выработать общий смысл (А.Н.Леонтьев). Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. По этой причине каж­дый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен инфор­мацией в этом случае, предполагает воздействие на повеление партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или сходной системы кодификации и декодификации у коммуника­тора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между об­щением и отношением.

При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно использовать понятие "направленность сигналов". В теории коммуникации по характеру направленности выделя­ют: а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. axis — ось), когда сигналы направлены единичным приемникам ин­формации; б) ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete — сеть), когда сигналы направлены множеству возможных адресатов. По отправлении ретиальных сигналов члены группы начинают осознавать свою принадлежность к группе и социаль­но ориентироваться.

Распространение информации в обществе проходит через своеобразный "фильтр доверия-недоверия" (Б.Ф.Поршнев). По­добный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная — принятой. Кроме того, суще­ствуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией (А.А.Брудный). Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.

Информация как таковая может быть двух типов: побуди­тельная и констатирующая. Побудительная информация прояв­ляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана сти­мулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в задан­ном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или наруше­ние некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время ком­муникативного процесса: открытую (когда коммуникатор от­крыто объявляет себя сторонником излагаемой точки, зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зре­ния); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не ис­ключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зре­ния, даже прибегает иногда к специальный мерам, чтобы скрыть ее).

В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга; обмен различными идеями, интересами, на­строениями, чувствами и т.д. Чтобы описать процесс взаимовлия­ния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их це­ли, установки и т.п. Для этого следует обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Яв­ляясь универсальным средством общения, речь приобретает значе­ние только при условии включения ее в систему деятельности. Подобное включение обязательно предполагает употребление дру­гих -неречевых - знаковых систем. При этом речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и его семан­тикой, т.е. смыслом поступков (В.Г.Ананьев). Иначе говоря, пол­нота описания коммуникации требует учета и невербальных средств общения.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее - знаковых систем. При простейшем делении различают вербальную (в качестве знаковой системы использует­ся речь) и невербальную (применяются различные неречевые знаковые системы) коммуникации. Каждая из них использует свою знаковую систему, поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса.

В процессе общения обмен информацией между его участни­ками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровнях. На основном, вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Однако в общение, помимо этого универсального знако­вого средства, включены и другие знаковые системы, называе­мые, в целом, невербальной коммуникацией.

Прежде всего, отметим роль оптико-кинестетической и аку­стической систем. К оптико-кинестетической системе относят­ся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека — жесты, мимика, позы, походка и т.д. Сюда же вхо­дит такая специфическая форма человеческого общения, как контакт глаз. К акустической системе относится качество голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонация, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые им. Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапливания в речь - паузы, покашливания, смех и др.

Среди невербальных систем большую роль играет также ор­ганизация пространства и времени коммуникативного процесса. Так, например, размещение партнеров лицом к лицу способст­вует возникновению контакта, а окрик в спину вызовет, скорее всего, негативную защитную реакцию человека.

Особое место могут занимать ситуации, характеризующиеся постоянным специфическим сочетанием пространственно-временных координат, так называемые "хронотропы". Описан, например, хронотроп "вагонного попутчика". Нам нетрудно объяснить удивительную откровенность, которую допускают по от­ношению к себе люди в общении с "вагонным попутчиком".

Должное внимание следует уделить также таким коммуни­кативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание - или внимательное молчание - применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формируется говорящим, а также тогда, когда целью общения со стороны говорящего является "излияние ду­ши", эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда го­ворящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (пара­фраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по ходу беседы.

Трансактный анализ

Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда, он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за неё нести ответственность.

Трансакция – это действие (акция), направленное на другого человека. Это - единица общения.

Наблюдая поведение людей, Берн обратил внимание, что один и тот же человек, на глазах может измениться: только что человек вёл себя как взрослый, а то вдруг смеётся или плачет как ребёнок. При этом меняется одновременно и выражение лица, и речевые обороты, и жесты, и поза человека. Анализируя подобные наблюдения, Э.Берн пришёл к идее сложного строения личности, наличия в её структуре трёх составляющих, которые обусловливают характер общения между людьми.

В теории трансактного анализа Э. Берна каждый участник взаимодействия является носителем трех основных независимых и обособленных личностных позиций: 1. «Родитель», 2.«Взрослый», 3.«Дитя». Эти позиции являются терминами трансактного анализа игр и имеют смысл, несовпадающий с обыденным пониманием этих слов.

В трансактном анализе выделяют четыре тематические части: структурный анализ, анализ трансакции, анализ игр и анализ сценариев.

Структурный анализ поведения, мыслей и чувств основан на трёх элементарных положениях о том, что каждый человек:

1) был когда-то ребёнком

2) имел родителей или заменявших их взрослых

3) способен адекватно оценивать окружающую действительность, если он здоров.

На этих положениях формируется представление о личности, как состоящей из трёх составляющих, которые обозначаются как Эго-состояния или Я- состояния:

1. Позиция «Родитель» (Р) проявляется в потребностях и установках доминирования, покровительства, уверенности в своей правоте, в авторитетности высказываний. Он требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т.п. Отрицательные свойства этой роли: ригидность (неспособность к гибкости поведения), догматизм, чувство превосходства, безапелляционность суждений, тенденция к «карающему» поведению.

Эго-состояние родительское (Родитель) может быть в двух вариантах: заботливое родительское Я-состояние и критическое родительское Я-состояние, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, запускает полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуации дефицита времени на размышления, анализ, поочерёдное рассмотрение возможностей поведения.

Эрик Берн пишет, что Эго-состояние Родитель – это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, как принятые нами самими, тогда как на самом деле они «внесены» извне посредством включения внутрь значимых для нас людей. Поэтому Родитель – наш внутренний комментатор, редактор и оценщик.

2. Позиция «Взрослый» (В) выражается в реалистичности видения мира, в трезвом и рациональном самоконтроле поведения, в признании за другим права быть самим собой. Человек в этой позиции ориентирован на объективность оценки ситуации общения, для него характерна пластичность (гибкость) поведения в целом и установка на действие, рациональное решение ситуации. Эта роль не связана с возрастом человека. Отрицательными свойствами данной позиции является скептицизм в оценках явлений жизни, недостаточная эмоциональность, излишняя подконтрольность творческого воображения, склонность к шаблонному мышлению.

Эго-состояние взрослое (Взрослый) воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения обдуманно, проверяя их реалистичность.

Взрослое Я, в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Функция эго-состояния Взрослый заключается в проверке того, что заложено в нашем Родительском и Детском Я, и сопоставлении этого с фактами, т.е. в проверке реальностью.

3. Позиция «Дитя» (Д) выражает детское эмоционально-непосредственное отношение к миру. Качества, присущие ребенку – доверчивость, раскованность поведения, творческая фантазия и, одновременно капризность, несдержанность, обидчивость, пугливость, неуверенность, беспомощность, детский негативизм, легкомыслие.

Эго-состояние детское (Дитя или Ребёнок) следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства.

Детское Я выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющим личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определённой степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или\и противостоять давлению другого человека. Это эго-состояние разделяется на:

- спонтанное детское Я (радость, печаль)

- приспосабливающееся детское Я (прислушивающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся)

- капризное детское Я.

С позиций Родителя играются такие социальные роли как начальник, педагог, старший (брат\сестра), отец. С позиций Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, знающего себе цену подчинённого и т.д. С позиций ребёнка играются социальные роли молодого специалиста, артиста – любимчика публики, зятя.

В ролевом поведении могут проявляться все три позиции, но ситуативно преобладает только одна из них. Позиция в поведении проявляется в интонациях, лексике, характерных позах и т.д. При условии издержек в воспитании, личность может деформироваться так, что одна из составляющих начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком как внутреннее напряжение.

Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Целью структурного анализа является овладение внутренним конфликтом (не обязательно его решение) с помощью диагноза эго-состояния (состояния Я), его обеззараживания, действия на его границы и стабилизация тех состояний, в которых Взрослый мог бы сохранить контроль над личностью в стрессовых ситуациях.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Все состояния Я хороши, правильны, необходимы и выполняют определённые функции. Вопрос в том, когда и какое состояние Я активно, когда и для каких целей его использовать.

Анализ трансакции составляет вторую часть трансактного анализа. Трансакция – это единица коммуникации между двумя или более персонами. Отдельная трансакция состоит из трансакции-стимула и трансакции-ответа. Трансакции исходят из определённого состояния Я одного партнёра по общению и направлены к определённому состоянию Я другого партнёра. Одни трансакции приводят к оптимальному взаимодействию, другие - к конфликту.

Трансакции бывают параллельные, когда трансакция-стимул и трансакция-ответ не пересекаются, но дополняют друг друга (например, обращение Взрослого к Ребёнку, ответ Ребёнка Взрослому) и пересекающиеся, когда трансакция-стимул и трансакция-ответ пересекаются (обращение Взрослого к Взрослому, а ответ от критикующего Родителя Ребёнку). Кроме того, существуют скрытые трансакции, смысл которых не связан непосредственно с наблюдаемым поведением. Так, за внешне безобидным содержанием скрывается очень обидный подтекст. Такие трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний Я каждого участника взаимодействия.

С.М. Емельянов предлагает следующую последовательность трансактного анализа[2]:

Социальные чувства.

В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения социальных потребностей у личности формируются социальные чувства. Социальные чувства не даны от рождения как органы чувств. Они приобретаются личностью в процессе ее жизнедеятельности. В данном случае присутствует компонент знания. Социальные чувства выступают в форме переживаний явлений социальной действительности и общественной жизни (чувства патриотизма, коллективизма, индивидуализма). Они приобретаются в социуме.

Система социальных установок по отношению к материальным или духовным благам образует ценностные ориентации, которые характеризуют переход на рациональный уровень отношения личности к окружающей действительности.

Система ценностных ориентаций позволяет личности ориентироваться в выборе материальных и духовных ценностей. Она выступает как оценка действительности.

Ценности.

Ценности делятся на материальные и духовные, на объективно существующие и субъективно признаваемые. Человек с самого рождения входит в ценностный мир, который объективен. В зависимости от своих потребностей, социальных влияний личность выбирает из этого мира наиболее значимые с его точки зрения ценности. Эти ценности существуют в сознании человека в виде абстракций, представлений о материальных и духовных благах, которые удовлетворяют потребности личности.

Ценности существуют в виде ценностей идеалов образа своей жизни, ценностей цели и средств достижения этой цели, ценностей норм поведения.

Эта система представлений о благах характеризует ценностную структуру личности. Ценности - это связь социума на рациональном уровне, ядро сознательной личности. Ценности в момент их присвоения и утверждения сопровождаются эмоциональными переживаниями. Наиболее значимые ценности входят в структуру личности. Слом ценностных структур личности сопровождается тяжелыми переживаниями.

Есть ценности, которые образуют ядро личности - основные ценности (отношение к людям, труду). И есть ценности возрастные или ситуативные. В течение жизни ценности у человека меняются, могут также происходить возрастные ценностные кризисы. Ученые по-разному устанавливают их интервал, но в целом, они происходят раз в 7-10 лет.

Социальное мышление.

Социальное мышление относится к социальной действительности. Предметом социального мышления являются взаимоотношения людей, сами люди, система общественных отношений, жизненный путь личности.

Социальное мышление имеет свои механизмы осуществления. Главным для социального мышления является не просто познание мира, но его преобразование.

Социальное мышление - это способ категоризации, интерпретации и проблематизации социальной жизни. Оно имеет свои процедуры:

1. Понимание и интерпретация информации и ценности сообщения. При понимании осуществляется интерпретация информации, т.е. субъективная обработка объективной информации.

2. Проблематизация социальной жизни заключается в том, что субъект ставит для себя вопрос, каковы неизвестные стороны жизни. Он как бы формирует проблему, которую нужно решить. Сама постановка проблемы - сложная интеллектуальная задача. Творческая личность видит больше проблем в жизни, но также больше путей их решения. Люди более ограниченные стремятся к стандартам, к избежанию противоречий, к упрощению ситуации. Они не видят проблемы и всегда предлагают простой вариант ее решения.

Социальное мышление зависит как от личности, ее ценностей, уровня развития мышления, так и от той среды, в которой произошла социализация личности.

Жизненная позиция личности.

Совокупность социально-психологических качеств личности характеризует ее жизненную позицию. Жизненная позиция - это сложное психологическое образование. Способность самоопределения личности в жизни, обобщенной на основе ее ценностей и отвечающей основным жизненным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией.

Жизненная позиция - это результат взаимодействия личности с самим собой. Являясь таким результатом, жизненная позиция определяет направление личности. От нее зависит реализация возможностей человека, его способностей.

Жизненная позиция характеризует всю систему связей личности. Она проявляется в отношении к предметному миру, к другим людям, к самому себе. Жизненные позиции личностей различны. Часто встречается тип личности, которые определяют себе систему ценностей, но не могут их реализовать. Нереализованные жизненные цели и ценности – это тоже жизненная позиция.

Реализация жизненной позиции во времени и обстоятельствах – это ничто иное, как жизненный путь личности. Основным понятием при исследовании жизненного пути личности является понятие личностного смысла. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности и выражение отношения личности к тем объектам, ради которых развернута деятельность. Смысл жизни отражает жизненную концепцию, мотивирует человека на те или иные поступки, то или иное поведение.

Смысл жизни заставляет человека организовывать свою жизнь. Способность к организации своей жизни у людей неодинакова. Главное при организации жизни - умение соединить ее внешнюю и внутреннюю тенденции. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, об<

Наши рекомендации