Для игры в детский сад (в школу)
Соответствующий набор кукол (для изображения учителя, воспитателя, родителей, сверстников), а также парты (столы), кровати (для игры в детский сад), доска с мелом (для игры в школу).
Для игры в больницу (в доктора)
Кроме набора кукол и необходимой мебели, нужно иметь игрушечный набор лечебных инструментов — шприцы, термометр, бинты и пр.
Для сюжетных игр
Помимо кукол-людей, полезно иметь также комплект игрушечных животных, которые могли бы заменить людей (при наличии, например, барьеров, препятствующих моделированию в игре семейных отношений). Разнообразие набора животных позволит ребенку осуществить выбор соответствующего персонажа для идентификации и даст психологу, наблюдающему за его игрой, ценный диагностический материал, который поможет выявить как личностные особенности ребенка, так и особенности переживания им своих отношений со значимыми людьми. В такой набор необходимо включать диких, агрессивных животных (волк, крокодил, дракон), благодаря которым ребенок сможет выразить агрессию в социально приемлемой форме. Широко используются наборы животных и для игр-драматизаций по сюжетам известных сказок.
Выразить агрессию помогут также военные игрушки (игрушечные пистолеты, автоматы, наручники, щит и меч, игрушечные солдатики с соответствующим армейским оборудованием, включая военную технику), шумовые музыкальные игрушки (барабан, бубны, горн).
Помимо обычных кукол, весьма полезно в коррекцион-ных целях использовать кукол для кукольного театра (надевающихся на руку или пальчиковых кукол). Само физическое действие — надевание на руку этих кукол для разыгрывания сюжета — облегчает принятие ребенком роли и идентификацию его с персонажем, с которым он теперь составляет как бы единое физическое целое. Действие перевоплощения является мостиком из мира реальности в мир воображения и позволяет ребенку в щадящей форме воспроизвести, разыграть конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее решение. Такую же психологическую функцию выполняют маски различных персонажей сказок, в том числе животных, надевая которые ребенок как бы присваивает себе определенные личностные качества и свойства. В наборе необходимо предусмотреть и наличие транспортных игрушек (машины, обязательно грузовая
машина, самолет, лодка, корабль), позволяющих путем перемещения в пространстве выразить в сюжетно-роле-вой игре эмоциональное отношение ребенка к значимым для него лицам, символизируя приближением к ним свою симпатию, потребность близости, желание общения, а удалением — неприязнь, ревность, стремление избежать контакта, неприятие, уход от коммуникации. Кроме того, транспортные игрушки дают ребенку возможность в ходе выполнения игрового действия безбоязненно исследовать игровую комнату, приблизиться к психологу и интересующим его сверстникам, сохраняя при этом необходимую меру личностной безопасности.
Для выражения конструктивных и деструктивных намерений, проигрывания конфликтных ситуаций полезны строительные наборы — конструкторы различной величины, от маленьких до больших, в рост ребенка. Большие кубы и параллелепипеды должны быть легкими, не представлять опасности для здоровья ребенка (можно использовать картонные ящики, обшитые материей), доступными для свободного манипулирования (что утверждает его могущество над вещами, его Я) и не причинять ему морального ущерба. Из такого набора можно построить дом, пещеру, крепость.
В качестве строительного материала хорошо использовать большие мягкие подушки или тряпичные легкие валики (в частности, для игры «Осада крепости»). Для организации игр и регуляции поведения детей полезно иметь часы со стрелками, песочные часы (для игр-соревнований), два игрушечных телефона (для облегчения общения с замкнутыми детьми), волшебную палочку, шапку-невидимку и пр.
Для подвижных игр и игр-соревнований
Необходимы мячи (большие и маленькие), кегли, мишень с дротиками.
Нужно предусмотреть наличие предметов, которые могут быть использованы в качестве предметов-заместителей в игре (кубики, лоскутки, палочки, пуговицы, скакалка, одеяло или занавеска).
Для занятий изобразительной и конструктивной деятельностью
Нужны цветная бумага различных размеров, краски, кисти (большие и маленькие), цветные и простые карандаши, ластик, пластилин, глина, конструктор, мозаика, ножницы с тупыми концами, баночки для воды (не стеклянные).
Игрушки следует размещать в отведенных для них местах в определенном порядке, так, чтобы ребенок, освоив этот порядок, мог сам достать интересующую его игрушку и вернуть ее на место. Вся атмосфера игровой комнаты должна внушать ребенку уверенность в порядке, стабильности и постоянстве мира. Последнее замечание непосредственно относится к тому, кто убирает и наводит порядок в игровой комнате. А в решении вопроса, чья это обязанность, все практики игротерапии проявляют единодушие: не ребенка. Приведение игровой комнаты в порядок должно стать заботой ассистента психолога или другого лица.
Комплектование детей в группу игротерапии В зависимости от состава участников игровых занятий различают две формы коррекционной работы: индивидуальную и групповую игротерапию. Несмотря на очевидные различия, они едины в том, что фокусом психологического воздействия в обоих случаях является отдельный ребенок, а не группа в целом. В игротерапии не ставятся групповые цели и задача достижения групповой сплоченности. Такая задача может быть поставлена при особых условиях, например если работа ведется с классом или группой детского учреждения при наличии общих социально значимых групповых целей и конфликтности, отсутствии кооперативных отношений в группе (классе).
По мнению подавляющего большинства специалистов в области игровой терапии, групповая игротерапия, безусловно, обладает большей эффективностью, и лишь она позволяет обеспечить гармоническое развитие личности, способной достигнуть оптимального баланса между автономией и независимостью, с одной стороны, и умением строить отношения кооперации и сотрудничества — с дру-
гой. Однако уже само наличие широкой практики индивидуальной игротерапии свидетельствует о том, что нередко предпочтение отдается именно индивидуальной работе с ребенком. Когда проблемы ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, показана групповая игротерапия. Если же проблемы лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективной на начальных этапах занятий оказывается индивидуальная игротерапия.