Использование игровых форм и приёмов в интеллектуально-познавательном развитии детей
Изложенный выше принцип соответствия уровня используемых на занятиях игровых средств и приемов общему уровню развития игровой деятельности ребенка необходимо соблюдать не только на занятиях продуктивной деятельностью.
Рассмотрим динамику использования игровых приемов на занятиях интеллектуально-познавательными видами деятельности по возрастным группам.
Возрастная группа | Ведущий тип игры | Игровые приемы | |
Первая младшая | Предметно-мани-пулятивная | : Внесение дидактических игрушек |
Вторая младшая | Сюжетно-роле-вая на стадии игрового действия | Использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка |
Средняя | Сюжетно-роле-вая на стадии игровой ситуации и роли | Одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории |
Старшая | Сюжетно-роле-вая на стадии сюжетосложения | Составление и решение задач |
Подготовительная ' -'•'•', | Игра с правилами | Использование дидактических игр с правилами: настольных, подвижных |
•ч |
Обращаемваше внимание на то, что игровая мотивация в привычном понимании и занимательность используются в данной системе работы очень ограниченно, а именно только для отработки какого-либо навыка, которая требует монотонных многократных повторений.
Предметно-манипулятивная игра и интеллектуальное развитие ребенка
Младшего возраста
Предметно-манипулятивная игра соответствует тому этапу развития ребенка, когда его мышление носит наглядно-действенный характер. По своему существу она не является предшественницей игры сюжетной и стоит в истоке иной линии развития ребенка — развития абстрактного воображения, художественного творчества и научного познания. Вней нет второго психологического дна, нет символизации. Двухлетний ребенок, который тянет за собой на веревочке машинку, не играет в шофера, везущего овощи в магазин, — ему доставляет удовольствие сам процесс катания.
Отец спрашивает двухлетнего сына, который тянет за собой на веревочке машинку: «Павлуша, во что ты играешь?» Пав-луша отвечает: «Я не играю, я вождяю!»
Двухлетний малыш, который ставит кубик на кубик, не строит башню или колодец. Его цель — добиться, чтобы постройка не упала. Он с удовольствием возьмет любой конструктор и будет собирать из него не самолет и не пароход, а просто некую конструкцию. Это чистое творчество и чистое познание. Ребенок подойдет к аквариуму и будет бросать туда разные предметы, чтобы понаблюдать, что тонет, а что нет. Когда ему попадают в руки фломастеры или краски, он чертит по бумаге и радуется появляющимся линиям или цветовым пятнам и их сочетаниям. Он исследует пластические возможности глины, воска, пластилина, сминает и рвет бумагу без конкретной цели — из чистой любознательности.
В этот период для интеллектуального развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.
Желательно, чтобы он имел возможность познакомиться с разнообразными материалами: деревом, глиной, тканями, металлом.
Необходимы различные игрушки:
• движущиеся — на палочке, с веревочкой, с пультом управления, заводные, на батарейках, механические типа богородской игрушки;
• для отработки сериации по размеру — типа пирамидок и матрешек контрастных размеров;
• озвученные, в которых используются разные принципы извлечения звука;
• конструкторы, мозаики, изобразительные материалы и т.д.
Именно в этом возрасте на уровне действия формируются предпосылки для появления в дальнейшем, в возрасте пяти — пяти с половиной лет, такого качества мышления, как обратимость, при выполнении прямых и обратных действий, которые так увлекают детей двухлетнего возраста: положить — вынуть, открыть — закрыть, выдвинуть — задвинуть, застегнуть — расстегнуть и т. п.
По сравнению с домашней предметная среда в детском саду сильно рафинирована. Дома ребенка окружают всевозможные предметы, которыми он манипулирует с позволения взрослого (или без него). В детском саду сделано все для того, чтобы избежать любых неожиданностей. В распоряжении детей оказываются практически только игрушки (дома же малышей привлекают в первую очередь вещи взрослых), большинство из которых рассчитано на сюжетное употребление. Но ребенок двух-трех лет часто использует их не как символические заместители аналогичных взрослых вещей, он разбирает игрушки на части, чтобы узнать, как они устроены. В этом смысле для него нет разницы между папиными часами и пластмассовым крокодилом Геной: оба предмета с восторгом будут разобраны. Взрослые называют такой способ обращения с предметами словом «ломать» и относятся к нему соответственно — сугубо негативно. Однако с позиции содействия развитию правильнее назвать эти действия исследованиями и всячески приветствовать их.
Заметим, что в процессе исследования и у взрослых ученых изучаемый материал, как правило, уничтожается: исходное вещество в ходе реакции выпадает в осадок или испаряется, лягушка превращается в препарат и т.д.