Использование игровых форм и приёмов в интеллектуально-познавательном развитии детей

Изложенный выше принцип соответствия уровня ис­пользуемых на занятиях игровых средств и приемов обще­му уровню развития игровой деятельности ребенка необхо­димо соблюдать не только на занятиях продуктивной деятельностью.

Рассмотрим динамику использования игровых приемов на занятиях интеллектуально-познавательными видами деятельности по возрастным группам.

Возрастная группа Ведущий тип игры Игровые приемы |
Первая младшая Предметно-мани-пулятивная : Внесение дидактических игрушек
Вторая младшая Сюжетно-роле-вая на стадии игрового действия Использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка
Средняя Сюжетно-роле-вая на стадии игровой ситуа­ции и роли Одушевление чисел и превращение их в персонажи сюжетной истории
Старшая Сюжетно-роле-вая на стадии сюжетосложения Составление и решение задач  
Подготовительная ' -'•'•', Игра с правилами Использование дидактических игр с правилами: настольных, подвижных


•ч


Обращаемваше внимание на то, что игровая мотивация в привычном понимании и занимательность используют­ся в данной системе работы очень ограниченно, а именно только для отработки какого-либо навыка, которая требу­ет монотонных многократных повторений.

Предметно-манипулятивная игра и интеллектуальное развитие ребенка

Младшего возраста

Предметно-манипулятивная игра соответствует тому этапу развития ребенка, когда его мышление носит нагляд­но-действенный характер. По своему существу она не яв­ляется предшественницей игры сюжетной и стоит в исто­ке иной линии развития ребенка — развития абстрактного воображения, художественного творчества и научного познания. Вней нет второго психологического дна, нет символизации. Двухлетний ребенок, который тянет за собой на веревочке машинку, не играет в шофера, везуще­го овощи в магазин, — ему доставляет удовольствие сам процесс катания.

Отец спрашивает двухлетнего сына, который тянет за собой на веревочке машинку: «Павлуша, во что ты играешь?» Пав-луша отвечает: «Я не играю, я вождяю!»

Двухлетний малыш, который ставит кубик на кубик, не строит башню или колодец. Его цель — добиться, чтобы постройка не упала. Он с удовольствием возьмет любой конструктор и будет собирать из него не самолет и не паро­ход, а просто некую конструкцию. Это чистое творчество и чистое познание. Ребенок подойдет к аквариуму и будет бросать туда разные предметы, чтобы понаблюдать, что тонет, а что нет. Когда ему попадают в руки фломастеры или краски, он чертит по бумаге и радуется появляющим­ся линиям или цветовым пятнам и их сочетаниям. Он исследует пластические возможности глины, воска, пластилина, сминает и рвет бумагу без конкретной цели — из чистой любознательности.

В этот период для интеллектуального развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.

Желательно, чтобы он имел возможность познакомиться с разнообразными материалами: деревом, глиной, тканями, металлом.

Необходимы различные игрушки:

• движущиеся — на палочке, с веревочкой, с пультом управления, заводные, на батарейках, механические типа богородской игрушки;

• для отработки сериации по размеру — типа пирамидок и матрешек контрастных размеров;

• озвученные, в которых используются разные принципы извлечения звука;

• конструкторы, мозаики, изобразительные материалы и т.д.

Именно в этом возрасте на уровне действия формируют­ся предпосылки для появления в дальнейшем, в возрасте пяти — пяти с половиной лет, такого качества мышления, как обратимость, при выполнении прямых и обратных действий, которые так увлекают детей двухлетнего возрас­та: положить — вынуть, открыть — закрыть, выдви­нуть — задвинуть, застегнуть — расстегнуть и т. п.

По сравнению с домашней предметная среда в детском саду сильно рафинирована. Дома ребенка окружают все­возможные предметы, которыми он манипулирует с позво­ления взрослого (или без него). В детском саду сделано все для того, чтобы избежать любых неожиданностей. В рас­поряжении детей оказываются практически только игруш­ки (дома же малышей привлекают в первую очередь вещи взрослых), большинство из которых рассчитано на сюжет­ное употребление. Но ребенок двух-трех лет часто исполь­зует их не как символические заместители аналогичных взрослых вещей, он разбирает игрушки на части, чтобы узнать, как они устроены. В этом смысле для него нет раз­ницы между папиными часами и пластмассовым крокоди­лом Геной: оба предмета с восторгом будут разобраны. Взрослые называют такой способ обращения с предметами словом «ломать» и относятся к нему соответственно — сугубо негативно. Однако с позиции содействия развитию правильнее назвать эти действия исследованиями и вся­чески приветствовать их.








Заметим, что в процессе исследования и у взрослых уче­ных изучаемый материал, как правило, уничтожается: исходное вещество в ходе реакции выпадает в осадок или испаряется, лягушка превращается в препарат и т.д.

Наши рекомендации