В рисунке дети воспроизводят не то, что они видели, а то, что они себе представили, вообразили.

Движения руки четырехлетних детей в значительной степени уже сформированы, хотя еще и недостаточно скоординированы. Действия ребят, как правило, еще неуверенные, скованные, неточные. В силу этого на начальных этапах обучения малыши всецело поглощены процессом нанесения линий, пятен, зрительный же конт­роль за направлением движения часто отступает или вообще сведен до минимума. Сосредоточив внимание на проведении линий, ребенок как бы забывает о форме, кото­рую необходимо передать. При обучении рисованию детей этого возраста возникают серьезные трудности.

Изучая особенности изобразительной деятельности детей пятого года жизни, отечественные и зарубежные ученые (Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Гарднер,

В. Ловенфильд, В.Ломберт Бриттен и др.) выделяют два типа маленьких рисовальщиков — визуализаторов и ком­муникаторов.

К первому типу относятся дети, которые рисуют с упое­нием. Их занимает качество рисунка. Они проявляют инте­рес к форме, строению предметов, к декорированию изоб­ражения, тщательно прорисовывают детали, отдельные элементы.

Ко второму типу относятся те дети, для которых рису­нок не самоценен, а является лишь частью сюжета, игры, которая разворачивается в его воображении. Таких детей не интересует качество работы. Они дополняют свой рису­нок речью, игровыми действиями.

Очевидно, что так по-разному можно проявить себя толь­ко в процессе свободного рисования, создавая изображе­ния, наполненные не учебным, а собственным, детским содержанием.

Известный детский психолог Л. Ф. Обухова предлагает различные подходы к руководству рисованием в зависимо­сти от выделенных двух типов маленьких рисовальщиков: «Зная эти особенности развития изобразительной деятель­ности, взрослый может целенаправленно руководить твор­ческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка и показывать другим, как изображе­ние связано с игрой, сказкой, драматизацией. При этом взрослый, занимающийся с ребенком, сам может и не быть хорошим рисовальщиком. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации •>.

Названные в методическом обеспечении к программе «Радуга» формы игровой мотивации очень способствуют этому. Так, действуя в роли зайца, ребенок спокойно вос­принимает критические замечания педагога, не обижается и относится к критике как к выполнению определенных правил игры, в которую вместе с ним играет воспитатель. Благодаря этому у него формируется положительное отно­шение к неуспеху, желание довести начатое дело до конца и добиться результата.




Под воздействием игровых форм руководства у детей раньше начинают формироваться предпосылки самооцен­ки и самоконтроля, особое внимание этому воспитатели должны уделять в старшем дошкольном возрасте.

Возросшая активность, сознательность, самостоятель­ность, качественное изменение воображения позволяют шестилетним детям проявлять инициативу и творчество в различных видах изобразительной деятельности. В свя­зи с общим развитием и накоплением опыта, с ростом культуры зрительного восприятия и наблюдательности дети в этом возрасте становятся способны на решение более сложных задач.

Как и в игре, но только с помощью изобразительных материалов, ребята воспроизводят различные действия и взаимоотношения людей, животных и сказочных персона­жей, получая от этого большое удовольствие.

Рисование и лепка могут использоваться ребенком и как продуктивные виды деятельности: понадобилась в игре военная техника, которой нет среди игрушек, — нарисо­вал ее и вырезал; нет у куклы красивого бального платья — можно реализовать свои мечты на бумаге, играя с бумажной принцессой, и т. п.

Однако ребенок шести лет не в состоянии длительное время плодотворно работать над созданием изображения и даже самые яркие и интересные художественные образы не может воплотить сразу. Из-за отсутствия сил и времени он создает как бы эскиз того, что хотел бы изобразить. Но такой рисунок-эскиз не может доставить ему радость, при­нести желаемое удовлетворение.

Нельзя забывать и о том, что эти дети скоро пойдут в школу и их ведущей деятельностью станет учение. Но фактический возраст сам по себе не обеспечит изменение их сознания и отношения к учению. Такие качества лич­ности, которые позволят малышу сознательно добиваться желаемого результата, контролировать свои действия при письме, не плакать, обнаружив ошибку, не появятся сами по себе. Поэтому очень важно организовать процесс обуче­ния изобразительной деятельности детей старшего до­школьного возраста так, чтобы при создании изображения каждый ребенок добивался нужного результата.





 




Вместе с тем успехи и неудачи в выполнении заданий действуют на большую часть детей шестилетнего возраста так же, как и раньше: успех радует, вдохновляет на допол­нительные усилия, а неудача приводит к растерянности и отказу от выполнения задания.

Тем не менее именно в старшем дошкольном возрасте у многих детей возникает новое отношение к неудачам: они стремятся преодолеть трудности и добиться результа­та. Задача взрослого состоит в том, чтобы поддержать эти усилия, научить ребенка не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу («Не ошибается тот, кто ничего не делает»).

Было установлено, что психологически правиль­ная организация деятельности старших дошколь­ников состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постепенно подводить их к выполнению учебных заданий.

Поэтому на протяжении нескольких лет (с пяти до семи) соотношение заданий, даваемых в игровой и учебной форме, должно меняться. В начале учебного года могут преобладать задания в форме игры, руководство и анализ детских работ желательно проводить также в игровой форме. К концу старшего дошкольного возраста игровые формы руководства должны постепенно «сворачиваться».Вполне достаточно сказать детям: «А вы хотите познако­миться с новым приемом работы краской?»

Кроме того, к концу старшего дошкольного возраста ста­новится возможным учить детей различать игровые и учебные задания,понимать, что учебное задание является обязательным и его необходимо выполнять независимо от того, хочется тебе этого или нет. В самих же игровых фор­мах обучения следует подчеркнуть моменты, важные для овладения предпосылками учебной деятельности: точное выполнение правил, строгое распределение действий между участниками и т. п.

В разработанном для воспитателей годовом планирова­нии работы с детьми пяти-шести лет по изобразительной

деятельности занятия построены таким образом, что бла­годаря игровым методам и приемам внимание ребенка постепенно переводится с результата выполняемых дей­ствий на способ его получения, т.е. от практических дей­ствий к учебным.

Одним из важнейших условий подготовки детей к школе является обучение их взаимодействию друг с другом. При этом было установлено, что взаимодействие не возникает само по себе и не формируется на традиционных занятиях рисованием и лепкой. Необходима специальная работа, которая может осуществляться одновременно с обучением детей рисованию.

Работа по данному направлению начинается с формиро­вания у детей заинтересованного отношения к общему продукту.

Важно показать детям, что все вместе они могут сделать то, что не под силу одному. Поэтому на первых занятиях общий продукт должен создаваться всей группой. Вначале детям нужно дать почувствовать, что такой продукт — это качественно новое целое, для этого мы предлагаем строить занятие так, чтобы он был кому-то нужен именно как целое.

Дальнейшая работа будет направлена на формирование совместной деятельности двух детей.Очень важно, чтобы взаимодействие воспринималось ими как действительно необходимое условие успеха предстоящей работы. Поэтому вначале они должны договориться, кто будет рисовать предмет, который может быть на картинке в единственном числе (предположим, солнце). Целесообразно заранее пока­зать, к каким нелепостям могут привести несогласованные действия: например, если на общей картинке про двух жадных медвежат будут нарисованы две головки сыра, то это будет уже картинка не про жадных, а просто про двух медвежат с головками сыра.

Предметом обсуждения и согласования должны после­довательно становиться также время года, погода, момент жизни персонажей, который будет отображен на ри­сунках.

Дальнейшие занятия направлены на формирование у детей умения согласовывать друг с другом свои рисун-






ки. Опыт работы многих педагогов по данной методике покалывает, что некоторые дети рисуют общие картинки и н свободное от занятий время. Как правило, они работают на одном листе. В пары объединяются дети, связанные личными дружескими отношениями. При этом ни в коем случае нельзя навязывать ребенку партнера, выбранного вами. Важно высказывать одобрение по поводу дружной работы таких ребят, демонстрировать их рисунки (если они получились удачными) другим детям.

В заключение еще раз подчеркнем, что работа с детьми от двух до семи лет по программе «Радуга» предполагает широкое использование игровых методов и приемов обу­чения.

Желательным условием педагогического творче­ства является следование названному выше прин­ципу: игровые методы и приемы должны соответ­ствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.

Руководство обучением детей осуществляется с учетом психологических особенностей каждого возраста, специфи­ки рисования и лепки как художественных видов деятель­ности и игровых форм воздействия на детей.

Глава3

Наши рекомендации