Реальные отношения сверстников в игре и социальное развитие ребенка
Еще один компонент структуры сюжетно-ролевой игры — это реальные отношения между играющими детьми как партнерами по совместной игровой деятельности.
Функции реальных отношений включают:
• планирование сюжета игр;
• распределение ролей, игровых предметов;
• контроль за развитием сюжета и выполнением ролей
сверстниками-партнерами;
• коррекция игры.
Если игровые отношения определяются содержанием выполняемых детьми ролей, то их реальные отношения зависят от особенностей личностного развития.
По мнению А. П. Усовой, С. Н. Карповой и Л. Г. Лы-сюк, реальные отношения, возникающие у детей входе игры, играютсущественную роль в развитиикоммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии.
В сюжетно-ролевой игре моральные и нравственные нормы поведения открываются ребенку в процессе моделирования социальных отношений путем проигрывания ролей. Осуществляется активная ориентировка в этих нормах, познание и в определенной мере осознание нравственных оснований межчеловеческих отношений.
Однако присвоение моральных норм как регуляторов поведения происходит в реальных отношениях детей как партнеров по игре.
В диссертационном исследовании В. С. Мустафиной установлено, что дошкольники значительно чаще оказывают помощь сверстнику в игровыхотношениях, чем в реальных партнерских.Имеете; стем была выявлена зависимость выполнения(невыполнения) нравственной нормы взаимопомощи от эмоционального отношения ребенка к сверстнику. Дети предпочитали оказывать помощь скорее привлекательным, чем непривлекательным партнерам.
Исследования также показали, что на выполнение детьми нормыв реальных (партнерских) отношениях влияет и уровень развития игровой деятельности. Дети, характеризующиеся высоким уровнем развития игровой деятельности, чаще выполняют моральную норму взаимопомощи по отношению как к привлекательному, так и к непривлекательному сверстнику.Такая зависимость может быть объяснена тем, что высокий уровень развития игры основывается на активном сотрудничестве детей, требующем налаживания контактов и установления взаимопонимания, на общей ориентации ребенка на сверстника. Чем более развита сюжетно-ролевая игра, тем выше ориентация на партнера и, соответственно, устойчивее тенденция выполнять нравственную норму.
В обучающем эксперименте, участниками которогостали дети, не выполняющие норму взаимопомощи в отношении как привлекательного, так и непривлекательного сверстника и характеризующиеся низким уровнем игровой деятельности, была организована серия коллективных сюжетно-ролевых игр. Использовались специальные приемы организации игровых и реальных (партнерских) отношений между играющими детьми.
В качестве приемов организации игровых отношений выступили:
1) последовательная смена ролевых позиций ребенкав игре (смена ролей);
2) создание игрового сотрудничества между партнерами(переход от игры «рядом» к игре «вместе» с акцентированием игрового взаимодействия персонажей);
3) ориентация детей на чувства и переживания игровыхперсонажей;
4) создание средствами игры повышенной напряженно-сти ролевых отношений с целью усиления эмоционального компонента восприятия детьми проигрываемых ситуаций (экспериментатор активно участвовал в игре, внося в развертывание сюжет события, усиливающие общий драматизм и требующие оказания помощи персонажам, попадающим в затруднительные положения).
Для организации реальных (партнерских) отношений детей по поводу игры были использованы следующие приемы:
1) совместное обсуждение сюжета и содержания игры
с целью ее совместного планирования;
2) обсуждение начального замысла игры и распределение ролей (причем экспериментатор распределял роли таким образом, чтобы каждый из детей смог поочередно побывать во всех ролях — как основных, так и второстепенных);
3) знакомство с игровым материалом и распределение игрушек;
4) совместная подготовка игровой площадки и оформление игрового пространства.
Как выяснилось, специальная организация сюжетно-ролевой игры детей оказала положительное влияние на процесс присвоения ими нормы взаимопомощи. Испытуемые, принявшие участие в обучающем эксперименте, продемонстрировали прирост «помогающего» поведения в отношении как привлекательных, так и непривлекательных сверстников. У них возросла потребность в общении и совместной деятельности со сверстниками, коммуникативная компетентность (умение устанавливать контакт, договариваться о взаимодействии, конструктивно разрешать конфликты и пр.) и в целом изменилось отношение к сверстнику (усилились доброжелательность, симпатия и сочувствие).
Таким образом, игровые и реальные отношения детей в игре взаимообусловлены и находятся в сложной зависимости: игровая компетентность влияет на партнерское взаимодействие, а характер партнерского взаимодействия, в свою очередь, определяет характеристики игровой деятельности, в том числе и уровень развития самой игры.