Реальные отношения сверстников в игре и социальное развитие ребенка

Еще один компонент структуры сюжетно-ролевой игры — это реальные отношения между играющими детьми как партнерами по совместной игровой деятельности.

Функции реальных отношений включают:

• планирование сюжета игр;

• распределение ролей, игровых предметов;

• контроль за развитием сюжета и выполнением ролей
сверстниками-партнерами;

• коррекция игры.

Если игровые отношения определяются содержанием выполняемых детьми ролей, то их реальные отношения зависят от особенностей личностного развития.

По мнению А. П. Усовой, С. Н. Карповой и Л. Г. Лы-сюк, реальные отношения, возникающие у детей входе игры, играютсущественную роль в разви­тиикоммуникативной и социальной компетентно­сти ребенка, в его нравственном развитии.

Реальные отношения сверстников в игре и социальное развитие ребенка - student2.ru Реальные отношения сверстников в игре и социальное развитие ребенка - student2.ru В сюжетно-ролевой игре моральные и нравственные нормы поведения открываются ребенку в процессе модели­рования социальных отношений путем проигрывания ролей. Осуществляется активная ориентировка в этих нор­мах, познание и в определенной мере осознание нравствен­ных оснований межчеловеческих отношений.





Однако присвоение моральных норм как регуляторов поведения происходит в реальных отношениях детей как партнеров по игре.

В диссертационном исследовании В. С. Мустафиной установлено, что дошкольники значительно чаще оказы­вают помощь сверстнику в игровыхотношениях, чем в реальных партнерских.Имеете; стем была выявлена зависимость выполнения(невыполнения) нравственной нормы взаимопомощи от эмоционального отношения ребенка к сверстнику. Дети предпочитали оказывать по­мощь скорее привлекательным, чем непривлекательным партнерам.

Исследования также показали, что на выполнение деть­ми нормыв реальных (партнерских) отношениях влияет и уровень развития игровой деятельности. Дети, характери­зующиеся высоким уровнем развития игровой деятельно­сти, чаще выполняют моральную норму взаимопомощи по отношению как к привлекательному, так и к непривлека­тельному сверстнику.Такая зависимость может быть объ­яснена тем, что высокий уровень развития игры основыва­ется на активном сотрудничестве детей, требующем налаживания контактов и установления взаимопонима­ния, на общей ориентации ребенка на сверстника. Чем более развита сюжетно-ролевая игра, тем выше ориента­ция на партнера и, соответственно, устойчивее тенденция выполнять нравственную норму.

В обучающем эксперименте, участниками которогостали дети, не выполняющие норму взаимопомощи в отно­шении как привлекательного, так и непривлекательного сверстника и характеризующиеся низким уровнем игровой деятельности, была организована серия коллективных сюжетно-ролевых игр. Использовались специальные прие­мы организации игровых и реальных (партнерских) отно­шений между играющими детьми.

В качестве приемов организации игровых отношений выступили:

1) последовательная смена ролевых позиций ребенкав игре (смена ролей);

2) создание игрового сотрудничества между партнерами(переход от игры «рядом» к игре «вместе» с акцентированием игрового взаимодействия персонажей);

3) ориентация детей на чувства и переживания игровыхперсонажей;

4) создание средствами игры повышенной напряженно-сти ролевых отношений с целью усиления эмоционального компонента восприятия детьми проигрываемых ситуаций (экспериментатор активно участвовал в игре, внося в развертывание сюжет события, усиливающие общий драматизм и требующие оказания помощи персонажам, попадающим в затруднительные положения).

Для организации реальных (партнерских) отношений детей по поводу игры были использованы следующие приемы:

1) совместное обсуждение сюжета и содержания игры

с целью ее совместного планирования;

2) обсуждение начального замысла игры и распределение ролей (причем экспериментатор распределял роли таким образом, чтобы каждый из детей смог поочередно побывать во всех ролях — как основных, так и второстепенных);

3) знакомство с игровым материалом и распределение игрушек;

4) совместная подготовка игровой площадки и оформление игрового пространства.

Как выяснилось, специальная организация сюжетно-ролевой игры детей оказала положительное влияние на процесс присвоения ими нормы взаимопомощи. Испытуемые, принявшие участие в обучающем эксперименте, продемонстрировали прирост «помогающего» поведения в отношении как привлекательных, так и непривлекательных сверстников. У них возросла потребность в общении и совместной деятельности со сверстниками, коммуникативная компетентность (умение устанавливать контакт, договариваться о взаимодействии, конструктивно разрешать конфликты и пр.) и в целом изменилось отношение к сверстнику (усилились доброжелательность, симпатия и сочувствие).

Таким образом, игровые и реальные отношения детей в игре взаимообусловлены и находятся в сложной зависимости: игровая компетентность влияет на партнерское взаимодействие, а характер партнерского взаимодействия, в свою очередь, определяет характеристики игровой деятельности, в том числе и уровень развития самой игры.

Наши рекомендации