Виды игровой деятельности дошкольника

В дошкольном возрасте в контексте сюжетно-ролевой

игрывозникают и развиваются новые виды игр, имеющие важное значение для умственного и личностного развития ребенка. К ним следует отнести подвижные игры с прави­лами, игры-драматизации, результативные игры и дидак­тические игры.

Подвижные игры с правилами (кошки-мышки, кол-дунчики, прятки, «Море волнуется...» и т. д.) представляют собой вариант сюжетно-ролевых игр с редуцированными ролями, скрытой воображаемой ситуацией и развернутыми правилами. Главный смысл таких игр — достижение цели в условиях строгого выполнения правила, обязательного для всех ее участников. Здесь в центре внимания ребенка находится правило, при нарушении которого игра разруша­ется. Хотя подвижные игры с правилами входят в игровой репертуар детей уже трех-четырех лет, смысл правила и,

соответственно, психологическое содержание игр с правилами меняются на протяжении дошкольного детства. В исследовании И. Я. Лейбман, посвященном становлению произвольности в дошкольном возрасте, специальное вни­мание уделено анализу динамики отношения детей дошкольного возраста к игровому правилу.

Для младших дошкольников (три-четыре года) игровое правило выступает как алгоритм, диктующий последова­тельность действий с игровым предметом или движений. Основной смысл игры — точное воспроизведение последо­вательности действий или движений, заданных правилом.Функционально-целевой смысл правила (для чего и поче­му необходимо осуществить данные действия и движения) для ребенка остается скрытым. Так, например, для детей младшего дошкольного возраста смысл правил игры в кол-дунчики заключается в том, что необходимо быстро бегать и приседать на корточки. При этом, преследует ли ребен­ка водящий или нет, значения не имеет. Дети с увлечени­ем воспроизводят внешний рисунок движений, заданных правилом, не заботясь об их целесообразности примени­тельно к целостному контексту скрытых ролевых отноше­ний. Поэтому, если правило задает достаточно сложную последовательность действий и движений, оно не сохра­няется и не выполняется детьми — и игра разрушается, что, впрочем, чаще всего не слишком их заботит, и они с увлечением продолжают воспроизводить отдельные опе­рации и движения.

В среднем и старшем дошкольном возрасте целевое назначение каждого из действий и движений, заданных правилом, осваивается ребенком и функционально-целе­вой смысл правила начинает доминировать над операцио­нально-техническим. Вспорах, связанных с коррект­ностью соблюдения правил детьми, теперь уточняется выполнение их технической стороны (например, достаточ­но ли низко присел ребенок, как его осалили, что именно считать состоявшимся касанием и пр.). Причем если в среднем дошкольном возрасте целевой смысл правила достаточно подробно обсуждается детьми (зачем надо убе­гать от колдунчика, почему следует присаживаться лишь в тех случаях, когда возникает реальная угроза, что тебя








I

осалят), выступая предметом их активной ориентировки, то в старшем дошкольном возрасте, определив цель игры, дети сосредоточивают свое внимание на обсуждении и выработке операционного алгоритма правила (засчитыва-ется ли касание за одежду, как долго можно сидеть в доми­ке, меняют ли водящего, если ему никак не удается кого-либо осалить, и пр.).

Подвижные игры с правилами занимают важное место в арсенале игр современных детей. Являясь коллективными, они создают зону ближайшего раз­вития для формирования коммуникативной и соци­альной компетентности детей, а также для форми­рования способности произвольно регулировать свое поведение и развития сенсомоторных качеств.

Игры-драматизации представляют собой намеренное, произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом — сценарием игры. Жесткость сценария может быть различной: от драматиза­ции сказки, рассказа, истории с полным и точным вос­произведением сюжетной линии, последовательности собы­тий и действий героев, их характера и отличительных черт, чувств и переживаний до свободного развития сюжет­ных линий исходного литературного материала. Игры-дра­матизации, основанные на литературном и кинематографи­ческом материале, как никакие другие, сосредоточивают внимание ребенка на аффективной стороне межличност­ных отношений, создают условия для формирования эмпатии, повышения сенситивности к собственным чув­ствам и переживаниям и чувствам других людей.Психо­логический механизм развития эмпатии проявляется в принятии ребенком роли героя произведения, характер, особенности мировосприятия и переживания жизненных событий которого заданы сценарием драматизируемого произведения, и смене ролевых позиций, позволяющей ребенку увидеть одно и то же жизненное событие глазами разных его участников.

Игры-драматизации широко используются в психокор-рекционной практике и воспитательной работе с детьми.

Результативные игры занимают промежуточное место между процессуальными (каковыми являются ролевые игры) и продуктивными видами деятельности. При сохране­нии свернутой ролевой структуры и мнимой ситуации цель игры состоит в достижении результата, «тестирующего» уровень развития определенной способности, умения, навы­ка ребенка. В этом смысле результативные игры создают условия для осознания ребенком своих возможностей и умений, обеспечивая формирование* адекватной самооцен­ки и направленности на выработку у себя определенных качеств.Успех и достижение высокого игрового результата обеспечивают удовлетворение потребности ребенка в соци­альном признании. Вместе с тем хроническая неуспешность, подкрепленная неадекватным отношением взрослых и сверстников (насмешки, поддразнивание, порицание и др.), может привести к дестабилизации самооценки ребенка-неудачника, снижению уровня самопринятия, искажению мотивационной сферы с преобладанием мотивации избега­ния и даже к изоляции его в группе сверстников.

Особое место в ряду результативных игр занимают фор-тунные игры — игры с правилами на выигрыш, завися­щий в определенной степени от случайности, удачи (фор­туны), например от выпавшего на кубике числа. Такие игры моделируют ситуацию переживания «успеха — неус­пеха», обусловленного случайными, внешними по отноше­нию к способностям и свойствам человека факторами. Играя в подобные игры, дети учатся преодолевать эмоцио­нальный дискомфорт, связанный с проигрышем, без само­обвинения и агрессии, сопереживать партнеру в случае его неудачи и радоваться вместе с ним его успеху (исследова­ния В. С. Мухиной).

Дидактические игры занимают промежуточное место между сюжетно-ролевыми играми и учебной деятель­ностью. Их отличительная черта определяется специфиче­скими по сравнению с сюжетно-ролевой игрой учебно-познавательными мотивами и задачами. Они обеспечивают адекватную дошкольному возрасту постановку учебных задач,в ходе реализации которых происходит усвоение способов действий, умений, навыков, знаний при сохра­нении игрового контекста и смысла деятельности. Помимо





общеразвивающего значения, дидактические игры с успе­хом могут быть использованы для решения задач коррек­ции умственного и речевого развития дошкольников.

Наши рекомендации