Подростковый возраст в свете различных концепций
Историческое происхождение подросткового возраста. Подростковый возраст как историческое образование (Ф. Ариес, П.П.Блонский, Л.С.Выготский). Классические исследования подросткового возраста в первой половине 20 века. Подростковый возраст как эпоха романтизма в теории рекапитуляции С.Холла, культурно-психологическая концепция подросткового возраста Э.Шпрангера. Новообразования подросткового возраста по Э.Шпрангеру, любовь, эротические переживания. Поиск биологического смысла подросткового возраста в работах Ш.Бюлер. Понятие «пубертатный период». Подростковый возраст как один из этапов формирования личности в концепции Э.Штерна.
Классические исследования подросткового возраста во второй половине 20 века.
Подростковый возраст в концепции Э.Эриксона. Понятие «идентичность» применительно к подростковому возрасту. Характеристика подросткового возраста в концепции Ж.Пиаже. Социализация и кризис адаптации. Подростковый возраст как формально-операциональная стадия в развитии мышления. Понятие «сфокусированности на самом себе» Р.Энрайта.
Изучение отрочества в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович).
Л.С.Выготский о подростковом возрасте. Превращение влечения в интерес. Изменения в содержании мышления подростка. Ведущая роль интеллекта. Психические процессы приобретают личный характер. А.Н.Леонтьев о подростковом возрасте. Самосознание – это осознание себя в системе общественных отношений. Ведущая деятельность и новообразования как движущие силы развития (Д.Б.Эльконин). Характеристика подросткового возраста в концепции Д.Б.Эльконина.
Виды взрослости по Т.В.Драгуновой. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Основные новообразования подросткового возраста – самосознание, изменение в мотивационной сфере, нравственные убеждения, самоопределение (по Л.И.Божович).
Психологические характеристики подросткового возраста.
Особенности развития мотивационной сферы
Возрастные границы отрочества. Физиологические особенности возраста. Развитие личности подростка. Кризис подросткового возраста. Концепция развития человека и достижение взрослости. Концепция Э.Эриксона. Эгоцентрическая направленность подростка. Стремление к риску. Потребности к автономии, признании и уажении, самоуважении. Смысложизненные ориентации подростков. Интересы и увлечения.
Особенности аффективной сферы подростка
Эмоции в младшем подростковом и в старшем подростковом возрасте. Формирование половой идентичности. Эмоциональные особенности дружбы и любви. Эмоциональные расстройства подросткового возраста.
Особенности развития когнитивной сферы
Развитие психических познавательных процессов. Развитие мышления. Пик интеллектуального развития. Развития воображения, речи. Творческие возможности. Формирование абстрактного мышления. Развитие памяти, устной и письменной речи. Способность к обучению. Обработка информации. Принятие решений.
Особенности «Я-концепции»
Центральное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости. Развитие самосознания и «Я-концепции». Направленность личности. Воля, нравственное развитие. Формирование идентичности. Сексуальность подростка. Типы акцентуаций характера. Социальная адаптация. Профессиональная ориентация.
Подросток и семья
Роль родителей в жизни подростка. Потребность во взаимном общении. Стили семейного воспитания. Структурные деформации семьи и подросток.
Подросток и сверстники
Общение – главная потребность подростков. Гендерные различия стилей подростка. Юношеские группы.
2.3. Содержание практических разделов дисциплины
Практические занятия (ОФО)
№ | Наименование практических занятий | Трудоемкость (час) |
1.Подростковый возраст в свете различных концепций | ||
2.Классические исследования подросткового возраста во второй половине 20 века. | ||
3.Изучение отрочества в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович). | ||
4.Психологические характеристики подросткового возраста. | ||
4.1 Особенности развития мотивационной сферы | ||
4.2. Особенности аффективной сферы подростка | ||
4.3. Особенности развития когнитивной сферы | ||
4.4. Особенности «Я-концепции» | ||
5. Подросток и семья | ||
6. Подросток и сверстники |
Практические занятия (ЗФО)
№ | № раздела | Наименование практических занятий | Трудоемкость (час) |
1.1 | Подростковый возраст в свете различных концепций | ||
1.2 | .Психологические характеристики подросткового возраста. | ||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ