Психолого педагогические методы воздействия на спортсмена. Психотерапия в спорте.
психолого-педагогическая подготовка спортсмена включает в себя большой и сложный комплекс взаимосвязанных методов воздействия на спортсмена, реализовать который одному тренеру оказывается не под силу. Ему на помощь приходит практический психолог, хорошо знающий специфику спортивной деятельности вообще а, главное, владеющий методами воздействия и воспитания. Внушение и убеждение тесно взаимосвязаны между собой. Итогом убеждения может явиться внушающее воздействие, которое и приведет к требуемому действию или характеру поведения. Основой убеждения являются логика, разъяснение, доказательство, система рассуждений, аргументов, фактов. Все это требует времени и для изложения, и для осмысливания. Убеждения формируют будущие программы действий и модели поведения, внушения предлагают их в готовом виде.Лекции и беседы: для решения задач психологической подготовки формальная лекция даже не академической, а популярной направленности используется редко. Главное требование к лекции – она должна быть интересной для спортсменов. Косвенное внушение:случайно услышанное мнение о себе, затрагивающее глубинные пласты самоутверждения; разговоры окружающих, не имеющие отношения к спортсмену; скрытая обида, досада, стыд или зависть, вызванные вроде бы незаметным фактом; намеки, случайные жизненные ситуации, внешне значительные, но затрагивающие затаенные мотивы, установки, цели, и т.д. могут существенно повлиять на систему побуждений и действенную сторону отношений.Внушенный отдых:суть этого мероприятия заключена в самом названии. Его конечная цель – приведение спортсмена в дремотное состояние вплоть до засыпания. Сеанс внушенного отдыха почти всегда коллективный. Гипноз:спорте – это средство воздействия, когда информация адресована подсознанию.Психотерапия— это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного.
Аутогенная тренировка. Её структура, достоинства и недостатки.
Аутогенная тренировка, аутотренинг — психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную деятельность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.Выделяют две ступени аутогенной тр-ки: 1) обучение релаксации, создание ощущений тяжести, тепла, холода, свидетельствующих об управлении вегетативными функциями; 2) созданиегипнотических состояний различного уровня.В основе аутогенной тр-килежат три основных механизма:1.Тесная связь тонуса мышц тела, ритма и глубины дыхания со степенью эмоционального напряжения, переживаемого человеком. Психическое состояние человека выражается в изменениях его дыхания, в мимике и жестах, в напряжении отдельных групп мышц. 2.Наличие связи сознательно вызванных мысленных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.), основанных на прошлом опыте и психического и физического состояния человека.3.Психические и физиологические процессы самым тесным образом связаны со словесными формулировками. Высокая эффективность самовнушения во время аутогенной тренировки связана с особым уровнем активности мозга, это состояние характеризуется какрасслабленное бодрствование, когда реакция на внешние помехи ослаблена, а внимание сконцентрировано на внутреннем состоянии. Главным результатом освоения аутогенной тренировки является способность человека без посторонней помощи решать проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем. Аутогенная тренировка позволяет:- быстро избавляться от усталости;- снимать психическое напряжение,;- развивать имеющиеся психологические способности (мышление, память, внимание и др).
Психофармакология в спорте
Психофармакология—раздел фармакологии, посвященный изучению влияния лекарственных средств на высшую нервную деятельность. Применение фармакологических средств в современном профессиональном спорте - фактор, позволяющий достичь высоких результатов и сохранить здоровье спортсмена. Отсутствие фармакологической поддержки или неграмотное использование лекарственных препаратов могут отрицательно повлиять на здоровье элитного спортсмена и, в конечном счете, перечеркнуть все его достижения. Имеющийся в настоящее время арсенал фармакологических препаратов позволяет повысить физическую работоспособность, предотвратить в той или иной степени развитие утомления и ускорить восстановление после предельных нагрузок.Применение допинга часто оборачивается непоправимыми последствиями для здоровья спортсмена. Модафинил - препарат, способствующий повышению уровня бодрствования (продолжительность эффекта - до 40 часов), не обладающий побочными эффектами мфетаминов.В противоположность допингам существует обширный арсенал разрешенных фармакологических средств, которые помогают повысить общую устойчивость организма спортсмена к экстремальным физическим нагрузкам, способствуют интенсификации восстановительных процессов, а также предупреждают отрицательные воздействия на организм неадекватных для него физических.Транквилизаторы применяются в качестве регуляторов психического статуса, при тяжелых нагрузках для снятия состояния возбуждения, при расстройствах сна, связанных с перевозбуждением, а также в составе комбинированной терапии при легких функциональных нарушениях со стороны ССС и пищеварительной системы. Вместе с тем они снижают мышечный тонус, скорость и точность двигательных реакций, поэтому запрещены к применению в сложнокоординационных и технических прикладных видах спорта.
39. Психологическая подготовка тренера и учителя физкультуры.
Хорошая психологическая подготовка тренера, совершенствование его психолого-педагогических знаний – один из основных путей к решению тех специфических задач тренировки, которые определяются как совершенствование нервно-психических механизмов регуляции спортсмена.Среди прочих тренеру необходим и психолог,который может не только быть его помощником в педагогическом процессе, но и в нужные моменты корректно и ненавязчиво осуществлять психологическую подготовку самого тренера, помогать ему профессионально. В целом оценки личности идеального тренера: это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. От него ждут достаточно высокого интеллекта, развитого чувства реальности, практичности и уверенности в себе. Это должен быть предприимчивый, самостоятельный человек, склонный к новаторству и предпочитающий сам принимать ответственные решения.Как и во всякой другой деятельности, успешным тренер становится в процессе постоянного самосовершенствования. Видя свой рост, основным критерием которого являются результаты его учеников, его команды, он фактически соревнуется не только со своими соперниками, но и с самим собой.