Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинув­шейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, жив­ших далеко-далеко, за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четы­ре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе. Отношение к ве­щам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особен­ность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Само­влюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей При­ниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу, как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшеб­ном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась зем­ля - такими они были тяжелыми, зато легкие Характе­ры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь - от корней до кроны - покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с ед­ва заметными отростками - это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Харак­теры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низ­кие, стройные и стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что рос­ли они на разных почвах, неодинаково согревало их солн­це, обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разно­му, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные лома­ла или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сло­мать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо рас­прямляли свои могучие ветви - ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отра­жает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Ха­рактер. Но попасть в этот волшебный лес не может ни­кто...

Давайте сочиним сказку...

Сказка может излечивать. Есть у нее та­кое удивительное свойство. Это свойство ста­ло краеугольным камнем для построения сказкотерапии как особого направления в практической психологии. Но не следует ду­мать, что помогает людям только расска­занная им сказка. В неменьшей степени (а может быть, и в большей) оказывает на человека благотворное влияние сказка, сочи­ненная им самим. Об этом еще М. Бурно писал, называя этот процесс терапией твор­ческим самовыражением. Вот только сочи­нить сказку просто так, ни с того ни с сего, получается далеко не у каждого. К этому волшебному действу надо каким-то образом подготовиться. Предлагаемая процедура по­могает человеку написать сказку. Это свое­образный чудесный стартер, запускающий процесс сказкотворчества. Он позволяет поч­ти любому человеку - от первоклассника до пенсионера - за довольно короткий проме­жуток времени создать свой личный волшеб­ный продукт - новую сказку.

Упражнение может быть применено в психологическом тренинге метафоризации или сказкотерапевтическом тренинге, но мо­жет выступать и как специальная творчес­ки-ориентированная психотехника в рамках тренингов другой направленности, проводи­мых для подростков (впрочем, и для взрос­лых тоже).

Цели:

• развитие креативности;

• формирование умения сочинять сказки;

• пробуждение архетипических ресурсов;

• развитие умения видеть различные смыслы ска­зочных метафор.

Размер группы: не более 15 человек. Ресурсы: листы формата А4 для записи сказок, ав­торучки (по числу участников). Время: примерно 80 мин.

Ход упражнения

1 этап - подготовка

Ведущий. Положите перед собой лист бумаги. Да­вайте на несколько минут погрузимся в удиви­тельный мир сказки. Каждый из вас знает ог­ромное количество сказок. Они очень разные и по содержанию, и по языку. Но наверное, есть такие слова или словосочетания — устойчивые обороты, которые встречаются почти во всех или во всяком случае во многих сказках. Пожалуй­ста, запишите в столбик такие слова, желатель­но существительные или устойчивые словесные обороты, которые, как вам кажется, часто мож­но встретить в сказках. Таких слов или слово­сочетаний должно быть ровно 7 — вы ведь зна­ете, что 7 - это магическое число во многих сказках. Не надо подвергать всплывающие в па­мяти слова жесткой цензуре, пусть будут запи­саны те, которые пришли вам в голову именно сейчас.

Это задание является по сути разогревающим. Чтобы подобрать нужные слова, участники вынуждены окунуться с мир сказок, побродить там, возрож­дая в памяти полузабытые тексты. А включение ру­ки для записи этих слов также помогает "разогреть творческий двигатель" для последующего написания сказки. Впрочем, участники еще не подозревают, что очень скоро им предстоит - ни много ни мало - на­писать собственную сказку.

Ведущий. Теперь, когда все справились с задани­ем, я прошу вас записать в столбик рядом с только что записанным те слова, которые про­диктую вам я:

Дом

Река

Круг

Гора

Путь

Пещера

Превращение

Почему предлагаются именно эти слова? В общем-то, можно использовать и любой другой набор слов, причем их отношение к сказкам может быть весь­ма условным (например, я применял такие наборы: мандарин, гитара, дельфин, луна, огурец, пиджак, ав­томобиль, или: шар, змея, лев, волшебство, река, пе­щера, солдат). Однако опыт подсказал, что лучше, если слова будут самыми обычными, но на самом деле являются чрезвычайно эмоционально насыщен­ными архетипическими образами. Анализ большого количества литературных источников по юнгианской психологии, сказкотерапии, имаготерапии, символиз­му помог отобрать названный выше набор "сказоч­ных" слов, которые, по мнению многих авторов, являются одними из самых значимых для человечес­кой психики и рассматриваются как очень "симво­лически нагруженные" в культуре.

2 этап - написание сказки

Ведущий. Перед вами два набора слов. А теперь я прошу вас очень внимательно выслушать ин­струкцию для дальнейших действий. На этом же листе вы должны будете написать сказку! При этом у вас есть несколько вариантов: первый вариант: вы используете при написа­нии сказки те 7 слов, которые включены вами в первый набор;

второй вариант: в тексте вашей сказки обяза­тельно должны встретиться все слова второго набора;

третий вариант: в текст сказки вы должны включить слова и первого, и второго наборов; и наконец, есть четвертый вариант: вы не об­ращаете ни малейшего внимания на написанные на листочке слова и просто пишете сказку! Решайте, какой из предложенных вариантов вам наиболее по душе и приступайте к сказко-творчеству. Покиньте круг и выберите в нашей комнате место, где вам будет наиболее ком­фортно творить. У вас есть двадцать волшебных; минут!

Если вам трудно начать, то можете использо­вать следующий прием: прикройте глаза и вы­зовите в своей фантазии образ, порождаемый каким-либо выбранным вами словом, придайте образу конкретность, оживите его, включите движение и... понаблюдайте, что будет происхо­дить. А потом запишите родившуюся сказку.

На самом деле для подлинного творчества, не ско­ванного особыми границами, предпочтителен послед­ний вариант. В конечном счете слова, найденные са­мими участниками, как и слова, предложенные ве­дущим, нужны лишь в качестве базовой площадки, тех опор, от которых могло бы оттолкнуться вообра­жение. Но если сказочник не нуждается в таких опорах, то не следует мешать его свободному само­выражению в сказке.

Довольно часто создатели сказок выбирают третий вариант, используя слова обоих наборов. Порой они отказываются от своего набора, отдав предпочтение словам, которые предлагает ведущий.

По мере окончания работы участники собираются в кругу. Ведущему не стоит торопить их, ведь созда­ние сказки - процесс сугубо индивидуальный, не тер­пящий жесткой регламентации. Нестрашно, если времени потребуется чуть больше, чем планирова­лось. Когда все участники завершат свою работу, ве­дущий выделяет еще минуту на придумывание на­звания сказкам, а затем предлагает желающим про­честь свои произведения вслух. Если группа не слишком велика, то следует выслушать всех. Вмес­те с тем не надо настаивать в случае нежелания ко­го-то из участников на его выступлении; в конце концов, каждый имеет право не раскрывать себя (а ведь то, что в сказке очень часто раскрываются какие-то личностные черты автора, становится ясно многим участникам).

3 этап - работа со сказками

Дальнейшие действия группы ведущий может ор­ганизовать разными способами.

1 вариант

Путем открытого голосования (например, положа руку на плечо автора) участники выбирают две сказ­ки. Группа делится пополам, авторам выбранных сказок предлагается стать режиссерами и поставить за полчаса сказку своего коллеги. Не свою, а имен­но своего коллеги! Затем организуется обсуждение того, насколько слушателям сказок удалось понять их важнейший смысл и реализовать его в своем спектакле.

2 вариант

Выслушав все сказки, участники выбирают ту (или те) из них, которая больше всего, как им кажется, похожа на их собственную сказку. Объединившись в двойки или тройки, они обсуждают сходство сюже­тов, тем, идей, а затем представляют группе свою точку зрения. Затем выявляется тема, наиболее ча­сто встречающаяся в группе. Эта тема может стать предметом дальнейшей отработки в тренинге.

3 вариант

Этот вариант применяется только в обучающих группах по сказкотерапии или в терапевтических группах, в которых осуществляется работа с исполь­зованием сказкотерапии. Из всех сказок выбирается одна, на ее примере демонстрируется, как можно проводить психологический анализ сказки. Это осо­бая технология, требующая достаточно высокой ква­лификации ведущего, которая здесь описываться не будет.

Свирепо ОЛ., Туманова О.С. Образ, сим­вол, метафора в современной психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

"Именно это свойство - способность пере­краивать реальность так, чтобы сохранить ее элементы, придавая им новый смысл, -делает ее столь ценным инструментом пси­хотерапии. Принцип метафоры используют для того, чтобы по-новому расставить акцен­ты, помочь пациенту переосмыслить свой опыт... То есть для того, чтобы метафора бы­ла эффективной (это в равной степени каса­ется и символа, и образа), необходимо, что­бы она чем-то напоминала "первичные мета­форы", "первичные мотивы", как бы работа­ла на соответствующей частоте" (с. 16).

"В течение тысячелетий происходило на-пластывание слоев, но основа осталась преж­ней. Отсюда вытекает гипотеза: в сознании современного человека накопились все пре­дыдущие слои, и чтобы обнаружить и устра­нить нарушение, нужно снимая слой за сло­ем, проникнуть в те архаические пласты психики, которые и окажутся самыми здо­ровыми, потому что образованы как система координат человеческого бытия" (с. 21).

В качестве примеров сказок, созданных по описан­ной технологии, приведем две сказки участников од­ной тренинговой группы. Легко увидеть, какими раз­ными они оказались...

Приложения

Наши рекомендации