О метафоре и метафорическом тренинге

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1

О метафоре и метафорическом тренинге ........ 4

Глава 2

Сказочные и метафорические упражнения

для тренингов со взрослыми ....................... 19

Актеры и кинорежиссеры ............................. 19

Образ внутреннего мира ............................... 31

Учитель возвращается домой... ..................... 39

Двоечник тоже человек! ............................... 46

Заверши сказку ........................................... 55

Необычное в обычном ................................. 62

Глава 3

Тренинговые упражнения

для подростков: неочевидные метафоры ....... 69

Деревья-Характеры из волшебного леса ........ 69

Давайте сочиним сказку... ........................... 76

Герои и анти-герои ...................................... 88

Путешествие к волшебнику ......................... 99

Глава 4

Цикл метафорических игр "превращения".... 115

Заколдованные звери ................................. 116

Говорящие вещи ........................................ 122

Чары злобного Крокса ............................... 130

Теремок .................................................... 139

Библиография ............................................... 145

Глава 1.

Глава 2.

Сказочные и метафорические упражнения для тренингов со взрослыми

Актеры и кинорежиссеры

Предлагаемая игра родилась в результате серьезной трансформации техники "Первая проба на роль", разработанной автором до­вольно давно (см. Школьный психолог. 1999. № 8). В настоящее время применение этой психологической игры осуществляется в рамках метафорического тренинга как осо­бой технологии, используемой в работе со взрослыми. Описываемая ниже игровая про­цедура является своего рода подготовкой к дальнейшим психотехникам, построенным на разнообразных метафорах.

Игра "Актеры и кинорежиссеры" имеет смысл только в группе ранее незнакомых между собой людей, в противном случае бу­дут наблюдаться лишь проекции прошлого опыта взаимоотношений, в определенной ме­ре "засоряющие" атмосферу ситуации "здесь и теперь".

Эта игра проводится в самом начале тре­нинга, лучше всего еще до момента самопре­зентации, во время которой участники рас­сказывают о себе (если вообще такая самопрезентация проводится, что, на мои взгляд, не является обязательным). В результате уча­стия в этой игре члены группы впервые по­лучают обратную связь друг от друга на осно­ве пока еще минимальной информации. При этом обратная связь метафорическими спосо­бами во многих случаях бывает эмоциональ­но насыщенной, содержательной и точной.

Цели:

• помощь в знакомстве участников;

• погружение в атмосферу метафоризации как процесса, пронизывающего процесс тренинга;

• организация продуктивной обратной связи.

Размер группы: от 6 человек.

Время: примерно полтора часа.

Ход игры

1 этап - разминка Упражнение "Сбор на вечеринку"

Ведущий. Представим себе, что мы находимся у себя дома и собираемся отправиться на какую-нибудь вечеринку. Итак, надо подумать, что бы такое надеть, чтобы выглядеть замечательно и чувствовать себя удобно. Протяните руку, от­кройте дверцу шкафа, переберите одежду, лежа­щую на полках. Возьмите то, что вам пригля­нулось сегодня... Так, приложите к себе, посмо­трите в зеркало. Годится? Очень хорошо! Пока отложите в сторонку. Недурно было бы подо­брать еще подходящий головной убор. Что там у нас на верхних полках? Вот беда — замечатель­ной кепки, которую хотелось надеть, никак не удается найти! А может быть, в прошлый раз вы закинули ее на шкаф? Вытяните руку вверх, пошарьте на шкафу... А теперь другой рукой, с другой стороны шкафа... Нет, кепки там нет. Наверное, она завалилась за шкаф! Чтобы ее до­стать, надо хотя бы немного сдвинуть шкаф в сторону. Давайте попробуем все-таки убрать в сторону этот тяжеленный шкаф. Еще немного напряжения и — ура! - шкаф сдвинут и кепка найдена. Стряхните с нее пыль... Можно даже почистить щеточкой. Вот мы облачились в очень удобную и красивую одежду, на голове — заме­чательная кепка. Можно отправляться на вече­ринку!

Упражнение "Превращение в предмет"

Ведущий. А теперь я предлагаю вам представить, что вы превратились в... Оглянитесь вокруг. Годится любой предмет, какой попадется вам на глаза. Это может быть стул, стол, лампочка, дверь, книжка. Может статься, в нашей комна­те нет такого предмета. Что же, задумайте лю­бой другой предмет. Вам предстоит превратить­ся в него. 30 с на внутреннюю настройку... А те­перь по кругу представим невербально, во что превратился каждый из нас.

Игроки поочередно либо замирают в определенной позе, либо демонстрируют в движении задуманный предмет, а остальные угадывают этот предмет.

2 этап - выбор роли

Ведущий. Не только психологам, но и всем дру­гим хорошо известно, какое влияние имеет пер­вое впечатление, производимое на нас новым знакомым, на стиль и уровень нашего дальней­шего общения. Напомним, что существует, на­пример, так называемое "правило пятнадцати секунд", согласно которому основы отношения к партнеру закладываются в первые 15с общения с ним, "эффект ореола", связанный, в частности, с возникновением у нас устойчивых установок по отношению к человеку на основе полученной до контакта информации о нем, и т. д. Первое впечатление может оказаться как абсолютно точным (ведь свежему глазу виднее мелочи и детали, которые мешает заметить привычка), так и стопроцентно ошибочным.

Вы еще мало знаете друг друга, поскольку встре­тились здесь совсем недавно. Однако известные 15 с уже давно миновали и какое-то мнение друг о друге по первому впечатлению у вас сло­жилось. Поэтому я предлагаю вам обменяться этими самыми первыми впечатлениями, но в рамках определенной тренинговой процедуры. Желающие из группы будут садиться на этот стул - назовем его стулом презентации, а ос­тальные участники группы попробуют ответить на несколько вопросов относительно этого чело­века.

Стул не следует ставить в центр круга. Посколь­ку напряженность участников в начале работы груп­пы еще велика, не нужно создавать для игрока на стуле излишне дискомфортную обстановку, тем бо­лее что он может оказаться очень тревожным и за­стенчивым. Достаточно чуть-чуть выдвинуть стул из круга.

Ведущий. Вопросы эти не имеют цели заставить вас проявлять недюжинную проницательность и угадывать реальные характеристики человека, его личностные качества или профессию. Я предлагаю каждому из вас представить себя ки­норежиссером, которому предстоит снимать не­кий фильм. Для фильма, разумеется, нужно по­добрать актеров. Один человек, к примеру, бла­годаря своей внешности, манере общения и ре­чи, другим особенностям неплохо сыграл бы графа Калиостро, но зато ни в коей мере не го­дится на роль Чичикова. Из другой актрисы по­лучилась бы, скажем, замечательная Офелия, но ей совершенно чужда роль Красной Шапочки. Таким образом, вам нужно просто определить по внешним признакам человека и особеннос­тям поведения, которые вы успели заметить, ка­кая роль в большей степени ему соответствует. Ведь в предыдущем упражнении каждый из вас демонстрировал свое актерское мастерство. Роль может быть реальной, т.е. из известных произ­ведений. А может, вы снимаете фильм по соб­ственному сценарию? Тогда опишите, пожалуй­ста, что это за герой, на роль которого способен претендовать человек на стуле презентации, его возраст, социальный статус, профессию, другие его характеристики, время действия фильма и т. п. Пожалуйста, кто первый?

На начальной стадии групповой работы далеко не всегда мгновенно находятся добровольцы. Существу­ет довольно много приемов, провоцирующих выход первого участника. Молено, например, скомандовать: "Лидеры, встаньте!" И, вполне вероятно, поднимутся несколько человек. Ведущему останется только вы­брать. Следующим участником окажется тот, кто сидит от первого, допустим, справа, и далее по кру­гу. В крайнем случае ведущий может предложить стать первым участнику, сидящему рядом с ним.

Ведущий. Итак, первый из участников сидит на стуле презентации. Поаплодируем ему за сме­лость... Уважаемые кинорежиссеры! Вниматель­но посмотрите на этого человека. Какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в ваших фильмах?

При необходимости ведущий задает участникам уточняющие вопросы. Это особенно важно, когда роль дается только описательно или знакома не всем членам группы. Участнику, сидящему на стуле пре­зентации, ничего говорить не приходится. Он толь­ко слушает мнения других. Не обязательно выска­зываться всем. Пусть говорят те, у кого уже появи­лось четкое представление о возможной роли канди­дата. Упражнение следует проводить в довольно бы­стром темпе, чтобы избежать утомления. Вместе с тем нужно обеспечить тем членам группы, которые высказали желание сесть на стул презентации, чет­кую обратную связь через конкретное определение соответствующей роли, лучше всего не одной.

Рефлексия мыслей и переживаний проводится только после того, как все члены группы побывали на стуле презентации. Важно, чтобы каждый выска­зался, насколько предложенные ему роли совпадают с собственным представлением о себе и своих жиз­ненных ролях.

Каждому актеру на стуле презентации ведущий задает следующие вопросы:

• Были ли, на ваш взгляд, точные попадания?

• Какие роли, "увиденные" в вашем исполнении кинорежиссерами, вызвали недоумение или даже протест?

• Какая из предложенных кинорежиссерами ролей пришлась вам по душе? почему?

• Кто из присутствующих здесь людей также мог бы сыграть в этом фильме?

• Какие роли могли бы исполнить эти люди?

3 этап - создание плаката фильма

1 вариант. Если группа велика, то после прохож­дения через стул презентации трех-четырех игроков процедуру выбора ролей можно прекратить. В не­большой группе желательно пропустить через этот своеобразный кастинг всех участников. Ведущий по своему усмотрению предлагает двоим из прошедших через стул презентации игроков продолжить работу над фильмом, роль в котором их особенно привлек­ла. Выбор таких игроков может быть продиктован целями ведущего, например, необходимостью эмоци­ональной поддержки застенчивого участника или желанием подтолкнуть участника к взятию на себя лидерских функций.

Ведущий. А теперь, дорогие актеры, поскольку вы исполняете главные роли в этом фильме, у вас есть возможность вместе с режиссером сформи­ровать из отобранных вами исполнителей дру­гих ролей свою команду для фильма.

Если случилось так, что обоими ведущими актера­ми были отобраны одни и те же люди, то можно предложить им договориться между собой, кого из исполнителей они непременно хотят видеть в своем фильме, а кого могут заменить.

Ведущий. Вы полагаете, что сейчас вам предсто­ит подготовить постановку фильма? Нет, на этот раз вы ошиблись. Перед вами другая задача. Нужно создать живой рекламный плакат буду­щего фильма. Это значит, что через 15 мин каждая команда представит на нашей импровизиро­ванной сцене скульптурный коллаж, в котором будут участвовать все актеры в своих ролях. Для того, чтобы этот коллаж содержал в себе важнейшие сцены фильма, вам необходимо бу­дет договориться о некоторых идеях сюжета и взаимоотношениях между героями. Сам режис­сер также имеет право исполнить одну из ро­лей. Пожалуйста, приступайте к созданию рек­ламного плаката вашего фильма.

2 вариант. Этот этап можно провести иначе. Вы­бирается только один из главных исполнителей. Вместе с режиссером, пригласившим его на главную роль, он определяет остальных актеров и их роли (хорошо, если будет привлечена примерно половина группы). Все вместе они обсуждают содержание бу­дущего фильма и определяют особенности взаимоот­ношений героев. Даже если это фильм по известному сюжету, никто не мешает подойти к работе творчес­ки. Ведь и "Гамлета" можно поставить по-разному. И только после такого обсуждения ведущий объяв­ляет о необходимости подготовить рекламный пла­кат фильма. При этом указанная задача ставится и перед той половиной группы, которая оказалась пас­сивно слушающей.

Таким образом, при первом варианте готовятся рекламные плакаты к двум разным фильмам, а при втором - к одному и тому же фильму. Второй ва­риант предполагает более сложную ситуацию, в ко­торую попадает одна подгруппа: ведь для ее членов этот фильм "чужой", подготовить плакат для него труднее. В конце игры надо обязательно обсудить переживания членов этой подгруппы и способы, с помощью которых они справились с трудностями.

Оба варианта этого этапа завершаются демонстра­цией скульптурных коллажей, сопровождаемой необ­ходимыми комментариями режиссеров.

4 этап - поиск исполнителей для продолжения фильмов

Ведущий. Плакаты подготовлены и продемонстри­рованы. Фильмы уже в прокате и, будем наде­яться, пользуются заслуженным успехом. Акте­ры стали популярными, а режиссеры подумы­вают о том, чтобы снять продолжение этих за­мечательных фильмов. Пока сценарии еще не готовы, но задумка такова: в продолжении на передний план должны выйти герои, которые не являлись главными. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на команду своих соперников. Сре­ди них есть актеры, чей творческий потенциал велик, но почти не использовался. Им достава­лись только второстепенные роли. Выберите од­ного из членов противоположной команды. По­совещайтесь и решите, какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в продолжении вашего фильма. Подробно, во всех деталях подготовьте описание этой роли.

Время на подготовку описания — не более 5—7 мин. Фактически на этом этапе ведущий через самих уча­стников тренинга проявляет заботу о тех людях, ко­торым на предыдущих этапах уделялось недостаточ­но внимания, которым, возможно, не предлагалось ролей. А свою порцию "эмоционального поглажива­ния" они ведь тоже должны получить!

Ведущий. Представьте описания ролей, которые вы могли бы предложить. Но при этом не называйте имя того участника из другой коман­ды, который, по вашему мнению, эту роль мог бы исполнить. Пусть члены соперничающей съе­мочной группы попробуют сами догадаться, кто из них удостоился чести быть приглашенным в ваш фильм.

Иногда некоторые игроки сами высказывают пред­положения о том, что эту роль могли бы предложить именно им. После трех попыток угадывания имя за­думанного участника раскрывается.

5 этап - создание кадра из общего фильма

Ведущий. В конце концов, сколько можно кино­компаниям вести конкурентную борьбу? Почему бы вам не объединить творческие усилия для какого-либо совместного проекта? Давайте созда­дим самый важный кадр из общего фильма. Прошу выйти в центр круга по одному предста­вителю от каждой съемочной группы... Вы ста­нете главными героями совместного фильма. О чем он будет - мы пока еще не знаем. По­смотрите друг на друга. Не договариваясь, за­мрите в выразительных позах, как будто вы на­ходитесь в кадре из центральной сцены этого фильма... Очень хорошо! А теперь - участник из первой команды, присоединитесь к этой живой скульптуре... Теперь то же самое должен сде­лать участник второй команды.

Таким образом, все участники команд поочередно пристраиваются к уже стоящим. Скульптура все раз­растается, пока не приобретет завершенный вид. При выполнении этого задания участникам тренинга приходится проявлять немалое воображение, чтобы понять замысел своих товарищей. Такая процедура способствует сплочению группы, развитию чувства общности и навыков невербального взаимодействия. По завершении этапа следует обсудить, что же все-таки было изображено на созданном кадре, какие персонажи играли в воспроизведенной сцене из фильма, удалось ли участникам понять друг друга.

6 этап - обсуждение игры

При подведении итогов и рефлексии игры полез­но обсудить следующие вопросы:

• Какие этапы и моменты игры вызвали наиболь­шие затруднения? почему?

• Что удалось сделать легко?

• Какие чувства испытывают участники сейчас?

• Какие чувства возникали на разных этапах иг­ры?

• Какие из предлагаемых в разных ситуациях ро­лей в наибольшей степени оказались подходящими для каждого участника?

• Встречались ли такие роли, предложение кото­рых участникам вызвало удивление?

• С какими сложностями столкнулась та подгруп­па, которой пришлось создавать рекламный плакат фильма, задуманного другой подгруппой?

• Довольны ли участники своей работой?

• Что помогло угадать члена группы, задуманного командой соперников на четвертом этапе - этапе по­иска исполнителей для продолжения фильма?

• Какие роли участники сами считают близкими себе, но они не были предложены во время игры?

Аристотель. Поэтика / Пер. М.Л. Гас-парова // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.

"Всякое имя есть или общеупотребитель­ное, или редкое, или переносное, или укра-шательное, или сочиненное, или удлинен­ное, или укороченное, или измененное... Пе­реносное слово (те1;арпога) - это несвойст­венное имя, перенесенное с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии... А необычными [словами] я на­зываю редкие, переносные, удлиненные, все прочие, кроме общеупотребительных" (с. 669 - 670).

Образ внутреннего мира

Цели:

• развитие навыков рефлексии и метафорического мышления;

• выработка позитивного самоотношения;

• тренировка умения расслабляться и снимать на­пряжение.

Размер группы: не ограничен

Ресурсы: магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, листы для рисования, краски или фломас­теры (по числу участников).

Время: не менее 50 мин.

Ход упражнения

Первый вариант упражнения - Образ внутреннего мира - проводится на одном из занятий тренинга профессионального педагогического самосознания в блоке, посвященном осознанию учителями личност­ных особенностей. От ведущего требуется владение техникой проведения медитаций-визуализаций и со­блюдение при этом правил психологической безопас­ности. Первый этап упражнения проводится на фо­не релаксационной музыки (я, например, использую аудиокассету с записями саксофонной музыки и мед­ленного джаза).

Ведущий сообщает участникам, что на сегодняш­нем занятии им предстоит работать с фантастичес­кими образами, и просит сесть поудобней. При же­лании можно закрыть глаза. Требовать закрывать глаза при проведении медитаций-визуализаций, как мне кажется, совсем не обязательно. Многие люди могут прекрасно вызывать яркие зрительные образы, не делая этого. А кроме того, у некоторых уча­стников закрывание глаз вызывает повышение тре­воги.

Ведущий. Мы - педагоги. Мы умеем общаться и взаимодействовать с детьми. Мы умеем строить взаимоотношения с ними и пытаемся понять их. Мы имеем навыки взаимодействия со своими коллегами-учителями и постоянно заботимся о том, чтобы результат такого взаимодействия был максимально полезным и для них, и для нас. Что же помогает нам в этом? Чему мы обяза­ны, что у нас получается это взаимодействие? В чем причины того, что порой у нас возника­ют трудности и проблемы с учениками и колле­гами?

Может быть, в том, что основой и важнейшим источником наших слов и поступков является наш собственный внутренний мир? Ведь у каж­дого из нас есть то самое загадочное ядро, наша сердцевина, скрытая ото всех других людей, ко­торая называется внутренним миром. Именно там, во внутреннем мире, сосредоточены все на­ши психологические богатства, все наши воз­можности и ограничения.

Очень важно узнать, как выглядит наш внут­ренний мир. Однако сделать это очень непросто. Ведь он недоступен прямому наблюдению. Ка­кой же он - наш внутренний мир? Может быть, он похож на огромную страну, на территории которой есть и высокие горы, взметнувшие свои вершины к облакам, и моря, скрывающие в сво­их глубинах тайны, и леса, наполненные удиви­тельными существами, и луга, поросшие чудес­ными цветами и травами, и реки, и пруды, и степи. Может быть, там есть города, в которых живут люди и звери, короли и волшебники, уче­ные мудрецы и легкомысленные паяцы...

А может быть, наш внутренний мир просто по­хож на какой-то предмет? например, на волшеб­ный сосуд или хрустальный шар. А может быть, это просто музыка и танец или водопад с раз­ноцветными струями?

Давайте некоторое время посидим в тишине, и пусть появится у каждого тот образ внутренне­го мира, который будет только его собственным и будет отражать то, каким захочет предстать перед всеми ваш уникальный и единственный, но такой многоликий внутренний мир...

Примерно минуту участники группы сидят в ти­шине, после чего ведущий снижает громкость музы­ки, а затем и полностью выключает ее.

Ведущий. А теперь откройте глаза. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смени­те позу. Можно потянуться. На столах лежат листы бумаги и краски. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попро­буйте отразить в рисунке тот образ вашего вну­треннего мира, который родился в процессе вы­полнения упражнения. Время на рисование - примерно 15 мин.

На время рисования ведущий снова включает му­зыку. За минуту до конца отведенного промежутка ведущий просит участников завершать свои работы. Впрочем, если позволяет время, предпочтительней дать каждому завершить свой рисунок, уделив ему столько времени, сколько участник посчитает нуж­ным. Остальные, вернувшись со своими рисунками в круг, ожидают завершения работы своих коллег.

Обсуждение рисунков не следует превращать в их интерпретацию и оценку. Лучше сразу предупредить об этом участников. Все художники, держа свои ри­сунки в руках, молча предъявляют их другим чле­нам группы. Ведущий просит участников выбрать среди рисунков своих коллег те, которые кажутся в чем-то похожими на их собственные или даже про­сто созвучными по тематике, по настроению. Участ­ники сообщают о своем выборе и коротко его пояс­няют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке.

По желанию участники комментируют свои рисун­ки и рассказывают об ощущениях, возникших по хо­ду выполнения этапов упражнения — медитации-ви­зуализации и рисования. В большой группе, видимо, не следует настаивать на высказываниях всех чле­нов группы. Пусть выскажутся те, кто посчитает это нужным. Сам процесс выполнения описанной рабо­ты имеет большое развивающее значение для участ­ников тренинга.

Второй вариант этого упражнения можно было бы назвать Королевство Внутреннего Мира. Его рекомен­дуется применять в работе с подростками и старше­классниками. Впрочем, как показывает опыт, и для взрослых участие в этом упражнении бывает весьма значимым.

Начало процедуры аналогично описанному выше.

Однако инструкция звучит несколько иначе.

Ведущий. В каждом из нас есть особый мир - уникальный, непохожий на другие миры. Его можно представить как волшебное Королевство, раскинувшееся на огромной и разнообразной по ландшафту территории. В этом Королевстве есть высокие неприступные горы, зеленые доли­ны и густые леса, есть глубокие моря, наполнен­ные скрытой от глаз жизнью, и луга, изобиль­но усеянные необычайными цветами, есть степи и пустыни, есть бурные реки и чистые озера. И конечно, на территории каждого из наших Ко­ролевств Внутреннего Мира есть города и посел­ки, в которых живут удивительные создания -не только люди, но и другие существа, умные и глупые, злые и добрые. Среди жителей Королев­ства Внутреннего Мира можно встретить ремес­ленников и ученых, волшебников и шутов, вои­нов и земледельцев. Есть и властитель этого Ко­ролевства, управляющий разношерстным насе­лением и живущий в великолепном дворце. Есть преданные слуги властителя и существа, спрятавшиеся далеко от его зоркого ока и не желающие ему подчиняться.

Разные события происходят в нашем Королев­стве Внутреннего Мира - радостные и грустные, порой веселые, порой трагичные. Ни на минуту не утихает жизнь на территории Королевства. Даже когда властитель отдыхает, его вечный оп­понент и претендент на трон пытается оказать влияние на жизнь Королевства.

Границы нашего Королевства Внутреннего Мира не являются четко обозначенными, они могут сужаться и расширяться. Иногда наше Королев­ство начинает враждовать с соседними королев­ствами и даже вступать в вооруженные кон­фликты. И как всякие войны, такие конфликты приносят только бедствия и трудности жителям Королевства. Каждый из нас - задумывается он об этом или нет - хочет, чтобы его Королевство Внутренне­го Мира процветало и развивалось, чтобы по­меньше ссор и конфликтов было на границах Королевства и внутри него. Каждый из нас же­лает своему Королевству гармонии и радости. Нам надо помнить, что во многом это зависит от нас самих...

По аналогии с первым вариантом и с соблюдени­ем тех же правил происходит риЕсование участни­ками своего Королевства Внутреннего Мира и обсуж­дение рисунков. Однако упражнение не завершается обсуждением, а имеет продолжение.

Ведущий. На некоторых ваших рисунках присут­ствуют различные существа, на других изобра­жений живых существ нет. Я прошу вас поду­мать, кто из таких созданий мог бы оказаться среди жителей вашего Королевства Внутреннего Мира. Пожалуйста, нарисуйте (или найдите сре­ди уже нарисованных) одно существо, которое отражало какой-либо положительный аспект, какую-либо позитивную сторону вашего внут­реннего мира, и еще одно - такое, которое от­ражало бы негативный аспект, отрицательную сторону вашего внутреннего мира. Придумайте названия каждому из этих существ. После того, как задание выполнено, ведущий про­сит всех участников назвать тех позитивных и нега­тивных существ, изображения которых появились на рисунках Королевств. Дальнейшую работу можно ор­ганизовать по-разному, в зависимости от количества участников. Если число участников невелико (до 6 человек), то предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. При этом не обязательно включать в сказку двух персонажей от каждого. Участник мо­жет предложить одного - либо позитивного, либо не­гативного. Если группа многочисленна, то можно разбить ее на подгруппы по пять-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но инсцени­ровать ее. Время на работу - не менее 30 мин.

После того, как участники расскажут сочиненную сказку или представят свои мини-спектакли, органи­зуется обсуждение. Во всех случаях стоит обсудить следующие вопросы:

• Какие образы родились у вас во время фантази­рования на тему "Королевство Внутреннего Мира"?

• Что неожиданного вы увидели в своем Королев­стве?

• Можете ли вы сказать, что символизировали при­думанные вами существа, которые отражали нега­тивные и позитивные аспекты вашего внутреннего мира?

• Как проявили себя эти существа в созданных ва­ми сказках?

• В чем состояла их роль и значение в этих сказ­ках?

• Трудно ли вам было объединить своих существ из Королевства Внутреннего Мира в едином сюжете сказки?

• Как вы справились с этими трудностями?

• Какие чувства вы сейчас переживаете?

• Что бы вы хотели сделать с этими существами? Если желание явное и сильное — сделайте это!

• Какие ощущения испытываете сейчас?

Следует заметить, что второй вариант упражнения более эмоционально насыщен и может носить психо­терапевтический характер. Ведущему нужно иметь хотя бы минимальные навыки психодраматиста, или гештальттерапевта.

Оуэн Н. Магические метафоры. 77 исто­рий для учителей, терапевтов и думающих людей. М.: Эксмо, 2002.

"Если мы используем метафору, которая выражает какое-то понятие, мы сделаем возможным различные способы понимания. Такое изменение перспективы ведет нас к большему разнообразию выборов, в пределах которых мы действуем и постигаем мир.

Понимание определенной связи между понятиями переносится на другую систему понятий ("пересечение" или "перенос" - та­ково значение древнегреческого слова "ме­тафора"). Эта новая рамка предполагает, что мы переоцениваем привычное понимание изначального понятия. Наша способность думать о собственных мыслях позволяет за­нять метапозицию, а значит рассмотреть оригинальную ситуацию "сверху", в пер­спективе, более ясно и мудро" (с. 17 - 18).

Учитель возвращается домой...

Цели:

• развитие умений перевоплощения и вхождения в необычную роль;

• эмоциональная поддержка учителя;

• развитие эмпатических умений педагогов;

• тренировка гибкости поведения. Размер группы: не более 12 человек. Время: 40 - 50 мин.

Ход упражнения

1 вариант

Упражнение "Учитель возвращается домой..." мо­жет быть использовано в тренинге развития профес­сионального педагогического самосознания. Идея уп­ражнения заимствована у М. Кипниса, использую­щего сходную технику для отработки актерских на­выков2. Лучше использовать описываемую психотех­нику в подготовленной группе, во всяком случае, не на первом занятии.

Ведущий. Когда каждый из вас возвращается по­сле школы домой, то, наверное, не ожидает за­стать дома ничего необычного. Но давайте пред­ставим, что настал такой волшебный день, ког­да вы, войдя в свою квартиру, не увидели там никого из близких, зато обнаружили неожидан­ных гостей. Гости эти были необычными. Их можно назвать "гости-сюрпризы". Они могут быть людьми или животными, явлениями, чувствами, качествами, временами года, фантазия­ми - да чем угодно! С ними можно поговорить, пообщаться, напоить чаем или — если возник­нет такое желание - выставить за дверь.

Процедура проведения этого упражнения такова. Один из участников тренинга становится тем самым учителем, вернувшимся после работы домой. Осталь­ные участники распределяют между собой роли гос­тей-сюрпризов. Пока будет проходить это распреде­ление, учителю надо будет подождать за дверью; уча­стникам можно сказать, он еще ведет уроки. Зайдя в квартиру, он должен будет познакомиться с неожи­данными гостями. Для этого нужно вступить с каж­дым из них в контакт, задать вопросы, уточнить что-то. Гости имеют право отвечать на вопросы, расска­зывать о себе и даже описывать свой внешний вид. Они могут двигаться так, как, с их точки зрения, предполагает выбранная роль. Фактически участни­ки тренинга пытаются в максимальной степени сы­грать - через пластику и вербально — своего персо­нажа, будь он одушевленным предметом или абст­рактным понятием. Единственное, что им запреще­но, - прямо называть себя. Задача учителя — дога­даться о том, что за гости собрались у него дома, а там уж решать, как с ними поступить.

Во время отсутствия главного игрока участники тренинга обсуждают, какие именно персонажи мог­ли бы оказаться для него приятным сюрпризом. По­явление эпитета приятный перед словом сюрприз не случайно: члены группы, не желая быть выдво­ренными из квартиры вернувшимся домой хозяином, естественным образом приходят к мысли о том, что незваные гости должны быть приятными и желан­ными для хозяина. Если же кто-то из игроков пред­лагает сыграть роль гостей-сюрпризов сомнительной для учителя привлекательности (например, проверя­ющего из районо, новой болезни, зловредной тетуш­ки из Тьмутараканска или повестки из военкомата для сына), то ведущий может задать вопрос: "Вы по­лагаете, что N. будет рад, если обнаружит дома та­ких гостей?"

Если группа велика, то не обязательно привлекать к исполнению ролей гостей-сюрпризов всех ее чле­нов. Достаточно включить в игру пять-шесть участ­ников. Однако в группе из 12 человек можно вклю­чить всех, ограничив время распознавания каждого персонажа, например, 3 мин.

Среди гостей-сюрпризов можно встретить едва ли не любую вещь - от конкретного материального предмета до абстрактных категорий. Назовем неко­торые персонажи, появлявшиеся в различных тренинговых группах:

• глубокая и сильная любовь;

• мобильный телефон;

• путевка в сочинский санаторий (или на Байкал, на Канарские острова, в Прагу);

• новый холодильник;

• хорошее настроение;

• потерявшийся котенок;

• ветерок в форточку;

• надежда;

• горячий ужин, приготовленный в новой электро­плите;

• букет цветов;

• написанный отчет о работе;

• уверенность в себе;

• друг (подруга);

• покой;

• третья комната в двухкомнатной квартире и т.п.

По поводу последнего персонажа: как ни стара­лась третья комната объяснить вернувшемуся до­мой учителю, кто она такая, тот никак не мог ура­зуметь, что значит твоя самая большая мечта, вы­сокая, просторная, светлая, я помогу тебе размес­тить многие вещи, более удобно. Зато сколько было радости, когда, наконец, персонаж был угадан!

Обсуждение игры имеет смысл провести с опорой на следующие вопросы:

• Какие чувства вы испытали, когда увидели в сво­ей квартире неожиданных гостей?

• Кто из гостей оказался вам наиболее приятен?

• Есть ли такие гости, которых вы не рады ви­деть? почему?

• Кого из персонажей вам было особенно трудно определить?

• Кого вы угадали довольно легко? почему?

• Можете ли вы назвать гостей, которых вам хо­телось бы увидеть в своем доме, но в игре они не появились?

Если позволяет время, можно повторить упраж­нение.

2 вариант

Другие возможности этого упражнения связаны с более глубокой проработкой межличностных и внутриличностных отношений учителя. Они подразуме­вают наличие у ведущего группы навыков психоте­рапевтической работы, в частности - психодрамати­ческого опыта. Сценарий остается прежним. Только гости-сюрпризы - это не просто люди или живот­ные, явления, чувства, качества, фантазии, а вполне конкретные персоналии из определенной области, за­даваемой ведущим. Такими персонажами могут быть, например, важнейшие жизненные мотивы учи­теля. Или его личностные качества. Или его отно­шения с наиболее важными в его жизни людьми. Именно с ними разворачиваются диалоги вернувше­гося домой учителя. Он также определяет персона­жей, как и в первом варианте. Возвращение учите­ля домой, в свою квартиру, когда там нет никого из близких, фактически превращается во встречу с са­мим собой - своими особенностями, желаниями, от­ношениями.

Разумеется, такая конкретизация подразумевает хорошее знание участниками тренинга нюансов жиз­ни друг друга и высокую стадию развития группы. В этом случае речь идет о предоставлении разносто­ронней обратной связи главному игроку. Его пере­живания, возникающие в этом процессе, далеко не всегда могут быть только положительными. Следова­тельно, важно, чтобы исполнители ролей качеств и свойств протагониста сами имели некоторый опыт участия в психодраме и были достаточно эмпатичными, чтобы почувствовать границу возможной им­провизации. Ведущий может периодически вклю­чаться в процедуру, направляя участников и помо­гая им.

По завершении упражнения, помимо вопросов, на­званных в первом варианте, необходимо обсудить, насколько совпадают личные представления учителя о своих внутренних составляющих с особенностями тех персонажей, которых сыграли участники груп­пы. Как принято в психодраматических процедурах, упражнения следует завершать деролингом (снятием ролей) и шерингом, при необходимости — процесс-анализом. Представляется, что эмоциональная под­держка протагониста в этом варианте является обя­зательной.

3 вариант

Этот вариант является чисто психодраматическим. Как требуют правила психодрамы, протагонист сам определяет исполнителей ролей. Можно заранее до­говориться, каким будет круг гостей-сюрпризов: вну­тренними качествами и свойствами человека или конкретными людьми, с которыми он реально взаи­модействует в жизни. В обоих случаях протагонист сам объясняет вспомогательным лицам, что от них требуется при исполнении ролей и какими видит персонажей он сам. При третьем варианте упраж­нения у учителя нет необходимости покидать тренинговый зал (поскольку угадывать персонажей ему не придется). Достаточно символически изобразить его возвращение домой.

После взаимодействия протагониста со своими вн<

Наши рекомендации