О метафоре и метафорическом тренинге
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1
О метафоре и метафорическом тренинге ........ 4
Глава 2
Сказочные и метафорические упражнения
для тренингов со взрослыми ....................... 19
Актеры и кинорежиссеры ............................. 19
Образ внутреннего мира ............................... 31
Учитель возвращается домой... ..................... 39
Двоечник тоже человек! ............................... 46
Заверши сказку ........................................... 55
Необычное в обычном ................................. 62
Глава 3
Тренинговые упражнения
для подростков: неочевидные метафоры ....... 69
Деревья-Характеры из волшебного леса ........ 69
Давайте сочиним сказку... ........................... 76
Герои и анти-герои ...................................... 88
Путешествие к волшебнику ......................... 99
Глава 4
Цикл метафорических игр "превращения".... 115
Заколдованные звери ................................. 116
Говорящие вещи ........................................ 122
Чары злобного Крокса ............................... 130
Теремок .................................................... 139
Библиография ............................................... 145
Глава 1.
Глава 2.
Сказочные и метафорические упражнения для тренингов со взрослыми
Актеры и кинорежиссеры
Предлагаемая игра родилась в результате серьезной трансформации техники "Первая проба на роль", разработанной автором довольно давно (см. Школьный психолог. 1999. № 8). В настоящее время применение этой психологической игры осуществляется в рамках метафорического тренинга как особой технологии, используемой в работе со взрослыми. Описываемая ниже игровая процедура является своего рода подготовкой к дальнейшим психотехникам, построенным на разнообразных метафорах.
Игра "Актеры и кинорежиссеры" имеет смысл только в группе ранее незнакомых между собой людей, в противном случае будут наблюдаться лишь проекции прошлого опыта взаимоотношений, в определенной мере "засоряющие" атмосферу ситуации "здесь и теперь".
Эта игра проводится в самом начале тренинга, лучше всего еще до момента самопрезентации, во время которой участники рассказывают о себе (если вообще такая самопрезентация проводится, что, на мои взгляд, не является обязательным). В результате участия в этой игре члены группы впервые получают обратную связь друг от друга на основе пока еще минимальной информации. При этом обратная связь метафорическими способами во многих случаях бывает эмоционально насыщенной, содержательной и точной.
Цели:
• помощь в знакомстве участников;
• погружение в атмосферу метафоризации как процесса, пронизывающего процесс тренинга;
• организация продуктивной обратной связи.
Размер группы: от 6 человек.
Время: примерно полтора часа.
Ход игры
1 этап - разминка Упражнение "Сбор на вечеринку"
Ведущий. Представим себе, что мы находимся у себя дома и собираемся отправиться на какую-нибудь вечеринку. Итак, надо подумать, что бы такое надеть, чтобы выглядеть замечательно и чувствовать себя удобно. Протяните руку, откройте дверцу шкафа, переберите одежду, лежащую на полках. Возьмите то, что вам приглянулось сегодня... Так, приложите к себе, посмотрите в зеркало. Годится? Очень хорошо! Пока отложите в сторонку. Недурно было бы подобрать еще подходящий головной убор. Что там у нас на верхних полках? Вот беда — замечательной кепки, которую хотелось надеть, никак не удается найти! А может быть, в прошлый раз вы закинули ее на шкаф? Вытяните руку вверх, пошарьте на шкафу... А теперь другой рукой, с другой стороны шкафа... Нет, кепки там нет. Наверное, она завалилась за шкаф! Чтобы ее достать, надо хотя бы немного сдвинуть шкаф в сторону. Давайте попробуем все-таки убрать в сторону этот тяжеленный шкаф. Еще немного напряжения и — ура! - шкаф сдвинут и кепка найдена. Стряхните с нее пыль... Можно даже почистить щеточкой. Вот мы облачились в очень удобную и красивую одежду, на голове — замечательная кепка. Можно отправляться на вечеринку!
Упражнение "Превращение в предмет"
Ведущий. А теперь я предлагаю вам представить, что вы превратились в... Оглянитесь вокруг. Годится любой предмет, какой попадется вам на глаза. Это может быть стул, стол, лампочка, дверь, книжка. Может статься, в нашей комнате нет такого предмета. Что же, задумайте любой другой предмет. Вам предстоит превратиться в него. 30 с на внутреннюю настройку... А теперь по кругу представим невербально, во что превратился каждый из нас.
Игроки поочередно либо замирают в определенной позе, либо демонстрируют в движении задуманный предмет, а остальные угадывают этот предмет.
2 этап - выбор роли
Ведущий. Не только психологам, но и всем другим хорошо известно, какое влияние имеет первое впечатление, производимое на нас новым знакомым, на стиль и уровень нашего дальнейшего общения. Напомним, что существует, например, так называемое "правило пятнадцати секунд", согласно которому основы отношения к партнеру закладываются в первые 15с общения с ним, "эффект ореола", связанный, в частности, с возникновением у нас устойчивых установок по отношению к человеку на основе полученной до контакта информации о нем, и т. д. Первое впечатление может оказаться как абсолютно точным (ведь свежему глазу виднее мелочи и детали, которые мешает заметить привычка), так и стопроцентно ошибочным.
Вы еще мало знаете друг друга, поскольку встретились здесь совсем недавно. Однако известные 15 с уже давно миновали и какое-то мнение друг о друге по первому впечатлению у вас сложилось. Поэтому я предлагаю вам обменяться этими самыми первыми впечатлениями, но в рамках определенной тренинговой процедуры. Желающие из группы будут садиться на этот стул - назовем его стулом презентации, а остальные участники группы попробуют ответить на несколько вопросов относительно этого человека.
Стул не следует ставить в центр круга. Поскольку напряженность участников в начале работы группы еще велика, не нужно создавать для игрока на стуле излишне дискомфортную обстановку, тем более что он может оказаться очень тревожным и застенчивым. Достаточно чуть-чуть выдвинуть стул из круга.
Ведущий. Вопросы эти не имеют цели заставить вас проявлять недюжинную проницательность и угадывать реальные характеристики человека, его личностные качества или профессию. Я предлагаю каждому из вас представить себя кинорежиссером, которому предстоит снимать некий фильм. Для фильма, разумеется, нужно подобрать актеров. Один человек, к примеру, благодаря своей внешности, манере общения и речи, другим особенностям неплохо сыграл бы графа Калиостро, но зато ни в коей мере не годится на роль Чичикова. Из другой актрисы получилась бы, скажем, замечательная Офелия, но ей совершенно чужда роль Красной Шапочки. Таким образом, вам нужно просто определить по внешним признакам человека и особенностям поведения, которые вы успели заметить, какая роль в большей степени ему соответствует. Ведь в предыдущем упражнении каждый из вас демонстрировал свое актерское мастерство. Роль может быть реальной, т.е. из известных произведений. А может, вы снимаете фильм по собственному сценарию? Тогда опишите, пожалуйста, что это за герой, на роль которого способен претендовать человек на стуле презентации, его возраст, социальный статус, профессию, другие его характеристики, время действия фильма и т. п. Пожалуйста, кто первый?
На начальной стадии групповой работы далеко не всегда мгновенно находятся добровольцы. Существует довольно много приемов, провоцирующих выход первого участника. Молено, например, скомандовать: "Лидеры, встаньте!" И, вполне вероятно, поднимутся несколько человек. Ведущему останется только выбрать. Следующим участником окажется тот, кто сидит от первого, допустим, справа, и далее по кругу. В крайнем случае ведущий может предложить стать первым участнику, сидящему рядом с ним.
Ведущий. Итак, первый из участников сидит на стуле презентации. Поаплодируем ему за смелость... Уважаемые кинорежиссеры! Внимательно посмотрите на этого человека. Какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в ваших фильмах?
При необходимости ведущий задает участникам уточняющие вопросы. Это особенно важно, когда роль дается только описательно или знакома не всем членам группы. Участнику, сидящему на стуле презентации, ничего говорить не приходится. Он только слушает мнения других. Не обязательно высказываться всем. Пусть говорят те, у кого уже появилось четкое представление о возможной роли кандидата. Упражнение следует проводить в довольно быстром темпе, чтобы избежать утомления. Вместе с тем нужно обеспечить тем членам группы, которые высказали желание сесть на стул презентации, четкую обратную связь через конкретное определение соответствующей роли, лучше всего не одной.
Рефлексия мыслей и переживаний проводится только после того, как все члены группы побывали на стуле презентации. Важно, чтобы каждый высказался, насколько предложенные ему роли совпадают с собственным представлением о себе и своих жизненных ролях.
Каждому актеру на стуле презентации ведущий задает следующие вопросы:
• Были ли, на ваш взгляд, точные попадания?
• Какие роли, "увиденные" в вашем исполнении кинорежиссерами, вызвали недоумение или даже протест?
• Какая из предложенных кинорежиссерами ролей пришлась вам по душе? почему?
• Кто из присутствующих здесь людей также мог бы сыграть в этом фильме?
• Какие роли могли бы исполнить эти люди?
3 этап - создание плаката фильма
1 вариант. Если группа велика, то после прохождения через стул презентации трех-четырех игроков процедуру выбора ролей можно прекратить. В небольшой группе желательно пропустить через этот своеобразный кастинг всех участников. Ведущий по своему усмотрению предлагает двоим из прошедших через стул презентации игроков продолжить работу над фильмом, роль в котором их особенно привлекла. Выбор таких игроков может быть продиктован целями ведущего, например, необходимостью эмоциональной поддержки застенчивого участника или желанием подтолкнуть участника к взятию на себя лидерских функций.
Ведущий. А теперь, дорогие актеры, поскольку вы исполняете главные роли в этом фильме, у вас есть возможность вместе с режиссером сформировать из отобранных вами исполнителей других ролей свою команду для фильма.
Если случилось так, что обоими ведущими актерами были отобраны одни и те же люди, то можно предложить им договориться между собой, кого из исполнителей они непременно хотят видеть в своем фильме, а кого могут заменить.
Ведущий. Вы полагаете, что сейчас вам предстоит подготовить постановку фильма? Нет, на этот раз вы ошиблись. Перед вами другая задача. Нужно создать живой рекламный плакат будущего фильма. Это значит, что через 15 мин каждая команда представит на нашей импровизированной сцене скульптурный коллаж, в котором будут участвовать все актеры в своих ролях. Для того, чтобы этот коллаж содержал в себе важнейшие сцены фильма, вам необходимо будет договориться о некоторых идеях сюжета и взаимоотношениях между героями. Сам режиссер также имеет право исполнить одну из ролей. Пожалуйста, приступайте к созданию рекламного плаката вашего фильма.
2 вариант. Этот этап можно провести иначе. Выбирается только один из главных исполнителей. Вместе с режиссером, пригласившим его на главную роль, он определяет остальных актеров и их роли (хорошо, если будет привлечена примерно половина группы). Все вместе они обсуждают содержание будущего фильма и определяют особенности взаимоотношений героев. Даже если это фильм по известному сюжету, никто не мешает подойти к работе творчески. Ведь и "Гамлета" можно поставить по-разному. И только после такого обсуждения ведущий объявляет о необходимости подготовить рекламный плакат фильма. При этом указанная задача ставится и перед той половиной группы, которая оказалась пассивно слушающей.
Таким образом, при первом варианте готовятся рекламные плакаты к двум разным фильмам, а при втором - к одному и тому же фильму. Второй вариант предполагает более сложную ситуацию, в которую попадает одна подгруппа: ведь для ее членов этот фильм "чужой", подготовить плакат для него труднее. В конце игры надо обязательно обсудить переживания членов этой подгруппы и способы, с помощью которых они справились с трудностями.
Оба варианта этого этапа завершаются демонстрацией скульптурных коллажей, сопровождаемой необходимыми комментариями режиссеров.
4 этап - поиск исполнителей для продолжения фильмов
Ведущий. Плакаты подготовлены и продемонстрированы. Фильмы уже в прокате и, будем надеяться, пользуются заслуженным успехом. Актеры стали популярными, а режиссеры подумывают о том, чтобы снять продолжение этих замечательных фильмов. Пока сценарии еще не готовы, но задумка такова: в продолжении на передний план должны выйти герои, которые не являлись главными. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на команду своих соперников. Среди них есть актеры, чей творческий потенциал велик, но почти не использовался. Им доставались только второстепенные роли. Выберите одного из членов противоположной команды. Посовещайтесь и решите, какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в продолжении вашего фильма. Подробно, во всех деталях подготовьте описание этой роли.
Время на подготовку описания — не более 5—7 мин. Фактически на этом этапе ведущий через самих участников тренинга проявляет заботу о тех людях, которым на предыдущих этапах уделялось недостаточно внимания, которым, возможно, не предлагалось ролей. А свою порцию "эмоционального поглаживания" они ведь тоже должны получить!
Ведущий. Представьте описания ролей, которые вы могли бы предложить. Но при этом не называйте имя того участника из другой команды, который, по вашему мнению, эту роль мог бы исполнить. Пусть члены соперничающей съемочной группы попробуют сами догадаться, кто из них удостоился чести быть приглашенным в ваш фильм.
Иногда некоторые игроки сами высказывают предположения о том, что эту роль могли бы предложить именно им. После трех попыток угадывания имя задуманного участника раскрывается.
5 этап - создание кадра из общего фильма
Ведущий. В конце концов, сколько можно кинокомпаниям вести конкурентную борьбу? Почему бы вам не объединить творческие усилия для какого-либо совместного проекта? Давайте создадим самый важный кадр из общего фильма. Прошу выйти в центр круга по одному представителю от каждой съемочной группы... Вы станете главными героями совместного фильма. О чем он будет - мы пока еще не знаем. Посмотрите друг на друга. Не договариваясь, замрите в выразительных позах, как будто вы находитесь в кадре из центральной сцены этого фильма... Очень хорошо! А теперь - участник из первой команды, присоединитесь к этой живой скульптуре... Теперь то же самое должен сделать участник второй команды.
Таким образом, все участники команд поочередно пристраиваются к уже стоящим. Скульптура все разрастается, пока не приобретет завершенный вид. При выполнении этого задания участникам тренинга приходится проявлять немалое воображение, чтобы понять замысел своих товарищей. Такая процедура способствует сплочению группы, развитию чувства общности и навыков невербального взаимодействия. По завершении этапа следует обсудить, что же все-таки было изображено на созданном кадре, какие персонажи играли в воспроизведенной сцене из фильма, удалось ли участникам понять друг друга.
6 этап - обсуждение игры
При подведении итогов и рефлексии игры полезно обсудить следующие вопросы:
• Какие этапы и моменты игры вызвали наибольшие затруднения? почему?
• Что удалось сделать легко?
• Какие чувства испытывают участники сейчас?
• Какие чувства возникали на разных этапах игры?
• Какие из предлагаемых в разных ситуациях ролей в наибольшей степени оказались подходящими для каждого участника?
• Встречались ли такие роли, предложение которых участникам вызвало удивление?
• С какими сложностями столкнулась та подгруппа, которой пришлось создавать рекламный плакат фильма, задуманного другой подгруппой?
• Довольны ли участники своей работой?
• Что помогло угадать члена группы, задуманного командой соперников на четвертом этапе - этапе поиска исполнителей для продолжения фильма?
• Какие роли участники сами считают близкими себе, но они не были предложены во время игры?
Аристотель. Поэтика / Пер. М.Л. Гас-парова // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.
"Всякое имя есть или общеупотребительное, или редкое, или переносное, или укра-шательное, или сочиненное, или удлиненное, или укороченное, или измененное... Переносное слово (те1;арпога) - это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии... А необычными [словами] я называю редкие, переносные, удлиненные, все прочие, кроме общеупотребительных" (с. 669 - 670).
Образ внутреннего мира
Цели:
• развитие навыков рефлексии и метафорического мышления;
• выработка позитивного самоотношения;
• тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
Размер группы: не ограничен
Ресурсы: магнитофон, кассета с релаксационной музыкой, листы для рисования, краски или фломастеры (по числу участников).
Время: не менее 50 мин.
Ход упражнения
Первый вариант упражнения - Образ внутреннего мира - проводится на одном из занятий тренинга профессионального педагогического самосознания в блоке, посвященном осознанию учителями личностных особенностей. От ведущего требуется владение техникой проведения медитаций-визуализаций и соблюдение при этом правил психологической безопасности. Первый этап упражнения проводится на фоне релаксационной музыки (я, например, использую аудиокассету с записями саксофонной музыки и медленного джаза).
Ведущий сообщает участникам, что на сегодняшнем занятии им предстоит работать с фантастическими образами, и просит сесть поудобней. При желании можно закрыть глаза. Требовать закрывать глаза при проведении медитаций-визуализаций, как мне кажется, совсем не обязательно. Многие люди могут прекрасно вызывать яркие зрительные образы, не делая этого. А кроме того, у некоторых участников закрывание глаз вызывает повышение тревоги.
Ведущий. Мы - педагоги. Мы умеем общаться и взаимодействовать с детьми. Мы умеем строить взаимоотношения с ними и пытаемся понять их. Мы имеем навыки взаимодействия со своими коллегами-учителями и постоянно заботимся о том, чтобы результат такого взаимодействия был максимально полезным и для них, и для нас. Что же помогает нам в этом? Чему мы обязаны, что у нас получается это взаимодействие? В чем причины того, что порой у нас возникают трудности и проблемы с учениками и коллегами?
Может быть, в том, что основой и важнейшим источником наших слов и поступков является наш собственный внутренний мир? Ведь у каждого из нас есть то самое загадочное ядро, наша сердцевина, скрытая ото всех других людей, которая называется внутренним миром. Именно там, во внутреннем мире, сосредоточены все наши психологические богатства, все наши возможности и ограничения.
Очень важно узнать, как выглядит наш внутренний мир. Однако сделать это очень непросто. Ведь он недоступен прямому наблюдению. Какой же он - наш внутренний мир? Может быть, он похож на огромную страну, на территории которой есть и высокие горы, взметнувшие свои вершины к облакам, и моря, скрывающие в своих глубинах тайны, и леса, наполненные удивительными существами, и луга, поросшие чудесными цветами и травами, и реки, и пруды, и степи. Может быть, там есть города, в которых живут люди и звери, короли и волшебники, ученые мудрецы и легкомысленные паяцы...
А может быть, наш внутренний мир просто похож на какой-то предмет? например, на волшебный сосуд или хрустальный шар. А может быть, это просто музыка и танец или водопад с разноцветными струями?
Давайте некоторое время посидим в тишине, и пусть появится у каждого тот образ внутреннего мира, который будет только его собственным и будет отражать то, каким захочет предстать перед всеми ваш уникальный и единственный, но такой многоликий внутренний мир...
Примерно минуту участники группы сидят в тишине, после чего ведущий снижает громкость музыки, а затем и полностью выключает ее.
Ведущий. А теперь откройте глаза. Не делайте резких движений. Не торопясь, медленно смените позу. Можно потянуться. На столах лежат листы бумаги и краски. Не разговаривая и не мешая друг другу, подойдите к столам. Попробуйте отразить в рисунке тот образ вашего внутреннего мира, который родился в процессе выполнения упражнения. Время на рисование - примерно 15 мин.
На время рисования ведущий снова включает музыку. За минуту до конца отведенного промежутка ведущий просит участников завершать свои работы. Впрочем, если позволяет время, предпочтительней дать каждому завершить свой рисунок, уделив ему столько времени, сколько участник посчитает нужным. Остальные, вернувшись со своими рисунками в круг, ожидают завершения работы своих коллег.
Обсуждение рисунков не следует превращать в их интерпретацию и оценку. Лучше сразу предупредить об этом участников. Все художники, держа свои рисунки в руках, молча предъявляют их другим членам группы. Ведущий просит участников выбрать среди рисунков своих коллег те, которые кажутся в чем-то похожими на их собственные или даже просто созвучными по тематике, по настроению. Участники сообщают о своем выборе и коротко его поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке.
По желанию участники комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения — медитации-визуализации и рисования. В большой группе, видимо, не следует настаивать на высказываниях всех членов группы. Пусть выскажутся те, кто посчитает это нужным. Сам процесс выполнения описанной работы имеет большое развивающее значение для участников тренинга.
Второй вариант этого упражнения можно было бы назвать Королевство Внутреннего Мира. Его рекомендуется применять в работе с подростками и старшеклассниками. Впрочем, как показывает опыт, и для взрослых участие в этом упражнении бывает весьма значимым.
Начало процедуры аналогично описанному выше.
Однако инструкция звучит несколько иначе.
Ведущий. В каждом из нас есть особый мир - уникальный, непохожий на другие миры. Его можно представить как волшебное Королевство, раскинувшееся на огромной и разнообразной по ландшафту территории. В этом Королевстве есть высокие неприступные горы, зеленые долины и густые леса, есть глубокие моря, наполненные скрытой от глаз жизнью, и луга, изобильно усеянные необычайными цветами, есть степи и пустыни, есть бурные реки и чистые озера. И конечно, на территории каждого из наших Королевств Внутреннего Мира есть города и поселки, в которых живут удивительные создания -не только люди, но и другие существа, умные и глупые, злые и добрые. Среди жителей Королевства Внутреннего Мира можно встретить ремесленников и ученых, волшебников и шутов, воинов и земледельцев. Есть и властитель этого Королевства, управляющий разношерстным населением и живущий в великолепном дворце. Есть преданные слуги властителя и существа, спрятавшиеся далеко от его зоркого ока и не желающие ему подчиняться.
Разные события происходят в нашем Королевстве Внутреннего Мира - радостные и грустные, порой веселые, порой трагичные. Ни на минуту не утихает жизнь на территории Королевства. Даже когда властитель отдыхает, его вечный оппонент и претендент на трон пытается оказать влияние на жизнь Королевства.
Границы нашего Королевства Внутреннего Мира не являются четко обозначенными, они могут сужаться и расширяться. Иногда наше Королевство начинает враждовать с соседними королевствами и даже вступать в вооруженные конфликты. И как всякие войны, такие конфликты приносят только бедствия и трудности жителям Королевства. Каждый из нас - задумывается он об этом или нет - хочет, чтобы его Королевство Внутреннего Мира процветало и развивалось, чтобы поменьше ссор и конфликтов было на границах Королевства и внутри него. Каждый из нас желает своему Королевству гармонии и радости. Нам надо помнить, что во многом это зависит от нас самих...
По аналогии с первым вариантом и с соблюдением тех же правил происходит риЕсование участниками своего Королевства Внутреннего Мира и обсуждение рисунков. Однако упражнение не завершается обсуждением, а имеет продолжение.
Ведущий. На некоторых ваших рисунках присутствуют различные существа, на других изображений живых существ нет. Я прошу вас подумать, кто из таких созданий мог бы оказаться среди жителей вашего Королевства Внутреннего Мира. Пожалуйста, нарисуйте (или найдите среди уже нарисованных) одно существо, которое отражало какой-либо положительный аспект, какую-либо позитивную сторону вашего внутреннего мира, и еще одно - такое, которое отражало бы негативный аспект, отрицательную сторону вашего внутреннего мира. Придумайте названия каждому из этих существ. После того, как задание выполнено, ведущий просит всех участников назвать тех позитивных и негативных существ, изображения которых появились на рисунках Королевств. Дальнейшую работу можно организовать по-разному, в зависимости от количества участников. Если число участников невелико (до 6 человек), то предлагается сочинить общую сказку, в которой действовали бы только что придуманные персонажи. При этом не обязательно включать в сказку двух персонажей от каждого. Участник может предложить одного - либо позитивного, либо негативного. Если группа многочисленна, то можно разбить ее на подгруппы по пять-шесть человек и предложить не просто сочинить сказку, но инсценировать ее. Время на работу - не менее 30 мин.
После того, как участники расскажут сочиненную сказку или представят свои мини-спектакли, организуется обсуждение. Во всех случаях стоит обсудить следующие вопросы:
• Какие образы родились у вас во время фантазирования на тему "Королевство Внутреннего Мира"?
• Что неожиданного вы увидели в своем Королевстве?
• Можете ли вы сказать, что символизировали придуманные вами существа, которые отражали негативные и позитивные аспекты вашего внутреннего мира?
• Как проявили себя эти существа в созданных вами сказках?
• В чем состояла их роль и значение в этих сказках?
• Трудно ли вам было объединить своих существ из Королевства Внутреннего Мира в едином сюжете сказки?
• Как вы справились с этими трудностями?
• Какие чувства вы сейчас переживаете?
• Что бы вы хотели сделать с этими существами? Если желание явное и сильное — сделайте это!
• Какие ощущения испытываете сейчас?
Следует заметить, что второй вариант упражнения более эмоционально насыщен и может носить психотерапевтический характер. Ведущему нужно иметь хотя бы минимальные навыки психодраматиста, или гештальттерапевта.
Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей. М.: Эксмо, 2002.
"Если мы используем метафору, которая выражает какое-то понятие, мы сделаем возможным различные способы понимания. Такое изменение перспективы ведет нас к большему разнообразию выборов, в пределах которых мы действуем и постигаем мир.
Понимание определенной связи между понятиями переносится на другую систему понятий ("пересечение" или "перенос" - таково значение древнегреческого слова "метафора"). Эта новая рамка предполагает, что мы переоцениваем привычное понимание изначального понятия. Наша способность думать о собственных мыслях позволяет занять метапозицию, а значит рассмотреть оригинальную ситуацию "сверху", в перспективе, более ясно и мудро" (с. 17 - 18).
Учитель возвращается домой...
Цели:
• развитие умений перевоплощения и вхождения в необычную роль;
• эмоциональная поддержка учителя;
• развитие эмпатических умений педагогов;
• тренировка гибкости поведения. Размер группы: не более 12 человек. Время: 40 - 50 мин.
Ход упражнения
1 вариант
Упражнение "Учитель возвращается домой..." может быть использовано в тренинге развития профессионального педагогического самосознания. Идея упражнения заимствована у М. Кипниса, использующего сходную технику для отработки актерских навыков2. Лучше использовать описываемую психотехнику в подготовленной группе, во всяком случае, не на первом занятии.
Ведущий. Когда каждый из вас возвращается после школы домой, то, наверное, не ожидает застать дома ничего необычного. Но давайте представим, что настал такой волшебный день, когда вы, войдя в свою квартиру, не увидели там никого из близких, зато обнаружили неожиданных гостей. Гости эти были необычными. Их можно назвать "гости-сюрпризы". Они могут быть людьми или животными, явлениями, чувствами, качествами, временами года, фантазиями - да чем угодно! С ними можно поговорить, пообщаться, напоить чаем или — если возникнет такое желание - выставить за дверь.
Процедура проведения этого упражнения такова. Один из участников тренинга становится тем самым учителем, вернувшимся после работы домой. Остальные участники распределяют между собой роли гостей-сюрпризов. Пока будет проходить это распределение, учителю надо будет подождать за дверью; участникам можно сказать, он еще ведет уроки. Зайдя в квартиру, он должен будет познакомиться с неожиданными гостями. Для этого нужно вступить с каждым из них в контакт, задать вопросы, уточнить что-то. Гости имеют право отвечать на вопросы, рассказывать о себе и даже описывать свой внешний вид. Они могут двигаться так, как, с их точки зрения, предполагает выбранная роль. Фактически участники тренинга пытаются в максимальной степени сыграть - через пластику и вербально — своего персонажа, будь он одушевленным предметом или абстрактным понятием. Единственное, что им запрещено, - прямо называть себя. Задача учителя — догадаться о том, что за гости собрались у него дома, а там уж решать, как с ними поступить.
Во время отсутствия главного игрока участники тренинга обсуждают, какие именно персонажи могли бы оказаться для него приятным сюрпризом. Появление эпитета приятный перед словом сюрприз не случайно: члены группы, не желая быть выдворенными из квартиры вернувшимся домой хозяином, естественным образом приходят к мысли о том, что незваные гости должны быть приятными и желанными для хозяина. Если же кто-то из игроков предлагает сыграть роль гостей-сюрпризов сомнительной для учителя привлекательности (например, проверяющего из районо, новой болезни, зловредной тетушки из Тьмутараканска или повестки из военкомата для сына), то ведущий может задать вопрос: "Вы полагаете, что N. будет рад, если обнаружит дома таких гостей?"
Если группа велика, то не обязательно привлекать к исполнению ролей гостей-сюрпризов всех ее членов. Достаточно включить в игру пять-шесть участников. Однако в группе из 12 человек можно включить всех, ограничив время распознавания каждого персонажа, например, 3 мин.
Среди гостей-сюрпризов можно встретить едва ли не любую вещь - от конкретного материального предмета до абстрактных категорий. Назовем некоторые персонажи, появлявшиеся в различных тренинговых группах:
• глубокая и сильная любовь;
• мобильный телефон;
• путевка в сочинский санаторий (или на Байкал, на Канарские острова, в Прагу);
• новый холодильник;
• хорошее настроение;
• потерявшийся котенок;
• ветерок в форточку;
• надежда;
• горячий ужин, приготовленный в новой электроплите;
• букет цветов;
• написанный отчет о работе;
• уверенность в себе;
• друг (подруга);
• покой;
• третья комната в двухкомнатной квартире и т.п.
По поводу последнего персонажа: как ни старалась третья комната объяснить вернувшемуся домой учителю, кто она такая, тот никак не мог уразуметь, что значит твоя самая большая мечта, высокая, просторная, светлая, я помогу тебе разместить многие вещи, более удобно. Зато сколько было радости, когда, наконец, персонаж был угадан!
Обсуждение игры имеет смысл провести с опорой на следующие вопросы:
• Какие чувства вы испытали, когда увидели в своей квартире неожиданных гостей?
• Кто из гостей оказался вам наиболее приятен?
• Есть ли такие гости, которых вы не рады видеть? почему?
• Кого из персонажей вам было особенно трудно определить?
• Кого вы угадали довольно легко? почему?
• Можете ли вы назвать гостей, которых вам хотелось бы увидеть в своем доме, но в игре они не появились?
Если позволяет время, можно повторить упражнение.
2 вариант
Другие возможности этого упражнения связаны с более глубокой проработкой межличностных и внутриличностных отношений учителя. Они подразумевают наличие у ведущего группы навыков психотерапевтической работы, в частности - психодраматического опыта. Сценарий остается прежним. Только гости-сюрпризы - это не просто люди или животные, явления, чувства, качества, фантазии, а вполне конкретные персоналии из определенной области, задаваемой ведущим. Такими персонажами могут быть, например, важнейшие жизненные мотивы учителя. Или его личностные качества. Или его отношения с наиболее важными в его жизни людьми. Именно с ними разворачиваются диалоги вернувшегося домой учителя. Он также определяет персонажей, как и в первом варианте. Возвращение учителя домой, в свою квартиру, когда там нет никого из близких, фактически превращается во встречу с самим собой - своими особенностями, желаниями, отношениями.
Разумеется, такая конкретизация подразумевает хорошее знание участниками тренинга нюансов жизни друг друга и высокую стадию развития группы. В этом случае речь идет о предоставлении разносторонней обратной связи главному игроку. Его переживания, возникающие в этом процессе, далеко не всегда могут быть только положительными. Следовательно, важно, чтобы исполнители ролей качеств и свойств протагониста сами имели некоторый опыт участия в психодраме и были достаточно эмпатичными, чтобы почувствовать границу возможной импровизации. Ведущий может периодически включаться в процедуру, направляя участников и помогая им.
По завершении упражнения, помимо вопросов, названных в первом варианте, необходимо обсудить, насколько совпадают личные представления учителя о своих внутренних составляющих с особенностями тех персонажей, которых сыграли участники группы. Как принято в психодраматических процедурах, упражнения следует завершать деролингом (снятием ролей) и шерингом, при необходимости — процесс-анализом. Представляется, что эмоциональная поддержка протагониста в этом варианте является обязательной.
3 вариант
Этот вариант является чисто психодраматическим. Как требуют правила психодрамы, протагонист сам определяет исполнителей ролей. Можно заранее договориться, каким будет круг гостей-сюрпризов: внутренними качествами и свойствами человека или конкретными людьми, с которыми он реально взаимодействует в жизни. В обоих случаях протагонист сам объясняет вспомогательным лицам, что от них требуется при исполнении ролей и какими видит персонажей он сам. При третьем варианте упражнения у учителя нет необходимости покидать тренинговый зал (поскольку угадывать персонажей ему не придется). Достаточно символически изобразить его возвращение домой.
После взаимодействия протагониста со своими вн<