В которой рассказывается о песке как о метафоре жизненных внутренних и внешних процессов

ЧЕЛОВЕК, ИГРАЮЩИЙ В ПЕСОК

ДИНАМИЧНАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

В которой рассказывается о песке как о метафоре жизненных внутренних и внешних процессов - student2.ru

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2010

УДК 159.9 ББК 88.4 Э 53

Эль Г. Н.

Э 53Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб.: Речь, 2010.— 208 с.

ISBN 5-9268-0536-8

Книга представляет собой пособие для практического психолога в организации кабинета психологической разгрузки и консультировании с использованием песочной терапии. В книге описаны стратегия психоте­рапевта, символические значения песочного поля и миниатюрных фигу­рок, способы ведения консультаций, а также оборудование кабинета.

Практика использования арт-терапии, в частности, песочной тера­пии, говорит о том, как творческое отношение к себе, к своей жизни способствует развитию человека, открывает то, что было закрыто, осво­бождает энергию, закованную комплексами, направляет человека на его собственный путь с использованием его собственных сил. Почувствовав пульс своего сердца, человек приобретает самый верный ориентир и ком­пас для своей жизни.

УДК 159 ББК 88.4

ISBN 5-9268-0536-8

© Г. Е. Эль, 2007

© Издательство «Речь», 2007

© П. В. Борозенец, оформление, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................................... 5

ЧАСТЬ 1,в которой рассказывается о песке, как о метафоре жизненных

внутренних и внешних процессов............................................................. 7

Человек, играющий в песок................................................................ 8

Коммуникация с подсознанием.............................................................. 10

ЧАСТЬ 2, в которой расказывается о семантике миниатюрных фигурок,

о ландшафте, как о рельефе внутреннего состояния, окпесочном поле, распределенном на символические значимые части, о кодировании и

расшифровке символов........................................................................... 13

Мифы и символы песочного поля.......................................................... 14

Ландшафт.................................................................................................. 17

Песочное поле.......................................................................................... 20

Миниатюрные фигурки........................................................................... 24

Семантика миниатюрных фигур............................................................. 27

Священные первостихии космоса: вода, земля, огонь, воздух..... 28

Предметы........................................................................................... 29

ЧАСТЬ 3, В которой говорится, что внутренний мир человека дороже любой драгоценности, а также о представлениях о принципах работы

психотерапевта на песочном поле.......................................................... 39

Что изменилось — мы или мир?............................................................ 40

Структура сеанса...................................................................................... 44

Стратегия психотерапевта....................................................................... 49

Гадание на подсознании........................................................................... 51

Философия рук........................................................................................ 53

Исцеление................................................................................................. 55

Созерцание................................................................................................ 56

ЧАСТЬ 4, в которой рассказывается о некоторых способах и приемах

выхода на песочное поле и работе с ним............................................... 59

Страусиные манеры................................................................................. 60

Что бы вы хотели закопать..................................................................... 61

Спрячьте под слоем песка то, что вам не нравится............................... 63

Выберите фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создайте на песочном поле

композицию из них.................................................................................. 65

Выберите здесь «себя » и найдите свое место ...................................... 68

Место под солнцем.................................................................................. 70

Создайте сюжет битвы.............................................................................. 71

Путь в песках............................................................................................ 74

ЧАСТЬ 5, где говорится, что кроме внешних планов есть еще вибрационное

восприятие песочного пространства........................................................ 77

Эмоциональное восприятие поля............................................................ 78

Энергетика песочной картины.................................................................. 80

Прожить жизнь на песочном поле........................................................... 87

ЧАСТЬ 6, в которой можно прочесть о том, что композиция и цвет влияют

на внутреннее состояние и отражают это состояние на песочном поле 95

Композиция пространства........................................................................ 96

Ритм песочного сюжета.......................................................................... 104

Равновесие............................................................................................... 106

Золото на синем....................................................................................... 111

ЧАСТЬ 7: немного о любви, немного о жизни и о песке с водой......................... 117

Эмоциональный огонь........................................................................... 118

Изложение на прожитую тему............................................................... 121

Мираж...................................................................................................... 126

Ритуалы................................................................................................... 129

ЧАСТЬ 8, в которой говорится о прописных истинах, имеющих

непосредственное отношение к человеку.............................................. 133

Состояние................................................................................................ 134

Мирное сосуществованием конфликты................................................ 140

Песочные тексты..................................................................................... 142

Жизнь как любовь.................................................................................. 149

Творчество как необходимость............................................................. 156

ЧАСТЬ 9 про завершение работы на песочном поле и немного лирики.............. 161

Море........................................................................................................ 162

История моей души................................................................................ 165

Что мы выбираем................................................................................... 168

Завершение.............................................................................................. 174

Послесловие............................................................................................ 176

ПРИЛОЖЕНИЕ. Иллюстрации некоторых композиций ..................................... 177

Литература............................................................................................... 202

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я, Галина Эль, автор книги «Человек, играющий в песок», прак­тикуя психологические техники, пришла к очень интересному за­ключению, которым хочу поделиться. Вот какой парадокс происхо­дит в работе психолога. Освоив психологические приемы и методы, психолог начинает применять их на практике. Для применения тех­ник психологу нужны пациенты, то есть люди нездоровые, нуждаю­щиеся в помощи. После нескольких лет работы я поняла, что я ищу таких людей, мне нужны клиенты, чтобы я им помогла, применив техники NLP. Когда я пришла к пониманию, что мне гораздо больше нужны люди беспомощные, я оставила практику психологии на це­лый год и погрузилась в глубокие размышления. Чтобы продолжать деятельность психолога, я даю запрос, что мне нужны пациенты, и я их получаю, — то есть я постоянно нуждаюсь в людях нездоровых. Мысль эта не давала мне покоя. Я своей деятельностью провоцирую то, чтобы люди были недостаточно хороши, а я помогу им сделаться цельными, здоровыми, уверенными. Я понимала, что участвую в ми­ровом процессе «создания» нужных мне людей.

Мысль материальна, и космос отвечает мыслям, чувствам и жела­ниям. И нездоровые люди будут появляться, чтобы потом быть исце­ленными. Я чувствовала, что здесь что-то не так. Мне не нужна была такая провокация. В результате раздумий я поняла, что хочу совсем другого. Люди рождаются цельными, готовыми радоваться жизни, проявлять активность чувств, мыслей и действий.

Пройдя путь общения с родителями и учителями современной школы, где их буквально заковывают, пригвождают к парте, к тради­циям, к семейной иерархии, дети, став взрослыми людьми, теряют данные им изначально силу и мудрость. Вернее, не теряют: ее пере­крывает система взаимоотношений, принятая в обществе и семье. Задача взрослого человека — найти самого себя.

Хорошо, если он себя не терял. Родители, которым удалось сохра­нить и свою целостность и целостность своего ребенка, достойны высшей награды. Задача психолога — снять перекрытия и освободить душевные силы человека. Не имея опыта общения с подсознанием.



Предисловие

человек не знает, где у него стоит барьер между ним и его стремлени­ями, что препятствует его пути, какой камень лежит на его душе, что нужно убрать, чтобы сделать путь развития свободным. Современ­ные техники направлены именно на то, чтобы человек узнал, как сформировано его подсознание, какие у него взаимоотношения с сознанием. На данном этапе я создала «Школу практической психо­логии», где знакомлю людей с практиками NLP и песочной терапи­ей. Эти практики позволяют заглянуть в глубины разума, и глубже — в чувства, и глубже — в предчувства и далее в подсознание, и далее, насколько готов человек погружаться.

ЧАСТЬ 1,

в которой рассказывается о песке как о метафоре жизненных внутренних и внешних процессов

ЧЕЛОВЕК, ИГРАЮЩИЙ В ПЕСОК

Тайна песка в том, что он раскрывает тайны.

Песочная игра позволяет окинуть взором собственное подсозна­ние и без болтовни социально воспитанного мозга, без лжи и при­творства увидеть свои плюсы и минусы. Плюсы можно усилить, а ми­нусы изменить. В этой чудесной возможности сокрыты сокровища мирового разума. Песочные волны податливы и изменчивы. Они про­пускают через руки то, что не слышит сознание.

Песок послушен. Он при мет ту форму, которую захотели вы. И под руками он будет перетекать, пока не станет абсолютно созвучным с вашим состоянием, вашим видением. Он ляжет картой Таро, но не случайной, а рукотворной. И вы можете лицезреть свое прошлое, свое настоящее и свое будущее. Затем вы примете решение, как выстро­ить себя, или ничего не меняя, сохранить те ресурсы, которые вам обозначило песочное поле.

Представьте, что вы на берегу моря. Тепло. Что вы построите из песка? То, чему однажды уже научились, — замки из капель мокрого песка. А из сухого? Сделаете дороги или зароете кого-нибудь в пе­сок, оставив одну только голову на поверхности. А может, посадите цветочки или сухие палочки, обозначающие деревья. Сделаете скульптуры, простирающиеся по горизонтали, или начертите круги и спирали, а можно что-нибудь еще. Сердце, пронзенное стрелой, или «я + мой дорогой человек». Никто не пишет: «я — (минус) мой нелюбимый». Стараются запечатлеть любимые события и состояния. Все правильно. Пройдитесь по раскаленному песку до берега моря и, коснувшись охлажденного песка, получите незабываемые впечатле­ния. Еще более незабываемые впечатления можно получить на сеан­се песочной терапии.

«Я собирала в корзинку фигурки, стоящие на полках, те, которые мне нравились, из которых я собиралась строить песочную страну. И вдруг заметила, что мне нравятся только черные фигурки. „Что ж это я? Выберу и цветные". Я взяла желтенькое „не пойми что". По­том я набрала много домиков, животных, деревьев, пароходик, посу­ду и только потом людей. Может, потому что я разочарована в них?

Человек, играющий в песок



А может, в себе. Но вот что меня удивило больше всего. Расставив дома, я увидела, что количество их совпадает с числом моих детей. А в руках у жителей этих домов инструменты и предметы, которые меня интересуют, например, гитара или книга. В один из домиков я не поселила никого, а только это желтенькое существо. Я спросила у психолога: „Что это за дом? Почему в нем никто не живет?" „Это храм, — ответила она, — в нем живет душа". „А что же это желтень­кое?" Я взяла маленькую мягкую фигурку. Это оказалась пчелка. А бо­лее всего меня поразило то, что, уже построив городок, я сказала, что жителям нужен храм, и поставила на высоком берегу озера огром­ный храм, а храм-то уже был. Он уже стоял среди домиков, принад­лежащим жителям, которыми оказались мои дети. Я его не заметила, я не видела его, но подсознание видело. Мне стало спокойно, будто я смотрела, как внутри меня течет мое время».

Играя в песочнице, человек, также играя, входит в свой мир таин­ственного подсознания. Нет гипноза, нет страха перед вопросами пси­холога, есть поле и множество фигурок, среди которых каждый най­дет подходящие. Поэтому вовлечение в игру с собой — момент очень важный — становится доступным любому. Каждый человек находит то, что ему нужно в данное время. Это похоже на ритуал инициации, который человек проводит сам по своему чуткому повелению.

Наши рекомендации